ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 33
туда, измеренная виброскопом, пропорциональна амплитуде колебания опор. Частота настройки устанавливается по вер
тикальной ш к а л е 6. П о д в и ж н о й |
контакт |
2 служит д л я опреде |
|||||||||||
ления |
ф а з ы колебаний . Угол |
установки |
контакта |
осуществля |
|||||||||
ется |
поворотом |
маховичка / . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
И з м е р е н и е |
ф а з ы |
колебаний пояснено |
на |
схеме |
рис. |
95 |
||||||
справа . Резонансные |
колебания |
п р у ж и н ы |
1 |
ограничиваются |
|||||||||
установкой контакта 2. Соприкосновение контакта с |
пружи |
||||||||||||
ной |
вызывет вспышку |
'безынерционной |
газосветной |
|
л а м п ы . |
||||||||
Так |
к а к колебания м а ш и н ы |
происходят |
синхронно |
с |
в р а щ е |
||||||||
нием |
вала уравновешиваемой |
детали, то |
частота |
вспышек |
|||||||||
равна |
числу оборотов |
в а л а |
в секунду. |
Если |
на |
торце |
в а л а |
||||||
нанести ориентир, например |
р а д и а л ь н у ю |
черту 3, |
то, |
освещая |
|||||||||
торец вспыхивающей лампой 4, можно |
з а ф и к с и р о в а т ь |
стро |
|||||||||||
боскопическое |
и з о б р а ж е н и е ориентира чертой 5, определяющей |
||||||||||||
собой |
положение фазы . П р и |
изменении |
ф а з ы |
меняется и |
по |
л о ж е н и е ориентира |
на некоторый угол |
а, |
х а р а к т е р и з у ю щ и й |
|||||
происшедший сдвиг ф а з ы |
колебаний . |
|
|
|
|
|||
Д л я подбора пробного груза при б а л а н с и р о в к е в |
м а ш и н е |
|||||||
Н. В. Колесник рекомендует |
подбирать |
его вес |
так, |
чтобы |
||||
ц е н т р о б е ж н а я сила |
груза |
не п р е в ы ш а л а |
10—20% |
статической |
||||
нагрузки на подшипник. В случае колебаний опор |
на р е ж и м е , |
|||||||
близком к резонансному, |
вес |
груза |
м о ж е т |
быть уменьшен . |
||||
В заключение |
нужно |
отметить, |
что |
балансировка |
махо |
виков переменного момента инерции в общем случае весьма
затруднительна |
|
и технически пока |
не представляется в о з м о ж : |
||
ной. Х а р а к т е р |
неуравновешенности в данном случае зависит |
||||
от конкретной |
конструкции маховика и устраняется |
специаль |
|||
ными методами . • |
|
|
|
||
П р и возможности снижения неуравновешенности до не |
|||||
значительной, |
в |
процессе |
р а б о т ы |
целесообразно |
применять |
гибкие опоры |
с |
круговой |
частотой |
собственных |
колебаний, |
значительно более низкой по сравнению с номинальной угло вой скоростью маховика, а т а к ж е использовать способы ав томатической балансировки, например, с помощью шаров .
Г Л А В А VIII
Г И Р О Д И Н А М И К А
Б ы с т р о в р а щ а ю щ и е с я |
маховики инерционных |
аккумулято |
|
ров подвержены действию |
гироскопического |
эффекта . Этот |
|
эффект может играть как |
положительную |
роль, |
способствуя |
стабилизации положения машины, так и вредную, вызывая дополнительные нагрузки на несущие подшипники и конструк
цию в |
целом. В связи с этим |
при |
конструировании инерцион |
||||||||
ных аккумуляторов д л я |
д в и ж у щ и х с я |
агрегатов |
на |
гироско |
|||||||
пические |
воздействия |
д о л ж н о |
быть обращено самое серьез |
||||||||
ное |
внимание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
§ |
I . Прецессия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а с с м о т р и м |
маховик, |
быстро |
в р а щ а ю щ и й с я |
вокруг |
|||||
осп |
Z' |
(рис. 96). П р е д п о л о ж и м , |
что |
вся масса |
маховика |
||||||
сосредоточена в его ободе на окружности радиуса R, на ко |
|||||||||||
торой |
она |
распределена |
равномерно . |
В р а щ е н и е |
вокруг |
оси |
|||||
Z ' принято называть собственным вращением гироскопа, |
а |
||||||||||
скорость этого вращения |
— угловой |
скоростью |
собственного |
Z '
|
|
|
|
|
Рис. 96. Схема сил, вызывающих прецессию. |
|
|
|
|
||||||||||||||
вращения . |
В р а щ е н и е |
вокруг |
к а ж д о й |
из |
двух |
других |
осей |
||||||||||||||||
н а з ы в а ю т |
прецессией, |
а |
скорость |
этого |
в р а щ е н и я — у г л о в о й |
||||||||||||||||||
скоростью |
прецессии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Если маховик прецессируют относительно оси X ' с по |
||||||||||||||||||||||
стоянной |
|
угловой |
скоростью |
W p |
рад/сек, |
|
то линейная |
|
ско |
||||||||||||||
рость материальной частицы |
обода, |
н а х о д я щ е й с я |
в |
данный |
|||||||||||||||||||
момент |
на оси |
+ Х ' , |
не |
имеет |
составляющей, |
параллельной |
|||||||||||||||||
оси Z'. Через четверть оборота |
д а н н а я |
|
частица |
|
пересечет |
||||||||||||||||||
ось |
+ Y ' . |
В |
этот |
момент |
с о с т а в л я ю щ а я |
ее |
скорости, |
п а р а л |
|||||||||||||||
л е л ь н а я |
оси |
Z' |
и |
обусловленная |
прецессией, |
будет |
|
равна |
|||||||||||||||
— RWj). Когда |
та |
ж е |
частица |
будет |
пересекать |
ось |
— X ' , |
со |
|||||||||||||||
с т а в л я ю щ а я |
ее линейной |
скорости, |
обусловленная |
прецессией, |
|||||||||||||||||||
снова обратится в нуль. |
З а т е м , |
|
когда |
частица |
|
достигнет |
|||||||||||||||||
оси |
— Y ' , |
эта |
с о с т а в л я ю щ а я |
возрастет |
в |
противоположном |
|||||||||||||||||
направлении |
до |
- j - RW p . З а |
следующую |
четверть |
оборота |
она |
|||||||||||||||||
будет уменьшаться, и в момент завершения |
цикла, |
т. е. ког |
|||||||||||||||||||||
да |
частица |
достигнет |
оси |
+ Х ' , |
снова |
станет |
равной |
|
нулю. |
||||||||||||||
Д л я |
создания |
|
ускорений, |
|
которые |
|
вызовут |
эти |
|
изменения |
|||||||||||||
, скорости, |
на |
|
обод |
маховика |
д о л ж н ы действовать |
силы, |
па |
||||||||||||||||
раллельные оси |
Z'. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а к им образом, во время прецессии относительно оси X', |
||||||||
совершающейся по часовой стрелке, если смотреть |
со |
сторо |
|||||||
ны |
+ Х ' , |
количество |
д в и ж е н и я |
к а ж д о й |
материальной |
части |
|||
цы |
обода |
при изменении ее полярного |
угла 0 |
от |
—90° |
до |
|||
+ 9 0 ° (при движении |
частицы |
в направлении |
+ 0 |
через |
О) |
изменяется в направлении, которое совпадает с отрицатель
ным направлением оси |
Ъ'. П р и изменении угла в |
от + 9 0 ° |
до —90° (в направлении |
+ 0 через 180°) количество |
движе |
ния изменяется в направлении, совпадающим с положитель ным направлением осп Z'. Д л я таких изменений количества д в и ж е н и я необходимы силы, эквивалентные моменту, дейст
вующему относительно оси Y'. Так |
как |
положительный мо |
||||
мент |
приводит |
к прецессионному |
движению, его |
называют |
||
прецессионным |
моментом. |
|
|
|
|
|
|
Определим |
величину момента, |
необходимого |
д л я |
созда |
|
ния |
прецессии |
со скоростью W p рад/сек. |
С н а ч а л а |
найдем |
ускорение какой - либо материальной частицы обода. Произ
ведение |
массы этой частицы |
на |
составляющую |
ее ускорения, |
|||||||||||||
п а р а л л е л ь н у ю |
оси Z', будет равно силе, действующей |
на |
эту |
||||||||||||||
частицу. |
Соответствующий |
момент |
найдем |
умножением |
си |
||||||||||||
лы на расстояние частицы от оси Y'. И, наконец, чтобы опре |
|||||||||||||||||
делить общий прецессионный момент, проинтегрируем |
полу |
||||||||||||||||
ченное |
в ы р а ж е н и е д л я |
элементарного |
момента |
|
по всей мас |
||||||||||||
се обода. |
П о л о ж е н и е частицы |
|
dm |
может |
быть |
установлено |
|||||||||||
при помощи радиуса Я, угла собственного вращения 0 |
(про |
||||||||||||||||
изводная |
от 0 |
по времени равна угловой скорости собственно |
|||||||||||||||
го в р а щ е н и я |
со) |
и угла |
прецессии |
Ф |
(производная |
от |
Ф |
по |
|||||||||
времени |
равна |
угловой |
скорости |
прецессии |
W p ) |
по |
следую |
||||||||||
щим уравнениям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
x = R cos |
|
0, |
|
|
|
|
|
|
|
(166) |
|||
|
|
|
|
y = R |
sin |
0 |
cos |
Ф, |
|
|
|
|
|
(167) |
|||
|
|
|
|
z = R sin |
0 |
sin |
Ф. |
|
|
|
|
|
(168) |
||||
З д е с ь |
х, |
у, |
z — координаты |
|
м а т е р и а л ь н о й |
частицы, |
опре |
||||||||||
д е л я ю щ и е ее |
п о л о ж е н и е относительно неподвижных в |
прост |
|||||||||||||||
ранстве осей X, Y, Z. Оси маховика |
X', Y', Z ' повернуты |
отно |
|||||||||||||||
сительно |
осей X, Y, Z вокруг оси X на угол прецессии |
Ф. |
|
||||||||||||||
Д л я |
определения составляющей |
ускорения |
|
материальной |
|||||||||||||
частицы |
по оси |
Z необходимо |
продифференцировать |
д в а ж |
|||||||||||||
д ы уравнение |
(168): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|