Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
бёнка.
В младшем школьном и подростковом возрасте эмоциональная жизнь детей во многом определяется кругом их друзей. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери – косвенный показатель их интереса к ребёнку.
307
Интерес к результатам учёбы – важный показатель общей заинтере
сованности родителей в ребёнке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела в школе, даёт школьный дневник. Поэтому реакция родителей на текущие записи в дневнике характеризует их отношение к учёбе сына или дочери, к способностям и личным качествам.
Рассматривая самооценку как отражение оценок других людей, мож
но было предположить, что низкая самооценка должна быть у тех детей, родители которых придерживаются стратегии наказания, самая высокая – в случае, когда родители оказывают ребёнку психологическую поддержку, а результатом безразличной реакции родителей должен быть промежуточ
ный уровень самооценки. Однако выяснилось, что низкая самооценка свя
зана вовсе не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки. Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребёнка в учёбе, вообще не заинтересованы в нём. Если же отец или мать ругают, наказывают его за плохие отметки, это – проявление интереса и заботы о нём, пусть в негативной форме.
Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом.
Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родите
лями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений. Самооценка ребёнка тесно связана с тем, как его вос
принимают, насколько в нём заинтересованы окружающие. Убеждённость в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена со
держанием его «Яконцепции» в целом. Если он не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия.
Какието детали в поведении и отношении к нему родителей посто
янно подкрепляют это убеждение. Ведь ребёнок имеет богатый опыт об
щения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересо
ванности или невнимания к тому, что он говорит. Ктото из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие или, напротив, его мнение внимательно выслушали, оно вызвало живой отклик, одобрительные заме
чания или обоснованные возражения – по всем этим признакам ребёнок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окру
жающим.
Каждая из трёх выделенных областей взаимоотношений сама по себе может полностью и не отражать заинтересованности родителей в ребёнке.
Однако существует прямая взаимосвязь между безразличием в отношении родителей к ребёнку и его низкой самооценкой.
Отношение к детям должно быть проявлением высшей гуманности.
Любовь к детям – главное условие родительской деятельности. Влюблён
ный в детей родитель интуитивно и осознанно выбирает те модели поведе
ния, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным
308
потребностям. Имидж такого отца или матери безупречен. Они для ребён
ка как духовные пастыри, надёжные старшие друзья, доверительные собе
седники. Они чаруют и магнетически притягивают детей. Их образ надол
го, а нередко на всю жизнь, остаётся в детской памяти как пример для подражания.
Родители нуждаются в содружестве с такими воспитателями вне се
мьи, которые могут быть консультантами родителей, совместно с ними ве
сти историю индивидуального становления ребёнка, привлекая к этому де
лу и медиков.
Адаптация ребёнка к школе зависит от уровня и характера его само
оценки, от тех переживаний, которые ждут его на первых порах, от отно
шения к нему других детей и учителя. Независимо от того, насколько удачно произойдёт смена обстановки, сам этот переход становится для большинства детей источником стресса.
Преодоление этого стресса обусловлено собственной компетентно
стью ребёнка в социальных отношениях, которая зависит в первую очередь от типа взаимоотношений его с родителями. По признаку социальной ком
петентности различают три типа детей.
К первому типу относятся эмоционально уравновешенные дети, ро
дители которых внимательны к ним, способны прислушаться к их мнению, но вместе с тем требовательны. Эти родители сочетают заботу и контроль.
Они объясняют детям мотивы своих требований, поощряют их социаль
ную активность, устанавливают высокие стандарты поведения, ясно выра
жают свои мысли, используют власть, не стараясь манипулировать детьми.
Им удаётся контролировать поведение детей, не вызывая у них ни проте
ста, ни пассивности. Эти дети ощущают свою безусловную ценность, го
товность родителей безоговорочно принимать их такими, какие они есть. В силу достаточной социальной компетентности переход от домашней ситу
ации к школьной для них наиболее безболезненный. Но у них могут воз
никнуть трудности, если атмосфера школы и семьи существенно различа
ется. Ребёнок может обнаружить, что стандарты поведения, выработанные дома, оказываются неприемлемыми в школе, и это мешает адаптации.
Ко второму типу относятся дети, которых можно назвать угрюмыми, недоверчивыми одиночками; их родители придерживаются жёстких мето
дов воспитания и не испытывают привязанности к своим детям. Психоло
гический опыт таких детей, как правило, сводится к развитию у них чув
ства отторгнутости, пассивности и убеждения в том, что власть и право контроля могут принадлежать исключительно взрослым.
Для третьего типа характерны инфантилизм, несамостоятельность, неумение себя контролировать, нежелание осваивать новые ситуации. Та
кие дети, как правило, имеют любящую, но нетребовательную мать и без
вольного отца, занимающего по отношению к ребёнку неопределённую позицию. Эти дети имеют возможность в различных семейных ситуациях
309
убеждаться в том, что они не безразличны родителям, но их собственная роль в семье для них осталась неясной. Кроме того, они не научились ста
вить перед собой цель и искать пути её достижения.
Взаимоотношения в семье гораздо более значимы для формирования у ребёнка «Яконцепции», чем классовая, религиозная или этническая принадлежность.
В семье очень важны традиции. Они могут быть самыми разнообраз
ными. Например, собираться всей семьёй на воскресный обед за домашним столом. Во многих странах к семейным сборам за столом относятся с большим вниманием.
Мы едим, утоляя физический голод, но собираемся за столом и для того, чтобы общаться. Ничто так не сплачивает, как совместная трапеза.
Важно, чтобы один приём пищи в семье был совместным. В нынешних условиях это может быть ужин. Работающие члены семьи стараются за
вершить все свои дела и поспеть к вечерней трапезе, и только в исключи
тельных случаях позволяется нарушать этот ритуал. Но если будничный ужин всё же можно пропустить, то воскресный обед – ни в коем случае.
Стол празднично сервируется, к обеду нарядно одеваются. Воскресные обеды непременно накрываются в комнате, даже если кухня вполне годит
ся для того, чтобы называться столовой. Воскресный обед – это семейный
праздник. За обедом возникают непринуждённые разговоры между члена
ми семьи, во время которых родители могут ненавязчиво учить детей тому, что обычно те не хотят воспринимать в другое – «несъедобное» время. Ес
ли в вашей семье такого обычая ещё нет, то никогда не поздно его завести.
В процедуре семейного обеда не столь важно, что вы готовите, сколько – как вы подаёте блюда. Главное, чтобы стол был нарядно накрыт.
Без скатерти можно обойтись, но обязательно приобретите красивые льня
ные салфетки. Их надлежит сложить замысловатым способом или зало
жить в специальные кольца. На семейный обед обязательно ставят мине
ральную воду и красивые бокалы. Взрослым можно предложить хорошего вина. Обязательный компонент семейного обеда – красивая посуда. При
боры лучше всего раскладывать как положено – нож справа, вилка слева.
Не поленитесь украсить семейный обед маленьким букетом цветов или нарядной свечой небольшого размера.
Маленьким детям сервируйте стол так же, как и большим. И не надо бояться, что дети порежутся ножом или побьют посуду. А если они, прези
рая нож и прочие приборы, начнут есть руками, то не обращайте внимания
– значит, их время ещё не пришло.
Ничто так не согревает душу, как воспоминание о счастливых мо
ментах, пережитых в детстве... Среди них непременно – праздничная ёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и какимто осо
бенным семейным теплом. И ещё – гости, большие и маленькие. Новый год – любимый праздник детства. У каждой семьи есть свои возможности,
310
которые помогут сделать праздник не похожим на другие. У когото в квартире стоит детский спортивный комплекс, у других есть готовый или самодеятельный кукольный театр, третьи обладают таким сокровищем, как детский синтезатор или даже караоке, четвёртые просто умеют играть на пианино или гитаре. Всех возможностей не перечислишь – важно увидеть те, что есть. Найдётся время и для загадок, и для пения хором, и для не
большой эстафеты – главное, чтобы дети по возможности не оставались без интересного дела. Если в вашей семье приняты всякие маскарадные развлечения, нужно заранее приготовить в достаточном количестве колпа
ки, парики, шляпы и носы. Ктото может сыграть роль Деда Мороза.
Хороши совместные прогулки, поездки за город, на выставки, на спортивные соревнования, особенно если в них можно принять участие взрослым и детям. Нужно приучать ребёнка к здоровому образу жизни.
Завершая наше представление о составляющих домашнего уюта, не
сколько слов скажем о важности «внутреннего убранства жилья». 3. Фрейд в своих чудесных «Письмах невесте» подробно перечисляет, как приятно, когда бельё изящно перевязано лентой и уложено в ящики шкафа, имеются домашняя библиотека, ночной столик и лампа, чей мягкий свет располага
ют к доверительности и интимности... И он заключает: «Всё это – малень
кий мир счастья, мир благородной человечности... Однако это ещё не фун
дамент семейного очага. Настоящую жизнь в него могут вдохнуть только два человека, невыразимо любящие друг друга».
Без семьи не было бы полноценного рода человеческого. По тому, какова семья по своим экономическим, эстетическим и морально
психологическим устоям, можно безошибочно определить, на какой ста
дии развития находится общество. Люди восстанавливают потенциал об
щества благодаря семье. Вот почему так велико её предназначение. Ещё в большей мере семья нужна самому человеку. Семья может стать самым безопасным пристанищем человека в его земной жизни. Счастье человека
– в непосредственной зависимости от удачности его семейных уз.
Всё, что мы осознаём, когда речь идёт о семье, заложено в нашем ор
ганизме в виде мощнейшего инстинкта гнездоустройства и продолжения рода человеческого. Не сложно удостовериться: в ком он активно проявля
ется, тому всегда присуще чувство жизни. Такие люди оптимистичны по своей натуре. Те, у кого этот инстинкт притуплен или не реализован, часто становятся несчастными и злыми.
Священной связующей нитью в семье выступает взаимная любовь.
Чем глубже это чувство, тем больше оснований, чтобы оно переросло в ис
тинную дружбу, которая переходит в органическую обоюдную привязан
ность и восторженное отношение к своим детям.
Такова логика становления, утверждения и незыблемости семейного счастья. В её безупречном, но отнюдь не безболезненном исполнении рав
ная ответственность лежит на обоих супругах. Они должны достойно ис
311
полнять свои роли. На мужчине, безусловно, лежит главная забота обу
стройства быта. Семейная ось должна быть в мужских руках. И причина распада многих семей – несоблюдение этого ролевого статуса мужчиной.
Брак – это борьба за свою честь и благополучие. В борьбе всегда мужчина прикрывает женщину, сберегая семью от какихлибо невзгод.
В сбережении семьи безмерно велика роль разумного образа жизни.
Внедрённый в неё, он становится ферментом сплочения супругов, делая жизнь их семьи более полнокровной, но самое главное – верно ориентиро
ванной.
Вопросы для самопроверки
1. Какие отношения характерны для семьи?
2. Определите ролевые функции родителей.
3. Представьте составляющие домашнего уюта.
4. Что такое «имидж семьи»?
Рекомендуемая литература
Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1997.
Шепель В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. М., 1996.
Фрейд 3. Письма невесте. М., 1994.
Журналы: COSMOPOLITAN, Домашний очаг, Материнство, Наш малыш, PARENTS.
3.5. ИМИДЖ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ
ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим сред
ством распространения информации и одним из видов досуга. Оно так прочно вошло в нашу жизнь, что уже трудно представить себе, как раньше люди могли обходиться без ставшего близким и привычным «электронно
го собеседника». Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух, синтезируя в себе практически все накопленные челове
чеством способы общения. Важная особенность телевидения – личност
ный, доверительноинтимный характер телевизионного общения. Техноло
гические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присут
ствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».
Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощно
го коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. Оно обусловливает характер их общественного мнения, влияет на состояние их гражданского
312
самочувствия. У многих людей именно из телевизионной информации, складываются оценки деятельности высших государственных и регио
нальных структур, мнение о лидерах политических партий, формируется их отношение к конкретным жизненным событиям и общественным фак
там.
Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональ
ных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обра
щаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессо
знательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению
Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественно
го телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, ко
торая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разго
вором. Диктор должен не механически зачитывать тот или иной текст, а доносить главный смысл, заложенный в передаваемой информации. Для этого ему нужно много знать, глубоко разбираться в политике, экономике, научной и культурной жизни общества, быть достойным гражданином своей страны. По большому счету быть незаурядной личностью, имеющей моральное право обращаться и общаться с миллионами телезрителей.
Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекал
ся огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам дик
тора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.
Многие из основоположников дикторской профессии отличались неповто
римой творческой индивидуальностью, своей особой манерой выступле
ния в «масштабе кадра», умением вести доверительный разговор со зрите
лями. Их знала вся страна, их любили. Валентина Леонтьева, вспоминая о том времени, писала:
«В 50е годы люди воспринимали диктора, как хозяина дома, при
глашающего телезрителей в гости. Весь вечер диктор проводит с телезри
телями. Каждая из нас, дикторов, была монополистом телевизионного ве
чера. К нам привыкали, нас знали, нас ждали и потому могли полюбить.
Теперь ждут программу «Время», телеобозревателя, политобозревателя.
Но никто уже не спросит «Сегодня Ниночка или Валечка?» Этот вопрос остался приметой телевидения 50х».
В те годы при отборе кандидатуры для выступления в «масштабе кадра» меньше всего имелась в виду «телегеничность», т.е. способность выглядеть «красиво» в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телеви