ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 33
~ |
= - R |
sin Є sin Ф с о 2 + R cos |
Є cos |
O U > W P + |
|
|
|||||
|
ut'J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-f-R cos 9 sin Ф ~ - |
-f-R cos 0 cos |
OcoWp— |
|
|
|
||||||
—R |
|
sin 0 sin d>Wp2+R |
sin |
0 cos |
Ф |
|
. |
|
(169) |
||
Теперь, |
|
считая скорость |
процессии |
постоянной |
^ ^ - P = o j , - |
||||||
рассмотрнм |
|
уравнение |
(169) |
применительно |
к |
момен |
|||||
ту времени, |
когда ось собственного в р а щ е н и я |
Z' |
совпадает |
с |
|||||||
осью Z. В |
этот момент угол Ф равен нулю, а |
с о с т а в л я ю щ и е |
|||||||||
ускорения |
материальной частицы по осям X и Y |
находятся |
в |
||||||||
плоскости |
|
іма-ховика |
и обусловливают |
|
•возникновение |
в н е м |
внутренних р а д и а л ь н ы х и тангенциальных усилий. Ч т о ка
сается |
составляющей |
ускорения, направленной |
по оси Z, то |
|||||||
она как |
раз и являетс я |
единственным |
ускорением, |
которое |
||||||
д о л ж н о создаваться внешним прецессионным моментом . |
И з |
|||||||||
уравнени я |
(169) получим, что при |
у к а з а н н ы х |
условиях |
это |
||||||
ускорение |
равно: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ - = 2 R c o s 6 a > W p . |
|
|
|
(170) |
|||
Д а н н а я с о с т а в л я ю щ а я |
|
ускорения |
материальной |
частицы |
||||||
представляе т собой кориолисово ускорение. |
|
|
|
|||||||
Сила, |
в ы з ы в а ю щ а я |
это ускорение |
материальной |
частицы |
||||||
массы dm, д о л ж н а |
быть: |
|
|
|
|
|
||||
|
|
dF = dm - ^ - 2 dmR cos |
0coWp . |
|
|
(171) |
||||
Момент этой силы относительно оси Y определим умно |
||||||||||
жение м |
ее на расстояние |
R cos 0 частицы от оси .Y: |
|
|
||||||
|
|
dL==dFR cos 0 = 2 dmR 2 cos2 |
©соWP . |
|
|
(172) |
||||
Е с л и принять, как это было сделано раньше, что вся |
мас |
|||||||||
са М маховика равномерно распределена по окружности |
ра |
|||||||||
диуса R, то м е ж д у |
элементарной массой dm и бесконечно |
ма |
||||||||
л ы м углом |
d© существует с л е д у ю щ а я |
зависимость: |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
dm |
= |
е в . |
|
|
|
|
(173) |
П о д с т а в ив уравнение (173) в уравнение (172), получим выражени е
|
|
|
|
|
|
J L = |
— M R W j , |
cos2 |
0 d 8 , |
|
|
|
|
|
(174) |
||||
которое после |
интегрирования |
|
по |
всей |
окружности, |
т. е. от |
|||||||||||||
0 = |
0 до 6 = |
2я, |
примет вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L |
= |
- L M R 2 ( B W P \ c o s 2 6 d 0 = MR 2 i . )W i ) . |
|
|
|
(175) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этот результат можно было бы получить |
|
т а к ж е |
|
и из |
|||||||||||||
уравнения |
(172) |
без |
|
интегрирования, |
р а с с м а т р и в а я |
попар |
|||||||||||||
но |
м а т е р и а л ь н ы е |
частицы, расположенны е |
под углом |
90° друг |
|||||||||||||||
к |
другу. К а ж д о й |
материальной |
частице |
массы |
dnii |
с |
поляр |
||||||||||||
ным |
углом |
9 |
|
соответствует д р у г а я |
частица |
равной |
массы |
||||||||||||
dm 2 |
с полярным |
углом |
0 + 9 0 ° . Момент |
d L i 2 , необходимый |
|||||||||||||||
для |
создания |
д в и ж е н и я |
этой п а р ы |
частиц |
(dmi и d m 2 ) , |
с.тре |
|||||||||||||
буемым ускорением определим по формуле: |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
d L 1 2 = 2 R 2 u ) W P |
[dm , cos2 |
0 + d m 2 c o s 2 ( 0 + 9 0 ° ) ] |
= |
|
|||||||||||||
|
|
= 2 R 2 c o W p ( d m 1 c o s 2 0 + d m 2 |
s i n 2 |
0 ) = 2 R 2 ( o W p d i n . |
|
|
(176) |
||||||||||||
|
|
Та к ка к вся масса М маховика слагается из масс ука |
|||||||||||||||||
занных спаренных частиц, то |
полный прецессионный |
момент |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
L = |
2 R 2 ( o W p - ^ - = M R 2 |
c o W P , |
|
|
|
|
|
|
(177) |
||||||
т. е. равен моменту, определяемому уравнением |
|
(175). |
|
||||||||||||||||
|
Уравнение |
(175), |
выведенное на основании |
второго |
зако |
||||||||||||||
на |
Ньютона, |
в ы р а ж а е т |
основной |
закон прецессии. |
|
|
|
|
|||||||||||
|
§ |
2. Гироскоп |
в карданном |
подвесе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Р а с с м о т р и м гироскоп в |
к а р д а н н о м |
Подвесе |
(рис. 97). |
||||||||||||||
Воспользуемся |
основным законом |
прецессии, |
чтоб |
выяснить, |
|||||||||||||||
как будет прец'ессировать такой гироскоп при действии |
на |
||||||||||||||||||
него |
внешнего |
момента . Н а рис. 97 ось Z |
совпадает |
с |
осью |
||||||||||||||
собственного |
в р а щ е н и я маховика |
(ротора |
гироскопа), |
ось |
|||||||||||||||
X — с осью |
в р а щ е н и я |
внутренней |
р а м к и |
подвеса |
и |
ось Y — |
|||||||||||||
с осью в р а щ е н и я наружной рамки подвеса. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Внешний |
момент, |
действующий |
относительно |
оси |
враще - |
г
Рас. 97. |
Гироскоп |
в- кардановом |
подвесе: |
1 — наружная |
рамка, |
2 — внутренняя |
рамка. |
ния какой-либо из |
р а м о к к а р д а н о в а |
подвеса |
(наружной |
или |
внутренней), не может изменить скорость собственного |
вра |
|||
щения гироскопа, |
а следовательно, и |
величину |
Н . О д н а к о |
та |
кой момент вызывает прецессию гироскопа относительно оси
вращения другой рамки к а р д а н о в а |
подвеса. Р а н е е было |
|
уста |
||||
новлено, что скорость |
прецессии |
W p |
по величине равна |
внеш |
|||
нему моменту L, |
деленному на |
кинетический момент |
Н, |
т. е. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
(178) |
З а м е т и м , однако, |
что |
э т а _ ф о р м у л а |
справедлива л и ш ь |
в |
том |
||
случае, если векторы |
Н, L и ось прецессии взаимно |
перпен |
|||||
дикулярны . |
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим, что произойдет с гироскопом в кардановом
подвесе с |
внутренней |
рамкой, отклоненной на угол Ф от свое |
||||||||||
го нормального положения, |
при |
котором |
она |
перпендикуляр |
||||||||
на к наружной рамке, если |
к узлу внутренней |
р а м к и с |
рото |
|||||||||
ром п р и л о ж и т ь со стороны наружной р а м к и момент L, на |
||||||||||||
правленный |
по оси |
X. П р и |
этом |
на н а р у ж н у ю р а м к у |
будет |
|||||||
действовать |
реактивный |
момент, |
равный по |
величине, |
но |
|||||||
противоположный по |
направлению моменту L. Он |
нагрузит |
||||||||||
ее подшипники р а д и а л ь н ы м и |
силами, л е ж а щ и м и в |
плоскости |
||||||||||
Y — Z . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В данном случае_целесообразно представить вектор кине |
||||||||||||
тического |
момента |
Н |
в виде суммы двух векторов, равных |
|||||||||
его составляющим |
по |
осям |
Y и |
Z. С о с т а в л я ю щ а я |
Н по |
оси |
||||||
Y равна |
— Н sin Ф, |
а |
его |
с о с т а в л я ю щ а я |
по |
оси |
Z |
равна |
||||
Н cos Ф. В результате |
действия момента |
— Н sin Ф |
подшипни |
|||||||||
ки наружной |
р а м к и |
будут |
н а г р у ж а т ь с я |
р а д и а л ь н ы м и |
сила- |
13* |
k |
195 |
ми, |
л е ж а щ и м и |
в плоскости |
X — Y . В |
результате действия 'Мо |
||||||||
мента |
на |
составляющую |
Н cos |
Ф гироскоп, согласно |
осноп' |
|||||||
ному |
закону прецессии, |
будет |
прецессировать вокруг |
оси |
ї |
|||||||
со |
скоростью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Подобным |
ж е |
образом |
момент, |
приложенный |
к |
наруж |
|||||
ной |
р а м к е |
по |
оси |
Y, действуя на с о с т а в л я ю щ у ю Н cos |
Ф, вы |
|||||||
зывает прецессию |
гироскопа |
относительно оси X CG |
скоростью |
|||||||||
|
В этом случае вектор момента |
L п а р а л л е л е н |
составляю |
|||||||||
щей Н sin Ф кинетического |
момента |
и поэтому не |
может |
из |
менять ее направление . Если реактивный момент обозначить
через L r , |
то д л я предотвращения |
поворота |
|
наружной |
рамки |
||||||||||||
величина |
L r cos |
Ф д о л ж н а |
быть |
равна |
L. |
В е р т и к а л ь н а я |
со |
||||||||||
с т а в л я ю щ а я |
L,. sin Ф |
будет |
восприниматься |
подшипниками |
|||||||||||||
наружной рамки . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Р а с с м о т р и м явления, возникающие при изменении ско |
|||||||||||||||||
рости собственного |
в р а щ е н и я |
гироскопа. |
О б о з н а ч и м : |
L„, — |
|||||||||||||
момент, |
п о р о ж д а е м ы й |
гиромотором |
при |
разгоне |
ротора; |
||||||||||||
L y — с о с т а в л я ю щ а я |
L m |
по |
осп |
наружной р а м к и |
карданова |
||||||||||||
подвеса; |
L z - — с о с т а в л я ю щ а я |
L m |
по |
оси |
Z, |
|
воспринимаемая |
||||||||||
подшипниками наружной р а м к и к а р д а н о в а подвеса. |
|
|
|||||||||||||||
Используем |
выражение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
L ^ L y ^ L ^ s i n |
Ф. |
|
|
|
у |
(І81) |
||||||||
Подставив |
уравнение |
(181) |
в уравнение |
(180), получим': |
|||||||||||||
или |
|
|
w |
" - - & 5 r ! ' |
|
|
|
|
|
|
( , 8 2 ) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W p |
x |
= |
- |
b ^ |
_ . |
|
|
|
|
|
|
(183) |
||
Уравнение |
(183) |
|
показывает, |
что |
скорость |
прецессии, |
|||||||||||
с о з д а в а е м а я |
моментом |
гиромотора |
при |
разгоне |
ротора, |
пря |
|||||||||||
мо пропорциональна |
|
тангенсу |
угла |
отклонения |
внутренней |
||||||||||||
р а м к и от |
ее нормального |
положения . |
|
|
|
|
|
|
§ |
3. |
Нутация |
|
|
|
|
|
|
Колебательное движение оси |
гироскопа |
(или |
его ну |
|
тация) |
обусловлено переходом энергии |
вращательного |
д в и ж е |
|||
ния |
от |
одной оси к а р д а н а подвеса |
к |
другой |
его оси. Оно |
может существовать неограниченно долго, пока не будет по
гашено силами |
трения в подшипниках |
к а р д а н о в а подвеса |
'или |
за счет какого |
-либо другого процесса, |
способствующего |
рас |
сеянию энергии. Чтобы амплитуда нутации была "минималь
ной, частота нутации д о л ж н а быть |
высокой. Высокая частота |
|
нутации наблюдается ,в тех случаях, когда численное |
значение |
|
кинетического момента Н велико |
по сравнению со |
значения |
ми моментов инерции подвеса с ротором относительно осей подвеса.
Чтобы определить частоту нутации f„/ рассмотрим |
про |
|||||||||||
стой трехстепенный гироскоп. Пользуясь основным |
законом |
|||||||||||
прецессии, м о ж е м з а п и с а т ь ч с л е д у ю щ и е уравнения: |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(184) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(185) |
где L.v — момент, |
действующий |
относительно |
оси |
X; |
L y — |
|||||||
момент, |
действующий |
относительно |
оси |
Y; |
W* — скорость |
|||||||
прецессии относительно оси X; W y |
— скорость |
прецессии от |
||||||||||
носительно |
оси |
Y; |
Н — кинетический |
момент |
гироскопа. |
|||||||
В уравнении |
(185) перед |
L y поставлен минус, |
так |
к а к поло |
||||||||
жительными |
считаются |
только |
те |
величины, |
направления |
|||||||
векторов которых, в соответствии с правилом |
буравчика, |
|||||||||||
совпадают с положительным направлением какой - либо |
из |
|||||||||||
координатных |
осей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Обозначим: |
L x — момент инерции |
ротора |
и внутренней |
|||||||||
р а м к и к а р д а н о в а |
подвеса |
относительно |
оси X; |
|
Lv—момент |
|||||||
инерции ротора, внутренней и наружной |
р а м о к |
к а р д а н о в а |
||||||||||
подвеса |
относительно |
оси Y; f n — частота |
нутации. |
|
|
|||||||
По |
второму |
закону Ньютона |
д л я вращательного д в и ж е |
|||||||||
ния имеем: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
U=lxWx, |
|
|
|
|
|
(186) |
|
|
|
|
|
|
L v |
= lyWv. |
|
|
|
|
|
(187) |
О б ъ е д и н я я |
уравнения |
(184) |
и |
(186), а т а к ж е |
уравнения |
|||||||
(185) и |
(187), |
получим: |
|
|
|
|
|
|
|