Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 256
Скачиваний: 0
процесса и величиной первичной неисправности существует функциональная связь вида
У; • ■/ с7'-/)-
Тогда коэффициент чувствительности определяется завнеимостыо
(6.76)
dFi у/
Очевидно, чем больше величина Кц, тем при меньших значе ниях Fi*, характеризующих первичную неисправность, п тем на большую величину изменяется контролируемый параметр. Пара
|
метры, |
для которых Л",1 = 0, |
не со |
||||
|
держат |
информации о состоянии |
|||||
|
двигателя, п их в качестве конт |
||||||
|
рольных |
выбирать |
нецелесооб |
||||
|
разно. Однако аналитическую за |
||||||
|
висимость |
(6.76) для |
двигателя |
||||
|
практически |
получить |
не |
пред |
|||
|
ставляется |
возможным, |
поэтому |
||||
|
контрольные параметры надо вы |
||||||
|
бирать после специальной обра |
||||||
|
ботки |
кривых переходных |
про |
||||
Рис. 6.11. Характеристики пе |
цессов |
(см. |
рис. 6. 8). |
|
|
||
реходного процесса |
В качестве характеристик кон |
||||||
|
трольных |
|
параметров |
прини |
маются такие величины, которые легко можно определить в про цессе моделирования аварийных состояний.
Такими величинами, определяющими возможность выбора-
параметра рабочего процесса в качестве контрольного, |
являются, |
|||
(рис. 6. 111 : |
|
|
|
отно |
Т| — время запаздывания начала изменения параметра |
||||
сительно момента проявления первичной неисправности: |
||||
т2 — время достижения параметром максимальной |
величины |
|||
при заданном |
значении характеристик |
первичной |
неис |
|
правности; |
|
|
|
|
f/тач |
|
пропорцпональ- |
||
а = '— :--- =----- градиент изменения параметра, |
||||
То |
|
|
|
|
ный коэффициенту чувствительности (6.76). В ка |
||||
честве контрольного параметра выбирается тот,, |
||||
для которого выполняется условие |
|
|
||
Tl = |
TI„un; V - =T2lllin; « = « ,„« • |
|
|
По графикам рис. 6.8 для каждого аварийного состояния по всем параметрам рабочего процесса определяются характери стики чувствительности х\, тг, я и распределяются в ряд по зна чениям их величин, как показано в табл. 6.3.
Для выбора контрольных параметров можно применить энтропию как меру неопределенности контроля.
6.4.3. |
Информационная эффективность контроля |
||
Состояние |
двигателя |
характеризуется |
неопределенностью, |
в качестве меры которой |
можно использовать энтропию. Про |
||
цесс контроля |
состоянии |
двигателя можно |
рассматривать как |
процесс выполнения опытов по заданному алгоритму, в резуль тате чего часть неопределенности состояния замещается инфор мацией, т. е. изменяется энтропия состояния.
Если известны априорные состояния двигателя Р,- (при этом |
|||
П |
|
|
|
^ Р , = 1), то мерой неопределенности определения |
состояний |
||
/=1 |
|
|
|
может служить энтропия Н: |
|
|
|
П |
|
|
|
Н = V |
Р,- log— . |
|
|
/-1 |
Р; |
|
|
|
|
|
|
Энтропия достаточно удобна, так как ее поведение правильно |
|||
отражает интуитивно принятые решения [19]. При |
Р,-=1 (все |
||
другие вероятности равны нулю) Н = 0, т. |
е. никакой |
неопреде |
|
ленности в состоянии двигателя |
нет. Когда |
все априорные веро |
ятности равны, т. е. Pi = P2= ... = Р П= 1/«, энтропия H = \ogn соответствует максимальному ее значению и наибольшей неопре деленности. При определении состояний двигателя выясняют, насколько полней становятся знания о состояниях в результате
измерения каждого из всех параметров, т. е. какое |
количество |
|
информации получили в результате измерений. |
|
|
За меру количества информации о состоянии, |
содержащейся |
|
в величине г/,-, принимается разность начальной |
п |
остаточной |
неопределенности после измерения //,■ |
|
|
J — IUKUi) — H |
|
1.6. 78) |
где Н0(у;) — энтропия состояния по /-му параметру до |
конт |
роля; |
|
И (;/,■) — энтропия состояния по /-му параметру после конт |
|
роля. |
|
Пусть априори известно, что в двигателе может быть а |
ава |
рийных состояний, которые характеризуются вероятностями qj. Энтропия как мера неопределенности /-го аварийного состояния до момента контроля определяется зависимостью
Hoj= —(Pj log Ру -f qj log qj), |
16 . 79) |
где Pj = 1—qj.