ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 33
Іінерцио/тйі?
аялупуляторы
[опатранетс- |
Гтеротранспао- |
сионш |
|
щI I
1 to
1С
no, no
4
IУI
ГидрагіетАнический
t i
|
|
Ларопехани- |
|
e l |
ЧРСІШЄ |
|
|
|
|
И I * |
•a |
|
ПнеЬномпани |
|
|
St |
|
'5 |
|
Нмвнородно- |
! |
Q, ^* V |
|
I |
|
|
|
|
|
|
Рис. |
23. |
Классификация инерционных |
акку |
|
|
|
|||
|
муляторов |
по |
трансмиссии. |
|
|
|
|
|
|||
Наиболее простым типом трансмиссии является, как из |
|||||||||||
вестно, |
ж е с т к а я - м е х а н и ч е с к а я . |
Это может |
быть зубчатая |
ко |
|||||||
робка |
передач |
(или, |
в частном |
случае, просто |
редуктор), |
а |
|||||
т а к ж е кривошипная, |
эксцентриковая, винтовая |
и другие |
ти |
||||||||
пы передач. Такие трансмиссии применяются |
ч а щ е |
всего |
в |
||||||||
случаях, когда |
необходимо |
использовать |
ценное |
свойство |
|||||||
инерционного |
аккумулятора — способность |
развивать |
значи |
||||||||
тельные крутящие моменты и мощности. Инерционными |
акку |
||||||||||
муляторами с |
механической |
трансмиссией |
снабжены |
различ - |
3* |
35 |
ного |
рода |
механические |
прессы, |
штамповальные |
машины, . |
||
дробильные |
установки и др., а т а к ж е |
машины, |
имеющие эле |
||||
мент |
проскальзывания, |
например |
фрикционную |
муфту. |
|||
В инерционных аккумуляторах |
с |
жесткой |
механической |
трансмиссией необходимо предохранительное звено, так как
здесь величина крутящего момента может достигать |
весьма |
||||
больших |
значений, |
опасных для механизма . Иногда |
роль |
||
предохранительного |
звена |
играет сама |
о б р а б а т ы в а е м а я |
заго |
|
товка. |
|
|
|
|
|
В тех |
случаях, |
когда |
по характеру |
работы исполнитель |
ного органа требуется бесступенчатая регулировка его ско
рости, применяются |
бесступенчатые |
приводы — механичес |
|||
кий, |
гидравлический, |
электрический, |
пневматический |
и |
др . |
Все эти типы приводов описаны в |
соответствующей |
литера |
|||
туре, |
однако инерционным а к к у м у л я т о р а м свойственна |
не |
которая специфика, ограничивающая применение одних и спо собствующая применению других приводов.
Механические бесступенчатые приводы — вариаторы — фрикционные, импульсивные и др . — применяются редко. Н а и более распространены фрикционные лобовые вариаторы, поименяющнеся, например, в винтовых фрикционных прессах.
И х преимущество — простота и |
достаточная надежность . |
Недостатки — большие габариты, |
низкий к. п. д. |
Гидропривод используется на инерционных шахтных и некоторых других средствах транспорта. Применяются какгидростатические, так и гидродинамические типы приводов. Дополнительное преимущество гидропривода для инерцион
ного аккумулятора — его взрывобезопасность. |
Это свойство |
|
инерционного аккумулятора с гидроприводом |
делает |
его |
весьма ценным источником энергии для установок, эксплуа
тирующихся во |
взрывоопасной |
атмосфере (в |
р у д н и к а х ) . |
|
Э л е к т р о п р и в о д — н а и б о л е е |
распространенный |
тип |
приво- • |
|
да в инерционных |
аккумуляторах . Н а р я д у с другими |
преиму |
||
щ е с т в а м и — возможностью работы при высоких |
скоростях, |
нечувствительностью к кратковременным перегрузкам и др . — электропривод обладает свойством, весьма ценным д л я инер
ционного аккумулятора, — способностью легкого вывода |
мощ |
ности из герметической к а м е р ы . К а к было отмечено |
выше, |
высокоскоростные маховики инерционных аккумуляторов тре буют помещения в р а з р е ж е н н у ю газовую среду, что, в свою очередь, вызывает необходимость герметизации к а м е р ы ! вра-
щенп |
я. При этом вывод мощности из |
герметизированной ка |
||
меры |
представляет |
большую трудность. Д л я |
электропривода |
|
ж е это достаточно |
легко осуществимо |
путем |
вывода из каме |
ры проводов, благодаря чему электропривод нашел приме
нение в инерционном аккумуляторе |
Электротиро, |
а |
т а к ж е |
|||||
в новейших'системах — Л о к х и д |
и |
д-ра |
Д . В. Ра'бенхорста. |
|||||
Следует отметить, что в случае |
гидро- и электропривода |
|||||||
не исключено применение |
механического |
звена — понижаю |
||||||
щей или повышающей передачи, |
коробки |
передач, |
дифферен - |
|||||
, циальной |
суммирующей |
передачи |
д л я |
разделения |
потока |
|||
мощности и других целей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Малораспространенные |
типы |
приводов — паровые, |
пнев |
|||||
матические |
применяются |
в случаях, |
обусловливающих |
непри |
||||
менимость других: например, во взрывобезопасных |
шахтных |
|||||||
локомотивах с механической |
или |
гидромеханической |
основны |
ми трансмиссиями д л я разгона маховика применяются пневмодвигатели. Инерционные аккумуляторы с различными ти пами трансмиссий з а р я д к и и отбора мощности могут быть названы гетеротрансмиссионными, или аккумуляторами с не
однородными |
трансмиссиями . |
Гетеротрансмиссионные |
инер |
|
ционные |
аккумуляторы могут |
иметь в качествеосновной транс |
||
миссии |
любую из описанных |
выше, а вспомогательной, |
слу |
|
ж а щ е й |
д л я |
з а р я д к и м а х о в и к а — д р у г у ю , аналогичного |
или |
иного типа.
Большинство инерционных аккумуляторов являются ге теротрансмиссионными. Гомотрансмиссионными, с одноимен ной трансмиссией разгона маховика и отбора мощности, обычно бывают инерционные аккумуляторы небольшой энер гоемкости второстепенного значения, или рекуператоры . На пример, шахтные инерционные локомотивы, гиробусы, инер ционные тележки, дрезины, дробильные установки, прессы,
двигатели, стартерные |
установки, ветродвигатели, |
гироинстру- |
, мент' и т. д. 'содержат |
гетеротрансмиссионные |
инерционные |
аккумуляторы . |
|
|
Рекуперативные тормоза, другие инерционные аккумуля торы, работающие в р е ж и м е рекуперативного торможения, и некоторые маломощные и экспериментальные установки (на пример, экспериментальный скрепер с инерционным дополни тельным двигателем) содержат гомотрансмисснонные аккуму ляторы. Сюда ж е относятся и широко распространенные инер ционные игрушки.
М а х о в ик инерционных -аккумуляторов .может |
в р а щ а т ы с я |
в горизонтальной, вертикальной или произвольно |
вьибранжой |
плоскости. На стационарных установках плоскость .вращешия
маховика выбирается |
в |
соответствии |
с кинематикой |
лриводда |
||||||
'її решающего значения не имеет. В •мобильных ж е |
|
условшях |
||||||||
маховики ч а щ е всего |
|
располагаются |
-горизонтально. |
Э-*то |
||||||
вызвано как особенностями ікоміпоновіки, та.к и влиянием |
гирю- |
|||||||||
ско'пи-чески'Х нагрузок .на опоры. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Маховики могут иметь подвеску жесткую, упругую |
И.'ЛН |
|||||||||
карданов, подаес. В первом случае опоры воспринимают |
маїк- |
|||||||||
симальные значения |
гироскопических |
|
усилий. Такая подвеэс- |
|||||||
ка применяется д л я |
стационарных |
|
установок, |
рельсово>го |
||||||
транспорта и мобильных установок с малогабаритными |
махсо- |
|||||||||
внками. Во* втором случае |
опоры |
воспринимают |
снижеиньые |
|||||||
гироскопические нагрузки, |
так как |
они |
амортизируются |
упріу- |
||||||
х гими элементами подвеса (кстати, |
такой тип |
подвеса приміе- |
||||||||
'нен на ги робу се ф и р м ы |
Эрл'икон). В |
|
третьем |
.случае |
опорэы |
|||||
полностью свободны от действия гироскопических |
|
нагрузож . |
||||||||
Такой тип подвеса применяется ч а щ е |
|
всего в |
приборах |
[955]. |
||||||
Специальный регулируемый тип подвеса маховика |
п р и |
|||||||||
меняется д л я целей |
стабилизации |
|
судов, |
монорельсовоіго |
||||||
транспорта, двухколесных |
экипажей |
и |
др. Принцип |
действіия |
||||||
гиростабилизаторов пояснен ниже |
(гл. |
V I I I ) . |
|
|
|
|
Г Л А В А I I
И Н Е Р Ц И О Н Н Ы Е АККУМУЛЯТОРЫ МАЛОЙ ЭНЕРГОЕМКОСТИ
В |
качестве вспомогательных |
источников |
энергии |
мо |
гут служить инерционные аккумуляторы как малой, так |
и |
|||
высокой |
удельной энергоемкости. Применение того или |
ино |
||
го типа |
инерционного аккумулятора |
обуславливается в |
ос |
|
новном |
продолжительностью его срабатывания . |
В тех |
слу |
чаях, когда продолжительность срабатывания инерционного аккумулятора невелика (от долей секунды до нескольких се кунд), обычно применяются аккумуляторы малой энергоем кости. Такие аккумуляторы - маховики устанавливаются на
различных поршневых |
двигателях, машинах ударного дейст |
||
вия п аналогичных им |
(дробилках, прзссах, стартерах и др . ) . |
||
Инерционные аккумуляторы высокой энергоемкости |
целесо |
||
образно использовать |
при более |
длительных сроках |
срабаты |
вания — от нескольких |
минут до |
часа и более. •• |
|
Одной из основных задач применения инерционных акку муляторов малой энергоемкости является регулирование хода машины. Общеизвестно применение маховиков на различных машинах с неравномерным ходом, например поршневых дви-
гателях, |
с целью |
уменьшения |
этой неравномерности. Махо |
||||
вик, аккумулируя избыточную |
энергию при |
замедлении |
хода |
||||
машины, |
тем самым сглаживает |
пульсации |
скорости. |
Р а з у |
|||
меется, |
идеально |
отрегулировать |
ход |
машины невозможно, |
|||
так как |
д л я обеспечения совершенно |
равномерного хода |
тре |
буется бесконечно большой первоначальный запас энергии в маховике, что нереально. Однако всегда можно подобрать та кие параметры маховика, которые обеспечивали бы заданное
значение коэффициента неравномерности хода б = С ^ ^ 4 - —
СОср
как бы мало оно ни было. Большинство методов решения этой
задачи сводится к нахождению |
параметров |
маховика |
(обыч |
но момента инерции I) исходя |
из заданных |
параметров хода |
|
машины. Эта задача является |
задачей синтеза и встречается |
||
в основном при проектировании новых машин. |
|
||
Однако часто возникает потребность в |
решении и |
другой |
задачи: при заданных действующих с и л а х и параметрах, ма
ховика требуется найти |
коэффициент |
неравномерности |
хода |
|||||||
6. Эта задача является задачей |
анализа . |
|
|
|
|
|
||||
З а д а ч е расчета |
маховых |
масс |
для регулирования |
хода |
||||||
машины посвящено много работ. М о ж н о |
отметить |
работы |
||||||||
Мерцалова, Радиигера, Внттенбауэра, |
Гутьяра, метод |
которо |
||||||||
го является уточнением метода Мерцалова, |
а |
т а к ж е |
IT. I I . Ар |
|||||||
т о б о л е в с к о г о — его метод |
сохранил |
основные |
преимущества |
|||||||
методов Радингера, |
Внттенбауэра |
и |
М е р ц а л о в а — Г у т ь я р а . |
|||||||
Специально д л я тепловых двигателей |
с |
малым |
|
коэффи |
||||||
циентом неравномерности |
вращения |
А. П. М а л ы ш е в ы м |
был |
|||||||
предложен метод более точного расчета маховика |
[100]. |
|||||||||
На наш взгляд, в решении задачи синтеза методу |
I I . И. |
|||||||||
Артоболевского следует отдать предпочтение, особенно |
при |
|||||||||
расчете маховика поршневых машин. |
|
|
|
|
|
|
||||
§ 1. Расчет маховика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для поршневых машин |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Уравнение движения машины |
в форме Л а г р а н ж а д л я |
|||||||||
обобщенной координаты а (угла поворота |
|
ведущего |
|
звена |
||||||
машины) имеет вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
lit |
U W |
|
ч ' |
|
|
|
|
|
y ' |
где co = a — угловая скорость ведущего звена.
40