Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бёнка.
В младшем школьном и подростковом возрасте эмоциональная жизнь детей во многом определяется кругом их друзей. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери – косвенный показатель их интереса к ребёнку.

307
Интерес к результатам учёбы – важный показатель общей заинтере­
сованности родителей в ребёнке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела в школе, даёт школьный дневник. Поэтому реакция родителей на текущие записи в дневнике характеризует их отношение к учёбе сына или дочери, к способностям и личным качествам.
Рассматривая самооценку как отражение оценок других людей, мож­
но было предположить, что низкая самооценка должна быть у тех детей, родители которых придерживаются стратегии наказания, самая высокая – в случае, когда родители оказывают ребёнку психологическую поддержку, а результатом безразличной реакции родителей должен быть промежуточ­
ный уровень самооценки. Однако выяснилось, что низкая самооценка свя­
зана вовсе не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки. Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребёнка в учёбе, вообще не заинтересованы в нём. Если же отец или мать ругают, наказывают его за плохие отметки, это – проявление интереса и заботы о нём, пусть в негативной форме.
Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом.
Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родите­
лями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений. Самооценка ребёнка тесно связана с тем, как его вос­
принимают, насколько в нём заинтересованы окружающие. Убеждённость в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена со­
держанием его «Я­концепции» в целом. Если он не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия.
Какие­то детали в поведении и отношении к нему родителей посто­
янно подкрепляют это убеждение. Ведь ребёнок имеет богатый опыт об­
щения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересо­
ванности или невнимания к тому, что он говорит. Кто­то из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие или, напротив, его мнение внимательно выслушали, оно вызвало живой отклик, одобрительные заме­
чания или обоснованные возражения – по всем этим признакам ребёнок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окру­
жающим.
Каждая из трёх выделенных областей взаимоотношений сама по себе может полностью и не отражать заинтересованности родителей в ребёнке.
Однако существует прямая взаимосвязь между безразличием в отношении родителей к ребёнку и его низкой самооценкой.
Отношение к детям должно быть проявлением высшей гуманности.
Любовь к детям – главное условие родительской деятельности. Влюблён­
ный в детей родитель интуитивно и осознанно выбирает те модели поведе­
ния, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным


308
потребностям. Имидж такого отца или матери безупречен. Они для ребён­
ка как духовные пастыри, надёжные старшие друзья, доверительные собе­
седники. Они чаруют и магнетически притягивают детей. Их образ надол­
го, а нередко на всю жизнь, остаётся в детской памяти как пример для подражания.
Родители нуждаются в содружестве с такими воспитателями вне се­
мьи, которые могут быть консультантами родителей, совместно с ними ве­
сти историю индивидуального становления ребёнка, привлекая к этому де­
лу и медиков.
Адаптация ребёнка к школе зависит от уровня и характера его само­
оценки, от тех переживаний, которые ждут его на первых порах, от отно­
шения к нему других детей и учителя. Независимо от того, насколько удачно произойдёт смена обстановки, сам этот переход становится для большинства детей источником стресса.
Преодоление этого стресса обусловлено собственной компетентно­
стью ребёнка в социальных отношениях, которая зависит в первую очередь от типа взаимоотношений его с родителями. По признаку социальной ком­
петентности различают три типа детей.
К первому типу относятся эмоционально уравновешенные дети, ро­
дители которых внимательны к ним, способны прислушаться к их мнению, но вместе с тем требовательны. Эти родители сочетают заботу и контроль.
Они объясняют детям мотивы своих требований, поощряют их социаль­
ную активность, устанавливают высокие стандарты поведения, ясно выра­
жают свои мысли, используют власть, не стараясь манипулировать детьми.
Им удаётся контролировать поведение детей, не вызывая у них ни проте­
ста, ни пассивности. Эти дети ощущают свою безусловную ценность, го­
товность родителей безоговорочно принимать их такими, какие они есть. В силу достаточной социальной компетентности переход от домашней ситу­
ации к школьной для них наиболее безболезненный. Но у них могут воз­
никнуть трудности, если атмосфера школы и семьи существенно различа­
ется. Ребёнок может обнаружить, что стандарты поведения, выработанные дома, оказываются неприемлемыми в школе, и это мешает адаптации.
Ко второму типу относятся дети, которых можно назвать угрюмыми, недоверчивыми одиночками; их родители придерживаются жёстких мето­
дов воспитания и не испытывают привязанности к своим детям. Психоло­
гический опыт таких детей, как правило, сводится к развитию у них чув­
ства отторгнутости, пассивности и убеждения в том, что власть и право контроля могут принадлежать исключительно взрослым.
Для третьего типа характерны инфантилизм, несамостоятельность, неумение себя контролировать, нежелание осваивать новые ситуации. Та­
кие дети, как правило, имеют любящую, но нетребовательную мать и без­
вольного отца, занимающего по отношению к ребёнку неопределённую позицию. Эти дети имеют возможность в различных семейных ситуациях


309
убеждаться в том, что они не безразличны родителям, но их собственная роль в семье для них осталась неясной. Кроме того, они не научились ста­
вить перед собой цель и искать пути её достижения.
Взаимоотношения в семье гораздо более значимы для формирования у ребёнка «Я­концепции», чем классовая, религиозная или этническая принадлежность.
В семье очень важны традиции. Они могут быть самыми разнообраз­
ными. Например, собираться всей семьёй на воскресный обед за домашним столом. Во многих странах к семейным сборам за столом относятся с большим вниманием.
Мы едим, утоляя физический голод, но собираемся за столом и для того, чтобы общаться. Ничто так не сплачивает, как совместная трапеза.
Важно, чтобы один приём пищи в семье был совместным. В нынешних условиях это может быть ужин. Работающие члены семьи стараются за­
вершить все свои дела и поспеть к вечерней трапезе, и только в исключи­
тельных случаях позволяется нарушать этот ритуал. Но если будничный ужин всё же можно пропустить, то воскресный обед – ни в коем случае.
Стол празднично сервируется, к обеду нарядно одеваются. Воскресные обеды непременно накрываются в комнате, даже если кухня вполне годит­
ся для того, чтобы называться столовой. Воскресный обед – это семейный
праздник. За обедом возникают непринуждённые разговоры между члена­
ми семьи, во время которых родители могут ненавязчиво учить детей тому, что обычно те не хотят воспринимать в другое – «несъедобное» время. Ес­
ли в вашей семье такого обычая ещё нет, то никогда не поздно его завести.
В процедуре семейного обеда не столь важно, что вы готовите, сколько – как вы подаёте блюда. Главное, чтобы стол был нарядно накрыт.
Без скатерти можно обойтись, но обязательно приобретите красивые льня­
ные салфетки. Их надлежит сложить замысловатым способом или зало­
жить в специальные кольца. На семейный обед обязательно ставят мине­
ральную воду и красивые бокалы. Взрослым можно предложить хорошего вина. Обязательный компонент семейного обеда – красивая посуда. При­
боры лучше всего раскладывать как положено – нож справа, вилка слева.
Не поленитесь украсить семейный обед маленьким букетом цветов или нарядной свечой небольшого размера.
Маленьким детям сервируйте стол так же, как и большим. И не надо бояться, что дети порежутся ножом или побьют посуду. А если они, прези­
рая нож и прочие приборы, начнут есть руками, то не обращайте внимания
– значит, их время ещё не пришло.
Ничто так не согревает душу, как воспоминание о счастливых мо­
ментах, пережитых в детстве... Среди них непременно – праздничная ёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и каким­то осо­
бенным семейным теплом. И ещё – гости, большие и маленькие. Новый год – любимый праздник детства. У каждой семьи есть свои возможности,


310
которые помогут сделать праздник не похожим на другие. У кого­то в квартире стоит детский спортивный комплекс, у других есть готовый или самодеятельный кукольный театр, третьи обладают таким сокровищем, как детский синтезатор или даже караоке, четвёртые просто умеют играть на пианино или гитаре. Всех возможностей не перечислишь – важно увидеть те, что есть. Найдётся время и для загадок, и для пения хором, и для не­
большой эстафеты – главное, чтобы дети по возможности не оставались без интересного дела. Если в вашей семье приняты всякие маскарадные развлечения, нужно заранее приготовить в достаточном количестве колпа­
ки, парики, шляпы и носы. Кто­то может сыграть роль Деда Мороза.
Хороши совместные прогулки, поездки за город, на выставки, на спортивные соревнования, особенно если в них можно принять участие взрослым и детям. Нужно приучать ребёнка к здоровому образу жизни.
Завершая наше представление о составляющих домашнего уюта, не­
сколько слов скажем о важности «внутреннего убранства жилья». 3. Фрейд в своих чудесных «Письмах невесте» подробно перечисляет, как приятно, когда бельё изящно перевязано лентой и уложено в ящики шкафа, имеются домашняя библиотека, ночной столик и лампа, чей мягкий свет располага­
ют к доверительности и интимности... И он заключает: «Всё это – малень­
кий мир счастья, мир благородной человечности... Однако это ещё не фун­
дамент семейного очага. Настоящую жизнь в него могут вдохнуть только два человека, невыразимо любящие друг друга».
Без семьи не было бы полноценного рода человеческого. По тому, какова семья по своим экономическим, эстетическим и морально­
психологическим устоям, можно безошибочно определить, на какой ста­
дии развития находится общество. Люди восстанавливают потенциал об­
щества благодаря семье. Вот почему так велико её предназначение. Ещё в большей мере семья нужна самому человеку. Семья может стать самым безопасным пристанищем человека в его земной жизни. Счастье человека
– в непосредственной зависимости от удачности его семейных уз.
Всё, что мы осознаём, когда речь идёт о семье, заложено в нашем ор­
ганизме в виде мощнейшего инстинкта гнездоустройства и продолжения рода человеческого. Не сложно удостовериться: в ком он активно проявля­
ется, тому всегда присуще чувство жизни. Такие люди оптимистичны по своей натуре. Те, у кого этот инстинкт притуплен или не реализован, часто становятся несчастными и злыми.
Священной связующей нитью в семье выступает взаимная любовь.
Чем глубже это чувство, тем больше оснований, чтобы оно переросло в ис­
тинную дружбу, которая переходит в органическую обоюдную привязан­
ность и восторженное отношение к своим детям.
Такова логика становления, утверждения и незыблемости семейного счастья. В её безупречном, но отнюдь не безболезненном исполнении рав­
ная ответственность лежит на обоих супругах. Они должны достойно ис­


311
полнять свои роли. На мужчине, безусловно, лежит главная забота обу­
стройства быта. Семейная ось должна быть в мужских руках. И причина распада многих семей – несоблюдение этого ролевого статуса мужчиной.
Брак – это борьба за свою честь и благополучие. В борьбе всегда мужчина прикрывает женщину, сберегая семью от каких­либо невзгод.
В сбережении семьи безмерно велика роль разумного образа жизни.
Внедрённый в неё, он становится ферментом сплочения супругов, делая жизнь их семьи более полнокровной, но самое главное – верно ориентиро­
ванной.
Вопросы для самопроверки

1. Какие отношения характерны для семьи?
2. Определите ролевые функции родителей.
3. Представьте составляющие домашнего уюта.

4. Что такое «имидж семьи»?
Рекомендуемая литература
Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1997.
Шепель В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. М., 1996.
Фрейд 3. Письма невесте. М., 1994.
Журналы: COSMOPOLITAN, Домашний очаг, Материнство, Наш малыш, PARENTS.
3.5. ИМИДЖ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ
ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим сред­
ством распространения информации и одним из видов досуга. Оно так прочно вошло в нашу жизнь, что уже трудно представить себе, как раньше люди могли обходиться без ставшего близким и привычным «электронно­
го собеседника». Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух, синтезируя в себе практически все накопленные челове­
чеством способы общения. Важная особенность телевидения – личност­
ный, доверительно­интимный характер телевизионного общения. Техноло­
гические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присут­
ствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».
Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощно­
го коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. Оно обусловливает характер их общественного мнения, влияет на состояние их гражданского

312
самочувствия. У многих людей именно из телевизионной информации, складываются оценки деятельности высших государственных и регио­
нальных структур, мнение о лидерах политических партий, формируется их отношение к конкретным жизненным событиям и общественным фак­
там.
Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональ­
ных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обра­
щаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессо­
знательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению
Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественно­
го телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, ко­
торая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разго­
вором. Диктор должен не механически зачитывать тот или иной текст, а доносить главный смысл, заложенный в передаваемой информации. Для этого ему нужно много знать, глубоко разбираться в политике, экономике, научной и культурной жизни общества, быть достойным гражданином своей страны. По большому счету быть незаурядной личностью, имеющей моральное право обращаться и общаться с миллионами телезрителей.
Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекал­
ся огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам дик­
тора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.
Многие из основоположников дикторской профессии отличались неповто­
римой творческой индивидуальностью, своей особой манерой выступле­
ния в «масштабе кадра», умением вести доверительный разговор со зрите­
лями. Их знала вся страна, их любили. Валентина Леонтьева, вспоминая о том времени, писала:
«В 50­е годы люди воспринимали диктора, как хозяина дома, при­
глашающего телезрителей в гости. Весь вечер диктор проводит с телезри­
телями. Каждая из нас, дикторов, была монополистом телевизионного ве­
чера. К нам привыкали, нас знали, нас ждали и потому могли полюбить.
Теперь ждут программу «Время», телеобозревателя, политобозревателя.
Но никто уже не спросит «Сегодня Ниночка или Валечка?» Этот вопрос остался приметой телевидения 50­х».
В те годы при отборе кандидатуры для выступления в «масштабе кадра» меньше всего имелась в виду «телегеничность», т.е. способность выглядеть «красиво» в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телеви­