Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

двинется вправо. В первом случае угол так мал, что при раз­ ложении силы прижимающая составляющая будет очень велика, а сдвигающая (которой противостоит сила трения) — очень мала. Следовательно, при малом угле подъема наклон­ ной плоскости, лишь перемещая плоскость, можно перемеместить груз, но не наоборот. Иначе говоря, лишь червяк в этом случае может быть ведущим. Следовательно, при малом угле наклона винтовой линии червяка (т. е. при малом

числе заходов) червячная передача будет

с а м о т о р м о ­

з я щ е й .

 

 

 

 

 

§ 117. Упражнения и вопросы

для

повторения

1.

Как подсчитывают передаточное число в

червячной

передаче?

2. При каких условиях червячная передача будет самотормозя-

щей?

 

±

 

 

 

п,=500

 

 

 

о5/мин

 

 

 

п, = WOO off/мин

а

-

е

 

 

п$=5о5/мин

 

 

 

 

 

 

п3=250 об/мин

 

 

Рис. 184. К упражнению 4

 

 

3.

Изобразить кинематическую

схему

трехступенчатой

передачи.

1-я ступень: цилиндрическая зубчатая передача, у которой передаточ­ ное число равно 2. 2-я ступень: коническая зубчатая передача с пере­ даточным числом, равным 1,5. 3-я ступень: червячная передача, у кото­ рой 2Ч = 1 и г к = 50. Определить полное передаточное число этой передачи.

4. Определить, какие передачи могут быть расположены внутри корпуса (рис. 184). Изобразить их кинематические схемы, вписав их в корпус, и указать характерные данные.

Глава девятнадцатая МЕХАНИЗМЫ Д Л Я ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Мы уже отмечали, что механическая энергия многих машин-двигателей обычно представляет собой энергию вращающегося вала. Однако не во всех станках и механиз-

272


Рис. 185. Зацепление рейки с зуб­ чатым колесом

мах рабочие органы также совершают вращательное дви­ жение. Зачастую им необходимо сообщить поступательное или возвратно-поступательное движения. Возможна и обрат­ ная картина. В подобных случаях применяют механизмы, преобразующие движение. К ним относятся зубчато-рееч­ ный механизм, винтовой механизм, кривошипно-шатунный механизм, кулисный механизм, кулачковый механизм.

§ 118. Зубчато-реечный механизм

Зубчато-реечный механизм (рис. 185) состоит из зубча­ того цилиндрического колеса и зубчатой рейки — планки с нарезанными на ней зубьями. Такой механизм можно использовать для различ­ ных целей:

вращая зубчатое колесо на неподвижной оси, пере­ мещать поступательно рей­ ку (например, в реечном домкрате, в механизме по­ дачи сверлильного станка);

обкатывая колесо по не­ подвижной рейке, переме­ щать ось колеса относительнорейки (например, приосуществлении продольной по­ дачи суппорта в токарном станке).

Выясним основные кинематические и силовые законо­ мерности в этом механизме. Как связана скорость поступа­ тельного движения рейки (или оси колеса во втором слу­ чае) с окружной скоростью колеса? Так как отсутствует проскальзывание, то ясщо, что они равны друг другу, зна­ чит

 

ndn

ninzn

(91)

V =

- W

60

 

где т — модуль зацепления,

мм;

 

z—число зубьев

колеса;

 

п — частота вращения,

об/мин;

 

v — скорость, мм/с.

А как связан вращающий момент на колесе с усилием, прило­ женным к рейке? Усилие, приложенное к рейке, — это

окружное

усилие

на колесе, значит

 

 

 

 

 

 

 

 

Р = мd

тш• г

 

 

 

 

(92)

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

где М — вращающий

момент;

 

 

 

 

 

 

т — модуль

 

зацепления;

 

 

 

 

 

 

z — число

зубьев

колеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

§

119.

Винтовой

механизм

 

 

 

Для преобразования вращательного движения в посту­

пательное очень

 

часто

применяется

механизм,

состоящий

 

 

 

из винта и гайки. Такой механизм

 

 

 

может

применяться

в различных мо­

 

 

 

дификациях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гайка

неподвижно

закреплена.

 

 

 

Винт вращается

и

одновременно по­

 

 

 

ступательно

перемещается

(слесарные

 

 

 

тиски);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

винт закреплен так, что может

 

 

 

лишь вращаться, а гайка лишена воз­

 

 

 

можности вращаться. В этом случае

 

 

 

гайка

будет перемещаться

поступа­

 

 

 

тельно

(механизм продольной подачи

 

 

 

суппорта с помощью ходового винта);

 

 

 

 

гайка закреплена так, что может

 

 

 

лишь вращаться. Винт в этом случае

 

 

 

будет двигаться поступательно (винто­

Рис. 186.

Схема вин вой домкрат).

 

 

винтовых меха­

тового

домкрата

 

 

В перечисленных

 

 

 

низмах

применяются

резьбы

различ­

ного профиля, чаще всего прямоугольная и трапециевидная. Если угол подъема винтовой линии небольшой, то веду­ щим движением (см. модификации первую, вторую, третью)

является вращательное.

При очень большом угле подъема винтовой линии воз­ можно преобразование поступательного движения во вра­ щательное (быстродействующая отвертка).

Кинематика винтового механизма проста: за один обо­ рот линейное перемещение S равно ходу резьбы, т. е. про­ изведению шага резьбы t на число заходов г . S — t-z.

Силовые зависимости проще всего рассмотреть на при­ мере домкрата (рис. 186).

274


За один

оборот рукоятки сила Р

совершает

работу

А3 — 2лаР,

где а — плечо рукоятки,

т. е. радиус

окруж­

ности, описываемой точкой приложения силы. Это затра­ ченная работа. Полезная работа за это же время — это работа по перемещению груза Q на высоту 5.

An = Q-S.

Как известно, отношение полезной работы к затраченной —

это к.п.д.,

т. е.

 

 

 

 

_

Q-S

 

 

 

11 ~

2п-а-Р

'

 

откуда

 

 

 

 

 

Q = 2n-*--P-i\.

 

(93)

§

120. Кривошипно-шатунный

механизм

Это один из самых распространенных механизмов пре­ образования движения. Его применяют как для преобразо­ вания вращательного движения в возвратно-поступательное

В

1

Рис. 187. Схема кривошипно-шатунного механизма

(например, поршневые насосы), так и для преобразования возвратно-поступательного во вращательное (например, двигатели внутреннего сгорания).

Механизм состоит их стойки /, кривошипа 2, шатуна 3 и ползуна 4 (рис. 187). Кривошип совершает непрерывное вращение, ползун •— возвратно-поступательное движение, а шатун — сложное — плоско-параллельное движение.

При повороте кривошипа на равные углы ползун про­ ходит неравные участки пути — это легко обнаружить, если на одном чертеже изобразить механизм в последова­ тельно занимаемых им положениях (рис. 188). Таким обра­ зом, равномерное вращение кривошипа преобразуется в неравномерное возвратно-поступательное движение пол-

275


зуна. Разновидностью кривошипно-шатунного механизма является эксцентриковой механизм (рис. 189). Роль криво­ шипа в этом механизме выполняет эксцентрик /, укреплен-

Рис. 188. Определение неравномерности движения ползуна

ный на ведущем валу. Эксцентрик — это диск, ось вращения которого не совпадает с его геометрической осью. В отли­

чие от кривошипно-шатунного эксцентриковый

механизм

 

необратим,

т. е.

с

его

 

помощью

можно

преоб­

 

разовывать лишь враща­

 

тельное движение в воз­

 

вратно - поступательное,

 

но не наоборот. Это свя­

 

зано с большим трением

 

между

эксцентриком

и

 

охватывающим его хому­

Рис. 189. Схема эксцентрикового ме­

том 2 шатуна. В

то

же

ханизма

время у такого

механиз­

 

ма есть

и достоинства:

малый ход ползуна можно получить даже при весьма боль­ ших диаметрах пальца кривошипа, что очень важно при больших усилиях (в различных прессах).

§ 121. Кривошипно-кулисный механизм

Мы уже отмечали, что в кривошипно-шатунном меха­ низме ползун движется неравномерно, однако характер его движения при перемещении от крайнего левого положения до крайнего правого в точности соответствует обратному движению — от правого до левого положения.

В отдельных случаях желательно получить иную кар­ тину движения ползуна. Например, в поперечно-строгаль-

276


ном станке необходимо иметь различные скорости рабочего и холостого ходов резца, совершающего возвратно-посту­ пательное движение. В этом случае в качестве механизма преобразования вращательного движения вала электро­

двигателя в возвратно-посту­

 

 

пательное

 

движение

резца

 

 

применяют

 

кривошипно-ку-

 

 

лисный механизм (рис. 190).

 

 

Вокруг неподвижной оси вра­

 

 

щается кривошип /, на конце

 

 

которого

 

имеется

палец 2.

 

 

На палец

свободно

насажен

 

 

ползун 3, скользящий в про­

 

 

дольном прямолинейном пазу,

 

 

прорезанном в рычаге 4 (кули­

 

 

се). При вращении кривошипа

 

 

ползун скользит в пазу кули­

 

 

сы и поворачивает

ее

вокруг

 

 

неподвижной

оси.

При пере­

 

 

мещении

пальца из

положе­

 

 

ния А в положение В

кулиса

 

 

перемещается

из

крайнего

Рис. 190. Схема кривошипно-

левого положения

в

крайнее

кулисного механизма

правое, а при дальнейшем пере­

В в положение

А кулиса

мещении

пальца из

положения

совершает обратный ход. Так как углы"поворота

кривошипа,

на конце которого находится палец, при этом не равны, то и время, а следовательно, и скорости движения кулисы будут различны. В итоге резец, связанный с концом кулисы, будет совершать медленный рабочий ход и быстрый — холостой.

§ 122. Кулачковый механизм

Наибольшую возможность осуществлять любой закон движения ведомого звена при непрерывном равномерном вращении ведущего позволяют кулачковые механизмы. Простейший дисковый кулачковый механизм (рис. 191) представляет собой кулачок (диск) с толкателем (ползуном). Толкатель прижат к кулачку пружиной. При вращении кулачка толкатель получает давление со стороны кулачка и совершает возвратно-поступательное движение. Изменяя профиль кулачка, можно изменять .закон движения толка­ теля — именно эта особенность механизма обеспечивает

277