Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

174
ре значимость слов составляет 7%, интонации – 38, а на жесты и мимику приходится 55%.
Выразительные движения – язык подсознания. «Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова», – считает Ален
Брассер.
По утверждению Аллана Пиза, в процесс взаимодействия людей от
60 до 80% информации передаётся невербальными средствами выражения и только 20–40% – вербальными. Благодаря жесту семантика (смысл) слов предстает зрительно, что делает мысли говорящего образно понятными.
Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагае­
мому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слу­
шателями. Вот почему важно овладеть всеми средствам воздействия, все­
ми невербальными компонентами коммуникативной техники. В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза. Причём реак­
ция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуа­
ции общения жесты могут быть доминантным, дополнительным или мало­
значительным нюансом коммуникации.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВ
Тесная связь жестов с речью наложила на них ряд национальных, социальных и индивидуальных ограничений.
Национальный характер многих жестов подтверждают факты.
Например, англичане, итальянцы и русские по­разному машут рукой при прощании. Восточные народы, в отличие от европейцев, при приветствии складывают ладони перед грудью, а конголезцы дуют на ладони.
Культурными нормативами определяется сила и частота жестикуля­
ции. Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец –
80, француз – 120, а мексиканец – 180. Русские, по наблюдению Е.П. Пет­
ровой, отличаются относительной сдержанностью и употребляют пример­
но 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экс­
прессивен, и жестикулируют они двумя руками.
Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак удовольствия и успеха. У сла­
вян, когда поворачивают указательным пальцем у виска, подразумевают глупость, а в Голландии этот жест означает остроумную фразу. В Болгарии кивок головой вниз означает «нет», у русских – «да».


175
В США «ноль», образованный большим и указательным пальцем, говорит «всё в порядке» (о'кей), в Японии означает деньги, если вы проси­
те, стоя у телефона­автомата, монету, чтобы позвонить.
Жесты неискренности связаны с левой рукой. На Востоке, если про­
тянуть еду, деньги или подарок левой рукой, можно нанести оскорбление собеседнику, так как левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается
«нечистой». Левой рукой управляет «интуитивное», «правдивое» – правое полушарие (у правшей). Правая рука делает то, что надо, а левая то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому, если в разговоре с ва­
ми собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероят­
ность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему (если он не левша).
ВИДЫ ЖЕСТОВ
Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест – сигнал стихий­
ный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.
Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ста­
вит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.
Жест – некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мими­
ку, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контра­
стирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса
(пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и ми­
мика – наглядное пособие проявления мысли.
Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.
Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим же­
сты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли.
Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоот­
верженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты: сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или каса­
ется мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, – это означало приня­
тие человека под своё покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;


176
подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчат­
ку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга пер­
чатку и кольцо.
Некоторые ритуальные жесты Средневековья сохранились и сейчас.
Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении, многие по­
литические деятели, подчёркивая тесные контакты, обмениваются руко­
пожатиями, объятиями и поцелуями (поцелуи Л.И. Брежнева с соратника­
ми – это знак абсолютной преданности). В современном деловом мире подобного рода жесты не всегда уместны.
Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщи­
ной, принятые в эпоху служения Прекрасной даме. Мужчина подаёт руку даме как знак восхищения её красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, знаки галантности, придуманные мужчинами, отра­
жали и отражают личную преданность и желание служить женщине.
Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпо­
хой развития предпринимательства, когда основной ценностью была про­
возглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты
«сверху вниз». Партнёры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают с боку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участ­
вуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты ис­
пользуются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневеко­
вья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнёрские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчёркивает автономность личности. Поэтому возникают же­
сты, которые не требуют физического контакта:
мужчина прижимает руку к сердцу – клятва верности и ува-
жения, как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации аме-
риканского президента, что выражает преданность своему народу и же-
лание служить ему);
обе руки прижимаются к груди – этот более эмоциональный
жест является выражением искренности;
преклонение на одно колено – служение человеку, обладающе-
му большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре –
встать на оба колена – поза поверженного: наличие некоторого диском-
форта);
встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием,
что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только
личные симпатии;


177
согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплочён-
ность и твёрдость в отстаивании своих позиций – традиционный жест
демократических лидеров, призывающий к борьбе.
Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов, демонстрируя дружескую дистанцию, что подчёркивает партнёрство либо иерархию.
Ритуальные жесты, принятые со времён гладиаторских боёв, сохра­
нились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок го­
ловой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актёрах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.
Эмоциональные жесты (их ещё называют экспрессивными или мо­
дальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение ска­
занного. Жесты отражают наш душевный пульс. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Известный русский госу­
дарственный деятель начала XIX века М.М. Сперанский говорил: «Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холод­
ный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в неё сердце».
Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово­
выразительной демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмо­
ционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н.В. Гоголь поведение учителя истории в комедии «Ревизор»:
«Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объ­
ясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, как добрался до Алек­
сандра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я ду­
мал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?»
К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так, жест – положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях – рождён в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Употребляется он в момент, когда градус стра­
стей достигает апогея, а жест мобилизует всех окружающих.
Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем извест­
ный жест В.И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован мно­
жеству людей.
Жесты позитивные и негативные. Жест – это некий энергетиче- ский посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как по­


178
ложительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.
Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, вни­
мание, одобрение, согласие, благодарность. Открытые руки, ношение до­
кументов под мышкой.
Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и (модальные жесты) – неодобре­
ние, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятая вверх голова обо­
значают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки – жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесённое оскорбле­
ние, но не может этого сделать.
Жест прощания – человек «шлёт своё пока» – рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали – жест раз­
деляющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использо­
вать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом, они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест – это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости – «машинальное прикрытие рта рукой» (Е.М. Примаков сидит на совещаниях, положив лок­
ти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетёнными пальцами.).
Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:
1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения:
выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъек-
том чего-либо).
2.
Жесты-регуляторы:
выполняют
регулятивно-
коммуникативную функцию воздействия на партнёра.
3.
Жесты-информаторы:
выполняют
информативно-
коммуникативную функцию.
Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.
Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объ­
ятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов­прикосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американ­
цев.

179
Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жест­прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.
Жесты-паразиты, как и слова­паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).
Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких ши­
роких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.
НЕСКОЛЬКО АЗБУЧНЫХ ИСТИН ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖЕСТОВ
Чтобы каждый день выглядеть безупречно, надо уметь держать себя, следить за осанкой и позой. Этикет не рекомендует: указывать пальцем на человека или на какой­либо предмет; во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пу­
говицы на его одежде, хватать его за рукав; вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почёсываться, рыться в карманах; излишне жестикулировать, так как это выдаёт нервного, за­
комплексованного человека.
РЕЗЮМЕ
Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирова­
ния человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».
«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению
«немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.
ЖЕСТЫ И КОДЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПОЗИЦИЮ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕ­
НИИ
Жесты
Неуверенность
Грызёт ручку, руки к шее, рука притрагива­
ется к ожерелью или цепочке.
Жест доверия
«Купол» – пальцы соединены наподобие ку­
пола храма.
Жесты само­
контроля
Руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает запястье другой. Сидя в кресле, руками вцепиться в подлокотник кресла и скрестить ло­
дыжки.