Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
186
в моду своё видение внешнего облика человека XXI века. Во всяком слу
чае, если авангардный стиль уместен на подиумах альтернативной моды, где можно черпать вдохновение для использования свежих идей, то пред
ставителям «возраста элегантности» и тем, чья профессиональная деятель
ность далека от творческой сферы, следует быть осторожным.
У исследователей нет единой точки зрения на стилевое разнообразие в костюме, а потому деление на авангардный, романтический, стиль
«фэнтази» и ретростиль весьма условно.
Для одежды стиля «фэнтази» характерно большое разнообразие форм, сложность покроя, асимметрия, нарядность отделки. Может быть использован мех, кружево, гипюр и т.п. Этот стиль применяется в наряд
ной одежде, в туалетах для особо торжественных случаев, в костюмах для эстрады.
Пожалуй, почти все кутюрье в своем творчестве обращаются к фоль
клорному стилю, т.е. к использованию в моделировании кроя, декора, эле
ментов костюма различных народов и национальностей. Сегодня ценно
стям европейской Цивилизации противостоят традиции далёких стран.
Мода черпает своё вдохновение в Полинезии и в Скандинавии, в России и в Японии, Аргентине, Китае... Конечно, использование элементов того или иного национального костюма должно быть не поверхностным, а береж
ным и деликатным. Сегодня никого уже не удивляет, когда ведущие кутюрье мира предлагают дамам одеться то японками на экскурсии в Лув
ре, то мексиканками на базаре в Гаване. Мэтры моды восхищают нас то цыганскими блузами, то мотивами японского или монгольского костюма.
Устанем ли мы когданибудь изумляться экзотике? По мнению известного историка моды Александра Васильева, – нет. «Как никогда не устанем пить чай и кофе, есть арбузы и кукурузу, лакомиться инжиром и шокола
дом».
Дух обновления, конфликт со старым не исключают обращения мо
ды к прошлым формам культуры и общественной жизни. Это составляет основу явления, именуемого ретромодой. Ретростиль прочно утвердился в моде XX века, хотя периодическое использование моды прошлого было характерно и для XVIII, и для XIX веков. Для моды конца XX века не ис
ключение заимствование «некоторых цитат» из моды почти что каждого десятилетия, будь то мода 20х и 30х, 40х и 50х, 60х, 70х, 80х годов.
Большое влияние на развитие ретростиля оказало искусство кино. Так, например, один из стилей мужской одежды получил наименование
«Крёстный отец».
Создавая ваш, неповторимый, имидж в стиле ретро, необходимо ис
пользовать соответствующие причёску и макияж, грамотно подобрать ак
сессуары.
Лучшая визитная карточка – это наш собственный внешний облик. И в этом деле нет мелочей, особенно если речь идёт об одежде. Любая деталь
187
нашего костюма может вызвать целый ряд как приятных, так и неприятных ассоциаций. Как в разговорной речи мы не можем позволить себе нецен
зурные выражения, так и в собственной одежде нельзя позволить какой
либо детали «проговориться». Наш облик должен говорить о нас лишь то, что мы сами хотим сказать.
Существуют законы восприятия, которые нельзя не учитывать при создании собственного образа. С чего начать? Постараться понять законы восприятия и на их основе строить модель собственного образа.
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ СТИЛЯ ОДЕЖДЫ
Первое правило – необходимо определить свою аудиторию, т.е. тех людей, на которых мы собираемся воздействовать. Следует помнить и о том, какой эффект мы собираемся произвести. Естественно, что любая профессия накладывает отпечаток на человека. Например, имидж делового человека рассчитан на аудиторию, состоящую из деловых людей. Подоб
ная среда требует неукоснительно соблюдать общепринятые правила, а по
тому характеризуется традиционностью. Любая попытка соригинальни
чать (вроде знаменитых белых брюк Бориса Немцова на официальном приёме) будет расценена негативно. Незнание и пренебрежение правилами может нанести имиджу непоправимый ущерб. Поэтому лучший способ выделиться из окружающих – быть слегка элегантнее и изысканнее остальных. Путь к деловому успеху – это строгое соответствие вашего имиджа вашей профессии.
Еще 20–30 лет тому назад по одежде можно было безошибочно определить учительницу или актрису, работника торговли или рабочего. В последнее время стираются грани между имиджем представителей творче
ских профессий и деловых кругов, хотя художница или манекенщица мо
жет позволить себе более экстравагантные, острые модели, чем секретарь
референт или преподаватель. Если вас окружают люди творческих профес
сий, то вы можете допустить в своём костюме больше смелых, фриволь
ных, авангардных ноток. Но служащим офисов необходимо всё же быть корректными в деловой одежде, хотя, как во всяком правиле, и здесь воз
можны исключения. Многое, конечно, зависит от профессиональной ори
ентации и традиций, принятых на фирме.
Любой человек стремится к самовыражению. При этом люди яркие, оригинальные хотят выделиться из общей массы, а люди застенчивые стремятся к ней приобщиться. С этой точки зрения, любая одежда есть не что иное, как форма самовыражения личности.
Среди потребителей моды принято выделять лидеров моды, умерен
ных и консерваторов. Лидеры – это те, для кого художникимодельеры предлагают наиболее «острые», авангардные модели. Умеренные более осторожны в восприятии нового, а консерваторы подчиняются уже усто
явшимся в мире моды тенденциям. В 80е годы считалось, что авангардная
188
мода предназначалась только молодёжи, умеренное направление – дамам, достигшим «возраста элегантности», а консерватизм в одежде приписы
вался тем, кто этот возраст уже перешагнул. Однако дело не только в воз
расте, но и в вашем отношении к моде. Можно быть лидером моды в 45 лет и консерватором – в 20.
Известна старая истина: умение элегантно и со вкусом одеваться – это такое же искусство, как игра на фортепиано. Ктото с молоком матери впитал это чувство и поэтому может тонко чувствовать моду и проявлять в одежде индивидуальность. А другие же, напротив, должны учиться тому, как одеваться со вкусом.
Установлено, что при помощи правильного имиджа и умело подо
бранной одежды можно преодолеть нерешительность и выработать уве
ренность в себе. Это поможет заново родиться вашей творческой лично
сти, которую вы сами зачастую сознательно загоняете внутрь.
Второе правило в создании стиля одежды можно условно назвать за
коном ассоциативности – при взгляде на вас у людей должны возникать желаемые вами ассоциации. Например, юная секретарша пришла на работу в обтягивающих лосинах. Естественно, что у посетителеймужчин при взгляде на её стройные ноги возникают положительные ассоциации, дру
гое дело, что они могут носить сексуальный характер. Уместно ли это в данном офисе – пусть решают шеф и сама секретарша.
Возьмём другой пример – женщина идёт на свидание. Предположим, она выбирает строгий классический костюм, который ей действительно очень идёт. Но что будет думать её кавалер, увидев даму в подобном наря
де: «Да, с ней было бы приятно пойти на презентацию, но на бокал шам
панского домой её не пригласишь».
У этого правила есть ещё одна сторона: никакая деталь в нашем имидже не должна вызывать отрицательных ассоциаций. Заранее проду
майте всё, вплоть до мелких деталей и аксессуаров. Недаром Микеландже
ло говорил: «Совершенство создаётся из мелочей». В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства. Не бывает элегантных женщин с облупившимся на ногтях лаком или аптечной резинкой в причёске. Не думайте, что, надев модное платье и обувь, вы тем самым получаете разрешение на вульгарную косметику или дешёвые ак
сессуары. И никакие собственные привычки не могут служить оправдани
ем небрежности. Везде и всюду нас ждут людские оценки: «Какая элегант
ная дама!» или: «Ну и вырядилась», либо: «Ничего особенного» (а ведь самое страшное для женщины – быть как все...). Поэтому надо стараться всегда объективно оценивать себя со стороны, не забывая о достоинствах и недостатках своей внешности.
Мужчинам особое внимание следует уделить не только тому, как си
дит костюм на фигуре, но и таким мелочам, как манжет сорочки, который на 1,5–2 см. должен выглядывать изпод рукава, или обнажённая часть но
189
ги, которая не должна показываться между краем брюк и носками, когда мужчина садится.
Теперь перейдём к базовым деталям имиджа, несущим информацию о нашем статусе, вкусе, материальном и даже интеллектуальном уровне.
Считается, что класс женщины определяется тем, в каком состоянии у неё голова и ноги. И если у вас платье от известного кутюрье, то и аксес
суары, и обувь должны быть в порядке. Что касается обуви, то дело не только и не столько в её цене. Вспоминается выражение: «Мы не настоль
ко богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Практичные женщины скорее купят дорогую обувь, сэкономив на чёмто другом. Стоит напомнить в этой связи, что кардинальные изменения в моде на обувь происходят реже, чем в моде на одежду, и классическая конструкция обуви «лодочка» оста
ётся почти неизменной на протяжении ряда лет.
Третье правило: созданный вами образ самого себя должен быть адекватен вашему истинному «Я». Однако для этого вы должны обладать объективной самооценкой. Как писал об этом Оноре де Бальзак в своём
«Трактате об элегантности»: «Равно плохо выглядеть и скупым богачом и расточительным бедняком... Будете ли вы слишком тщеславны или слиш
ком скромны, вы ... нарушаете закон единства, непременным следствием которого является ... счастливое равновесие между вашими возможностя
ми и вашим внешним обликом». Проведённые за рубежом исследования свидетельствуют, что на изменения моды в одежде больше реагируют те слои населения, которые еще недостаточно утвердили себя в социальной иерархии.
Правило четвёртое. Важнейшая задача имиджа – выделять вас из общей массы, чтобы о вас нельзя было сказать словами М. Зощенко: «Та
ких по десять штук в каждом трамвае ездют». Хоть в чёмто вы обязаны быть оригинальным: стиль, манера носить одежду, аксессуары и т.д. Мане
ра ношения – это и слегка приподнятый воротник, и надвинутый на лоб или надетый набок головной убор, и шарф, пропущенный под лацканы. Но самое главное – даже следовать общепринятой моде вы должны только в присущей вам манере. Необходимо изучить тенденции современной моды и выбрать то, что больше подходит именно для вас, потому что она не дик
тует, а предлагает. Вам же остаётся только сделать правильный выбор из веера многочисленных возможностей.
Пятое правило. Имидж должен быть подвижным, динамичным и ме
няться в зависимости от моды, которая, являясь формой выражения обще
ственных настроений, вкусов и увлечений, подчёркивает извечную спра
ведливость слов французского поэта Фарга: «Кто проходит мимо моды, проходит мимо жизни». Наиболее восприимчива к нововведениям моды молодёжь, но это вовсе не означает, что люди среднего и старшего возрас
та должны полностью игнорировать её рекомендации. Исследователи установили, что именно этим возрастными группам населения свойственна
190
некоторая идеализация моды времени их молодости, а современную моду они склонны воспринимать «в штыки».
Следовать последним тенденциям моды – не значит обязательно приобретать дорогие туалеты ведущих кутюрье. Главное – выработать в себе чувство моды, стиля и современности. А помогут в этом и специали
зированные журналы, которые издаются в таких количествах, что только перечисление их названий заняло бы слишком много места; и специализи
рованные рубрики в периодической печати; и, конечно, посвящённые про
блемам моды теле и радиопередачи. Важно не стать «рабом» моды, а сформировать своё отношение к ней и стилю, выразив его в собственной одежде.
Уметь носить одежду значит ощущать себя в ней комфортно. Ис
ключение составляют большие вечерние туалеты – длинные платья для женщин, смокинги и фраки для мужчин. Прежде чем показываться на ка
кихлибо торжественных мероприятиях, следует примерить эти туалеты дома, перед зеркалом, пройтись, поворачиваясь и следя, чтобы не насту
пить на шлейф или не наступить на подол.
На официальном приёме можно заметить «пингвинов» – мужчин, не умеющих носить смокинги и выглядящих в них напыщенно или смешно.
Им стоит «обжить» новые вещи, прорепетировать, как садиться на стул, отбрасывая полы фрака.
Посоветуйтесь с опытным имиджмейкером или с человеком, мнение которого для вас значимо, насколько выбранная вами модель соответству
ет вашему внутреннему «Я». Недаром существует выражение: «Это – ваша вещь, она создана для вас».
Важно, чтобы выбранная вами модель хорошо сидела на фигуре.
Остановимся подробнее на выборе мужского костюма, так как он состав
ляет основу мужского гардероба.
Костюм – это общепринятая официальная одежда мужчин, поэтому она сопровождает его с ранней юности и до неизбежного печального цере
мониала. В середине жизни гардероб определяется или личными пристра
стиями или выбранной профессией. В любом случае хотя бы один костюм должен быть в гардеробе любого мужчины. Кстати, классический костюм тёмного цвета, белая рубашка и галстук останутся в моде и в XXI веке.
Общеизвестны зарубежные фирмы, специализирующиеся на муж
ской одежде: «Черутта», «Хуго Босс», «Эрменеджильдо Зенъя». Стимули
руемые рыночными отношениями отечественные фабрики тоже стали ис
кать свою нишу: недорогие ткани, современный фасон, совместное производство с иностранными партнёрами. При этом наши костюмы стоят дешевле, чем костюмы тех фирм, где приходится платить за раскрученное имя модельера.