Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обладает ошибками, что приводит к потере информации. С уве­ личением числа контрольных параметров растет количество информации, теряющейся в самой системе контроля.

Рассмотрим систему контроля, которая контролирует т ава­ рийных состоянии (рис. 6. 12).

Для упрощения анализа предположим, что все аварийные состоянии равновероятны и каждое аварийное состояние конт­ ролируется одним параметром. Значение контрольного пара­ метра измеряется датчиком, п информация о величине пара­ метра передается цепью контроля. Обозначим вероятность исправной работы датчика п цепи контроля — Р„, а вероятность исправной работы объекта контроля — Рд. Количество информа­ ции, получаемое при контроле одного параметра при условии, что система контроля идеальна, т. е. Рц=1, определяется по зависи­ мости

J ■= — Ру log Ру — (\ Ру) log (1 Ру),

(6.84)

где Р, — вероятность отсутствия

аварийного состояния

по /-му

параметру.

 

 

Так как аварийные состояния равновероятны, то

 

р ;. =

ру™.

(6.85)

Среднее количество информации на выходе идеальной си­ стемы по всем т параметрам в предположении, что цепи конт­ роля идентичны, можно определить так:

J m - = J j t n .

( 6 . 8 6 )

Потерю информации из-за ошибок работы собственно системы контроля можно определить по зависимости, аналогичной (6.84):

./и - ш[ - Р„ 1>4 Рц —11 — Р„1 log) 1— Р,р|.

(6.87)

Тогда количество информации о состоянии двигателя, полу­ ченное реальней системой контроля, определится по зависимости

(6. 78):

J к = г,„ Jn = т 1[ Рц log Рц -i- (1 - Р„) log (1 - РД1 -

 

— [Р1/'" log ру™ - (\ — Рд)’.'" log (1 — Рд)1/"')!I.

(6. 88)

Из уравнения (6.88) следует, что если Ру= Рц, то из-за ошибок контроля теряется вся информация. Количество информации за­ висит от числа контролируемых параметров и вероятности ис­ правной работы двигателя и системы контроля. При некотором значении числа контролируемых параметров получается макси­ мальное количество информации.

Па рис. 6. 13 представлена зависимость

J к — J I /и, Рц, Рд)-

-7U


С увеличением надежности системы контроля растет оптималь­ ное количество контрольных параметров.

тсостоянии.

___________ Л _____________

 

 

О

 

п.

Ч

В

т

Рис. 6.

12. Схема не-

Рис.

6.

13.

Зависимость колнчс-

пен

контроля

ства

информации от

характе­

 

 

ристик

систем контроля и объ­

 

 

 

 

 

екта:

 

 

--------Р ц= 0 ,9 8 ,-----------р „ = о,9;

6.5.РАСПОЗНАВАНИЕ АВАРИЙНЫХ СОСТОЯНИЙ

6.5. 1. Задача распознавания и предварительные понятия

Впоследнее время интенсивно разрабатывается теория авто­ матического распознавания образов [3, 62, 65, 85].

Задача распознавания образов формулируется так. По р е ­ з у л ь т а т а м о г р а н и ч е н н о г о ч и е л а и з м е р е н и и п а- р а м е т р о в п р е д ъ я в л е н н о г о о б ъ е к т а н е о б х о д и м о п р и н я т ь о п т и м а л ь н о е р е ш е н и е о п р и н а д л е ж и о-

сти его к т о му пли

и н о му к л а с с у о б щ е й с о в о ­

к у п н о с т и о б ъ е к т о в .

понимается совокупность восприни­

Под термином «образ»

маемых признаков (параметров) объектов или явлении, принад­ лежащих к одному классу.

Признаки (параметры) образа могут изменяться в некоторых пределах, в то время как сам образ принадлежит к одному и тому же классу, поэтому необходимо знать статистические ха­ рактеристики признаков.

Примеров задач распознавания образов можно привести много. В частности, известная задача классификации объектов есть задача распознавания образов. Для ее решения должны быть известны признаки (параметры): длина, ширина, масса и другие и границы их изменения, которые определяют принад­ лежность объекта к тому или другому классу. Автоматы, сорти­ рующие монеты, так же относятся к системам распознавания образов и др.

271


При проведении летных испытаний ракет, несмотря на зна­ чительное количество телеметрических измерении, не всегда представляется возможным определить вид отказа и причину его породившую, а следовательно, обосновать программу доработок. Поэтому для установления причин п видов отказов двигателей без проведения дефектации материальной части можно приме­ нить статистическую теорию распознавания образов, т. е. по ре­ зультатам измерений параметров рабочего процесса принять ре-

Рпе. (>. I I Пршшш1налы1ая схема системы распознавания образов

шенпе о принадлежности отказа, имевшего место в процессе испытаний, к тому или иному классу.

Общая схема решения задачи распознавания образов сле­ дующая. Контролируются параметры рабочего процесса в объ­ екте. II -.меренные параметры обрабатываются по некоторому алгоритму, для того чтобы принять решение, к какому образу (вид отказа) принадлежат значения данных параметров. Для этой цели разрабатывается решающее правило, которое зависит от способа представления характеристик параметров.

Устройство распознавания каждого конкретного класса обра­ зов имеет свои особенности, однако у них всегда будут общие функции и блоки.

На рис. 6. 14 представлена принципиальная схема системы распознавания образов. Роль каждого функционального блока состоит в следующем.

Устройство измерения параметров и кодирования образов измеряет параметры рабочего процесса и группирует их по при­ знакам образов (типов отказов), в результате чего получаются функционалы вида У; (у,, у2, • • •, У»), где j= 1, 2,..., /V. В устрой­ стве памяти, в блоках памяти (БП), хранятся описания всех образов (эталоны) для каждого типа отказов, полученные в ре­ зультате «обучения» системы. Описание образов представлено количественными характеристиками параметров. ’В устройстве ■сравнения все признаки образов, полученные устройством изме­ рения, попарно сравниваются в блоках сравнения (БС) с этало­ нами, хранящимися в БП, т. е. решается задача распознавания, которая является частным случаем статистической задачи про­ верки гипотез, в результате чего определяется апостериорная вероятность отказов.

В решающем устройстве в соответствии с критериями распо­ знавания принимается решение о типе и месте отказа и опреде­ ляется вероятность правильности решения.

Реализованная по указанной схеме система распознавания, встроенная в двигатель, позволяет в процессе эксплуатации без проведения дефектации материальной части оперативно опреде­ лять место и причины отказа.

Точность работы такой системы в основном определяется точ­ ностью описания признаков и классификации образов, т. е. выбо­ ром контролируемых параметров и критериев распознавания.

Разработке системы распознавания должно предшествовать решение следующих задач:

— классификация возможных аварийных состояний и типов

отказов;

системы распознавания, т. е. выбор

признаков

— обучение

и определения

их вероятностных характеристик и

априорных

вероятностей классов аварийных состояний;

вычисление апостериорных вероятностей классов;

выбор критериев распознавания и принятия решений

6.5.2. Классификация аварийных состояний

Для осуществления процесса распознавания необходимо все аварийные состояния соответствующим образом классифициро­ вать и списать их признаки. К определенному классу относятся аварийные состояния одного наименования и вида. Разделение на классы производится по следующим признакам:

вид аварии (отказа),

место аварии (отказа) в двигателе,

степень аварии.

Аварийные состояния классифицируются в результате обра­ ботки данных по отказам, имевшим место при эксплуатации, или по результатам логического анализа конструкции. Количество классов зависит от того, насколько достоверно и полно описаны

273


все аварийные состояния, имеющие явно выраженные признаки в виде характерного изменения параметров рабочего процесса.

Рассмотрим такой пример. Пусть в гидравлической магист­ рали в каком-то месте возможна негерметичность и утечка через нее жидкости. Место возникновения пегерметнчиостн априори определить нельзя — если бы это можно было сделать, то отпала бы необходимость в постановке задачи распознавания. Поэтому

Ро___________ Р

Р,

G

G &flj2I

Рис. (5. 15. Схе.м.1 магистрали с иегерме-

тичиостыо

всю совокупность мест возникновения пегерметнчиостн объеди­ ним в два класса, для которых существует один признак (конт­ рольный параметр), например — расход жидкости через негермстичность G (рис. 6. 15). Появление негерметпчпсстп на участке р—ро отнесем к первому классу, признаком его является Gi; па участке рр\ — второй класс с признаком G2. Нз-за влияния различных случайных факторов значения расходов G; являются случайными величинами; предположим, что G; распределяются по нормальному закону. Пусть зависимость признаков классов от суммарного расхода и пх распределения будут такими, как

показано на рис. 6. 16, причем G,mnx— значение расхода утечки, при котором наступает авария. Для распознавания представлен

эталон Сп.

В

этом случае,

как следует пз рис. 6. 16, участки

\ G l = 6 o (J

и

aG2 — 6з0 не

накрывают реализацию G„, следо­

вательно, распознавание аварии не произойдет. Согласно работе [3], классы необходимо устанавливать такими, чтобы распреде­ ление признаков пересекалось п выполнялось соотношение

27 г