Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
174
ре значимость слов составляет 7%, интонации – 38, а на жесты и мимику приходится 55%.
Выразительные движения – язык подсознания. «Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова», – считает Ален
Брассер.
По утверждению Аллана Пиза, в процесс взаимодействия людей от
60 до 80% информации передаётся невербальными средствами выражения и только 20–40% – вербальными. Благодаря жесту семантика (смысл) слов предстает зрительно, что делает мысли говорящего образно понятными.
Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагае
мому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слу
шателями. Вот почему важно овладеть всеми средствам воздействия, все
ми невербальными компонентами коммуникативной техники. В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза. Причём реак
ция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуа
ции общения жесты могут быть доминантным, дополнительным или мало
значительным нюансом коммуникации.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВ
Тесная связь жестов с речью наложила на них ряд национальных, социальных и индивидуальных ограничений.
Национальный характер многих жестов подтверждают факты.
Например, англичане, итальянцы и русские поразному машут рукой при прощании. Восточные народы, в отличие от европейцев, при приветствии складывают ладони перед грудью, а конголезцы дуют на ладони.
Культурными нормативами определяется сила и частота жестикуля
ции. Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец –
80, француз – 120, а мексиканец – 180. Русские, по наблюдению Е.П. Пет
ровой, отличаются относительной сдержанностью и употребляют пример
но 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экс
прессивен, и жестикулируют они двумя руками.
Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак удовольствия и успеха. У сла
вян, когда поворачивают указательным пальцем у виска, подразумевают глупость, а в Голландии этот жест означает остроумную фразу. В Болгарии кивок головой вниз означает «нет», у русских – «да».
175
В США «ноль», образованный большим и указательным пальцем, говорит «всё в порядке» (о'кей), в Японии означает деньги, если вы проси
те, стоя у телефонаавтомата, монету, чтобы позвонить.
Жесты неискренности связаны с левой рукой. На Востоке, если про
тянуть еду, деньги или подарок левой рукой, можно нанести оскорбление собеседнику, так как левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается
«нечистой». Левой рукой управляет «интуитивное», «правдивое» – правое полушарие (у правшей). Правая рука делает то, что надо, а левая то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому, если в разговоре с ва
ми собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероят
ность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему (если он не левша).
ВИДЫ ЖЕСТОВ
Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест – сигнал стихий
ный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.
Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ста
вит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.
Жест – некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мими
ку, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контра
стирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса
(пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и ми
мика – наглядное пособие проявления мысли.
Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.
Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим же
сты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли.
Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоот
верженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты: сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или каса
ется мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, – это означало приня
тие человека под своё покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;
176
подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчат
ку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга пер
чатку и кольцо.
Некоторые ритуальные жесты Средневековья сохранились и сейчас.
Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении, многие по
литические деятели, подчёркивая тесные контакты, обмениваются руко
пожатиями, объятиями и поцелуями (поцелуи Л.И. Брежнева с соратника
ми – это знак абсолютной преданности). В современном деловом мире подобного рода жесты не всегда уместны.
Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщи
ной, принятые в эпоху служения Прекрасной даме. Мужчина подаёт руку даме как знак восхищения её красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, знаки галантности, придуманные мужчинами, отра
жали и отражают личную преданность и желание служить женщине.
Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпо
хой развития предпринимательства, когда основной ценностью была про
возглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты
«сверху вниз». Партнёры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают с боку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участ
вуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты ис
пользуются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневеко
вья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнёрские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчёркивает автономность личности. Поэтому возникают же
сты, которые не требуют физического контакта:
мужчина прижимает руку к сердцу – клятва верности и ува-
жения, как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации аме-
риканского президента, что выражает преданность своему народу и же-
лание служить ему);
обе руки прижимаются к груди – этот более эмоциональный
жест является выражением искренности;
преклонение на одно колено – служение человеку, обладающе-
му большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре –
встать на оба колена – поза поверженного: наличие некоторого диском-
форта);
встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием,
что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только
личные симпатии;
177
согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплочён-
ность и твёрдость в отстаивании своих позиций – традиционный жест
демократических лидеров, призывающий к борьбе.
Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов, демонстрируя дружескую дистанцию, что подчёркивает партнёрство либо иерархию.
Ритуальные жесты, принятые со времён гладиаторских боёв, сохра
нились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок го
ловой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актёрах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.
Эмоциональные жесты (их ещё называют экспрессивными или мо
дальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение ска
занного. Жесты отражают наш душевный пульс. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Известный русский госу
дарственный деятель начала XIX века М.М. Сперанский говорил: «Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холод
ный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в неё сердце».
Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово
выразительной демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмо
ционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н.В. Гоголь поведение учителя истории в комедии «Ревизор»:
«Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объ
ясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, как добрался до Алек
сандра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я ду
мал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?»
К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так, жест – положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях – рождён в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Употребляется он в момент, когда градус стра
стей достигает апогея, а жест мобилизует всех окружающих.
Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем извест
ный жест В.И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован мно
жеству людей.
Жесты позитивные и негативные. Жест – это некий энергетиче- ский посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как по
178
ложительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.
Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, вни
мание, одобрение, согласие, благодарность. Открытые руки, ношение до
кументов под мышкой.
Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и (модальные жесты) – неодобре
ние, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятая вверх голова обо
значают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки – жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесённое оскорбле
ние, но не может этого сделать.
Жест прощания – человек «шлёт своё пока» – рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали – жест раз
деляющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использо
вать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом, они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест – это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости – «машинальное прикрытие рта рукой» (Е.М. Примаков сидит на совещаниях, положив лок
ти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетёнными пальцами.).
Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:
1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения:
выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъек-
том чего-либо).
2.
Жесты-регуляторы:
выполняют
регулятивно-
коммуникативную функцию воздействия на партнёра.
3.
Жесты-информаторы:
выполняют
информативно-
коммуникативную функцию.
Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.
Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объ
ятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестовприкосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американ
цев.
179
Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жестприкосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.
Жесты-паразиты, как и словапаразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).
Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких ши
роких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.
НЕСКОЛЬКО АЗБУЧНЫХ ИСТИН ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖЕСТОВ
Чтобы каждый день выглядеть безупречно, надо уметь держать себя, следить за осанкой и позой. Этикет не рекомендует: указывать пальцем на человека или на какойлибо предмет; во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пу
говицы на его одежде, хватать его за рукав; вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почёсываться, рыться в карманах; излишне жестикулировать, так как это выдаёт нервного, за
комплексованного человека.
РЕЗЮМЕ
Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирова
ния человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».
«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению
«немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.
ЖЕСТЫ И КОДЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПОЗИЦИЮ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕ
НИИ
Жесты
Неуверенность
Грызёт ручку, руки к шее, рука притрагива
ется к ожерелью или цепочке.
Жест доверия
«Купол» – пальцы соединены наподобие ку
пола храма.
Жесты само
контроля
Руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает запястье другой. Сидя в кресле, руками вцепиться в подлокотник кресла и скрестить ло
дыжки.