Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно,

 

 

и отсюда

==

Так как -,г

ii_2, то

окончательно

передаточное число

 

 

'1-2

=

£2_

(83)

 

 

*1

 

 

 

 

 

На рис. 166 показано обозначение на кинематических схемах зубчатых цилиндрических передач с наружным зацеп­ лением — показываются только делительные цилиндры (окружности).

При наиболее распространенном способе нарезания зубьев методом обкатки заготовки зуборезным инструмен­

том

(червячной

фрезой,

долбяком,

 

 

 

 

 

 

 

рейкой-гребенкой)

наименьшее

чи-

/ - т \

/

'

 

ело зубьев не может быть меньше 17.

/

 

\ /

 

 

Наибольшее число зубьев ничем не

 

-{

 

j—jr

 

ограничено, однако и здесь есть pa-

V . ^ -

\

 

 

зумный

предел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому

величина

передаточного

 

.

 

 

 

 

числа,

равная

отношению

 

числа

i

 

 

 

 

зубьев,

для

одной

пары

колес лежит

 

х

 

 

 

*

 

в следующих

пределах:

 

 

 

 

I

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

;5(7).

 

 

Рис.

 

166.

Условное

 

 

 

 

 

 

 

 

обозначение

зубчатой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цилиндрической пере­

Если иметь в виду наиболее распро­

дачи

 

с

наружным

за­

 

 

цеплением

 

страненные

силовые

передачи

(т. е.

 

 

 

 

 

 

передачи с i>

1), то увеличить передаточное число можно

путем создания

многоступенчатых передач.

 

 

 

 

 

 

Например,

для

трехступенчатой

зубчатой

 

передачи

(рис.

167) общее передаточное число будет равно произведе­

 

 

 

 

 

 

нию

отдельных передаточных

чи­

 

 

 

 

 

 

сел,

т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«1-е

h-2 • h-i • '5-

 

 

Y

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h-г —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7й

 

 

- 4

 

 

 

 

 

 

 

г3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 167. Схема трехсту­

(вывод

этой

зависимости

аналоги­

пенчатой

зубчатой

пере­

 

 

дачи

 

 

 

чен приведенному в § 105).

 

 

261


Кроме простой зубчатой передачи, состоящей из одной пары колес и многоступенчатых передач, иногда встре­

чаются

зубчатые

передачи,

подобные

изображенным на

рис. 168.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передачу

(рис. 168, а) можно представить как двухсту­

пенчатую

со

ступенями zx

— z2

и z2 — z3,

т. е. считать,

 

 

 

 

что колесо z2 для первой

ступени —

 

 

 

;

ведомое,

а

для

второй — ведущее.

 

 

 

 

В этом случае общее передаточное

 

 

 

\/1г

число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__ _^2_ >

__

 

 

 

 

Iх Z J

 

 

 

1 3

z l

г 2

Z l

 

 

 

 

Аналогично, передача на рис. 168, б —

 

 

 

 

это передача из трех ступеней: zx — z2,

 

 

 

У z*

z2 — z3,

z3

2 4 и для нее

 

a)

 

 

 

 

'1-4 = Т Г

2,

£ i — £ *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобные передачи, в которых про­

 

 

 

 

 

 

 

 

межуточные

зубчатые

колеса не из­

 

 

 

 

меняют

величину

передаточного чи­

Рис. 168. Схемы рядо­

сла,

применяются в

двух

случаях.

вых зубчатых передач:

Когда

 

межцентровое

расстояние ме­

а — с одним

паразитным

жду ведущим и ведомым

валами ве­

колесом,

б — с

двумя

паразитными

колесами

лико для одной пары колес или когда

на ведомом валу необходимо сохранить направление вращения ведущего вала. В последнем случае должно быть нечетное число промежуточных колес (одно, три и т. д.). Промежуточные зубчатые колеса, одновременно зацепляющиеся с двумя другими так, что по отношению к одному является ведомым, а по отношению к другому — ведущим, называются п а р а з и т н ы м и .

§ 109. Геометрические элементы зацепления зубчатых передач

Мы уже знаем, что зацепление колес возможно лишь при условии равенства шагов и что шаг

nd

Р = — •

Отсюда можно определить диаметр делительной окружно­ сти (см. рис. 165)

р-г

262


Для первого колеса эта зависимость будет такой:

х л '

а для второго — d2 = - p ' 2 г

Мы видим, что в обеихя формулах есть одна и та же вели

чина -~. Поскольку

величина

не может быть вычислена

точно, более удобно

взамен частного

, одинакового для

обоих колес, ввести единую величину, называемую моду­ лем зубчатого зацепления т:

т-

= Р

откуда

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

d^m•m-z-.z.

(84)

 

 

й

 

Величина

модуля стандартизована

 

 

 

и выражается

в миллиметрах.

а)

 

6)

В)

Расстояние

от делительной ок­

Рис.

169.

Схемы

зубча­

ружности до вершины зуба

назы­

 

тых колес:

 

вается головкой зуба ha, а от дели­

-

прямозубое, б косо-

тельной окружности до основания

зубое,

в — шевронное

зуба — ножкой зуба hf. При изго­

товлении колес стандартным инструментом высота головки зуба получается равной т, а высота ножки — 1,25 т. Таким образом, полная высота зуба h равна 2,25 т. Для цилин­ дрического зубчатого колеса (см. рис. 165) можно легко определить основные параметры.

Диаметр окружности выступов

d„ = d + 2Aa = m(z + 2). Диаметр окружности впадин

df = d-2hf = m(z-2,b).

Нетрудно подсчитать и межцентровое расстояние, т. е. расстояние между центрами колес, образующих передачу

Все приведенные выше выводы справедливы для зубчатых колес с прямыми зубьями, нарезанными параллельно обра­ зующим цилиндра (рис. 169, а). Косозубые (рис. 169, б) и шевронные зубчатые колеса (рис. 169, в) обеспечивают более плавное зацепление. Геометрический расчет подоб­ ных передач здесь не приводится.

263


§110. Понятие о планетарных

идифференциальных передачах с цилиндрическими

зубчатыми колесами

Все ранее рассмотренные передачи имели одну общую особенность: геометрические оси их валов были в простран­

стве неподвижны.

 

 

 

Передача, имеющая в своем

составе зубчатые

колеса

с движущимися геометрическими осями, называется

п л а ­

н е т а р н о й .

Такое

назва­

ние

подобные передачи

полу­

чили потому, что одновремен­

ное

вращение

колеса

вокруг

хсвоей оси и оси неподвиж-

Ведомый Вал н о г о к о л е с а подобно движению

 

\

планеты вокруг Солнца. Пла-

 

- —\

нетарные

передачи

весьма

Ведущий

компактны

и

позволяют осу­

ществлять

очень

большие пе­

Вал

 

 

 

редаточные

отношения.

 

 

/

Рассмотрим

простейшую

 

 

планетарную

передачу

(рис.

 

 

170). Ведущим колесом яв­

 

 

ляется зубчатое колесо /, оно

Рис. 170.

Схема планетарной называется

 

ц е н т р а л ь -

 

передачи

н ы м или

солнечным.

В за­

 

 

цеплении

с

ним находится

колесо

2, называемое

с а т е л л и т о м

 

(спутником).

Сателлит с солнечным колесом связан рейкой 3,

называемой

в о д и л о м.

 

 

 

 

 

При вращении солнечного колеса сателлит будет только вращаться вокруг собственной оси, водило же будет непо­ движным. Для того чтобы заставить сателлит обегать вокруг солнечного колеса и тем самым привести в движение водило, сателлит внутренним зацеплением соединен с зуб­ чатым колесом 4, которое неподвижно закреплено в корпусе механизма и называется неподвижным или упорным коле­ сом. При наличии этого колеса вращение солнечного колеса будет передаваться сателлиту, который, вращаясь вокруг

своей

оси,

будет

в то

же

время

вместе с водилом

вра­

щаться

вокруг

солнечного

колеса с

определенной

ско­

ростью,

и

подведенная

к

солнечному

колесу

мощность

будет

сниматься с вала,

связанного

с водилом

и располо­

женного соосно с валом солнечного колеса. В такой передаче

264


ранее известный метод определения передаточного числа через отношения чисел зубьев применить нельзя, так как имеется колесо с подвижной осью. Однако можно такую сложную передачу «превратить» в известную нам более прос­ тую, если мысленно сообщить всей передаче вращение с угло­ вой скоростью, равной угловой скорости водила и обратной по направлению. В этом случае водило окажется остановлен­ ным и передача превратится в обычную рядовую передачу с паразитным колесом.

Несложные подсчеты позволяют прийти к такому выводу:

/ i - 8 = l + - J - .

(86)

Если в рассмотренной передаче освободить упорное колесо, получится д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы й м е х а н и з м . В этом случае движение водила (оно является ведомым) будет получаться как результат сложения двух независимых движений ведущих колес 1 и 4. Подобные механизмы позво­ ляют не только суммировать два движения в одно, но и, на­ оборот, передавать движение от одного вала к двум валам при разной относительной скорости движения последних.

§ 111. Понятие о зубчатой цилиндрической передаче с круговым очертанием зубьев

Рассмотренные ранее зубчатые цилиндрические передачи состояли из колес, профиль зуба которых очерчен по эволь­ венте. Зубья с таким профилем просты в изготовлении, однако недостаточно износостойки, так как касание зубьев происходит по очень узкой полоске контакта (теоретически по линии) — рис. 171, а. В 1955 г. доктор технических наук М. Л. Новиков предложил новый вид зацепления. Профили зубьев в передаче Новикова образованы дугами окруж­ ностей, причем одно колесо имеет зубья с выпуклыми профилями, другое — с вогнутыми (рис. 171, б).

В этом случае касание зубьев происходит по довольно значительной площадке. Удельное давление снижается, что позволяет увеличить передаваемую нагрузку в 3—4 раза. В настоящее время такие передачи используются для пере­ дачи больших мощностей.

§ 112. Цепная передача

Простейшая цепная передача состоит из двух звездочек, расположенных на параллельных валах, и охватывающей звездочки цепи. Как и ременная это передача с гибкой

265

 

Площадь '

Полоска

контакта

Линия зацепления

контакта.

а)

В)

Рис. 171. Зацепление зубчатых колес:

эвольвентным профилем зубьев, б

с круговым профилем зубьев

Рис. 172. Условное обозначение цепной передачи