Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М а к с и м а л ь н ы е н а п р я ж е н и я имеют место на внутренней цилиндрической поверхности отверстия, причем эти напряже ­

ния о к р у ж н ы е нормальные:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а -

 

= £ ! [ г 2 2 ( 3 + ^ 1 ) + г . 2 ( 1 - ц ) ] .

 

 

 

(106)

 

-max

4 g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а д и а л ь н ы е

ж е

н а п р я ж е н и я

здесь

несущественны

и

всегда

меньше о к р у ж н ы х .

М а к с и м у м а они

достигают

на

радиусе

ґо=Уі"іГ2 :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

» , ю - 3 4 1 '

 

 

 

 

 

 

 

 

(107)

Когда

диск

с отверстием

стремится по формуле к тонко­

му ободу,

т.

е.

Г ! - У Г 2 , в ы р а ж е н и е

(106)

о б р а щ а е т с я

в

уже

известное

нам

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

а (107) о б р а щ а е т с я

в 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и

стремлении

ж е радиуса

отверстия

к

0

в ы р а ж е н и е

д л я о к р у ж н ы х

нормальных

н а п р я ж е н и й

не

приводится

к

виду д л я диска

без

отверстия,

оно

имеет

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 +

и

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

g

 

 

 

 

 

 

 

 

что вдвое

больше

значения

напряжений

в той ж е

точке

для

дисков без отверстия. Отсюда очевидна та опасность, которую

представляют

д а ж е очень

м а л ы е дефекты в заготовке

быстро-

в р а щ а ю щ и х с я

маховиков

без

отверстия . П р и в р а щ е н и и

диска

эти микроскопические

отверстия увеличиваются,

к а к

бы

ра­

стягиваются, и напряжени-я на поверхности отверстия

бывают

очень значительными .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И л л ю с т р а ц и е й этого,

на

первый в з г л я д

парадоксально ­

го, явления м о ж е т служить

следующий опыт. Н а т я н у в

рези­

новую пленку на цилиндрическое отверстие, например

 

на

горлышко

банки,

получим

некоторую аналогию в р а щ а ю щ е г о ­

ся

упругого диска

без отверстия. Теперь проколем

эту

пленку

в

центре самой

тонкой

булавкой — отверстие

тотчас

ж е

ра­

зойдется и образует окружность, значительно

п р е в ы ш а ю щ у ю

предполагаемый

прокол. Аналогично и во в р а щ а ю щ е м с я

с оп­

ределенной

(не

с

нулевой) скоростью д и с к е 'не .может

 

быть


бесконечно малого отверстия. Таковое возможно (и то теоре­ тически) только в покоящемся диске. Отсюда следует, что при посадке маховика с натягом на вал с приобретением ско­ рости отверстие расширяется и маховик может «высвобо­ диться».

 

§

3.

Д и с к равного сопротивления

 

 

 

 

 

 

 

 

При рассмотрении дисков постоянной толщины выяс ­

нилось,

что н а п р я ж е н и я

в них распределены по радиусу

весь­

ма

неравномерно .

П р и

этом

часть

м а т е р и а л а

диска

недо-

напряжена .

Определим

такую

форму

в р а щ а ю щ е г о с я

диска,

при

которой

стт =

а г = с г = c o n s t .

 

 

 

 

 

 

 

Воспользуемся

выведенным

ранее уравнением

совмест­

ности

(94). Р а с с м а т р и в а я равновесие

того

ж е

элемента

дис­

ка,

но у ж е переменной

толщины,

получим

аналогичное

урав ­

нение, в которое входит толщина

h:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d J ^ f ) _ 3

h + - I « A « h = 0.

'

 

 

 

 

 

 

dr

 

 

g

 

 

 

 

П о л о ж и м в этом уравнении a r

= o _ = c r = c o n s t ,

получим

диф ­

ференциальное уравнение д л я функции h (г) :

- ^

+ ^ - -

ш - = 0.

dr

g

о

И н т е г р а л этого уравнения и представляет собой формы диска равного сопротивления:

h = h ^ p ( - I | r ) '

уравнение

< 1 0 8 >

где ho — толщина диска

в центре.

 

 

 

И з

уравнения

(108)

следует, что форма

диска

равного

сопротивления зависит от окружной скорости

вращения

дис­

ка и и

при

и = 0

о б р а щ а е т с я

в диск постоянной

толщины .

Кроме

того,

по н а р у ж н о м у контуру диска д о л ж н а

быть

при­

л о ж е н а

р а д и а л ь н а я

нагрузка,'

в ы з ы в а ю щ а я

н а п р я ж е н и е а.

Это условие обычно приближенно выполняется созданием не­ большого обода по периферии диска .

П р и высоких угловых скоростях и небольших допускае ­

мых н а п р я ж е н и я х

величина h м о ж е т

стать весьма

малой .

Приведем значения

соотношений между

величинами

толщины

10*

147


диска

в центре и на периферии при допустимом напряжении

2500

кГ/см2

(табл .

5) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

Окружная скорость,

м/сек

200

400

600

800

ho/h

 

 

 

1.9

12,9

310

27500

Столь

быстрое

.возрастание

отношения

ho/h и

явля ­

ется фактическим ограничителем повышения окружной ско­

рости

в р а щ е н и я

монолитных маховиков .

 

§

4.

Расчет

полых

маховиков

 

 

 

 

Д л я создания

маховика

с переменным

моментом

инерции

многими

изобретателями

п р е д л а г а л а с ь

конструкция,

п р е д с т а в л я ю щ а я

полый цилиндр,

заполняемый

ж и д к о с т ь ю

(например, водой или ртутью) . Н е с м о т р я на множество не­

достатков таких маховиков, они принципиально

применимы

при м а л ы х угловых скоростях вращения . Создание

высоко­

прочных

армированных

оболочек

 

расширяет

возможности

этих маховиков . К р о м е

того,

на подобном

принципе

основан

р я д второстепенных устройств

д л я

инерционных

аккумулято ­

ров (например, динамических уплотнений) .

 

 

 

 

Н и ж е приводится

расчет

н а п р я ж е н и й

в

цилиндрической

стенке

в р а щ а ю щ е г о с я

б а р а б а н а , наполненного

жидкостью

(рис. 77). Ввиду того что угловая

скорость

б а р а б а н а

о> весь­

ма велика, можно принять поверхности равного

давления в

жидкости

цилиндрическими .

 

 

 

 

 

 

 

 

Д а в л е н и е жидкости по образующе й

цилиндра равно:

 

 

Р - 2 ^ ( Г 2 2 " Г ' 2 ) с й 2 '

 

 

 

 

 

где Г ] и г 2 — соответственно радиусы

цилиндрических

поверх­

ностей

жидкости и

стенки б а р а б а н а ;

уо—удельный

вес ж и д ­

кости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К давлени ю жидкости следует

прибавить

распределенную

нагрузку

от сил инерции, интенсивностью

q:

 

 

 

 

 

 

 

п

= Г , ОШ2

 

 

 

 

 

 

 

где б — толщина стенки

g

"

 

 

 

 

 

 

 

б а р а б а н а .

 

 

 

 

 

 

 

148


Рис.

77.

Схема

к

расчету

полого

маховн-

 

ио

 

 

 

С у м м а р н ое давление:

 

 

 

p0 = p + q =

4 £ - ( г22

—r,2 )co2 +-r- г 2 5«,

а .

(109)

 

2g

g

 

 

Решение этой

задачи

по маментной теории весьма

слож ­

но, поэтому с некоторым приближением можно довольство­

ваться

решением,

 

соответствующим безмоментной

теории.

В этом случае напряжение а_

в меридиональном сечении ба­

рабана

равно:

 

 

 

 

 

 

 

_

РоГ-2

_

 

Yo(r2 2 —гі2 ) г2 со2

«"'г,*.

(ПО )

 

'•

3

 

 

2go

+

 

 

 

 

 

 

Н а п р я ж е н и е

в нормальном

сечении

 

 

 

 

 

 

=

Р

у о с о 2 ( г 2 2 - г , 2 ) 2

С П )

 

 

 

" п

 

2 яг.8

8 g3 г,

 

 

 

 

 

 

 

где Р — равнодействующая сил давления

на крышку

б а р а б а ­

на:

 

 

г-,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

=

-f

 

T ^ ( r 2 - r . 2 ) 2 K r d r = ^ ( r 2 2 - r i 2 ) W .

 

 

 

 

Г[

 

°

ь

 

 


С л е д у ет учесть, что наибольшие отклонения от реальных

значений

в

случае

пользования безмоментной

теорией

будут

н а б л ю д а т ь с я

в зонах, п р и л е ж а щ и х к местам

присоединения

крышек .

 

 

 

 

 

§ 5.

Ускоряющийся диск

 

 

 

постоянной

толщины

 

 

 

Ускорение

( з а м е д л е н и е ) — с а м ы й характерный

про­

цесс в работе маховиков инерционных аккумуляторов . В со­

стоянии

равномерного в р а щ е н и я м а х о в и к може т

находиться

л и ш ь в частном случае. Обычно угловые ускорения

маховиков

невелики

и не в ы з ы в а ю т ощутимых н а п р я ж е н и й в

нем. Одна­

ко в некоторых случаях, например при интенсивной рекупера­ ции энергии, при аварийном торможени и маховика и пр., ве­

личины угловых

ускорений могут

быть

значительными .

 

 

Р а с с м о т р и м

н а п р я ж е н н о е

состояние

ускоряющегося

дис­

ка постоянной толщины h, изготовленного

к а к одно

целое

с

валом . З а м е н и м

действие в а л а

на диск

нормальным и

и

ка­

сательными силами, а сам диск

нагрузим

двумя

системами

инерционных сил, п о р о ж д а е м ы м и

центростремительными

и

тангенциальными ускорениями . Интенсивность этих сил со­

ответственно

равна :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д і

= - ї - ю

. г >

 

 

 

(112)

 

 

 

 

 

1

g

dt

 

 

 

 

 

Р а с с м о т р и м

диск

под действием раздельн о

приложен ­

ных

систем

сил.

 

 

 

 

 

\

 

 

П е р в а я

 

з а д а ч а решается

по ранее

выведенным

форму­

л а м

(99) и

(100). Д л я определения

постоянных

интегрирова­

ния

Q

и С 2

воспользуемся следующими

граничными условия­

ми: при

г = Г ]

ui = 0;

при г = Г г о > = 0 . С

учетом

этого

имеем:

 

 

 

 

С ' Г і

+

г,

8 Г Г ^

g

1 '

 

 

 

 

 

 

С ,

 

С ,

3 +

jx

7

 

 

 

 

 

1 — {J*

(1 -Ь |x)r,2

8 Е

 

 

 

С достаточным приближение м полагае м и . = '/з;