Файл: Ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если младший школьник в процессе обучения научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, то его поведение приобретает черты социальной реальности. Наиболее сложный этап в формировании произвольности учебной деятельности связан с постановкой её цели, т. к. цель включает личное отношение ребенка к деятельности и в её содержании можно увидеть отражение его интересов, их направленности и степени устойчивости [26].

Многократные исследования показывают, что даже взрослыми внешняя цель не всегда принимается без усилий. Младший школьник особенно в случае неудач или неуспеха может негативно воспринимать цели учебной деятельности и вырабатывать к ним соответствующее отношение. Обучающийся не может и не хочет постоянно находиться в ситуации потребления готового знания на основе внешних целей. Он может опираться на потенциал креативности и свои интеллектуальные ресурсы, быть активным и самостоятельным на всех стадиях учебно-познавательной деятельности [16].

Ещё одна специфическая особенность данной деятельности состоит в том, что она по своему существу произвольна, обязательна и результативна, но не спонтанна и импульсивна, поэтому ребенку необходимо научиться управлять вначале своим поведением, а затем – своими психическими процессами и внутренним миром. Известно, что уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за собственной работой, но и за работой одноклассников, а также может выполнять учебную задачу самостоятельно или в паре со сверстниками [4].

Центральная задача младшей школы - формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. Полноценная учебная деятельность включает умения:

• выделять и удерживать учебную задачу;

• самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

• владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

• владеть и пользоваться разными формами обобщения;

• уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

• иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности [15].

Таким образом, мы рассмотрели компоненты учебной деятельности, в ходе которой осуществляется формирование учебной самостоятельности. Учебная деятельность – это особый вид деятельности, относящийся к одному из типов воспроизводящей деятельности детей, но имеющей совершенно особое содержание, которое мы основательно изучили.


1.2. Сущность понятия «учебная самостоятельность» в психолого-педагогической литературе
Как упоминалось ранее, формирование у обучающихся учебной самостоятельности – одна из главных задач, определяемых действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования. В качестве одного из образовательных результатов в стандарте заявлено достижение учеником начальной школы достаточного уровня самостоятельности в организации самого учебного процесса.

Таким образом, учебная самостоятельность является не только одной из важнейших составляющих личности младшего школьника, но и одной из важных задач обучения.

Рассмотрим понятие «учебная самостоятельность» с разных точек зрения.

По мнению Л.С. Выготского, учебная самостоятельность в учебной деятельности предполагает активность обучающихся в процессе обучения, поиск собственных способов решения задач, инициативность в построении совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, осознанную мотивированность действий, их обоснованность [2].

Н.В. Виноградова утверждает, что учебная самостоятельность школьника – это его умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Потребности ребенка в самостоятельности реализуются через его познавательную активность, интерес, творческую направленность, инициативу, умение ставить перед собой цели и планировать свою работу [1].

Самостоятельность является ценным результатом воспитания и самовоспитания. Она вырабатывается в процессе воспитания в семье и обучения в школе. Вместе с тем данное качество – важнейшее условие и инструмент саморазвития личности. Определяя сущность, нельзя забывать, что самостоятельность – это «механизм» реализации активности. Развивающийся опыт разнообразных проявлений активности в поведении и деятельности субъекта обеспечивает формирование саморегуляции. Иными словами, психологическую основу учебной самостоятельности составляет хорошо сформированная система саморегуляции деятельности [20].

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы рассматриваем учебную самостоятельность как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения задач.


Ученые отмечают, что самостоятельность всегда проявляется там, где человек способен сам увидеть объективные основания для того, чтобы проявить активность. На неразрывную связь активности и самостоятельности указывали многие ученые. В.В. Давыдов утверждал, что субъектность ребенка позволяет ему успешно самостоятельно осуществлять ту или иную деятельность. Активность при этом понимается как категория более общая по отношению к самостоятельности: можно быть активным, но не самостоятельным, самостоятельность же без активности невозможна [6].

Учебная самостоятельность имеет внутреннюю и внешнюю структуру.

Внутреннюю сторону самостоятельности составляют ее психологические компоненты:

  1. потребностно-мотивационный компонент, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов самосовершенствования младших школьников в учебной деятельности;

  2. содержательно-операционный компонент, определяющий сформированность у обучающихся знаний, умений, навыков, способов осуществления учебной деятельности;

  3. эмоционально-волевой компонент, обуславливающий устойчивость применения учеником учебной деятельности для самосовершенствования [20].

То есть, внутреннюю сторону самостоятельности образуют усилия школьников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

Внешней стороной учебной самостоятельности обучающихся является планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование.

Следовательно, о сформированности самостоятельности ученика учитель судит по ее внешним проявлениям, а их предпосылкой выступают формируемые внутренние компоненты [17].

Проблема формирования учебной самостоятельности требует установления показателей, по которым можно судить о наличии самостоятельности. В многочисленных исследованиях учёных выделяются следующие показатели в разнообразных сочетаниях:

• соединение в деятельности школьника собственной мысли с личным выполнением умственных и функциональных действий;

• собственное побуждение и осознание школьного смысла и цели работы;

• отсутствие педагогического руководства;

• внесение в выполнение работ нового по отношению к образцу;

• готовность к труду и целенаправленное проявление максимума активности, творчества в суждениях, инициативности и так далее [8].


Дополняя их, Л.В. Жарова выделяет такие показатели сформированности самостоятельности:

• прогнозирование собственной деятельности (постановка цели, формулировка проблемы, планирование этапов решения);

• хорошо выраженная оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения;

• высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой осуществляется самоконтроль;

• высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда [12].

Следовательно, учебная самостоятельность заключается в совокупности знаний, умений и навыков, которые определяют уровень сформированности данного личного качества.

Особое место в формировании учебной самостоятельности занимает школа. С поступлением в школу ребенок начинает играть новую социальную роль: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние требования к самому себе. Для этого необходимо технически грамотно выстроить процесс воспитания [5].

То есть, чтобы процесс воспитания учебной самостоятельности был наиболее эффективным, необходимо соблюдение некоторых условий.

Немаловажное условие – наличие специальных знаний, умений, навыков. Они определяют готовность обучающихся к самостоятельному действию. Ученик, отвергающий помощь и в то же самое время стремящийся к независимости, оказывается скорее самонадеянным, если не владеет необходимыми умениями. Поэтому важно способствовать приобретению потребности в учебной деятельности, мотивов учебных действий. Именно желание и умение учиться характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности [19].

Однако не всегда ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, стремится проявить свою самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самостоятельно, то есть мотив. Значит, ещё одним условием формирования самостоятельности является определенная мотивационная установка, которая приводит в движение знания, умения и навыки, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания [19].

Сотрудничество ученика с педагогами и товарищами необходимо для успешного воспитания самостоятельности. Общение, происходящее в процессе совместной деятельности, приобщает ученика к культурным ценностям, к опыту взрослых и сверстников. Особенно ценно сотрудничество, когда оно побуждает к самопознанию и самореализации.


Также самостоятельность напрямую связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужны и волевые усилия [11].

Таким образом, можно выделить три признака: умение – мотив – воля, характеризующие самостоятельность как свойство личности и деятельности. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Не случайно самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как стержневое свойство личности и тесно связано с такими личностными качествами, как активность и ответственность [11].

Следовательно, самостоятельности не может быть без ответственности, то есть необходимости и обязанности отвечать за свои действия. Ответственность невозможна без правильной, или адекватной самооценки.

Только реальные и достаточные знания о себе дадут ученику настоящую опору в жизни, помогут повысить свой статус, реализовать свои возможности состояться как личность. Если самооценка строится на осознанных результатах самоконтроля, она наполняется подлинными знаниями. Такая самооценка – реальный помощник ученику в определении своего пути в будущее, в успешных шагах по этому пути [19].

Для самостоятельного, ответственного человека характерно также наличие внутренней дисциплины. Этот глубокий уровень дисциплины предполагает кроме четкого выполнения обязанностей осмысленную деятельность, в которую вносится творчество, стремление к общественной пользе. Именно она отличает самостоятельного человека, который управляет своими поступками [25].

Таким образом, из рассмотренных нами определений понятия «самостоятельность», данных психологами и педагогами следует, что она является одним из важнейших качеств человека, без нее невозможно полноценное развитие личности. Она включает в себя, с точки зрения педагогики, знания, умения, навыки; с точки зрения психологи, представляет собой систему саморегуляции деятельности, то есть способствует формированию поведения в будущем.

1.3. Психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников
Учебная самостоятельность служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, создаёт у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. Поэтому так важно определить психолого-педагогические условия формирования данного качества личности у младших школьников.