Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 5
Следовательно, |
|
|
и отсюда |
== |
|
Так как -,г |
ii_2, то |
окончательно |
передаточное число |
||
|
|
'1-2 |
= |
£2_ |
(83) |
|
|
*1 |
|||
|
|
|
|
|
На рис. 166 показано обозначение на кинематических схемах зубчатых цилиндрических передач с наружным зацеп лением — показываются только делительные цилиндры (окружности).
При наиболее распространенном способе нарезания зубьев методом обкатки заготовки зуборезным инструмен
том |
(червячной |
фрезой, |
долбяком, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
рейкой-гребенкой) |
наименьшее |
чи- |
/ - т \ |
/ |
' |
|
||||||||||
ело зубьев не может быть меньше 17. |
/ |
• |
|
\ / |
|
|
||||||||||
Наибольшее число зубьев ничем не |
|
-{ |
|
j—jr |
|
|||||||||||
ограничено, однако и здесь есть pa- |
V . ^ - |
\ |
|
|
||||||||||||
зумный |
предел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
|
||
Поэтому |
величина |
передаточного |
|
. |
|
|
|
|
||||||||
числа, |
равная |
отношению |
|
числа |
i |
• |
|
|
|
|
||||||
зубьев, |
для |
одной |
пары |
колес лежит |
|
х |
|
|
|
* |
|
|||||
в следующих |
пределах: |
|
|
|
|
I |
|
|
Г |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
;5(7). |
|
|
Рис. |
|
166. |
Условное |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
обозначение |
зубчатой |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цилиндрической пере |
||||||
Если иметь в виду наиболее распро |
дачи |
|
с |
наружным |
за |
|||||||||||
|
|
цеплением |
|
|||||||||||||
страненные |
силовые |
передачи |
(т. е. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
передачи с i> |
1), то увеличить передаточное число можно |
|||||||||||||||
путем создания |
многоступенчатых передач. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Например, |
для |
трехступенчатой |
зубчатой |
|
передачи |
|||||||||||
(рис. |
167) общее передаточное число будет равно произведе |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
нию |
отдельных передаточных |
чи |
||||||||
|
|
|
|
|
|
сел, |
т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«1-е |
h-2 • h-i • '5- |
|
|
||||
Y |
|
|
|
|
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h-г — |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7й |
|
|
- 4 |
|
|
|
|
|
|
|
г3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 167. Схема трехсту |
(вывод |
этой |
зависимости |
аналоги |
||||||||||||
пенчатой |
зубчатой |
пере |
||||||||||||||
|
|
дачи |
|
|
|
чен приведенному в § 105). |
|
|
261
Кроме простой зубчатой передачи, состоящей из одной пары колес и многоступенчатых передач, иногда встре
чаются |
зубчатые |
передачи, |
подобные |
изображенным на |
|||||||
рис. 168. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Передачу |
(рис. 168, а) можно представить как двухсту |
||||||||||
пенчатую |
со |
ступенями zx |
— z2 |
и z2 — z3, |
т. е. считать, |
||||||
|
|
|
|
что колесо z2 для первой |
ступени — |
||||||
|
|
|
; |
ведомое, |
а |
для |
второй — ведущее. |
||||
|
|
|
|
В этом случае общее передаточное |
|||||||
|
|
|
\/1г |
число |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
__ _^2_ > |
__ |
|
|
|
|
|
Iх Z J |
|
|
|
1 3 |
z l |
г 2 |
Z l |
|
|
|
|
Аналогично, передача на рис. 168, б — |
||||||||
|
|
|
|
это передача из трех ступеней: zx — z2, |
|||||||
|
|
|
У z* |
z2 — z3, |
z3 |
— 2 4 и для нее |
|
||||
a) |
|
|
|
|
'1-4 = Т Г |
2, |
£ i — £ * |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Подобные передачи, в которых про |
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
межуточные |
зубчатые |
колеса не из |
|||||
|
|
|
|
меняют |
величину |
передаточного чи |
|||||
Рис. 168. Схемы рядо |
сла, |
применяются в |
двух |
случаях. |
|||||||
вых зубчатых передач: |
Когда |
|
межцентровое |
расстояние ме |
|||||||
а — с одним |
паразитным |
жду ведущим и ведомым |
валами ве |
||||||||
колесом, |
б — с |
двумя |
|||||||||
паразитными |
колесами |
лико для одной пары колес или когда |
на ведомом валу необходимо сохранить направление вращения ведущего вала. В последнем случае должно быть нечетное число промежуточных колес (одно, три и т. д.). Промежуточные зубчатые колеса, одновременно зацепляющиеся с двумя другими так, что по отношению к одному является ведомым, а по отношению к другому — ведущим, называются п а р а з и т н ы м и .
§ 109. Геометрические элементы зацепления зубчатых передач
Мы уже знаем, что зацепление колес возможно лишь при условии равенства шагов и что шаг
nd
Р = — •
Отсюда можно определить диаметр делительной окружно сти (см. рис. 165)
р-г
262
Для первого колеса эта зависимость будет такой:
х л '
а для второго — d2 = - p ' 2 г
Мы видим, что в обеихя формулах есть одна и та же вели
чина -~. Поскольку |
величина |
не может быть вычислена |
|
точно, более удобно |
взамен частного |
, одинакового для |
обоих колес, ввести единую величину, называемую моду лем зубчатого зацепления т:
т- |
= Р |
откуда |
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|||
d^m•m-z-.z. |
(84) |
|
|
й |
|
|||
Величина |
модуля стандартизована |
|
|
|
||||
и выражается |
в миллиметрах. |
а) |
|
6) |
В) |
|||
Расстояние |
от делительной ок |
Рис. |
169. |
Схемы |
зубча |
|||
ружности до вершины зуба |
назы |
|||||||
|
тых колес: |
|
||||||
вается головкой зуба ha, а от дели |
- |
прямозубое, б — косо- |
||||||
тельной окружности до основания |
зубое, |
в — шевронное |
зуба — ножкой зуба hf. При изго
товлении колес стандартным инструментом высота головки зуба получается равной т, а высота ножки — 1,25 т. Таким образом, полная высота зуба h равна 2,25 т. Для цилин дрического зубчатого колеса (см. рис. 165) можно легко определить основные параметры.
Диаметр окружности выступов
d„ = d + 2Aa = m(z + 2). Диаметр окружности впадин
df = d-2hf = m(z-2,b).
Нетрудно подсчитать и межцентровое расстояние, т. е. расстояние между центрами колес, образующих передачу
Все приведенные выше выводы справедливы для зубчатых колес с прямыми зубьями, нарезанными параллельно обра зующим цилиндра (рис. 169, а). Косозубые (рис. 169, б) и шевронные зубчатые колеса (рис. 169, в) обеспечивают более плавное зацепление. Геометрический расчет подоб ных передач здесь не приводится.
263
§110. Понятие о планетарных
идифференциальных передачах с цилиндрическими
зубчатыми колесами
Все ранее рассмотренные передачи имели одну общую особенность: геометрические оси их валов были в простран
стве неподвижны. |
|
|
|
Передача, имеющая в своем |
составе зубчатые |
колеса |
|
с движущимися геометрическими осями, называется |
п л а |
||
н е т а р н о й . |
Такое |
назва |
|
ние |
подобные передачи |
полу |
|
чили потому, что одновремен |
|||
ное |
вращение |
колеса |
вокруг |
хсвоей оси и оси неподвиж-
Ведомый Вал н о г о к о л е с а подобно движению
|
\ |
планеты вокруг Солнца. Пла- |
|||||
|
- —\ |
нетарные |
передачи |
весьма |
|||
Ведущий |
компактны |
и |
позволяют осу |
||||
ществлять |
очень |
большие пе |
|||||
Вал |
|
||||||
|
|
редаточные |
отношения. |
|
|||
|
/ |
Рассмотрим |
простейшую |
||||
|
|
планетарную |
передачу |
(рис. |
|||
|
|
170). Ведущим колесом яв |
|||||
|
|
ляется зубчатое колесо /, оно |
|||||
Рис. 170. |
Схема планетарной называется |
|
ц е н т р а л ь - |
||||
|
передачи |
н ы м или |
солнечным. |
В за |
|||
|
|
цеплении |
с |
ним находится |
|||
колесо |
2, называемое |
с а т е л л и т о м |
|
(спутником). |
|||
Сателлит с солнечным колесом связан рейкой 3, |
называемой |
||||||
в о д и л о м. |
|
|
|
|
|
При вращении солнечного колеса сателлит будет только вращаться вокруг собственной оси, водило же будет непо движным. Для того чтобы заставить сателлит обегать вокруг солнечного колеса и тем самым привести в движение водило, сателлит внутренним зацеплением соединен с зуб чатым колесом 4, которое неподвижно закреплено в корпусе механизма и называется неподвижным или упорным коле сом. При наличии этого колеса вращение солнечного колеса будет передаваться сателлиту, который, вращаясь вокруг
своей |
оси, |
будет |
в то |
же |
время |
вместе с водилом |
вра |
|||
щаться |
вокруг |
солнечного |
колеса с |
определенной |
ско |
|||||
ростью, |
и |
подведенная |
к |
солнечному |
колесу |
мощность |
||||
будет |
сниматься с вала, |
связанного |
с водилом |
и располо |
женного соосно с валом солнечного колеса. В такой передаче
264
ранее известный метод определения передаточного числа через отношения чисел зубьев применить нельзя, так как имеется колесо с подвижной осью. Однако можно такую сложную передачу «превратить» в известную нам более прос тую, если мысленно сообщить всей передаче вращение с угло вой скоростью, равной угловой скорости водила и обратной по направлению. В этом случае водило окажется остановлен ным и передача превратится в обычную рядовую передачу с паразитным колесом.
Несложные подсчеты позволяют прийти к такому выводу:
/ i - 8 = l + - J - . |
(86) |
Если в рассмотренной передаче освободить упорное колесо, получится д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы й м е х а н и з м . В этом случае движение водила (оно является ведомым) будет получаться как результат сложения двух независимых движений ведущих колес 1 и 4. Подобные механизмы позво ляют не только суммировать два движения в одно, но и, на оборот, передавать движение от одного вала к двум валам при разной относительной скорости движения последних.
§ 111. Понятие о зубчатой цилиндрической передаче с круговым очертанием зубьев
Рассмотренные ранее зубчатые цилиндрические передачи состояли из колес, профиль зуба которых очерчен по эволь венте. Зубья с таким профилем просты в изготовлении, однако недостаточно износостойки, так как касание зубьев происходит по очень узкой полоске контакта (теоретически по линии) — рис. 171, а. В 1955 г. доктор технических наук М. Л. Новиков предложил новый вид зацепления. Профили зубьев в передаче Новикова образованы дугами окруж ностей, причем одно колесо имеет зубья с выпуклыми профилями, другое — с вогнутыми (рис. 171, б).
В этом случае касание зубьев происходит по довольно значительной площадке. Удельное давление снижается, что позволяет увеличить передаваемую нагрузку в 3—4 раза. В настоящее время такие передачи используются для пере дачи больших мощностей.
§ 112. Цепная передача
Простейшая цепная передача состоит из двух звездочек, расположенных на параллельных валах, и охватывающей звездочки цепи. Как и ременная это передача с гибкой
265
|
Площадь ' |
|
Полоска |
контакта |
|
Линия зацепления |
||
контакта. |
||
а) |
В) |
|
Рис. 171. Зацепление зубчатых колес: |
||
эвольвентным профилем зубьев, б — |
с круговым профилем зубьев |
Рис. 172. Условное обозначение цепной передачи