Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

его широкое применение в станках-автоматах. Обычно закон движения толкателя, заданный технологическим процессом, выражается зависимостью между ходом толка­ теля и углом поворота кулачка (или временем поворота). Эта зависимость, заданная в графической форме, называется диаграммой перемещения толкателя. Пусть дана следующая диаграмма (рис. 192), по которой надо построить профиль кулачка. На оси абсцисс отложены углы поворота или про-

Рис. 191. Схема кулачко-

Рис. 192. Построение профиля

кулачка

вого механизма

по диаграмме перемещения

толкателя

порциональное им время поворота кулачка, а на оси орди­ нат — соответствующие им расстояния конца толкателя от оси вращения кулачка. Проведем окружность-л разде­ лим ее на равные части, соответствующие углам поворота кулачка, отображенным на диаграмме. Пронумеруем лучи (радиусы), проходящие через точки деления, и отложим на них соответствующие расстояния, взятые с диаграммы. Соединив концы полученных отрезков, получим профиль

278

кулачка. После этого на схеме можно изобразить толкатель и стрелкой показать направление вращения кулачка.

Обычно для уменьшения трения толкателя о кулачок на конце толкателя укрепляют ролик. В этом случае постро­ енный ранее профиль соответствует движению оси ролика, а окончательный профиль будет по­ добным, все точки которого будут рас­ положены ближе к центру кулачка.

§

123.

Упражнения и

вопросы

 

 

 

 

 

для повторения

 

 

 

1.

Какие

кинематические

особенности

 

 

 

имеет

кривошипно-кулисный

механизм по

Р и с - 193.

К

упражне-

сравнению с кривошипно-шатунным меха-

н

и ю

3

низмом?

 

 

 

 

 

2.Чем различаются кинематические возможности реечного и кри- вошипно-шатунного механизма?

3.Определить, какие механизмы могут быть расположены внутри

корпуса (рис. 193). Изобразить их кинематические схемы, вписав их в корпус.



Часть третья ОСНОВЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

Глава двадцатая ВВЕДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

§ 124. Деформация тел

На все детали машин и сооружений во время их работы действуют различные силы (нагрузки). Методы определения величины и направления таких сил, приложенных к телам, находящимся в равновесии, мы изучали в разделе теоретиче­ ской механики, который назывался «статика». Однако при этом делалось допущение, что все тела являются абсолютно твердыми, т. е. недеформируемыми.

В действительности реальные тела под действием прило­ женных к ним сил в той или иной степени будут менять свою форму и размеры, т. е. деформироваться. Степень деформации может быть различной. Если тело в результате приложения к нему силы изменит свою форму, а затем, после прекращения действия нагрузки, восстанавливает прежнюю форму, то такая деформация называется у п р у ­

г о й .

Если же после снятия нагрузки тело не восстанавли­

вает

прежней

формы, то говорят об

о с т а т о ч н о й

(пластической)

деформации.

 

Характер

деформации — упругая

или остаточная —

зависит от величины действующей на тело силы, размеров тела и механических свойств материала. В зависимости от направления действия сил, приложенных к телу, могут

возникать различные виды деформаций:

р а с т я ж е н и е ,

с ж а т и е , с д в и г , к р у ч е н и е ,

и з г и б . В даль­

нейшем мы будем знакомиться с деформациями тел наибо­ лее простой конфигурации. Таким телом является прямо­ линейный б р у с — тело с прямой осью, у которого длина больше поперечных размеров.

280

Деформация растяжения или сжатия возникает в том случае, когда силы направлены по одной прямой (вдоль оси бруса) в разные стороны (рис. 194, а, б). Если на брус

действу'ют внешние силы,

стремящие­

 

 

ся сдвинуть

одну его часть

относи­

 

р

тельно другой, то наступает деформа­

 

 

 

ция

сдвига

(рис. 194, в). При этом,

 

 

как видно из рисунка, силы образуют

 

 

пару

с небольшим плечом в плоско­

 

 

сти продольной оси бруса. Если брус

 

1 р

находится

под действием

нагрузок,

 

создающих

противоположные

пары

 

 

сил в плоскостях, перпендикулярных

 

 

продольной

оси бруса,

то

возникает

 

 

деформация

кручения

(рис. 194, г).

 

 

И, наконец, если две пары сил раз­

 

 

ного

знака

действуют

в

плоскости

 

 

продольной оси бруса, то возникает

 

 

деформация

изгиба (рис. 194, д).

 

 

Для

того

чтобы

любая

деталь

 

 

была

работоспособной,

т. е.

могла

 

 

безопасно работать и быть достаточно

 

 

долговечной, она не только не должна

 

 

не разрушаться, но и деформации,

 

 

возникающие в ней под

нагрузками,

 

 

должны быть весьма малыми и обя­

 

 

зательно

исчезающими,

т. е.

упру­

 

 

гими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

определения

минимально

 

 

необходимых для обеспечения работо­

Рис. 194. Виды дефор­

способности

размеров

детали

в соот­

маций:

 

ветствии

с действующими

на нее на­

а — растяжение,

6 —

грузками и свойствами материала, из

сжатие, в — сдвиг,

г —

кручение, д — изгиб

которого

эта деталь изготовлена, ре­

 

 

шается методами, изучаемыми в разделе механики, назы­ ваемом «сопротивление материалов».

§ 125. Внешние силы, внутренние силы и напряжения

Нагрузки, действующие на данное тело в результате

его взаимодействия с другими телами, называются

в н е ш ­

н и м и

с и л а м и . По способу

приложения они могут

быть с о с р е д о т о ч е н н ы м и

и р а с п р е д е л е н ­

н ы м и .

Сосредоточенные передают свое действие

на тело

281


через очень маленькие площадки и с достаточной степенью точности могут считаться приложенными в точке. Именно такие силы мы изучали в разделе «Статика»; ими будем интересоваться и сейчас. По характеру действия нагрузки делятся на постоянные (статические) и переменные. Мы будем рассматривать наиболее простые случаи, когда дей­ ствуют постоянные нагрузки.

Как мы уже отмечали, под влиянием внешних сил тело деформируется. Это означает, что изменяются межмолеку­ лярные расстояния. При этом силы взаимного сцепления между молекулами оказывают противодействие внешним силам—так возникают внутренние силы упругости. Эти внутренние силы упругости распределены по всей площади

поперечного

сечения

тела

в

одних случаях

равномерно,

в

других — неравномерно.

 

 

 

 

 

Величина

внутренних

сил

упругости,

приходящаяся

на

единицу площади

поперечного сечения

тела, называется

н а п р я ж е н и е м .

Поскольку внутренняя

сила (как

и всякая сила) является вектором, то и напряжение является также вектором. Следовательно, напряжение на схемах будет обозначаться векторами, размерность напряжения — Н/м2 , а также кН/м2 и МН/м2 . Если вектор внутренних сил, а значит, и напряжений направлен перпендикулярно сечению тела, напряжение называется нормальным и обозна­ чается буквой «сигма» — а. Если напряжение действует в плоскости сечения тела, то его называют касательным и обозначают буквой «тау» — т. К этим буквам в качестве индексов добавляют обозначения вида деформаций: р — растяжение, с — сжатие, ср — срез (при сдвиге), к — кру­ чение, и — изгиб. Например, ар — нормальные напряже­ ния при растяжении, т к — касательные напряжения при кручении и т. д.

§126. Действительные, предельно-опасные

идопускаемые напряжения

Итак, мы выяснили, что внешние силы вызывают дефор­

мацию и в результате появляются внутренние

силы упру­

гости, а значит, и напряжения. Если известны внутренние

силы, характер их распределения в сечении

и

размеры

последнего, то можно определить так называемые

д е й с т ­

в и т е л ь н ы е

или р а б о ч и е

н а п р я ж е н и я .

Таким образом,

действительные напряжения — это такие

напряжения, которые фактически будут иметь место, если тело заданных размеров будет заданным образом нагру-

282


жено. Не любая величина напряжений безопасна для детали. Внутренние силы, т. е. силы молекулярного противодейст­ вия, не могут возрастать беспредельно без нарушения работоспособности детали. При достижении определенной величины, зависящей от свойств материала, наступает критический момент. Для пластичных материалов — это появление остаточных деформаций, т. е. переход из зоны упругости в зону пластичности, для хрупких — нарушение целостности, т. е. разрушение. Таким образом, существуют

п р е д е л ь н о - о п а с н ы е

напряжения: в

первом слу­

чае — это предел текучести (аг и т,), во втором —

п р е д е л

п р о ч н о с т и (а1 1 Ч и т,,,,). Из

курса технологии

металлов

известно, что величина этих предельно-опасных

напряжений

определяется во время механических испытаний

материалов

и приводится в справочниках.

 

 

 

Напомним, что представляют собой указанные напря­ жения.

Предел текучести — это напряжение, при котором про­ исходит рост пластических деформаций образца при практи­ чески постоянной нагрузке.

Предел прочности (или временное сопротивление) — условное напряжение, соответствующее наибольшей нагруз­ ке, выдерживаемой образцом до разрушения.

Казалось бы, что условие безопасной и долговечной работы детали должны выглядеть так: действительные напря­ жения меньше или равны предельно-опасным напряжениям.

Однако если в основу практических расчетов деталей положить такое условие, то это чревато серьезными послед­ ствиями. Нельзя допустить, чтобы детали машин работали при предельных напряжениях или при напряжениях, весьма близких к ним, так как в этом случае даже малей­ шее увеличение напряжения, вызванное случайными причи­ нами, может привести либо к опасным пластическим дефор­ мациям, либо к разрушению. Поэтому в расчетах ориенти­ руются на более безопасную границу для действительных напряжений — д о п у с к а е м ы е н а п р я ж е н и я .

Естественно, что они меньше предельно-опасных в некоторое число раз. Это число называют нормативным коэффициентом запаса прочности [п] в отличие от рабочего коэффициента запаса прочности я, равного отношению предельно-опасного напряжения к действительному. Таким образом,

 

 

предельно-опасные

напряжения

допускаемые напряжения =

 

:

—г

.

'

г

нормативный коэффициент запаса прочности

 

 

 

283