Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

180
Жесты оценки
«Рука у щеки» – о чём­то размышляет. Кри­
тическая оценка – подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, осталь­
ные сведены вместе и располагаются под подбо­
родком. Момент решения проблемы, сосредоточен­
ность, захватывание носа в щепоть, подозрительность – касание носа или лёгкое его по­
тирание, обычно указательным пальцем.
Жесты и позы
Крепко сцепленные руки – жест подозрения, напряженности, недоверия. Плотно сжатые руки – поза человека, попавшего в переделку. Защитное поглаживание шеи – рука движется назад, как бы оттягиваясь от удара.
Поза
Открытость
Открытые и развернутые навстречу собесед­
нику руки, расстегнутый пиджак. Сидя, не скрещи­
вая рук и ног. Сидя, сдвинувшись на краешек стула и наклонившись вперед, руки, прикладываемые к груди, к сердцу (честность).
Закрытость
Скрещенные на груди руки, усиливающие защитную позицию, пальцы сжаты в кулак (если не сжаты в кулак, то означает озабоченность). Защит­
ная поза руки скрещены на груди, сжимают одна другую. Посадка на стул верхом – спинка стула – щит, защита.
Готовность
Стоящий держит руки на бедрах. Сидящий, наклонив туловище вперед, опирается одной ладо­
нью о колени, другая рука (локтевая часть) лежит на коленях.
Авторитарная по­
за
Руки соединены за спиной, подбородок под­
нят вверх.
Скука у слушате­
лей
Голова в руке, лежит на ладони. Машиналь­
ное рисование на бумаге. Пустой взгляд – спит с открытыми глазами. Отсутствие движения глаз.
Практикум
Посмотрите фрагмент кинофильма сучастием Луи де Финеса.
Определите, какую информацию несут жесты главного героя фильма в продемонстрированной ситуации? Обратите внимание на отличительные особенности жестов французов.
Прочтите отрывок из книги С. Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Представьте, как жестикулируют персонажи.
Выразите с помощью жеста одобрение, сомнение, сочувствие, несогласие.
Выразите языком вашего тела открытость, закрытость.

181
Выразите несогласие с собеседником.
Изобразите зрителя, слушающего выступление с неугасающим вниманием.
Проявите в позе и жестах ощущение неудобства и потерю са­
моконтроля.
Продемонстрируйте неуважение к собеседнику.
Оцените себя со стороны: а). понаблюдайте за собой: насколько соответствуют ваши мими­
ка и жесты переживаемым эмоциональным состояниям. б). соответствует ли ваша внешняя экспрессия принятым куль­
турным эталонам? в). проследите за собой: достаточно ли естественны и гармонич­

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   35

ны ваши мимика, позы, походка?
Вопросы для самопроверки

1. Что такое жест?
2. Какие жесты вы знаете?

3. Назовите жесты позитивные, негативные и колебания. Какие жесты отражают позитивные, а какие негативные чувства?
4. Как объяснить несовпадение или противоречие жестов, мими­

ки и речи?
5. Какую роль играют жесты в общении?
Рекомендуемая литература
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. М., 1992.
Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. М., 1998.
Шепель В.М. Имиджелогия секреты личного обаяния. М., 1997.

182
ГЛАВА II
ЧАСТЬ 2
ТЕХНОЛОГИЯ
ИМИДЖИРОВАНИЯ:
ПОЗИЦИОННОЕ
ПРЕД-
СТАВЛЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
2.8. УМЕНИЕ ВЫБИРАТЬ И НОСИТЬ ОДЕЖДУ
«По одёжке встречают, по уму провожают» – в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презен­
тации человека. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к ее обладателю других людей.
В нашей жизни с её стремительным темпом и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свой ум, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести с помощью одежды. При создании имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.
В костюмологии (науке об одежде) существуют широкое и узкое по­
нятия слова «костюм»; в узком смысле – это вид мужской или женской одежды. Например, мужской костюм – это пиджак и брюки, женский ко­
стюм – это жакет и юбка. В широком смысле: «Костюм – это образно ре­
шенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объ­
единяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары (от франц. accessuar – дополнения к костюму: головной убор, шарф, платок, галстук, перчатки, сумка, кошелек, пояс, зонт, чулки и т.п.) и несет определенную утилитар­
но­эстетическую функцию» (Шармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Лег­
промбытиздат, 1985. С. 8).
В прикладной костюмологии изучаются проблемы, непосредственно связанные с созданием имиджа, одежда рассматривается не только с ути­
литарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности и ее воспри­
ятия в процессе общения с другими людьми.
Не случайно среди специалистов стало популярным выражение:
«Костюм – это Я­концепция, которую носят на себе». С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя.
Мы не согласны с выражением «нет некрасивых женщин – есть женщины ленивые» нам ближе высказывание, приведенное сестрами Зо­
риными в книге «Презентация внешности» (М.: Гном­пресс, 1998): «Нет некрасивых и непривлекательных женщин – есть женщины неумело оде­
тые». Можно добавить: «и не умеющие носить одежду». Последнее каче­
ство начинается с умения выбрать одежду, а выбор связан с той ситуацией, для которой одежда предназначена: исполнением обязанностей, временем суток, возрастом, фигурой, настроением носителя.


183
Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщи­
на, и лишь затем – её «оформление», т.е. как она одета. Многие женщины находят неуместным комплимент: «Какое красивое на вас платье!» Им бы­
ло бы гораздо приятнее услышать: «Как вы красивы в этом платье» или
«Как вам к лицу этот костюм». Женщину сравнивают с бриллиантом, ко­
торый нуждается в оформлении. Таким «оформлением», не затмевающим сверкания драгоценного камня, служат правильно подобранные одежда и аксессуары.
Женская элегантность подчиняется возрасту, фигуре и обстоятель­
ствам. Соответствовать обстоятельствам – это значит, как говорили рань­
ше, «быть ко двору». В XIX веке женщина должна была иметь много пла­
тьев, чтобы несколько раз переодеваться в течение дня: пеньюар для утреннего завтрака, платье для визитов, для приема гостей дома, для про­
гулок, для верховой езды, для театра, для бала, траурное платье...
Вовлечение женщин в производство и процесс эмансипации покон­
чили в начале XX века с многочисленными переодеваниями в течение дня.
Габриэль Шанель разработала стиль, благодаря которому женщина была со вкусом и элегантно одета в течение всего дня, не прибегая к частым и разорительным сменам гардероба. Стилю Шанель могли следовать не только самые молодые – она позволяла женщинам забыть об их возрасте.
Выйдя утром на работу в костюме стиля «Шанель», его обладательница может посетить ресторан в обеденное время и выглядеть весьма элегант­
ной вечером, добавив бижутерию или заменив аксессуары. У современной женщины зачастую не бывает времени, чтобы перед посещением театра заехать домой и переодеться, поэтому актуальной становится тема «с рабо­
ты – в театр», «с работы – в гости», где предлагаются модели (платья, ко­
стюмы), которые после небольшой трансформации (добавление съёмных деталей, аксессуаров, бижутерии) превращаются если не в «большие ве­
черние туалеты», то, по крайней мере, в достаточно элегантные вещи. О таких моделях говорят: «И в пир, и в мир».
При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая под­
час об особенностях собственной фигуры. Мы бы посоветовали начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод
(модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следу­
ет остановить внимание. Ведь у большинства женщин фигуры отличаются от фигур манекенщиц или фотомоделей.
По данным антропологов, российские женщины лидируют среди женщин Европы по средним объемам талии и бёдер, а 40% жительниц
Москвы и Московской области после 40 лет переходят в разряд полных.
Как часто, любуясь понравившимся нам фасоном из журнала мод и представляя эту модель на себе, мы поневоле забываем о недостатках соб­
ственной фигуры, которые этот фасон не способен скрыть, а лишь под­
черкнёт. Чтобы избежать подобного, необходимо отчётливо осознавать,


184
для какой обстановки предназначена эта вещь, и не забывать об особенно­
стях собственной фигуры и цветового образа, ибо, как известно, одежда может как подчёркивать, так и сглаживать наши недостатки.
Неудачно подобранная одежда (искажённые пропорции или силуэт, неверная цветовая гамма и т.п.), противоречащая вашему типу внешности, почти всегда вызывает комплекс неполноценности, не говоря уже о дис­
комфорте. Идеально одетый человек – это человек без комплексов.
Итак, не поленитесь лишний раз встать перед большим зеркалом
(лучше при дневном освещении) и постарайтесь посмотреть на себя со стороны без всяких придирок и излишней самовлюблённости. Поскольку некрасивых женщин не бывает, каждая наделена своим шармом, важно найти эту «изюминку» и научиться подавать себя с наилучшей стороны.
Инна Криксунова в книге «Создай свой имидж» (Спб.: Лань, 1997) предлагает оценить себя, все части тела по пятибалльной системе, выделив как «козыри» вашей внешности, так и проблемные зоны. Не обязательно сводить в специальную таблицу недостатки и достоинства своей фигуры, как предлагает этот автор, но всегда следует руководствоваться знанием особенностей своей внешности. При выборе одежды большое значение имеют так называемые зрительные иллюзии в костюме. Чтобы понять это, достаточно представить одну и ту же женщину, одетую в пушистую кофту из белого мохера или в полуприлегающее чёрное платье.
В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета.
В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, ак­
сессуаров. При работе над имиджем нельзя рассматривать цвет в отрыве от облика человека, функций костюма, его пропорций, масштаба, линий, формы, фактуры, материала, а в некоторых случаях и цвета окружающей среды (например, при выступлении на телевидении).
В последнее время издано много литературы, исследующей пробле­
му цвета в создании имиджа. Получила популярность теория, согласно ко­
торой мужчин и женщин разделяют на группы по их цветовым предпочте­
ниям: «светлый тип», «тёплый тип», «холодный тип», а также «зима»,
«весна», «лето» и «осень».
При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идём ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Казалось бы, банальная тема, столько уже написано об этом, и всё же... Вот по телевизо­
ру показывают депутатов Госдумы, перепутавших, очевидно, зал заседа­
ний с теннисным кортом и явившихся в одежде для week­end'a, вот сту­
дентка на утренних занятиях, одетая как на дискотеку, или по­спортивному одетые абитуриенты на вступительных экзаменах... Конечно, сейчас много говорят о демократичности моды и универсальности одежды, но одежда для дела и для потехи – совсем не одно и то же.


185

ЧТО ЗНАЧИТ: УМЕТЬ НОСИТЬ ОДЕЖДУ?
Уметь носить одежду – значит правильно выбрать свой стиль. Суще­
ствует большое разнообразие стилевых решений в костюме, которое мож­
но свести к нескольким основным: классический, стиль «Шанель», спор­
тивный, «фэнтази», авангардный, фольклорный, ретро­стиль. В последние годы деление на стили становится условным – в моде появился диффузный стиль; отдельные вещи комплектуются по принципу «совмещение несов­
местимого». На наш взгляд, не стоит увлекаться каким­то одним стилем, будь то классический или спортивный, – каждая женщина, создавая свой ситуационный имидж, может придать себе очарование и найти свойствен­
ную только ей индивидуальность в каждом из стилей.
Для классического стиля характерны элегантность и сдержанность, детали лаконичны или отсутствуют. Основные членения форм одежды совпадают с естественными членениями фигуры. Декор в костюме класси­
ческого стиля вообще отсутствует или сведён к минимуму. Для него ха­
рактерен полуприлегающий силуэт, который придаёт фигуре большую стройность и потому не выходит из моды. К классическому направлению относятся пальто, платья и костюмы, получившие название «одежда ан­
глийского стиля», или «редингот». Рукава, как правило, втачные, но по­
крой реглан также относится к классическому стилю. Свитер, юбка в клет­
ку, в складку – это тоже примеры классического стиля в одежде. Это то, что модно всегда, поэтому классический стиль, слегка видоизменяясь, остаётся актуальным. Для него характерен и выбор тканей; как правило, для костюмов – это шерстяные ткани, многочисленные разновидности твида. В орнаментальном решении полотен используются клетка, полоска, горох. В последнее время приобрёл популярность стиль «неоклассика», который использует элементы классического стиля и последние веяния со­
временной моды.
Одежда спортивного стиля – это не одежда для занятий спортом.
Спортивный стиль в одежде начал формироваться в начале XX века. Для одежды спортивного стиля характерны свободные, прямые силуэты, нали­
чие накладных деталей, таких, как карманы, паты, погоны, присутствуют отделочные строчки по краю борта, лацканов и воротников. Одежда спор­
тивного стиля комфортна и практична, но, в отличие от классического, не приемлема для торжественных случаев.
Для мужской одежды характерны классический и спортивный стили, хотя в одежде для эстрады могут быть использованы авангардный, фольк­
лорный, романтический, стиль «фэнтази» и другие.
В последнее время у молодёжи популярен авангардный стиль, для которого характерен отказ от канонов классической моды. Истоки этого стиля разнообразны: это и использование костюма тех социальных групп, которые своим внешним видом вызывают протест приверженцев традици­
онного представления об одежде, и желание некоторых кутюрье внедрить