Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 5
его широкое применение в станках-автоматах. Обычно закон движения толкателя, заданный технологическим процессом, выражается зависимостью между ходом толка теля и углом поворота кулачка (или временем поворота). Эта зависимость, заданная в графической форме, называется диаграммой перемещения толкателя. Пусть дана следующая диаграмма (рис. 192), по которой надо построить профиль кулачка. На оси абсцисс отложены углы поворота или про-
Рис. 191. Схема кулачко- |
Рис. 192. Построение профиля |
кулачка |
вого механизма |
по диаграмме перемещения |
толкателя |
порциональное им время поворота кулачка, а на оси орди нат — соответствующие им расстояния конца толкателя от оси вращения кулачка. Проведем окружность-л разде лим ее на равные части, соответствующие углам поворота кулачка, отображенным на диаграмме. Пронумеруем лучи (радиусы), проходящие через точки деления, и отложим на них соответствующие расстояния, взятые с диаграммы. Соединив концы полученных отрезков, получим профиль
278
кулачка. После этого на схеме можно изобразить толкатель и стрелкой показать направление вращения кулачка.
Обычно для уменьшения трения толкателя о кулачок на конце толкателя укрепляют ролик. В этом случае постро енный ранее профиль соответствует движению оси ролика, а окончательный профиль будет по добным, все точки которого будут рас положены ближе к центру кулачка.
§ |
123. |
Упражнения и |
вопросы |
|
|
|
|
|
для повторения |
|
|
|
|
1. |
Какие |
кинематические |
особенности |
|
|
|
имеет |
кривошипно-кулисный |
механизм по |
Р и с - 193. |
К |
упражне- |
|
сравнению с кривошипно-шатунным меха- |
н |
и ю |
3 |
|||
низмом? |
|
|
|
|
|
2.Чем различаются кинематические возможности реечного и кри- вошипно-шатунного механизма?
3.Определить, какие механизмы могут быть расположены внутри
корпуса (рис. 193). Изобразить их кинематические схемы, вписав их в корпус.
Часть третья ОСНОВЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Глава двадцатая ВВЕДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
§ 124. Деформация тел
На все детали машин и сооружений во время их работы действуют различные силы (нагрузки). Методы определения величины и направления таких сил, приложенных к телам, находящимся в равновесии, мы изучали в разделе теоретиче ской механики, который назывался «статика». Однако при этом делалось допущение, что все тела являются абсолютно твердыми, т. е. недеформируемыми.
В действительности реальные тела под действием прило женных к ним сил в той или иной степени будут менять свою форму и размеры, т. е. деформироваться. Степень деформации может быть различной. Если тело в результате приложения к нему силы изменит свою форму, а затем, после прекращения действия нагрузки, восстанавливает прежнюю форму, то такая деформация называется у п р у
г о й . |
Если же после снятия нагрузки тело не восстанавли |
||
вает |
прежней |
формы, то говорят об |
о с т а т о ч н о й |
(пластической) |
деформации. |
|
|
Характер |
деформации — упругая |
или остаточная — |
зависит от величины действующей на тело силы, размеров тела и механических свойств материала. В зависимости от направления действия сил, приложенных к телу, могут
возникать различные виды деформаций: |
р а с т я ж е н и е , |
с ж а т и е , с д в и г , к р у ч е н и е , |
и з г и б . В даль |
нейшем мы будем знакомиться с деформациями тел наибо лее простой конфигурации. Таким телом является прямо линейный б р у с — тело с прямой осью, у которого длина больше поперечных размеров.
280
Деформация растяжения или сжатия возникает в том случае, когда силы направлены по одной прямой (вдоль оси бруса) в разные стороны (рис. 194, а, б). Если на брус
действу'ют внешние силы, |
стремящие |
|
|
|||||||
ся сдвинуть |
одну его часть |
относи |
|
р |
||||||
тельно другой, то наступает деформа |
|
|||||||||
|
|
|||||||||
ция |
сдвига |
(рис. 194, в). При этом, |
|
|
||||||
как видно из рисунка, силы образуют |
|
|
||||||||
пару |
с небольшим плечом в плоско |
|
|
|||||||
сти продольной оси бруса. Если брус |
|
1 р |
||||||||
находится |
под действием |
нагрузок, |
|
|||||||
создающих |
противоположные |
пары |
|
|
||||||
сил в плоскостях, перпендикулярных |
|
|
||||||||
продольной |
оси бруса, |
то |
возникает |
|
|
|||||
деформация |
кручения |
(рис. 194, г). |
|
|
||||||
И, наконец, если две пары сил раз |
|
|
||||||||
ного |
знака |
действуют |
в |
плоскости |
|
|
||||
продольной оси бруса, то возникает |
|
|
||||||||
деформация |
изгиба (рис. 194, д). |
|
|
|||||||
Для |
того |
чтобы |
любая |
деталь |
|
|
||||
была |
работоспособной, |
т. е. |
могла |
|
|
|||||
безопасно работать и быть достаточно |
|
|
||||||||
долговечной, она не только не должна |
|
|
||||||||
не разрушаться, но и деформации, |
|
|
||||||||
возникающие в ней под |
нагрузками, |
|
|
|||||||
должны быть весьма малыми и обя |
|
|
||||||||
зательно |
исчезающими, |
т. е. |
упру |
|
|
|||||
гими. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача |
определения |
минимально |
|
|
||||||
необходимых для обеспечения работо |
Рис. 194. Виды дефор |
|||||||||
способности |
размеров |
детали |
в соот |
маций: |
|
|||||
ветствии |
с действующими |
на нее на |
а — растяжение, |
6 — |
||||||
грузками и свойствами материала, из |
сжатие, в — сдвиг, |
г — |
||||||||
кручение, д — изгиб |
||||||||||
которого |
эта деталь изготовлена, ре |
|
|
шается методами, изучаемыми в разделе механики, назы ваемом «сопротивление материалов».
§ 125. Внешние силы, внутренние силы и напряжения
Нагрузки, действующие на данное тело в результате
его взаимодействия с другими телами, называются |
в н е ш |
||
н и м и |
с и л а м и . По способу |
приложения они могут |
|
быть с о с р е д о т о ч е н н ы м и |
и р а с п р е д е л е н |
||
н ы м и . |
Сосредоточенные передают свое действие |
на тело |
281
через очень маленькие площадки и с достаточной степенью точности могут считаться приложенными в точке. Именно такие силы мы изучали в разделе «Статика»; ими будем интересоваться и сейчас. По характеру действия нагрузки делятся на постоянные (статические) и переменные. Мы будем рассматривать наиболее простые случаи, когда дей ствуют постоянные нагрузки.
Как мы уже отмечали, под влиянием внешних сил тело деформируется. Это означает, что изменяются межмолеку лярные расстояния. При этом силы взаимного сцепления между молекулами оказывают противодействие внешним силам—так возникают внутренние силы упругости. Эти внутренние силы упругости распределены по всей площади
поперечного |
сечения |
тела |
в |
одних случаях |
равномерно, |
||
в |
других — неравномерно. |
|
|
|
|
||
|
Величина |
внутренних |
сил |
упругости, |
приходящаяся |
||
на |
единицу площади |
поперечного сечения |
тела, называется |
||||
н а п р я ж е н и е м . |
Поскольку внутренняя |
сила (как |
и всякая сила) является вектором, то и напряжение является также вектором. Следовательно, напряжение на схемах будет обозначаться векторами, размерность напряжения — Н/м2 , а также кН/м2 и МН/м2 . Если вектор внутренних сил, а значит, и напряжений направлен перпендикулярно сечению тела, напряжение называется нормальным и обозна чается буквой «сигма» — а. Если напряжение действует в плоскости сечения тела, то его называют касательным и обозначают буквой «тау» — т. К этим буквам в качестве индексов добавляют обозначения вида деформаций: р — растяжение, с — сжатие, ср — срез (при сдвиге), к — кру чение, и — изгиб. Например, ар — нормальные напряже ния при растяжении, т к — касательные напряжения при кручении и т. д.
§126. Действительные, предельно-опасные
идопускаемые напряжения
Итак, мы выяснили, что внешние силы вызывают дефор |
||
мацию и в результате появляются внутренние |
силы упру |
|
гости, а значит, и напряжения. Если известны внутренние |
||
силы, характер их распределения в сечении |
и |
размеры |
последнего, то можно определить так называемые |
д е й с т |
в и т е л ь н ы е |
или р а б о ч и е |
н а п р я ж е н и я . |
Таким образом, |
действительные напряжения — это такие |
напряжения, которые фактически будут иметь место, если тело заданных размеров будет заданным образом нагру-
282
жено. Не любая величина напряжений безопасна для детали. Внутренние силы, т. е. силы молекулярного противодейст вия, не могут возрастать беспредельно без нарушения работоспособности детали. При достижении определенной величины, зависящей от свойств материала, наступает критический момент. Для пластичных материалов — это появление остаточных деформаций, т. е. переход из зоны упругости в зону пластичности, для хрупких — нарушение целостности, т. е. разрушение. Таким образом, существуют
п р е д е л ь н о - о п а с н ы е |
напряжения: в |
первом слу |
|
чае — это предел текучести (аг и т,), во втором — |
п р е д е л |
||
п р о ч н о с т и (а1 1 Ч и т,,,,). Из |
курса технологии |
металлов |
|
известно, что величина этих предельно-опасных |
напряжений |
||
определяется во время механических испытаний |
материалов |
||
и приводится в справочниках. |
|
|
|
Напомним, что представляют собой указанные напря жения.
Предел текучести — это напряжение, при котором про исходит рост пластических деформаций образца при практи чески постоянной нагрузке.
Предел прочности (или временное сопротивление) — условное напряжение, соответствующее наибольшей нагруз ке, выдерживаемой образцом до разрушения.
Казалось бы, что условие безопасной и долговечной работы детали должны выглядеть так: действительные напря жения меньше или равны предельно-опасным напряжениям.
Однако если в основу практических расчетов деталей положить такое условие, то это чревато серьезными послед ствиями. Нельзя допустить, чтобы детали машин работали при предельных напряжениях или при напряжениях, весьма близких к ним, так как в этом случае даже малей шее увеличение напряжения, вызванное случайными причи нами, может привести либо к опасным пластическим дефор мациям, либо к разрушению. Поэтому в расчетах ориенти руются на более безопасную границу для действительных напряжений — д о п у с к а е м ы е н а п р я ж е н и я .
Естественно, что они меньше предельно-опасных в некоторое число раз. Это число называют нормативным коэффициентом запаса прочности [п] в отличие от рабочего коэффициента запаса прочности я, равного отношению предельно-опасного напряжения к действительному. Таким образом,
|
|
предельно-опасные |
напряжения |
||
допускаемые напряжения = |
|
: |
—г |
. |
|
' |
г |
нормативный коэффициент запаса прочности |
|||
|
— |
|
|
283 |
|
|
|
|
|