Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

186
в моду своё видение внешнего облика человека XXI века. Во всяком слу­
чае, если авангардный стиль уместен на подиумах альтернативной моды, где можно черпать вдохновение для использования свежих идей, то пред­
ставителям «возраста элегантности» и тем, чья профессиональная деятель­
ность далека от творческой сферы, следует быть осторожным.
У исследователей нет единой точки зрения на стилевое разнообразие в костюме, а потому деление на авангардный, романтический, стиль
«фэнтази» и ретростиль весьма условно.
Для одежды стиля «фэнтази» характерно большое разнообразие форм, сложность покроя, асимметрия, нарядность отделки. Может быть использован мех, кружево, гипюр и т.п. Этот стиль применяется в наряд­
ной одежде, в туалетах для особо торжественных случаев, в костюмах для эстрады.
Пожалуй, почти все кутюрье в своем творчестве обращаются к фоль­
клорному стилю, т.е. к использованию в моделировании кроя, декора, эле­
ментов костюма различных народов и национальностей. Сегодня ценно­
стям европейской Цивилизации противостоят традиции далёких стран.
Мода черпает своё вдохновение в Полинезии и в Скандинавии, в России и в Японии, Аргентине, Китае... Конечно, использование элементов того или иного национального костюма должно быть не поверхностным, а береж­
ным и деликатным. Сегодня никого уже не удивляет, когда ведущие кутюрье мира предлагают дамам одеться то японками на экскурсии в Лув­
ре, то мексиканками на базаре в Гаване. Мэтры моды восхищают нас то цыганскими блузами, то мотивами японского или монгольского костюма.
Устанем ли мы когда­нибудь изумляться экзотике? По мнению известного историка моды Александра Васильева, – нет. «Как никогда не устанем пить чай и кофе, есть арбузы и кукурузу, лакомиться инжиром и шокола­
дом».
Дух обновления, конфликт со старым не исключают обращения мо­
ды к прошлым формам культуры и общественной жизни. Это составляет основу явления, именуемого ретро­модой. Ретростиль прочно утвердился в моде XX века, хотя периодическое использование моды прошлого было характерно и для XVIII, и для XIX веков. Для моды конца XX века не ис­
ключение заимствование «некоторых цитат» из моды почти что каждого десятилетия, будь то мода 20­х и 30­х, 40­х и 50­х, 60­х, 70­х, 80­х годов.
Большое влияние на развитие ретростиля оказало искусство кино. Так, например, один из стилей мужской одежды получил наименование
«Крёстный отец».
Создавая ваш, неповторимый, имидж в стиле ретро, необходимо ис­
пользовать соответствующие причёску и макияж, грамотно подобрать ак­
сессуары.
Лучшая визитная карточка – это наш собственный внешний облик. И в этом деле нет мелочей, особенно если речь идёт об одежде. Любая деталь


187
нашего костюма может вызвать целый ряд как приятных, так и неприятных ассоциаций. Как в разговорной речи мы не можем позволить себе нецен­
зурные выражения, так и в собственной одежде нельзя позволить какой­
либо детали «проговориться». Наш облик должен говорить о нас лишь то, что мы сами хотим сказать.
Существуют законы восприятия, которые нельзя не учитывать при создании собственного образа. С чего начать? Постараться понять законы восприятия и на их основе строить модель собственного образа.
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ СТИЛЯ ОДЕЖДЫ
Первое правило – необходимо определить свою аудиторию, т.е. тех людей, на которых мы собираемся воздействовать. Следует помнить и о том, какой эффект мы собираемся произвести. Естественно, что любая профессия накладывает отпечаток на человека. Например, имидж делового человека рассчитан на аудиторию, состоящую из деловых людей. Подоб­
ная среда требует неукоснительно соблюдать общепринятые правила, а по­
тому характеризуется традиционностью. Любая попытка соригинальни­
чать (вроде знаменитых белых брюк Бориса Немцова на официальном приёме) будет расценена негативно. Незнание и пренебрежение правилами может нанести имиджу непоправимый ущерб. Поэтому лучший способ выделиться из окружающих – быть слегка элегантнее и изысканнее остальных. Путь к деловому успеху – это строгое соответствие вашего имиджа вашей профессии.
Еще 20–30 лет тому назад по одежде можно было безошибочно определить учительницу или актрису, работника торговли или рабочего. В последнее время стираются грани между имиджем представителей творче­
ских профессий и деловых кругов, хотя художница или манекенщица мо­
жет позволить себе более экстравагантные, острые модели, чем секретарь­
референт или преподаватель. Если вас окружают люди творческих профес­
сий, то вы можете допустить в своём костюме больше смелых, фриволь­
ных, авангардных ноток. Но служащим офисов необходимо всё же быть корректными в деловой одежде, хотя, как во всяком правиле, и здесь воз­
можны исключения. Многое, конечно, зависит от профессиональной ори­
ентации и традиций, принятых на фирме.
Любой человек стремится к самовыражению. При этом люди яркие, оригинальные хотят выделиться из общей массы, а люди застенчивые стремятся к ней приобщиться. С этой точки зрения, любая одежда есть не что иное, как форма самовыражения личности.
Среди потребителей моды принято выделять лидеров моды, умерен­
ных и консерваторов. Лидеры – это те, для кого художники­модельеры предлагают наиболее «острые», авангардные модели. Умеренные более осторожны в восприятии нового, а консерваторы подчиняются уже усто­
явшимся в мире моды тенденциям. В 80­е годы считалось, что авангардная


188
мода предназначалась только молодёжи, умеренное направление – дамам, достигшим «возраста элегантности», а консерватизм в одежде приписы­
вался тем, кто этот возраст уже перешагнул. Однако дело не только в воз­
расте, но и в вашем отношении к моде. Можно быть лидером моды в 45 лет и консерватором – в 20.
Известна старая истина: умение элегантно и со вкусом одеваться – это такое же искусство, как игра на фортепиано. Кто­то с молоком матери впитал это чувство и поэтому может тонко чувствовать моду и проявлять в одежде индивидуальность. А другие же, напротив, должны учиться тому, как одеваться со вкусом.
Установлено, что при помощи правильного имиджа и умело подо­
бранной одежды можно преодолеть нерешительность и выработать уве­
ренность в себе. Это поможет заново родиться вашей творческой лично­
сти, которую вы сами зачастую сознательно загоняете внутрь.
Второе правило в создании стиля одежды можно условно назвать за­
коном ассоциативности – при взгляде на вас у людей должны возникать желаемые вами ассоциации. Например, юная секретарша пришла на работу в обтягивающих лосинах. Естественно, что у посетителей­мужчин при взгляде на её стройные ноги возникают положительные ассоциации, дру­
гое дело, что они могут носить сексуальный характер. Уместно ли это в данном офисе – пусть решают шеф и сама секретарша.
Возьмём другой пример – женщина идёт на свидание. Предположим, она выбирает строгий классический костюм, который ей действительно очень идёт. Но что будет думать её кавалер, увидев даму в подобном наря­
де: «Да, с ней было бы приятно пойти на презентацию, но на бокал шам­
панского домой её не пригласишь».
У этого правила есть ещё одна сторона: никакая деталь в нашем имидже не должна вызывать отрицательных ассоциаций. Заранее проду­
майте всё, вплоть до мелких деталей и аксессуаров. Недаром Микеландже­
ло говорил: «Совершенство создаётся из мелочей». В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства. Не бывает элегантных женщин с облупившимся на ногтях лаком или аптечной резинкой в причёске. Не думайте, что, надев модное платье и обувь, вы тем самым получаете разрешение на вульгарную косметику или дешёвые ак­
сессуары. И никакие собственные привычки не могут служить оправдани­
ем небрежности. Везде и всюду нас ждут людские оценки: «Какая элегант­
ная дама!» или: «Ну и вырядилась», либо: «Ничего особенного» (а ведь самое страшное для женщины – быть как все...). Поэтому надо стараться всегда объективно оценивать себя со стороны, не забывая о достоинствах и недостатках своей внешности.
Мужчинам особое внимание следует уделить не только тому, как си­
дит костюм на фигуре, но и таким мелочам, как манжет сорочки, который на 1,5–2 см. должен выглядывать из­под рукава, или обнажённая часть но­


189
ги, которая не должна показываться между краем брюк и носками, когда мужчина садится.
Теперь перейдём к базовым деталям имиджа, несущим информацию о нашем статусе, вкусе, материальном и даже интеллектуальном уровне.
Считается, что класс женщины определяется тем, в каком состоянии у неё голова и ноги. И если у вас платье от известного кутюрье, то и аксес­
суары, и обувь должны быть в порядке. Что касается обуви, то дело не только и не столько в её цене. Вспоминается выражение: «Мы не настоль­
ко богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Практичные женщины скорее купят дорогую обувь, сэкономив на чём­то другом. Стоит напомнить в этой связи, что кардинальные изменения в моде на обувь происходят реже, чем в моде на одежду, и классическая конструкция обуви «лодочка» оста­
ётся почти неизменной на протяжении ряда лет.
Третье правило: созданный вами образ самого себя должен быть адекватен вашему истинному «Я». Однако для этого вы должны обладать объективной самооценкой. Как писал об этом Оноре де Бальзак в своём
«Трактате об элегантности»: «Равно плохо выглядеть и скупым богачом и расточительным бедняком... Будете ли вы слишком тщеславны или слиш­
ком скромны, вы ... нарушаете закон единства, непременным следствием которого является ... счастливое равновесие между вашими возможностя­
ми и вашим внешним обликом». Проведённые за рубежом исследования свидетельствуют, что на изменения моды в одежде больше реагируют те слои населения, которые еще недостаточно утвердили себя в социальной иерархии.
Правило четвёртое. Важнейшая задача имиджа – выделять вас из общей массы, чтобы о вас нельзя было сказать словами М. Зощенко: «Та­
ких по десять штук в каждом трамвае ездют». Хоть в чём­то вы обязаны быть оригинальным: стиль, манера носить одежду, аксессуары и т.д. Мане­
ра ношения – это и слегка приподнятый воротник, и надвинутый на лоб или надетый набок головной убор, и шарф, пропущенный под лацканы. Но самое главное – даже следовать общепринятой моде вы должны только в присущей вам манере. Необходимо изучить тенденции современной моды и выбрать то, что больше подходит именно для вас, потому что она не дик­
тует, а предлагает. Вам же остаётся только сделать правильный выбор из веера многочисленных возможностей.
Пятое правило. Имидж должен быть подвижным, динамичным и ме­
няться в зависимости от моды, которая, являясь формой выражения обще­
ственных настроений, вкусов и увлечений, подчёркивает извечную спра­
ведливость слов французского поэта Фарга: «Кто проходит мимо моды, проходит мимо жизни». Наиболее восприимчива к нововведениям моды молодёжь, но это вовсе не означает, что люди среднего и старшего возрас­
та должны полностью игнорировать её рекомендации. Исследователи установили, что именно этим возрастными группам населения свойственна


190
некоторая идеализация моды времени их молодости, а современную моду они склонны воспринимать «в штыки».
Следовать последним тенденциям моды – не значит обязательно приобретать дорогие туалеты ведущих кутюрье. Главное – выработать в себе чувство моды, стиля и современности. А помогут в этом и специали­
зированные журналы, которые издаются в таких количествах, что только перечисление их названий заняло бы слишком много места; и специализи­
рованные рубрики в периодической печати; и, конечно, посвящённые про­
блемам моды теле­ и радиопередачи. Важно не стать «рабом» моды, а сформировать своё отношение к ней и стилю, выразив его в собственной одежде.
Уметь носить одежду значит ощущать себя в ней комфортно. Ис­
ключение составляют большие вечерние туалеты – длинные платья для женщин, смокинги и фраки для мужчин. Прежде чем показываться на ка­
ких­либо торжественных мероприятиях, следует примерить эти туалеты дома, перед зеркалом, пройтись, поворачиваясь и следя, чтобы не насту­
пить на шлейф или не наступить на подол.
На официальном приёме можно заметить «пингвинов» – мужчин, не умеющих носить смокинги и выглядящих в них напыщенно или смешно.
Им стоит «обжить» новые вещи, прорепетировать, как садиться на стул, отбрасывая полы фрака.
Посоветуйтесь с опытным имиджмейкером или с человеком, мнение которого для вас значимо, насколько выбранная вами модель соответству­
ет вашему внутреннему «Я». Недаром существует выражение: «Это – ваша вещь, она создана для вас».
Важно, чтобы выбранная вами модель хорошо сидела на фигуре.
Остановимся подробнее на выборе мужского костюма, так как он состав­
ляет основу мужского гардероба.
Костюм – это общепринятая официальная одежда мужчин, поэтому она сопровождает его с ранней юности и до неизбежного печального цере­
мониала. В середине жизни гардероб определяется или личными пристра­
стиями или выбранной профессией. В любом случае хотя бы один костюм должен быть в гардеробе любого мужчины. Кстати, классический костюм тёмного цвета, белая рубашка и галстук останутся в моде и в XXI веке.
Общеизвестны зарубежные фирмы, специализирующиеся на муж­
ской одежде: «Черутта», «Хуго Босс», «Эрменеджильдо Зенъя». Стимули­
руемые рыночными отношениями отечественные фабрики тоже стали ис­
кать свою нишу: недорогие ткани, современный фасон, совместное производство с иностранными партнёрами. При этом наши костюмы стоят дешевле, чем костюмы тех фирм, где приходится платить за раскрученное имя модельера.