Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

значения работ в уравнение (68а):

kx2

mv2 , , .

mv2

kx2

— = — - ( - M s * ) ;

— = ~2 / m £ * -

Конечная скорость тела равна:

-,/" fee2 „,

§ 90. Энергия вращающегося твердого тела

Для определения энергии твердого тела, вращающегося вокруг неподвижной оси, можно поступить точно так же, как и при определении энергии тела, движущегося посту­ пательно. Только исходным уравнением будет уравнение динамики для вращательного движения тела (см. § 75 и 77):

М д в - Л4С = / е .

 

Рассмотрим работу движущего вращающего момента

М д в

•и момента сил сопротивления Мс. Для этого умножим

обе

части равенства на угловое перемещение ср тела:

 

Мдв ср — Л1сф = Убф.

 

Произведение Л4д в ф равно работе ^4ДВ движущего вращаю­ щего момента. Так как направления момента движущих сил М д в и углового перемещения ф совпадают, то эта работа всегда положительна Л д в = Млв ф.

Произведение Мс ф равно работе Л с момента сил сопро­ тивления. Направление действия вращающего момента Мс противоположно угловому перемещению ф, поэтому работа Л с всегда отрицательна Л с = —Мс ф. Из последних трех равенств имеем:

Л д в - ( — Лс ) = /еф, Л я в + Л с = Уеф.

В том случае, когда действующие моменты Мдв и Мс не изменяются с течением времени, угловое ускорение е тела остается постоянным.

Из кинематики известно, что при постоянном угловом ускорении тело вращается или равноускоренно, или равнозамедленно. Угловое перемещение ср определяется через угловую скорость со,, в начальный момент времени, угловую скорость со в момент времени, когда тело повернется на угол ф, и постоянное ускорение е при помощи выражения,

220


полученного в § 52:

ф : 2е '

Из формул, приведенных выше, находим:

Л д в + Л с = ^ - ^ - .

(69)

Теперь рассмотрим величину - ~ в этом выражении.

Мы знаем, что для изучения движений твердого тела его представляют как сумму большого количества малых эле­ ментов и к каждому элементу применяют закономерности, полученные для движения материальных точек (см. § 74). Каждый малый элемент вращающегося твердого тела имеет массу mi и линейную скорость vt = г;со, где со угловая скорость, общая для всех точек тела.

Кинетическая энергия малого элемента равна:

Р —

m-vf

m.r?(o2

' '

' '

^ Kt —

о

о

Если мы сложим величины кинетических энергий всех малых элементов, то получим кинетическую энергию вра­ щающегося тела:

co2m,r? со2

Ек = 2 EKi = I ? 1 = -g- • 2 т-Д.

Здесь величина со2 вынесена за знак суммы как общий множитель. Величина 2 т г г | нам уже известна. Она равна моменту инерции тела J = 2/П;Л?. Поэтому величина кине­ тической энергии вращающегося твердого тела' равна

£ к = ^ .

(70)

Таким образом, в выражении (69) в правой части на-

/со2

ходится разность кинетической энергии —^— в момент вре­ мени, когда тело под действием вращающего момента по­ вернется на угол ф, и кинетической энергии тела •—1 в на­ чальный момент времени. Следовательно, суммарная ра­ бота, совершаемая над любым вращающимся твердым телом, равна изменению кинетической энергии тела. Этот вывод полностью совпадает с выводом, полученным в § 89 для тела, движущегося поступательно,

221


Подставляя в уравнение

(69)

величины

работ Л д в

и Ас, получим:

 

 

 

М д в Ф = - ^ -

^

+ М с Ф .

(69а)

Работа движущего вращающего момента равна сумме изменения кинетической энергии вращающегося тела и ра­ боты момента сил сопротивления.

Этот результат имеет весьма важное прикладное зна­ чение, так как вращательные движения тел наиболее рас­ пространены в технике. Рассмотрим следующую задачу.

З а д а ч а 26. Двигатель внутреннего сгорания приводит во вра­ щение компрессор. Частота вращения вала двигателя равна 1000 об/мин. Момент инерции всех вращающихся частей равен 0,2 кг-м 2 . Внезапно кратковременно уменьшилась нагрузка на компрессор (например, упало давление воздуха). Это привело к тому, что в течение небольшого промежутка времени вал успел повернуться на 15 оборотов, а вра­ щающий момент двигателя был больше момента сил сопротивления, действующего со стороны компрессора, на 5 Н • м. Необходимо опреде­ лить изменение угловой скорости вала двигателя, которое при этом произойдет.

Для решения задачи воспользуемся выражением (69а). Найдем все величины, которые можно подсчитать по условиям задачи. Раз­

ность движущего

вращающего

момента

и момента

сил

сопротивления

равна

Л1дВ

Мс

=

5 Н - м . Угловое перемещение

вала,

соответствую­

щее 15 его оборотам: ср =

2л-15 = 94,2

рад. Момент инерции вращаю­

щихся частей J = 0,2 кг - м 2 . Угловая скорость в начальный момент

времени:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пп

 

я • 1000

 

 

 

 

 

 

 

 

С 0 » = ^ г = - ж - : = 1 0 4 ' 7 р а д / с -

 

 

 

 

В уравнении (69а) остается неизвестным угловая

скорость

со

вала

после

его

разгона:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2(M-Mz)q>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

9 • 5 • 44 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•' m,7*

+ Z

° Q 2 %

=125,6 рад/с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

125,6

Угловая

скорость

вала

двигателя

увеличится

в

— =

. „ . '

=

= 1,2

раза.

 

 

 

 

 

 

со0

104,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь изменим условие задачи. Увеличим момент инерции вра­

щающихся

частей в 5 раз, т. е. J' = 5/

= 5-0,2 =

1 кг-м2 . Это можно

сделать, установив на валу двигателя маховое колесо. Отличительной особенностью этого колеса является массивный обод. Сосредоточение массы вблизи наружного диаметра увеличивает момент инерции махо­ вого колеса (см. § 76). Определим увеличение угловой скорости вала

222


в этом случае при неизменных

остальных

условиях:

 

 

 

ш =

Л Г ~

 

2 ( Л 1 Д В - М с ) ф

 

 

 

у

cos Н

 

 

=

 

 

=

"j/~104,72

+

2 - 5

t

9 4

' 2 = Ю 9 , 1 рад/с.

 

 

Угловая скорость

вала

увеличится

в

со'

109,1

 

раза.

=

, _. _ = 1,04

 

 

 

J

 

 

 

 

со0

104,7

г

 

Сравнивая полученные результаты, мы видим, что угло­ вая скорость вала двигателя увеличивается значительно меньше при большой величине момента инерции вращаю­ щихся частей. Это объясняется тем, что большая часть ра­ боты «избытка» движущего вращающего момента над мо­ ментом сил сопротивления увеличила кинетическую энер­ гию дополнительно установленного махового колеса. Однако чрезмерное увеличение момента инерции махового колеса нежелательно, так как его размеры и масса возрастают, а вы­ игрыш от уменьшения изменения угловой скорости вала становится не так существенным.

Например, увеличим момент инерции вращающихся частей в 10 раз по сравнению с первоначальным значением: J" = 10У = 10-0,2 = = 2 кг-м2 . Тогда

 

 

 

(й"=у

co-SH

jr,

 

 

 

=

l/'mA

72

,

2-5-94,2

= 106,9

рад/с

'

н

со"

106,9

= ] / Ю4,7-

+

g

 

- _

= _ . = 1,02.

со'

Таким образом, при J' — 5J мы получили = 1 , 0 4 и при J" = со0

со"

= 10У =1,02. Момент инерции увеличился значительно, а откло-

пение угловой скорости от начального значения со0, хотя и уменьши­ лось, но не так существенно.

Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания всегда вращается неравномерно вследствие изменения давления газов, образующихся при сгорании топлива, за время каж­ дого рабочего цикла, а также вследствие неодинаковой работы отдельных цилиндров двигателя. Если изменения угловой скорости будут слишком велики, то возникают нежелательные вибрации тех механизмов, которые соеди­ няются с двигателем. В результате уменьшается их дол­ говечность и надежность работы.

Поэтому установка махового колеса всегда желательна в тех случаях, когда необходимо уменьшить изменения угло-

223


вой скорости, происходящие во время работы машин и ме­ ханизмов.

Маховое колесо применяют и в тех случаях, когда в те­ чение небольшого промежутка времени требуется затратить большое количество энергии. Например, в механических прессах, крупных ножницах для разрезания металла и т. п. Время, в течение которого осуществляется нужная нам де­ формация заготовки, обычно мало по сравнению с време­ нем, необходимым для выполнения подготовительных опе­ раций (установки заготовки, выемки изделия и т. п.). Поэтому во время выполнения подготовительных операций двигатель увеличивает угловую скорость махового колеса, и происходит процесс накопления кинетической энергии. Эта энергия расходуется на совершение механической ра­ боты в течение кратковременного рабочего хода. Конечно, можно было бы обойтись и без махового колеса, но в этом случае нужно установить двигатель большой мощности, который значительную часть времени будет работать вхо­ лостую, что невыгодно с экономической точки зрения.

§ 91. Закон сохранения механической энергии

В предыдущих параграфах были рассмотрены виды ме­ ханической энергии: потенциальная энергия — энергия, связанная с поднятием тела над Землей, и энергия, свя­ занная с упругими деформациями; кинетическая энергия —• энергия, связанная с движением тела. Мы также устано­ вили, что при поступательном и при вращательном движе­ нии тела мерой механической энергии является работа, зависящая от величины действующих сил или вращающих моментов и перемещения тела. Так как силы и моменты сил всегда являются результатом взаимодействий тел, то и при рассмотрении механической энергии нужно учитывать энергию всех взаимодействующих тел или, как говорят, системы тел."

Если мы поднимем тело над поверхностью Земли и предо­ ставим его самому себе (освободим от удерживающих его связей), то оно будет падать под действием силы тяжести.

После начала падения тела запас потенциальной энер­ гии системы начинает уменьшаться, а кинетическая энер­ гия системы увеличивается. Можно доказать, что величина кинетической энергии Земли при рассмотрении относитель­ ного движения тела и Земли очень мала, поэтому практи­ чески вся потенциальная энергия системы, состоящей из

224

тела и Земли, превращается в кинетическую энергию рас­ сматриваемого тела. Именно на этом основании условно

говорят, что тело обладает относительно

поверхности

Земли потенциальной энергией, которая может

переходить

в кинетическую энергию тела. На самом деле, всегда нужно рассматривать энергию системы тел и возможные превра­

щения потенциальной

и кинетической энергии системы

тел.

 

 

Из курса физики известно, что для случая движения

тела, когда на него действует только

сила тяжести, а силы

сопротивления воздуха

отсутствуют,

сумма кинетической

и потенциальной энергии не изменяется.

Точно также для любой системы тел, взаимодействующих между собой с силами тяготения и силами упругости, всегда оказывается постоянной суммарная потенциальная и кине­ тическая энергия. Например, мы можем бросить тело с не­ которой высоты на пружину, расположенную вертикально. В данном случае имеется система, состоящая из тела, пружины и Земли. Для всех этих тел сумма потенциальной энергии тяготения, потенциальной энергии упругости и кинетической энергии будет оставаться постоянной. При движении количество энергии каждого вида может изме­ няться, энергия может переходить из одного вида в другой и от одного тела к другому, но общий запас механической энергии остается неизменным. В этом и заключается закон сохранения механической энергии: полная энергия системы

тел, между

которыми

действуют

силы

тяготения и силы

упругости,

остается

неизменной

при

любых

движениях

тел этой системы; возможны только взаимные

превращения

потенциальной и кинетической энергии.

Обратите внимание на следующее обстоятельство. В этой формулировке ничего не говорится о внешних силах, дей­ ствующих на рассматриваемую систему тел со стороны дру­ гих систем, а также о силах трения. Предполагается, что внешние силы и силы трения отсутствуют. Однако наши знания об окружающем мире говорят о том, что все движе­ ния на Земле сопровождаются трением. Поэтому закон со­ хранения энергии в механике в более общем случае форму­ лируется так: изменение полной энергии системы при пе­ реходе из одного состояния в другое равно работе, совер­ шенной при этом внешними силами и силами трения.

Например, при падении тела с большой высоты его ско­ рость вследствие действия возрастающих сил сопротивле­ ния воздуха становится постоянной. Парашютист, совер-

8 И, И. Гольднн

225