Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пишем равенство (53) в другом виде:

f

= ^mirl

(53а)

Теперь вспомним, что

при изучении второго

закона

Ньютона мы установили следующий факт: отношение ~

величины силы F, вызывающей движение тела с ускорением, к величине а этого ускорения было всегда одним и тем же во всех случаях движения тела, когда мы пренебрегали раз­ мерами и формой тела, т. е. рассматривали его как матери-

альную точку. Причем отношение — характеризовало физи­ ческое свойство тела—его инертность. И когда мы ввели поня­ тие массы т тела, как меру инертности тела, то это позволило

F

выразить основной закон механики в виде равенства — = т. При вращении твердого тела вокруг неподвижной оси отношение-^- величины момента силы М, вызывающего вра­ щение тела с угловым ускорением, к величине е этого ускоре­ ния есть также вполне определенная величина для данного тела, равная Ът^Ь Продолжая аналогию, можно предполо­ жить, что величина Sm/f должна характеризовать инерт­

ность твердого тела при его вращении.

Обратимся к опыту. На валу центробежной машины за­ крепим массивный диск. На шкив, установленный на этом же валу, намотаем нить. К концу нити привяжем динамометр и потянем его с постоянной силой F (рис. 120). Линия дей­ ствия силы F проходит от оси вращения на расстоянии, рав­ ном радиусу шкива г. Поэтому на вал центробежной машины действует постоянный вращающий момент М = F -г. Под действием этого момента вал и диск начнут разгоняться из состояния покоя. Секундомером измерим время tu необ­ ходимое для достижения определенной угловой скорости со, измеряемой с помощью тахометра.

Затем установим на вал центробежной машины еще один диск, имеющий вдвое большую массу и те же линейные раз­ меры. Снова будем разгонять систему, потянув динамометр с прежней силой F. Измерим время ?2» которое потребуется для достижения угловой скорости, равной угловой скорости в первом опыте. Сравним время разгона 4 и t2 в обоих опы­ тах. Мы увидим, что время /2 будет примерно в 2 раза больше времени /х .

Наконец, выполним еще один опыт. Установим на вал центробежной машины диск точно такой же массы, как и в

191


первом опыте, но имеющий наружный радиус в 2 раза боль­ ший (масса сохраняется за счет уменьшения толщины диска). Измерим время ts при тех же условиях, что и в предыдущих опытах. Время t3 оказывается примерно в 4 раза больше времени tt.

Во всех трех случаях под действием постоянного момента силы происходило равноускоренное вращение. Так как в конце опытов угловая скорость дисков всегда была оди­ наковой, а время разгона — разным, то это означает, что величины угловых ускорений е изменялись от опыта к опыту.

Рис. 120. Схема опыта с вращающимися дисками

Какие же выводы можно сделать по результатам изме­ рений? Под действием постоянного момента силы вращаю­ щиеся тела приобретают угловую скорость не сразу, а посте­ пенно. Под действием постоянного момента силы разные вращающиеся тела получают разные угловые ускорения. Ве­ личина углового ускорения зависит от массы вращающегося тела и от его размеров. Все эти факты указывают на то, что вращающиеся твердые тела обладают свойством инертности. Следовательно, опыты подтверждают наше предположение, сделанное выше: величина 2/п/Г/ характеризует инертность твердого тела при его вращении.

Величина

является мерой инертности вращающе­

гося твердого тела. Ее называют м о м е н т о м

и н е р ­

ц и и и обычно

обозначают буквой J.

 

 

J = £ m,rj .

(54)

192

Моментом инерции J тела относительно какой-либо оси вращения называется сумма, составленная из произведений массы mi каждого малого элемента тела на квадрат расстоя­ ния г,- этого элемента до оси вращения.

Заметьте, что момент инерции тела, являющийся мерой инертности вращающегося твердого тела, зависит не только от его массы, но и от распределения массы в теле относи­ тельно оси вращения. Другими словами, размеры и форма тела оказывают значительное влияние на его вращательное движение.

Из равенств (53) и.(54) находим:

M = Je.

(55)

Величина момента внешней силы (вращающего момента), приложенного к телу, вращающемуся вокруг неподвижной оси, равна моменту инерции тела относительно этой оси, умно­ женному на величину углового ускорения тела.

Уравнение (55) называют основным уравнением динамики для вращательного движения твердого тела вокруг непо­ движной оси. Оно используется при решении задач о враще­ нии твердых тел.

§ 76. Момент инерции тела

Для решения практических задач о вращении твердых тел нужно знать, в каких единицах измеряется момент инер­ ции тела, и уметь определить его численное значение. В соот­ ветствии с определением момента инерции тела и формулой

(54) необходимо, чтобы

всегда

выполнялось соотношение:

J единиц момента инерции =

т единиц массы «(г единиц

длины)2 .

 

 

 

В СИ имеем основную единицу массы 1кг и основную еди­

ницу длины

1 м, следовательно, единицей момента инерции

в СИ будет

величина:

 

 

1

к г - м 2 = 1

кг-(1 м2 ); [У] = [кг-м8 ].

Вычисление момента инерции произвольных тел пред­ ставляет достаточно сложную задачу. Сравнительно просто вычислить моменты инерции тел вращения. Приведем без доказательства значение моментов инерции тел, эскизы которых показаны на рис. 121.

Момент инерции однородного сплошного круглого ци­ линдра относительно его оси вращения г (рис. 121, а):

J = \mr\

(56)

7 И. И. Гольдин

193


где т — масса цилиндра; г — наружный радиус.

Момент инерции однородного полого круглого цилиндра

относительно его оси вращения

z (рис. 121, б):

 

 

J =

 

(57)

где т — масса цилиндра;

 

 

г±

— внутренний

радиус;

 

г2

— наружный

радиус.

 

В частном случае, если вся масса сосредоточена на ободе

(массивный обруч), то гх =

г2

и

 

 

J

= тг\,

где г2 — наружный радиус обода.

Момент инерции однородного тонкого стержня относи­

тельно оси г, перпендикулярной к длине стержня

и прохо­

 

 

 

дящей

через

его

середину

L

КУЛ 1

У/,

(рис.

121, в):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

(58)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

 

 

где

т — масса

стержня;

 

 

 

 

 

 

 

/ — длина

стержня.

 

 

 

Последняя формула

при­

 

 

 

меняется для любой формы

В)

 

поперечного сечения стерж­

 

ня

(например,

 

круглого,

 

 

 

 

 

 

 

треугольного, квадратного)

 

 

 

при условии,

что

размеры

 

 

 

поперечного

сечения

малы

 

 

 

по сравнению с его длиной.

г)

 

 

В технических

справоч­

Рис. 121.

Эскизы тел г),

для

никах

приводится

доста­

которых в тексте приведены значе­

точно много формул для тел

ния

моментов инерции J

 

самой

разнообразной

фор­

 

 

 

мы. Обычно они

позволяют

определить значение момента инерции тела относительно

оси,

проходящей через центр тяжести

тела.

В то же

время

на

практике встречаются вращения

тел

вокруг

любых

осей. Приведем без доказательства одну важную для практики формулу, позволяющую определить момент инер­ ции J тела относительно какой-либо оси, если известен мо­ мент инерции Ус того же тела относительно оси, проходящей

194


через центр тяжести, при условии, что обе оси параллельны:

 

 

/ = / c + mS2 ,

(59)

где J

— момент инерции тела относительно оси вращения;

/ с

— момент инерции тела относительно оси, проходя­

 

щей

через центр тяжести (относительно централь­

 

ной

оси);

 

т — масса тела-;

 

5 — расстояние между осью вращения и

центральной

 

осью.

 

Например, определим момент инерции тонкого стержня относительно оси, проходящей через один из его концов (рис. 121, г).

Момент инерции тонкого стержня относительно централь­ ной оси равен в соответствии с формулой (58):

 

/ с

= уд ml2.

 

 

Расстояние

между осями в нашем случае равно

S = y .

Поэтому искомый момент

инерции

j = 1у ml2.

 

J — Jc

- j - mS2 =

1j 2 ml2 + m/ (/ у

 

 

 

N 2

 

 

Из формулы

(59) следует, что момент инерции

/ с тела

относительно оси, проходящей через центр тяжести, меньше, чем момент инерции / того же тела относительно любой дру­ гой параллельной ей оси.

Для большинства тел, применяемых в машиностроении: коленчатых валов и шатунов двигателей внутреннего сго­ рания, роторов паровых и газовых турбин, винтов самолетов, деталей часового механизма и многих других — математи­ ческие методы определения моментов инерции малопри­ годны, главным образом потому, что они оказываются недо­ статочно точными. Поэтому моменты инерции тел обычно определяют опытным путем.

§ 77. Вращательное движение тела под действием постоянного вращающего момента

Изучая прямолинейное движение тел под действием по­ стоянной силы, мы установили, что равнодействующая дви­ жущих сил и сил сопротивления, действующих на тело, согласно второму закону Ньютона равна произведению

195


массы на ускорение (формула 50а):

^ дв — = та-

По аналогии для вращательного движения тел под дейст­ вием постоянного момента силы (вращающего момента) напишем:

М д в - М с = ./е.

(60)

В этом выражении М д в обозначает движущий вращающий момент, а Мс — момент сил сопротивления. Рассмотрим каж­ дую из этих величин.Среди моментов сил, действующих на вра­ щающееся тело, обязательно имеются моменты сил, действую­ щие в направлении вращения и которые на практике мы соз­ даем намеренно. Например, со стороны патрона токарного станка, в котором закреплена обрабатываемая деталь, на нее действует вращающий момент. В электродвигателе электро­ магнитные силы создают вращающий момент, действующий на ротор двигателя. Назовем эти моменты сил движущими вращающими моментами. Причиной их возникновения явля­ ются процессы в том или ином двигателе. Работа двигателя внутреннего сгорания обеспечивает вращение вала компрес­ сора, соединенного с ним. Работа электродвигателей позво­ ляет осуществить вращение обрабатываемой детали или ре­ жущего инструмента в станках.

В направлении, противоположном вращению тела, дей­ ствуют моменты сил сопротивления. Для их преодоления мы и создаем различные машины и механизмы, чтобы осущест­ вить необходимое вращение вала насоса, компрессора и т. д. На вал любого двигателя со стороны вала приводной машины действует момент сил сопротивления. К моментам сил сопро­ тивления относятся также моменты сил сопротивления той среды, в которой происходит вращение. Например, момент аэродинамических сил, действующих на винт самолета, пред­ ставляет собой момент сил сопротивления воздуха. На диски рабочих колес гидравлических турбин и центробеж­ ных насосов действуют моменты сил трения жидкости.

Разность величин движущего вращающего момента и мо­ мента сил сопротивления представляет собой результирую­ щий момент внешних сил, который в соответствии с основным уравнением динамики вращающегося тела равен произве­ дению момента инерции тела на величину углового ускоре­ ния. Теперь нетрудно сделать практические выводы о враще­ нии тела в зависимости от величины действующих моментов сил.

196

Если величина движущего вращающего момента больше величины момента сил сопротивления (Л4ДВ > Мс) и с тече­ нием времени они не изменяются (остаются постоянными), то тело будет вращаться с постоянным положительным угло­ вым ускорением (е > 0), т. е. равноускоренно. Примером этого служат процессы ускорения всех вращающихся частей станка после включения электродвигателя.

Если величина движущего вращающего момента меньше величины момента сил сопротивления (7ИДВ < Мс ) и с тече­ нием времени они не изменяются, то тело будет вращаться с постоянным отрицательным угловым ускорением (е <; 0), т. е. равнозамедленно. Вспомните, как постепенно замед­ ляют скорость вращения винты приземлившегося самолета после выключения двигателей.

Наконец, движущий вращающий момент 7ИДВ в любой момент времени может быть равен моменту сил сопротивле­ ния Ме (УИДВ = Мс). При этом угловое ускорение отсут­ ствует (е = 0) и тело вращается с постоянной угловой ско­ ростью, т. е. равномерно. Равномерно вращаются сверло и фреза в процессе резания, обрабатываемая деталь на токар­ ном станке, колеса самодвижущихся экипажей при их дви­ жении с постоянной скоростью и т. д. Во всех этих случаях необходимо действие движущего вращающего момента, на­ правленного в сторону вращения, именно для того, чтобы преодолеть моменты сил сопротивления, всегда направлен­ ные в сторону, противоположную вращению.

Общий метод решения практических задач о вращатель­ ном движении тела под действием постоянного вращающего момента совершенно аналогичен методу решения задач о пря­ молинейном движении тела под действием постоянной силы (см. § 67). Сущность его заключается в следующем:

необходимо выделить тело, вращение которого рассмат­ ривается;

выяснить, какие движущие вращающие моменты прило­ жены к телу;

выяснить, какие моменты сил сопротивления действуют на тело;

найти результирующий момент сил и приравнять его произведению момента инерции тела на угловое ускорение в соответствии с равенством:

М^ — Mz = 1г.

Из этого равенства может быть найдена одна неизвестная величина при определенных (заданных) трех других вели-

197