Файл: Ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСИИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Выпускная квалификационная работа

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования

Деятельность учителя начальных классов
по формированию учебной самостоятельности
младших школьников


Автор: Кошелькова К.В., студентка 4 «А» курса
специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Руководитель: Сердюкова Е. Н., преподаватель
высшей квалификационной категории


г. Каменск-Шахтинский
2022г.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..….………………..…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………6

    1. Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников ……………..……………………...………………6

    2. Сущность понятия «учебная самостоятельность» в психолого-педагогической литературе……….…………………………..………...10

    3. Психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников…………………………….15

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………….………………………20

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………..............................................22

  1. Организация и результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников…………………………………………………..22

  2. Содержание преобразующей деятельности учителя начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………………………28

  3. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментального исследования по формированию учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………………………34

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………………….43


ЛИТЕРАТУРА.………...………………………………………….………........46

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….......................49
ВВЕДЕНИЕ
В рамках ФГОС второго поколения начального общего образования одним из ценностных ориентиров является «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самореализации», формирование которых происходит посредством усвоения УУД. Таким образом, программы начальных классов содержат требование формировать самостоятельность и умение учиться.

Обучающийся, который к концу начального образования не приобрёл данных качеств, не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала.

Значит одной из проблем обучения современных младших школьников остаётся выученная несамостоятельность. Иначе это называется «учебная несамостоятельность».

Есть несколько причин, которые приводят к тому, что у младшего школьника не сформировано необходимое качество личности.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности. Она по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослых.

Во-вторых, изменился подход учителей. Большое количество преподавателей начальных классов не акцентируют внимание на воспитание данного качества личности у обучающихся.

В-третьих, часто сами родители не способствуют формированию учебной самостоятельности у детей. Регулярное совместное выполнение домашних заданий, планирование занятий за ребенка и многие другие действия приводят к тому, что дети не в силах сами принимать решения.

В-четвёртых, огромный упор в развитии ребёнка делается на интеллектуальные способности, а не на развитие личности.

Проблемой формирования учебной самостоятельности младших школьников занимались многие педагоги и психологи. По мнению В.В. Давыдова, надо научить ребенка учиться самостоятельно, вводя его в позицию субъекта учебной деятельности уже в начальной школе. А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн рассматривали учебную самостоятельность, как качество личности и объективную необходимость жизни и деятельности человека для непрерывного развития личности. П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина описали изучаемое нами качество, как средство и результат образования.

В настоящий момент проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников остается окончательно неразрешенной и актуальной. И мне как будущему учителю начальных классов особенно важно быть компетентной в вопросах формирования учебной самостоятельности младших школьников.


Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Деятельность учителя начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников».

Объектом исследования выступает процесс формирования учебной самостоятельности младших школьников.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия эффективной деятельности учителя начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников.

В качестве цели исследовательской работы определено изучение психолого-педагогических условий работы учителя начальных классов по формированию учебной самостоятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать общую характеристику учебной деятельности младших школьников.

  2. Раскрыть сущность понятия «учебная самостоятельность».

  3. Выявить психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности.

  4. Представить содержание и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию учебной самостоятельности младших школьников.

В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что деятельность учителя начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников будет проходить более эффективно, если учитель будет:

- реализовывать комплекс мероприятий, направленный на формирование учебной самостоятельности в урочной и внеклассной деятельности;

- осуществлять целостную систему деятельности по формированию учебной самостоятельности с привлечением субъектов образовательного процесса;

- мотивировать учащихся на процесс собственного развития.

Для эффективного разрешения задач данной работы нами была использована следующая совокупность методов научно-педагогического исследования: теоретические: анализ педагогических идей; эмпирические: тестирование, анкетирование, эксперимент; обработки и интерпретации результатов исследования: методы математической статистики и графического представления результатов исследования.

Базой нашего исследования являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мальчевская средняя общеобразовательная школа, 2 «Б» класс в составе 28 обучающихся.

ВКР носит опытно-экспериментальный характер.


Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



1.1. Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников
В настоящее время ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров определяет «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации» [22]. В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки.

Формирование учебной самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.

Известно, что учебная деятельность – это особый вид деятельности, относящийся к одному из типов воспроизводящей деятельности детей, но имеющей совершенно особое содержание. Как показывает практика обучения детей в начальной школе, освоение этого содержания требует от ребенка значительных усилий и основательной подготовки к обучению.

Содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, направленные на развитие сознания и самосознания ребенка, а также – его понятийного мышления. Успешно освоенная учебная деятельность лежит в основе возникновения психологических новообразований: рефлексии, произвольности мышления, развития внутреннего плана действий [4].

Цель учебной деятельности – сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т. е. учебная деятельность через рефлексию превращается в самообучение [16].

Характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров: мотивы, структуру, целеполагание, эмоции, умение учиться.

Для успешной учебной деятельности необходима сформированность мотивационной сферы. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получив новый, более взрослый статус. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т. д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу [23].


К категории внешних мотивов, лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом, относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым, занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу, мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе) [23].

Ориентация только на результат сужает содержание ученика, порождает школьную систему принуждения. Например, чтобы получить хорошую оценку, можно установить приятельские отношения с соседом по парте, чтобы тот дал списать контрольную работу [23].

Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу [15].

Основная проблема освоения учебной деятельности состоит в несовпадении ее мотивов с естественными, познавательными мотивами и интересами ребенка. Дополнительную сложность составляет строгая организация процесса обучения в школе, так как учебная деятельность характеризуется особой структурой. Принято выделять следующие относительно самостоятельные компоненты учебной деятельности:

• учебная задача – это то содержание предмета, которое ученик должен освоить;

• учебное действие по существу своему совпадает с внешними или внутренними действиями, которые ученик должен совершить с целью обнаружения свойства изучаемого предмета, или с изменением и реконструкцией учебного материала для его освоения;

• контроль – это необходимое действие субъекта учебной деятельности, с помощью которого проводится проверка соответствия между сделанным и образцом;

• оценка учителем степени соответствия поставленной им цели и результата действий ученика [4].

Однако такая структура учебной деятельности приобретается постепенно, а у младшего школьника она весьма далеко от этого. Все зависит от организации обучения, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка. Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат в себе необходимость использовать разные компоненты учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают ребенку возможность осваивать компоненты учебной деятельности и постепенно психологически входить в нее [26].