Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■Однако при указанном соотношении признаков распознавания возможна ошибка в отнесении аварии к тому или иному классу.

Продолжим рассмотрение примера, приведенного

на

рпс. 6.16.

Признаки

классов /(i

и

Ко

отличаются

средними

значениями

зпа и т0 . Признаки

могут иметь различные значения, которые

распределяются по нормальному

закону (рис. 6.17).

Система,

произведя измерения расхода G, должна принять решение о при­

надлежности аварии к классу К\

(гипотеза Н\)

пли

 

К2 (гипо­

теза Но) .

 

 

 

 

 

первого класса

(справед­

Если бы во всех случаях наличия

лива гипотеза Н\) выполнялось

равенство G = mo1, а при нали­

чии второго класса — равенство

G —/н,Уг, то никакой

неясности

в выборе решения не

возни­

 

 

 

 

 

 

 

 

кало бы.

Однако из-за дей­

П&)

 

 

 

Гг

 

 

ствия

случайных причин G

 

 

 

 

 

принимает различные значе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния,

хотя

вероятнее

всего

 

 

 

 

 

 

 

 

в случае

гипотезы Ни при­

 

ф /

 

 

 

'\?2(В)

 

знак

G|

распределяется

по

 

 

 

 

 

закону /i(G), а в случае

ги­

 

 

 

г \ Л 57

 

 

 

потезы Но — по закону f2(G).

 

 

 

 

 

 

 

 

Система должна иметь пра­

 

 

 

 

 

 

 

 

вило выбора решения, по

 

 

 

 

 

 

 

 

которому

выбирается одна

Рис.

6. 17.

Распределение

признаков

из гипс-тез. Таким правилом

 

е.

разбиение всего

 

интервала

может быть выбор порога G„, т.

 

измерений на две области

(два класса).

 

G>Gn, а гипо­

Гипотеза Н\, принимается в том случае, когда

теза Но — когда G<Gn. При этом возможны два

вида ошибок:

1) несмотря иа наличие класса /\ь принимается гипотеза

Но,

т. е. класс Л’2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н\,

2)

несмотря па наличие класса К2, принимается гипотеза

т. е. класс К\.

что будет выбрана гипотеза Но,

когда имеет

Вероятность того,

место гипотеза Ни определяется площадью под кривой fi(G) правее Gn.

Вероятность такой ошибки Fa определяется соотношением

ЯЛ= Р ( ^ ) = \

(6.88)

°,1

 

а вероятность ошибочного принятия

гипотезы Я ь вместо Н2

определяется так:

 

— ео

 

275


авероятность правильного распознавания —•

Р(Г.,/а,М-Д--Ам.

Сучетом вышесказанного все аварийные состояния можно раз­ бить па классы /\"|, /\2, . . . , Ал-.

Например:

класс A’i — негерметпчность магистрали /-го участка; класс А’2 — негерметпчность газовой магистрали; класс А з — негерметпчность газогенератора; класс А.) —• кавитация в насосе;

класс Ал-— дефект турбины.

6.5.3. Выбор признаков классов

Информацией об аварийных состояниях является реализация некоторых параметров рабочего процесса, которые принимаются в качестве признаков. Реализация признаков и вероятности ава­ рийных состояний определяют априорные сведения о состоянии двигателя. В общем случае количество аварийных состоянии них классов бесконечно велико. Для формулирования и решения за­ дачи распознавания принимается допущение о том, что все ава­ рийные состояния можно объединить в конечное число классов, каждый из которых характеризуется конечным числом призна­ ков. Признаки классов, т. е. контрольные параметры, опреде­ ляются двумя методами.

1.Методом статистической обработки данных тех испытании двигателей, при которых имели место отказы. В результате опре­ деляются контрольные параметры и их статистические характе­ ристики для каждого класса аварийных испытании. Однако, ввиду ограниченности данных по аварийным испытаниям, этот метод не всегда рационален.

2.Методом моделирования аварийных состоянии, в резуль­ тате чего (см. 6.2; 6.3) выбираются контрольные параметры, являющиеся признаками. Для каждого класса аварийных состоя­ нии определяются признаки, которые зависят от степени первич­ ной неисправности (величина площади пегермстпчпостн, вели­ чина коэффициента кавитации и др.). Следовательно, можно

получить образ в виде совокупности признаков каждого класса:

y - j =

/ (У„„ £>, z

, F i<j),

(6. 89)

где / = 1, 2,... — номера

признаков

А.; — класса;

 

//,„ — параметры рабочего процесса двигателя; D — конструктивные характеристики двигателя; Z — внешние факторы;

Ак ■— степень первичной неисправности.у-го класса.

276


Для решения задачи распознавания недостаточно иметь только номенклатуру признаков, но необходимо иметь также ста­ тистические характеристики признаков, для того чтобы сформи­ ровать устройство памяти параметров эталонов (см. рис. 6.14), т. е. обучить систему. Необходимо иметь распределение вероят­ ностей значений признаков и знать априорные вероятности каж­ дого класса.

Признаки и контрольные параметры у . 1 являются случай­

ными п непрерывными функциями. При статистической связи между признаками необходимо иметь совместную плотность рас­

пределения значений признаков.

распределения

призна­

В общем виде совместная плотность

ков для класса Л'; записывается в виде

 

 

Р (Уи Уй, ■■■, ymlKj\ =

U Ук!к^-

16 . 90)

Совместную плотность распределения можно определить по ме­ тодике, предложенной ранее (см. 6.3). Однако вычисление плот­ ности распределения и принятие решений о гипотезе связано с большими трудностями, которые приводят к значительному усложнению системы распознавания. В связи с этим можно до­ пустить, что в пределах любого класса признаки статистически независимы.

Для оценки статистической связи между признаками необ­ ходимо определить парные коэффициенты корреляции

— эмпирические моменты связи.

Полученные таким образом эмпирические коэффициенты кор­ реляции могут не отражать действительных статистических свя­ зей между признаками у,- и

Для проверки статистической связи используется критерий

[82]

t = , , - g ^ - T/ v .

У 1- 07;

где v= п—2 — число степеней свободы.

Для величин / при известных v и заданной вероятности досто­

верности

суждения о статистической связи составлена табл. 6.4.

Если

значение /, полученное по формуле (6.92), окажется

меньше

величины, указанной в табл. 6.4, то предположение

277


•о статистической независимости признаков достоверно с вероят­ ностью, не меньшей 0,95.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.4

п

5

8

10

15

20

25

30

40

t

2,57

2,3

2,23

2,13

2,08

2,06

2,04

2,02

Если величины, входящие в уравнение признаков

(6.89), рас­

пределены по нормальному закону, то на основании предельной теоремы вероятностей можно утверждать, что и признаки y f i

также распределяются по нормальному закону.

Нормальный закон распределения, как известно, полностью характеризуется двумя статистическими параметрами: т и ст. Математическое ожидание признака определяется по функцио­ нальной связи (6.89):

 

 

=

/(" Ч ,р "«о* mz >>пгк

у

(6. 93)

Среднеквадратическое отклонение также определяется из

выра­

жения (6.89)

по зависимости

 

 

 

 

 

V

f ^ V

v - r i>V №

-

dijj

®х/<xz ~‘xk'Jxz '

(6.94)

dxz

ЛшА \ дх

)

Г

\

 

 

где

 

 

-v: = ym, D,

Z, F Kj.

 

 

По статистическим характеристикам признаков можно опре­ делить плотность распределения признаков для каждого класса по следующей зависимости:

/'У.

1

U, - ти

-дг-ехр

 

и

 

Кроме статистических характеристик признаков ти и з„ для

построения системы распознавания необходимо иметь априор­ ные вероятности классов Р(Л’;), которые могут быть получены путем обработки результатов испытаний двигателей. Однако практически при испытаниях невозможно получить представи­ тельные данные по отказам, принадлежащим к разным классам, чтобы сделать достоверный вывод об их априорных вероятно­ стях.

В этом случае в первом приближении можно считать, что априорные вероятности классов одинаковы, т. е. проявление всех классов аварийных состояний равновероятно:

. , = Р('МЛ0 -Р(ЛМ.

(6.95)

278


Так как вероятности безаварийного и аварийного состояний дви­ гателя связаны зависимостью

Р д = 1 - ? Л . Ял— П P ( Kj ) ,

 

 

 

/=1

 

то

 

Р(/С)= ]/1 — <7д.

 

Совокупность

распределений

признаков,

характеризуемых

и оУ:, и

априорные вероятности классов Р (ЛГj) называют

о п и с а н и е м

или

э т а л о н о м

к л а с с о в .

Для формирова­

ния устройства памяти эталонов

(см. рис. 6.14) составляется

таблица описаний классов по образцу табл. 6.5.

 

А',; р (А'|)

Признаки Классы

/ (У/К) ту

''1

Pi У2

Ут

О

У\

0

Ко У2

о

Ут

 

Таблица 6.5

/<Y, р (К2)

Л'Г,; Р(АГз)

f (у!К) ту

°У f (!/'<) тц

■ ■ ■

. . .

Р

3

У т

6. 5. 4. Апостериорные вероятности гипотез

Пусть состояние двигателя может

находиться в одном из

К классов, образующих множество

 

К = \ К Ъ К,

/Слг].

Априорные вероятности нахождения состояния двигателя в каж­ дом классе соответственно равны

Р(Л'Д Р(/С2),

Р(/Слг).

27а