ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 36
Г Л А В А IX
К. П. Д . И Н Е Р Ц И О Н Н Ы Х А К К У М У Л Я Т О Р О В
К. п. д. инерционных аккумуляторов, как |
и других |
меха |
||||||
низмов, представляет собой отношение полезно |
затраченной |
|||||||
энергии к суммарной энергии, выделенной за |
время, |
в |
тече |
|||||
ние которого они |
находились во включенном |
состоянии: |
||||||
|
vp |
р |
vp |
у р |
|
|
|
|
где 2 . Е П Л |
— э н е р г и я , |
з а т р а ч е н н а я |
на полезную |
работу; |
||||
2 Е п о т — э н е р г и я , |
з а т р а ч е н н а я на преодоление |
сопротивлений |
||||||
в р а щ е н и ю ; |
Ео — с у м м а р н а я энергия, |
выделенная |
за |
|
время |
|||
работы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Энергия, необходимая д л я совершения полезной |
работы, |
|||||||
может быть определена |
исходя из мощности |
потребителя и |
производительности работы . П р и проектировании инерционно
го а к к у м у л я т о р а |
эти |
п а р а м е т р ы д о л ж н ы |
быть з а д а н ы к а к |
|
исходные. Энергия |
же, |
з а т р а ч е н н а я на преодоление |
сопротив |
|
лений вращению, д о л ж н а быть определена |
исходя |
из условий |
р а б о ты инерционного |
а к к у м у л я т о р а — - с к о |
р о с т и вращения ма |
|
ховика, среды вращения, веса маховика и |
др . |
|
|
Потери энергии |
в инерционном а к к у м у л я т о р е |
складыва |
|
ются в основном из |
потерь на аэродинамические |
сопротивле |
ния (вентиляционные потери) и на трение в подшипниковых
узлах . В различных конструкциях инерционных |
|
аккумулято |
||||||||||
ров |
величина |
этих потерь |
различна . Н а п р и м е р , |
в |
конструкци |
|||||||
ях, |
с о д е р ж а щ и х б ы с т р о в р а щ а ю щ и е с я |
маховики, |
помещенные |
|||||||||
в воздушную |
с р е д у / в е л и ч и н а |
вентиляционных |
потерь |
состав |
||||||||
ляет |
до |
90% |
суммарных, |
а в |
конструкциях с |
вращением |
ма |
|||||
ховика |
в |
вакууме п о д а в л я ю щ а я часть |
потерь |
приходится |
на |
|||||||
подшипниковые узлы . В инерционных |
а к к у м у л я т о р а х |
с |
не |
|||||||||
большими |
вентиляционными потерями |
( м е д л е н н о в р а щ а ю ш и е - |
||||||||||
ся маховики |
в воздушной |
среде или б ы с т р о в р а щ а ю щ и е с я |
ма |
|||||||||
ховики, помещенные в водородную или гелиевую среду) |
эти |
|||||||||||
два вида |
потерь примерно равнозначны . |
|
|
|
|
|
||||||
|
Д л я |
|
перспективных |
конструкций |
уменьшение |
вентиля |
||||||
ционных потерь дает более ощутимый |
эффект, |
чем снижение |
||||||||||
потерь в подшипниковых |
узлах, так как по абсолютной |
вели |
чине первые больше и снижение их достигается более про стыми путями. Однако в инерционных а к к у м у л я т о р а х с ва куумной камерой в р а щ е н и я (типа Гиректа) повышение к. п. д. может достигаться только путем снижения потерь в подшип никах.
§ 1. Аэродинамические (вентиляционные) |
|
потеря |
|
Вопросу исследования аэродинамических потерь |
при |
в р а щ е н и и маховиков в газовой среде посвящено большое |
ко |
личество работ к а к отечественных, т а к и з а р у б е ж н ы х ученых. |
В этих работах г а з о в а я |
среда |
приближенно |
рассматривается |
||||
к а к н е с ж и м а е м а я м а л о в я з к а я |
жидкость |
[82, |
83, |
84] . |
|
||
Согласно экспериментальным данным А. Стодолы, |
мощ |
||||||
ность, з а т р а ч и в а е м а я |
на |
вентиляционные потери |
при в р а щ е |
||||
нии диска, определяется |
в ы р а ж е н и е м |
|
|
|
|
||
|
|
N = |
A n 2 ' 9 , |
|
|
|
|
где А — коэффициент, |
зависящий от конструкции |
диска; |
п — |
||||
число оборотов диска |
в |
.минуту. Б ы л о |
т а к ж е |
установлено, |
|||
что эта мощность изменяется пропорционально |
(т. е. по |
ли |
|||||
нейному закону) плотности о к р у ж а ю щ е й |
среды. |
|
|
|
О п ы ты |
А. |
Стодолы проводились с г л а д к и м диском |
диамет |
|||||||||
ром |
около 0,5 |
м |
при о к р у ж н ы х |
скоростях менее |
100 м/сек |
и |
|||||||
с большими |
з а з о р а м и между диском и кожухом . |
|
|
|
|
||||||||
|
Опыты' |
по |
определению |
вентиляционных потерь |
при |
||||||||
о к р у ж н ы х скоростях свыше 200 |
м/сек |
д л я з а з о р о в |
около |
1 |
мм |
||||||||
были проведены |
В . Е. Варлеем . Д л я выяснения влияния |
р а з - |
|||||||||||
меров диска на величину вентиляционных потерь |
д и а м е т р |
||||||||||||
диска в а р ь и р о в а л с я в пределах 200—300 мм. |
В |
результате |
|||||||||||
этих опытов |
было установлено, что при одной и той ж е |
окруж |
|||||||||||
ной |
скорости |
абсолютная величина мощности |
трения |
п а д а е т |
|||||||||
по |
мере |
уменьшения д и а м е т р а |
диска. |
К р о м е |
того, |
Варлей- |
|||||||
р а с с м а т р и в а л изменение числа Рейнольдса при вращении |
раз |
||||||||||||
личных дисков: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
и — о к р у ж н а я скорость в р а щ е н и я |
|
диска |
с д и а м е т р о м |
|||||||||
D, м/сек; |
v — кинематическая вязкость |
воздуха |
на внешнем |
||||||||||
д и а м е т р е |
диска, |
м2/сек. |
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|||
|
Зависимость |
коэффициента |
трения |
С/ и |
коэффициента |
||||||||
мощности |
трения |
В от числа Рейнольдса, по |
В . Е. Варлею, |
||||||||||
в ы р а ж а е т с я |
уравнением: |
|
|
|
|
|
|
|
|
C / R e ° , 9 = c o n s t , , B R e ° ' 9 = c o n s t 2 .
Согласно опытам Ф. Шульца - Грунова, п о к а з а т е л ь степени в
этих |
|
ф о р м у л а х |
составлял |
всего |
0,6. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Исходя |
из предположения, |
что поток жидкости |
(или га |
||||||||||||
з а ) , |
заключенный м е ж д у |
пограничными |
слоями диска |
и кор |
||||||||||||
пуса, |
в р а щ а е т с я к а к |
твердое |
тело |
по |
определенному |
зако |
||||||||||
ну, Ф. Шульцем - Груновым была п р е д л о ж е н а формула |
д л я |
|||||||||||||||
определения |
коэффициента |
трения |
|
при |
л а м и н а р н о м |
потоке: |
||||||||||
C f |
- |
^ |
+ |
Re |
I{-yj[S V |
0,0146f |
S+ |
(AjV |
2 |
0,1256 |
1 |
R e < 2 . . 0 < , |
||||
|
|
" |
• " |
|
|
' |
|
|
- |
- |
- |
|
||||
|
|
ReS |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
S — зазор |
м е ж д у |
диском |
и стенкой кожухаТ |
|
|
(202) |
|||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
Д л я |
переходного |
периода |
ламинарного |
потока |
к |
турбу |
|||||||||
лентному |
( R e = (2,4-^2,5) • 105 ): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
р |
_ |
1.334 |
|
|
|
|
|
|
|
Д л я турбулентного потока: 0.0311
Выше было упомянуто, что воздух в камере вращения, заключенный м е ж д у диском и кожухом, в р а щ а е т с я как твер дое тело, за исключением пограничных слоев. В пограничных
слоях на диске воздух увлекается |
к периферии, а в таком ж е |
слое на стенках кожуха он течет |
в обратном направлении . |
Согласно опытам Шульца - Грунова, івоздух в полости меж ду пограничными слоями в р а щ а е т с я с угловой скоростью, равной:
|
|
со |
|
|
где со — угловая |
скорость |
вращения |
диска. |
|
М е ж д у тем |
в результате аналитического |
определения уг |
||
ловой скорости |
д в и ж е н и я |
воздуха |
получена |
ф о р м у л а : |
Столь б о л ь ш а я разница .между теоретическими и эксперимен тальными данными свидетельствует о недостаточном качест ве исследований.
|
Уточнение |
|
метода |
Шульца - Грунова |
было |
выполнено |
|||||||
А. Ф. З а х а р о в ы м . Метод А. Ф. З а х а р о в а |
позволяет объяснить |
||||||||||||
разницу м е ж д у аналитическими и экспериментальными |
зна |
||||||||||||
чениями в опытах Ш у л ь ц а - Г р у н о в а . |
|
|
|
|
|
||||||||
|
Пересчет |
теоретических |
результатов |
Шульца - Грунова |
|||||||||
(с |
учетом |
геометрических |
|
размеров |
его |
экспериментальной |
|||||||
установки) |
по |
методике |
А. Ф. З а х а р о в а |
дает |
в ы р а ж е н и е ви |
||||||||
д а : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(о |
|
|
|
|
|
что |
значительно |
б л и ж е |
к |
опытному |
результату |
Шульца - Гру |
|||||||
нова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Необходимо |
учитывать, |
что |
А. Ф. З а х а р о в проводил |
опы |
||||||||
ты |
с тонкими |
дисками, |
и |
результаты |
его |
исследований |
нель |
||||||
зя |
применить |
к м а х о в и к а м . б е з |
дополнительных |
поправок. |