Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение уравнения (8.67) в явном виде связано с больши­ ми трудностями, поэтому расчет ведется непосредственно по за­ висимости

т

 

 

 

 

 

 

 

р ™,(tf6) = V

 

I -

 

 

(8. 69)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/=о

 

 

 

 

с учетом условий (8. 68).

решались для гипотетических двига­

 

Системы

(8. 68)

и (8. 69)

тельных

установок

с

/?д.у =

 

 

 

 

 

= 45,

60

и

 

100 МН;

при

 

 

 

 

 

е =

(2^-4) 10-4

и

<х = 0,1-у0,2.

 

 

 

 

 

 

Результаты

расчета пред­

 

 

 

 

 

ставлены для 7?д.у=100 МЫ

 

 

 

 

 

и ct= 0,1

па рис. 8.11.

 

 

 

 

 

 

 

Из

анализа

 

графиков

 

 

 

 

 

рис. 8.11 следует, что при

 

 

 

 

 

заданной

 

тяге

двигательной

 

 

 

 

 

установки

имеется

оптимум

 

 

 

 

 

тяги двигателей. Чем силь­

 

 

 

 

 

нее

зависимость

Р = Р(/?0),

 

 

 

 

 

тем ярче выражается опти­

 

 

 

 

 

мум по тяге и величина

 

 

 

 

5 Кб [ т]

оптимальной

тяги

двигате­

1

2

3

4

лей

 

смещается

в

сторону

 

 

 

 

 

меньших значений.

 

 

Рис. 8. 11. Зависимость надежности ДУ

 

При 0-43, когда надеж­

от

тяги

блока при Дду=100 МН,

ность

двигателя

не

зависит

-------- 0= 2 • 10-4,

------------ 0= 4 • 10-'1

от тяги, оптимальная тяга

 

 

к величине,

определяемой

двигателя увеличивается и стремится

допустимой кратностью резервирования, т. е. получается вывод, подобный тому, который получен в предыдущем пункте.

8.4.4. Влияние момента включения системы аварийной защиты на надежность объекта защиты

В общем случае функционирование системы резервирования может начинаться в разные моменты времени после старта ра­ кеты-носителя.

Рассмотрим три метода включения системы резервирования

исистемы аварийной защиты.

1.Системы резервирования и аварийной защиты включаются в момент старта носителя (т=0).

Такой метод можно применить в том случае, когда началь­ ная тяговооруженность ракеты позволяет выключать двигатели без потери устойчивости.

Ввиду того, что интенсивность отказов двигателей не посто­ янна во время работы, а изменяется по некоторому закону, как показано на рис. 8. 8, то в начальный момент работы надежность

373


двигательной установки будет наименьшей. В этом случае вклю­ чение систем резервирования и аварийной защиты с момента старта значительно повышает надежность двигательной уста­ новки в начальный момент. В то же время включение системы аварийной защиты с момента старта может привести к невыпол­ нению задачи в результате выключения исправных двигателей из-за возможного появления ложного срабатывания системы аварийной защиты.

Рассмотрим функционирование системы резервирования при таком методе включений.

Если при отказе одного двигателя тяга в остальных не форсируется, то для выполне­ ния программы необходимо увеличить время работы двига­ тельной установки

Д i = Д ~г Д'В'»

Рис. 8. 12. Зависимость интенсивности отказов от времени работы

где тр — время работы двига­ тельной установки при нормальном функционировании;

Тр ; — время работы двига­ тельной установки при отказе i блоков;

Ат,- — дополнительное время работы.

определить по

Время полета ракеты приближенно можно

формуле [17]

Qo

 

 

T р

 

(8.70>

nRo

 

 

 

 

Для конкретного носителя величины Q0, R :i. у, u/,„ и Rr, являют­

ся постоянными, тогда уравнение (8. 70)

примет вид

 

т р = А / п ,

 

(8.711

где А — постоянная величина.

 

 

Предположим, что один двигатель

отказал

в момент старт»

и выключен системой аварийной защиты и выполнение задачи

продолжается

п — 1 двигателями. Увеличение времени

работы

двигательной

установки в соответствии с уравнением

(8.71)

определяется зависимостью

 

 

Atx = r p - т - = — —р .

(8.72)

п — 1

Пусть в момент Ti отказал один двигатель,, тогда для опре­ деления вероятности исправной работы двигательной установки необходимо решить уравнения (8.56.) на участке 0 — tl> где т* случайная величина.

374-


Для

упрощения

интегрирования при переменном аргументе

ti приведем задачу

для интегрирования в интервале 0—тр

(рис. 8.

12).

 

На участке тггр увеличим интенсивность отказа на величину

ЛА.1 из условия

 

 

 

 

дХДт,, — тД^ХоДТр

(8.73)

Из уравнений (8. 72)

и (8. 73) получим

 

интенсивность отказов на участке tiTp определится

зависимо­

стью

 

 

 

 

 

,

_ Ш0

1

(8.74)

 

4 ' ~ п -

 

 

В соответствии с выражением (8. 74) можно определить ин­

тенсивность отказов для i фазового состояния:

 

Л,- :

Пко

/■■л.

гсХло

(8.75)

 

 

 

п — г

 

Подставив выражения (8.75) в функции состояний (8.39), по­ лучим

ф/,/—«(>-о+хло);

(8.76)

ф(/—1 )/ = п [Д U — <7но + тли1 ■

Уравнение вероятности исправной работы с учетом функций (8. 76), примет вид

 

Р ( Р

V

т'оехр[-/г(Х 0 + Хло)тр]Х

 

 

п т

 

 

 

 

 

■НИМ«4

 

 

 

 

 

i-О

 

 

 

 

 

Х « [ \ . П - ^ о ) + ^ло]'

(8.77)

или как

приближенная

зависимость —

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

р^ =

2 О Д - г(1 -Vo-PoV,

(8.78)

 

 

 

 

/=о

 

где

Ро = Рб(1 — ?Л0); Yo = (l —

 

Рб — вероятность исправной работы двигателя.

2. Система аварийной защиты и функционирование резерви­ рования включаются с момента т,„, когда располагаемая тяговооруженность ракеты позволяет выключить все т неисправных двигателей (т= т,п).

375


Для расчета надежности функционирования системы началь­ ными условиями будут

Яо(Д,г)= Рл6;

£l К „ ) — ^2 ( Д л ) — ■ • • — ? т (Д л ) —

^■(Т)= ^у('Гр - ' Слг)-

Вероятность исправной работы системы определится зависимо­ стью

т

 

 

 

 

 

= Р о 2

СТо~‘ I1 — Ро(*^р — Дл)- Yo (Д> - * J ] ',

(8. 79)

/=о

 

 

 

 

 

где Ро — надежность двигателя

к моменту включения

системы

защиты;

 

 

 

 

 

Ро(Д> ТД—Ро(Тр

^лг^П

<7л(ТР ДлН»

 

Yo (^р Yт)~ [ 1

Ро(^р

Ym)] <7,[0»

 

 

Р0(тр - О

Ро (*р)

 

 

РоС^л)

 

 

 

 

1

<7ло ("^р

1— <7ло ("Ср)

 

1 <7Л0 (ТЛ))

 

 

 

 

P0( t J = exp

\

^ ( т)а'т ;

 

 

 

о

 

 

 

Р0 (Тр) = ехр

f

М т)^т

 

 

 

6

 

 

 

1— <7ло(тр1=ехр

 

\r0[x)dx ;

 

— |

 

1— <7ло(^-ехр [ Х_г0 (т) с/тг . 6

3. «Гибкая» программа включения системы аварийной защ ты. Система аварийной защиты включается в моменты времени, определяемые появлением естественного резерва двигателей из-за увеличения коэффициента тяговооруженности в процессе работы двигательной установки.

В момент г, включается система аварийной защиты и в ин­ тервале Ti — то она может выключить лишь один резервный блок; если откажет еше один двигатель, то двигательная установка становится ненадежной.

376


В интервале Тг-—Тз система аварийной защиты может выклю­ чить еще один блок и т. д.

В соответствии с функционированием системы резервирова­ ния вероятность исправной работы системы определится соглас­

но уравнению (8.51)

следующей зависимостью:

 

 

 

 

т — 1

 

 

 

( 8. 80)

 

 

Р //т —

"V

^ Д ш )

X

£ш<»оДр' ^т)*

где

 

 

^1=0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£“*i Дш)

ш» =0

Д т —l)

 

Дш

^т —l)>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(^т)

/, £t»3{^т~2)

ш2

i

 

2^’

 

 

о)а =0

 

 

 

 

 

 

 

 

т — \

 

 

 

 

 

}

(8.81)

^“т _ Д тз )—;

Д г )? Шт_,а.т Д 2

tj.);

 

 

 

in—1

 

m —l

m

'

 

 

 

 

0 < o ) A< m k\

 

 

 

Ч К-+Г »г /lb.(тя»-а+

 

 

/?-j- I -

й) Х

 

X I 1

i-'o ( Tm - 4 + l

Tm—ft)

Yo ( ’f m - ft + l

Xrn—ft)I*‘ ^

 

Запишем систему уравнений (8.80) — (8.81) для случая,

.когда двигательная установка имеет четыре резервных двига­ теля (/?г= 4); при этом система аварийной защиты может вы­ ключить резервные двигатели по одному в заданные интервалы времени %i — тг; — Тз; тз — t /д т/А-—тр. В этом случае расчет­ ные зависимости примут вид

Р т 4 =

^

£°>i Д 4)

^ £ш1ШоДр

Xi ) =

 

 

 

=0

(1)= и>!

 

 

 

=

?0 Д 4) 1^00 Др

 

’ 01 Др

Т4)т"

~ Г ^03 Др

^4) ~~I- ’03 Др

^Д “|До4 Др

^Д] “Г

" H i

Д 4 ) [?11 t 1'p

^ 4 ) ””I” ^12 (*^р

^ Д

Г

ТГ <4 3 Др ^Д “Ь ^14 Др

^4)] “Т ^З Д 4) [?22 Др

"Д) “Ь^ЗЗ Др Д ) Т"

“Г ?24 l’1'?

’ Д)] “Г ^3 (Д ) 1^33 Др

Д ) ~Г ^34 Др Т4)]’

 

 

£0(Д ) — ^0 Д з) ^00 (Д Д)>

 

'1 (^4) == ?0 (Тз) ?01

Д ) ~Ь^1 Дз) ^11

Д)>

377