ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 33
|
|
bWy |
= \xWx, |
|
|
|
|
|
|
(188) |
|||
|
|
HWx=-lyWy. |
|
|
|
|
|
|
|
|
(189) |
||
После решения |
уравнения |
|
(189) |
относительно |
W K |
най |
|||||||
дем: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
..жь^Л |
||
|
|
W x = = |
t |
t . |
|
|
|
|
|
(190) |
|||
П р о д и ф ф е р е н ц и р о в а в |
уравнение |
(190) |
|
один ра з |
по |
вре |
|||||||
мени, получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\\7Х -_: _ . - к |
l |
V |
/ y . |
|
|
|
|
|
(19,) |
||
Подставив |
это |
в ы р а ж е н и е |
в |
уравнение |
(188), |
имеем: |
|
||||||
|
H W y |
|
|
^ у - |
|
|
|
|
|
О 9 2 |
) |
||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. < 1 М > |
|
|
П о л а г а е м , |
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W„ = |
K s i n s t , |
|
|
|
|
|
(194) |
||||
где К — некоторая |
постоянная, |
|
s — круговая частота |
|
нута |
||||||||
ции, которая связана с частотой |
|
нутации |
f„, выраженной |
в |
|||||||||
герцах, соотношением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
s = 2 a l „ . |
|
|
|
|
|
|
|
(195) |
|||
Тогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W y = K s c o s |
st; |
|
|
|
|
|
(196) |
||||
|
|
F y = - K s 2 s i n |
st. |
|
|
|
|
|
(197) |
||||
Подставив |
в ы р а ж е н и я |
(194) |
|
и (197) |
в |
уравнение |
(193), |
||||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I x [у |
|
К sin |
st |
|
|
|
|
|
|
|
И з |
уравнений |
(195) |
и (199) следует, что частота нута |
|||||
ции |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д л я |
понимания |
явления |
нутации |
может быть |
полезным |
|||
следующее |
объяснение. |
П р и л о ж и м |
относительно |
оси |
Y |
|||
мгновенный |
момент |
L i . Этот |
момент |
заставит гироскоп |
пре- |
цессировать вокруг оси X с угловой скоростью Wpi, которая
будет |
н а р а с т а т ь |
от |
нуля. |
П р и этом, вследствие инерции |
рото |
||||||||
ра и |
внутренней |
р а м к и |
к а р д а н о в а |
подвеса, |
появится |
|
реак |
||||||
тивный |
момент L2, действующий в направлении, |
|
противопо |
||||||||||
л о ж н о м направлению прецессии. Момент |
L 2 |
вызовет |
прецес |
||||||||||
сию относительно |
оси Y |
с н а р а с т а ю щ е й |
от |
нуля |
скоростью |
||||||||
WP 2- Из - за инерции рамок подвеса и ротора |
появится |
реак |
|||||||||||
тивный |
момент |
L 3 , |
|
который вызовет |
прецессию |
относительно |
|||||||
оси X |
|
со скоростью |
Wj, 3 , |
противоположной |
по |
направлению |
|||||||
скорости Wpi . В результате всех этих явлений |
конец |
оси |
|||||||||||
собственного вращения будет описывать эллипс, |
а |
сама |
эта |
||||||||||
ось — эллиптический |
конус. Р а з м е р ы эллипса |
зависят |
от ве |
личины моментов инерции 1Х и 1у, кинетического Н и прило
женного |
моментов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
П р и |
запуске |
гироскопа |
явление |
нутации |
создает |
порой |
||||||
н е м а л ы е затруднения . В начале запуска кинетический |
момент |
||||||||||||
гироскопа Н еще мал вследствие |
того, что |
незначительна ско |
|||||||||||
рость собственного |
вращения, |
а |
величина |
момента |
L m |
макси |
|||||||
мальная . Угол Ф при запуске |
обычно не равен нулю. Все |
||||||||||||
это |
обусловливает |
значительную |
амплитуду |
и |
небольшую |
||||||||
частоту |
возникающих при запуске |
нутационных |
колебании |
||||||||||
оси собственного вращения . По |
мере увеличения |
скорости |
|||||||||||
собственного |
в р а щ е н и я |
величина |
И |
растет, |
вследствие |
чего, |
|||||||
к а к |
видно из |
формулы |
(200), повышается |
частота нутации. |
Когда частота нутации достигает значения, равного резонанс ной частоте конструкции карданова подвеса, возникают меха нические вибрации, которые могут вывести установку из строя, если это обстоятельство не было учтено при конструи ровании гироскопа.
§ 4. Стабилизационные свойства гироскопа
Рассмотрим |
двухстепенный гироскоп, используемый |
в стабилизированных |
п л а т ф о р м а х . Схема его представлена на |
рис. 98. |
|
|
Рис. 98. Схема гироскопа для стабилизиро |
||||
|
вания платформ: / — датчик |
момента, 2 — дат |
|||
|
чик угла, 3 — выходная ось, |
4 — входная ось. |
|
||
Двухстепенный гироскоп м о ж е т |
поворачиваться вокруг |
||||
выходной |
оси; относительно входной |
оси он у д е р ж и в а е т с я в |
|||
з а д а н н о м |
положении системой |
автоматической |
коррекции. |
||
Двухстепенный гироскоп вместе |
с |
платформой |
обеспечивает |
стабилизацию относительно одной оси. Применив два или три
двухстепенных гироскопа, можно |
осуществить |
стабилизацию |
||||||||
п л а т ф о р м ы относительно |
двух или |
трех взаимно |
|
перпендику |
||||||
л я р н ы х |
осей: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим, |
к а к |
стабилизируется п л а т ф о р м а . |
Стабилиза |
|||||||
ция относительно |
осей |
внутренней и наружной р а м о к |
осущест |
|||||||
вляется гироскопами, у которых - ось вращения |
|
р а м к и |
(ось |
|||||||
прецессии) |
перпендикулярна к плоскости п л а т ф о р м ы |
(на |
рис. |
|||||||
99 это левый и правый гироскопы), |
и сервомоторами |
внутрен |
||||||||
ней и наружной |
рамок . П л а т ф о р м а |
и з о б р а ж е н а |
в |
положении, |
||||||
когда |
ось |
собственного |
вращения |
левого гироскопа |
п а р а л - |
b
v
Рас. 99. Схема платформы, стабилизирован
ной отнис索ЛЬНО Земли: / — внутренняя рамка, .
2 — платформа, |
3 — двухстепенные |
гироскопы, |
4 — наружная |
рамка, '5 — акселерометры, 6 — |
сервомотор креповой рамки, 7 — сервомотор ...ази
мутальной |
оси, |
8 — сервомотор тангажной рам |
|
|
||
ки. |
|
|
|
|
|
|
л е л ь на оси внутренней |
рамки, |
а правого — оси |
наружной |
|||
рамки . |
|
|
|
|
|
|
П р е д п о л о ж и м , |
что |
по оси |
наружной р а м к и |
действует |
||
в о з м у щ а ю щ и й момент. Согласно закону прецессии |
он |
не |
смо |
|||
ж е т повернуть платформу, а вызовет прецессию левого |
гиро |
|||||
скопа относительно п л а т ф о р м ы ; правый гироскоп |
не |
прореа |
||||
гирует на этот момент. Прецессируя, гироскоп будет |
откло |
няться от своего нормального положения, вследствие чего его
датчик утла |
начнет в ы д а в а т ь сигнал. |
Этот сигнал через |
пре |
о б р а з о в а т е л ь |
координат (о нем будет |
сказано ниже) и |
уси |
литель подается на сервомотор наружной рамки, который на
чинает п р и к л а д ы в а т ь |
к ней момент, противоположный возму |
щ а ю щ е м у моменту и |
все возрастающий по мере возрастания |
угла прецессии. Когда момент сервомотора уравновесит воз мущающий момент, прецессия прекратится . В таком состоя
нии система |
будет оставаться до тех пор, пока действует |
воз |
м у щ а ю щ и й |
момент. В а ж н о , чтоб указанное равновесие |
на- |