Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

bWy

= \xWx,

 

 

 

 

 

 

(188)

 

 

HWx=-lyWy.

 

 

 

 

 

 

 

 

(189)

После решения

уравнения

 

(189)

относительно

W K

най­

дем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

..жь

 

 

W x = =

t

t .

 

 

 

 

 

(190)

П р о д и ф ф е р е н ц и р о в а в

уравнение

(190)

 

один ра з

по

вре­

мени, получим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\\7Х -_: _ . - к

l

V

/ y .

 

 

 

 

 

(19,)

Подставив

это

в ы р а ж е н и е

в

уравнение

(188),

имеем:

 

 

H W y

 

 

^ у -

 

 

 

 

 

О 9 2

)

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. < 1 М >

 

П о л а г а е м ,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W„ =

K s i n s t ,

 

 

 

 

 

(194)

где К — некоторая

постоянная,

 

s — круговая частота

 

нута­

ции, которая связана с частотой

 

нутации

f„, выраженной

в

герцах, соотношением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s = 2 a l „ .

 

 

 

 

 

 

 

(195)

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W y = K s c o s

st;

 

 

 

 

 

(196)

 

 

F y = - K s 2 s i n

st.

 

 

 

 

 

(197)

Подставив

в ы р а ж е н и я

(194)

 

и (197)

в

уравнение

(193),

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I x [у

 

К sin

st

 

 

 

 

 

 

 


И з

уравнений

(195)

и (199) следует, что частота нута­

ции

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

понимания

явления

нутации

может быть

полезным

следующее

объяснение.

П р и л о ж и м

относительно

оси

Y

мгновенный

момент

L i . Этот

момент

заставит гироскоп

пре-

цессировать вокруг оси X с угловой скоростью Wpi, которая

будет

н а р а с т а т ь

от

нуля.

П р и этом, вследствие инерции

рото­

ра и

внутренней

р а м к и

к а р д а н о в а

подвеса,

появится

 

реак­

тивный

момент L2, действующий в направлении,

 

противопо­

л о ж н о м направлению прецессии. Момент

L 2

вызовет

прецес­

сию относительно

оси Y

с н а р а с т а ю щ е й

от

нуля

скоростью

WP 2- Из - за инерции рамок подвеса и ротора

появится

реак­

тивный

момент

L 3 ,

 

который вызовет

прецессию

относительно

оси X

 

со скоростью

Wj, 3 ,

противоположной

по

направлению

скорости Wpi . В результате всех этих явлений

конец

оси

собственного вращения будет описывать эллипс,

а

сама

эта

ось — эллиптический

конус. Р а з м е р ы эллипса

зависят

от ве­

личины моментов инерции 1Х и 1у, кинетического Н и прило­

женного

моментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и

запуске

гироскопа

явление

нутации

создает

порой

н е м а л ы е затруднения . В начале запуска кинетический

момент

гироскопа Н еще мал вследствие

того, что

незначительна ско­

рость собственного

вращения,

а

величина

момента

L m

макси­

мальная . Угол Ф при запуске

обычно не равен нулю. Все

это

обусловливает

значительную

амплитуду

и

небольшую

частоту

возникающих при запуске

нутационных

колебании

оси собственного вращения . По

мере увеличения

скорости

собственного

в р а щ е н и я

величина

И

растет,

вследствие

чего,

к а к

видно из

формулы

(200), повышается

частота нутации.

Когда частота нутации достигает значения, равного резонанс­ ной частоте конструкции карданова подвеса, возникают меха­ нические вибрации, которые могут вывести установку из строя, если это обстоятельство не было учтено при конструи­ ровании гироскопа.


§ 4. Стабилизационные свойства гироскопа

Рассмотрим

двухстепенный гироскоп, используемый

в стабилизированных

п л а т ф о р м а х . Схема его представлена на

рис. 98.

 

 

Рис. 98. Схема гироскопа для стабилизиро­

 

вания платформ: / — датчик

момента, 2 — дат­

 

чик угла, 3 — выходная ось,

4 — входная ось.

 

Двухстепенный гироскоп м о ж е т

поворачиваться вокруг

выходной

оси; относительно входной

оси он у д е р ж и в а е т с я в

з а д а н н о м

положении системой

автоматической

коррекции.

Двухстепенный гироскоп вместе

с

платформой

обеспечивает

стабилизацию относительно одной оси. Применив два или три

двухстепенных гироскопа, можно

осуществить

стабилизацию

п л а т ф о р м ы относительно

двух или

трех взаимно

 

перпендику­

л я р н ы х

осей:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим,

к а к

стабилизируется п л а т ф о р м а .

Стабилиза ­

ция относительно

осей

внутренней и наружной р а м о к

осущест­

вляется гироскопами, у которых - ось вращения

 

р а м к и

(ось

прецессии)

перпендикулярна к плоскости п л а т ф о р м ы

(на

рис.

99 это левый и правый гироскопы),

и сервомоторами

внутрен­

ней и наружной

рамок . П л а т ф о р м а

и з о б р а ж е н а

в

положении,

когда

ось

собственного

вращения

левого гироскопа

п а р а л -



b

v

Рас. 99. Схема платформы, стабилизирован­

ной отнис索ЛЬНО Земли: / — внутренняя рамка, .

2 — платформа,

3 — двухстепенные

гироскопы,

4 — наружная

рамка, '5 — акселерометры, 6 —

сервомотор креповой рамки, 7 — сервомотор ...ази­

мутальной

оси,

8 — сервомотор тангажной рам­

 

 

ки.

 

 

 

 

 

 

л е л ь на оси внутренней

рамки,

а правого — оси

наружной

рамки .

 

 

 

 

 

 

П р е д п о л о ж и м ,

что

по оси

наружной р а м к и

действует

в о з м у щ а ю щ и й момент. Согласно закону прецессии

он

не

смо­

ж е т повернуть платформу, а вызовет прецессию левого

гиро­

скопа относительно п л а т ф о р м ы ; правый гироскоп

не

прореа ­

гирует на этот момент. Прецессируя, гироскоп будет

откло­

няться от своего нормального положения, вследствие чего его

датчик утла

начнет в ы д а в а т ь сигнал.

Этот сигнал через

пре­

о б р а з о в а т е л ь

координат (о нем будет

сказано ниже) и

уси­

литель подается на сервомотор наружной рамки, который на­

чинает п р и к л а д ы в а т ь

к ней момент, противоположный возму­

щ а ю щ е м у моменту и

все возрастающий по мере возрастания

угла прецессии. Когда момент сервомотора уравновесит воз­ мущающий момент, прецессия прекратится . В таком состоя­

нии система

будет оставаться до тех пор, пока действует

воз­

м у щ а ю щ и й

момент. В а ж н о , чтоб указанное равновесие

на-