Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 5
двинется вправо. В первом случае угол так мал, что при раз ложении силы прижимающая составляющая будет очень велика, а сдвигающая (которой противостоит сила трения) — очень мала. Следовательно, при малом угле подъема наклон ной плоскости, лишь перемещая плоскость, можно перемеместить груз, но не наоборот. Иначе говоря, лишь червяк в этом случае может быть ведущим. Следовательно, при малом угле наклона винтовой линии червяка (т. е. при малом
числе заходов) червячная передача будет |
с а м о т о р м о |
||||
з я щ е й . |
|
|
|
|
|
|
§ 117. Упражнения и вопросы |
для |
повторения |
||
1. |
Как подсчитывают передаточное число в |
червячной |
передаче? |
||
2. При каких условиях червячная передача будет самотормозя- |
|||||
щей? |
|
± |
|
|
|
|
п,=500 |
|
|
||
|
о5/мин |
|
|
||
|
п, = WOO off/мин |
а |
- |
е |
|
|
п$=5о5/мин |
|
|
|
|
|
|
|
п3=250 об/мин |
|
|
|
Рис. 184. К упражнению 4 |
|
|
||
3. |
Изобразить кинематическую |
схему |
трехступенчатой |
передачи. |
1-я ступень: цилиндрическая зубчатая передача, у которой передаточ ное число равно 2. 2-я ступень: коническая зубчатая передача с пере даточным числом, равным 1,5. 3-я ступень: червячная передача, у кото рой 2Ч = 1 и г к = 50. Определить полное передаточное число этой передачи.
4. Определить, какие передачи могут быть расположены внутри корпуса (рис. 184). Изобразить их кинематические схемы, вписав их в корпус, и указать характерные данные.
Глава девятнадцатая МЕХАНИЗМЫ Д Л Я ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ
Мы уже отмечали, что механическая энергия многих машин-двигателей обычно представляет собой энергию вращающегося вала. Однако не во всех станках и механиз-
272
мах рабочие органы также совершают вращательное дви жение. Зачастую им необходимо сообщить поступательное или возвратно-поступательное движения. Возможна и обрат ная картина. В подобных случаях применяют механизмы, преобразующие движение. К ним относятся зубчато-рееч ный механизм, винтовой механизм, кривошипно-шатунный механизм, кулисный механизм, кулачковый механизм.
§ 118. Зубчато-реечный механизм
Зубчато-реечный механизм (рис. 185) состоит из зубча того цилиндрического колеса и зубчатой рейки — планки с нарезанными на ней зубьями. Такой механизм можно использовать для различ ных целей:
вращая зубчатое колесо на неподвижной оси, пере мещать поступательно рей ку (например, в реечном домкрате, в механизме по дачи сверлильного станка);
обкатывая колесо по не подвижной рейке, переме щать ось колеса относительнорейки (например, приосуществлении продольной по дачи суппорта в токарном станке).
Выясним основные кинематические и силовые законо мерности в этом механизме. Как связана скорость поступа тельного движения рейки (или оси колеса во втором слу чае) с окружной скоростью колеса? Так как отсутствует проскальзывание, то ясщо, что они равны друг другу, зна чит
|
ndn |
ninzn |
(91) |
V = |
- W |
60 |
|
где т — модуль зацепления, |
мм; |
|
|
z—число зубьев |
колеса; |
|
|
п — частота вращения, |
об/мин; |
|
v — скорость, мм/с.
А как связан вращающий момент на колесе с усилием, прило женным к рейке? Усилие, приложенное к рейке, — это
окружное |
усилие |
на колесе, значит |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Р = мd |
тш• г |
|
|
|
|
(92) |
||
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
где М — вращающий |
момент; |
|
|
|
|
|
|
||||
т — модуль |
|
зацепления; |
|
|
|
|
|
|
|||
z — число |
зубьев |
колеса. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
§ |
119. |
Винтовой |
механизм |
|
|
|
|||
Для преобразования вращательного движения в посту |
|||||||||||
пательное очень |
|
часто |
применяется |
механизм, |
состоящий |
||||||
|
|
|
из винта и гайки. Такой механизм |
||||||||
|
|
|
может |
применяться |
в различных мо |
||||||
|
|
|
дификациях: |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
гайка |
неподвижно |
закреплена. |
|||||
|
|
|
Винт вращается |
и |
одновременно по |
||||||
|
|
|
ступательно |
перемещается |
(слесарные |
||||||
|
|
|
тиски); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
винт закреплен так, что может |
|||||||
|
|
|
лишь вращаться, а гайка лишена воз |
||||||||
|
|
|
можности вращаться. В этом случае |
||||||||
|
|
|
гайка |
будет перемещаться |
поступа |
||||||
|
|
|
тельно |
(механизм продольной подачи |
|||||||
|
|
|
суппорта с помощью ходового винта); |
||||||||
|
|
|
|
гайка закреплена так, что может |
|||||||
|
|
|
лишь вращаться. Винт в этом случае |
||||||||
|
|
|
будет двигаться поступательно (винто |
||||||||
Рис. 186. |
Схема вин вой домкрат). |
|
|
винтовых меха |
|||||||
тового |
домкрата |
|
|
В перечисленных |
|||||||
|
|
|
низмах |
применяются |
резьбы |
различ |
ного профиля, чаще всего прямоугольная и трапециевидная. Если угол подъема винтовой линии небольшой, то веду щим движением (см. модификации первую, вторую, третью)
является вращательное.
При очень большом угле подъема винтовой линии воз можно преобразование поступательного движения во вра щательное (быстродействующая отвертка).
Кинематика винтового механизма проста: за один обо рот линейное перемещение S равно ходу резьбы, т. е. про изведению шага резьбы t на число заходов г . S — t-z.
Силовые зависимости проще всего рассмотреть на при мере домкрата (рис. 186).
274
За один |
оборот рукоятки сила Р |
совершает |
работу |
А3 — 2лаР, |
где а — плечо рукоятки, |
т. е. радиус |
окруж |
ности, описываемой точкой приложения силы. Это затра ченная работа. Полезная работа за это же время — это работа по перемещению груза Q на высоту 5.
An = Q-S.
Как известно, отношение полезной работы к затраченной —
это к.п.д., |
т. е. |
|
|
|
|
_ |
Q-S |
|
|
|
11 ~ |
2п-а-Р |
' |
|
откуда |
|
|
|
|
|
Q = 2n-*--P-i\. |
|
(93) |
|
§ |
120. Кривошипно-шатунный |
механизм |
Это один из самых распространенных механизмов пре образования движения. Его применяют как для преобразо вания вращательного движения в возвратно-поступательное
В
1
Рис. 187. Схема кривошипно-шатунного механизма
(например, поршневые насосы), так и для преобразования возвратно-поступательного во вращательное (например, двигатели внутреннего сгорания).
Механизм состоит их стойки /, кривошипа 2, шатуна 3 и ползуна 4 (рис. 187). Кривошип совершает непрерывное вращение, ползун •— возвратно-поступательное движение, а шатун — сложное — плоско-параллельное движение.
При повороте кривошипа на равные углы ползун про ходит неравные участки пути — это легко обнаружить, если на одном чертеже изобразить механизм в последова тельно занимаемых им положениях (рис. 188). Таким обра зом, равномерное вращение кривошипа преобразуется в неравномерное возвратно-поступательное движение пол-
275
зуна. Разновидностью кривошипно-шатунного механизма является эксцентриковой механизм (рис. 189). Роль криво шипа в этом механизме выполняет эксцентрик /, укреплен-
Рис. 188. Определение неравномерности движения ползуна
ный на ведущем валу. Эксцентрик — это диск, ось вращения которого не совпадает с его геометрической осью. В отли
чие от кривошипно-шатунного эксцентриковый |
механизм |
|||||
|
необратим, |
т. е. |
с |
его |
||
|
помощью |
можно |
преоб |
|||
|
разовывать лишь враща |
|||||
|
тельное движение в воз |
|||||
|
вратно - поступательное, |
|||||
|
но не наоборот. Это свя |
|||||
|
зано с большим трением |
|||||
|
между |
эксцентриком |
и |
|||
|
охватывающим его хому |
|||||
Рис. 189. Схема эксцентрикового ме |
том 2 шатуна. В |
то |
же |
|||
ханизма |
время у такого |
механиз |
||||
|
ма есть |
и достоинства: |
малый ход ползуна можно получить даже при весьма боль ших диаметрах пальца кривошипа, что очень важно при больших усилиях (в различных прессах).
§ 121. Кривошипно-кулисный механизм
Мы уже отмечали, что в кривошипно-шатунном меха низме ползун движется неравномерно, однако характер его движения при перемещении от крайнего левого положения до крайнего правого в точности соответствует обратному движению — от правого до левого положения.
В отдельных случаях желательно получить иную кар тину движения ползуна. Например, в поперечно-строгаль-
276
ном станке необходимо иметь различные скорости рабочего и холостого ходов резца, совершающего возвратно-посту пательное движение. В этом случае в качестве механизма преобразования вращательного движения вала электро
двигателя в возвратно-посту |
|
|
|||||
пательное |
|
движение |
резца |
|
|
||
применяют |
|
кривошипно-ку- |
|
|
|||
лисный механизм (рис. 190). |
|
|
|||||
Вокруг неподвижной оси вра |
|
|
|||||
щается кривошип /, на конце |
|
|
|||||
которого |
|
имеется |
палец 2. |
|
|
||
На палец |
свободно |
насажен |
|
|
|||
ползун 3, скользящий в про |
|
|
|||||
дольном прямолинейном пазу, |
|
|
|||||
прорезанном в рычаге 4 (кули |
|
|
|||||
се). При вращении кривошипа |
|
|
|||||
ползун скользит в пазу кули |
|
|
|||||
сы и поворачивает |
ее |
вокруг |
|
|
|||
неподвижной |
оси. |
При пере |
|
|
|||
мещении |
пальца из |
положе |
|
|
|||
ния А в положение В |
кулиса |
|
|
||||
перемещается |
из |
крайнего |
Рис. 190. Схема кривошипно- |
||||
левого положения |
в |
крайнее |
кулисного механизма |
||||
правое, а при дальнейшем пере |
В в положение |
А кулиса |
|||||
мещении |
пальца из |
положения |
|||||
совершает обратный ход. Так как углы"поворота |
кривошипа, |
на конце которого находится палец, при этом не равны, то и время, а следовательно, и скорости движения кулисы будут различны. В итоге резец, связанный с концом кулисы, будет совершать медленный рабочий ход и быстрый — холостой.
§ 122. Кулачковый механизм
Наибольшую возможность осуществлять любой закон движения ведомого звена при непрерывном равномерном вращении ведущего позволяют кулачковые механизмы. Простейший дисковый кулачковый механизм (рис. 191) представляет собой кулачок (диск) с толкателем (ползуном). Толкатель прижат к кулачку пружиной. При вращении кулачка толкатель получает давление со стороны кулачка и совершает возвратно-поступательное движение. Изменяя профиль кулачка, можно изменять .закон движения толка теля — именно эта особенность механизма обеспечивает
277