Файл: Ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Детскую самостоятельность специалисты рассматривают в процессе ее формирования. Как отмечает А.А. Люблинская: «В школьной практике самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого». Автор считает, что учитель должен найти разумное сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности обучающихся. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы поставить ребенка перед необходимостью принять самостоятельное решение, постоянно контролировать и оценивать результаты своей работы [15, 122].

Формирование самостоятельности как личностного качества – длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе, так и в семье. Рассмотрим возможности формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.

Одним из средств формирования самостоятельности младших школьников является самостоятельная работа. По мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельную работу правомерно рассматривать, как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [18].

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая деятельность должна начинаться с осознания обучающимися цели действий и способов действий.

Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создает игровая ситуация, исходными принципами построения которой являются: использование привычного, хорошо знакомого материала для детей; расширение диапазона познавательных процессов; интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий [10].

Также действенным способом при развитии самостоятельности у обучающихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; обучающиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность [21]. Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности [9].


Особая роль в формировании творческой, самостоятельной личности, отводится трудовой деятельности. Чтобы уроки трудового обучения способствовали развитию трудовой активности младших школьников, необходимо при выборе методов обучения ориентироваться на те, которые стимулируют познавательную и активную деятельность детей, расширяют кругозор, способствуют развитию самостоятельности и содействуют развитию творческой личности. Такими методами являются проблемно-поисковые, частично-поисковые, проблемные, исследовательские. Они способствуют качественному усовершенствованию трудовых процессов при выполнении учебных заданий [13].

Рассмотрим проблемную ситуацию, как эффективный способ развития учебной самостоятельности. А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении им задач, который требует обнаружения новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности [14].

То есть, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления обучающихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления обучающихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки [7].

Воспитание самостоятельности – один из ведущих факторов развития детского творчества, поскольку творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Общеизвестно, что основное препятствие в организации творческой деятельности на уроках – низкий уровень самостоятельности обучающихся. Следует создавать условия, позволяющие школьникам самостоятельно выполнять и искать пути реализации творческих заданий. В процессе решения поставленных задач у младших школьников формируется умение анализировать условие и на основе этого строить свою практическую деятельность, создавать и воплощать свои замыслы [3].


Особое значение в формировании учебной самостоятельной активности младшего школьника играет прикладная деятельность, характеризующаяся свободой реализации замыслов через использование разнообразных материалов, технологий в создании оригинальных изделий [3].

Художественно-конструкторская деятельность позволяет расширить представления ребенка об окружающей действительности, обогатить его жизненный опыт, ориентирует на преобразующее отношение к миру. Системный подход в освоении детьми художественно-конструкторской деятельности дает им возможность накопить эстетический, технологический, социальный, трудовой опыт, тем самым обеспечивает развитие самостоятельной активности ребенка на самом высоком уровне [12].

Также способом развития самостоятельности у младших школьников является выполнение домашних заданий. Домашняя учебная работа – это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время.

Большие возможности для развития и проявления изучаемого нами качества личности обучающихся имеет учитель во внеклассной работе, где он может организовать активную самостоятельную деятельность школьников в полной мере. Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела – всё это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу обучающихся, а дать им возможность проявить свою самостоятельность [24].

Таким образом, все вышеперечисленные психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности, при их систематическом, правильном использовании эффективно способствуют формированию изучаемого нами качества личности младших школьников.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
В первой главе нашей работы мы представили теоретические основы проблемы формирования учебной самостоятельности младших школьников.

Прежде всего, мы рассмотрели понятие учебная деятельность. Известно, что учебная деятельность – это особый вид деятельности, относящийся к одному из типов воспроизводящей деятельности детей, но имеющей совершенно особое содержание. Содержанием являются теоретические знания, направленные на развитие сознания и самосознания ребенка, а также – его понятийного мышления. Далее мы выяснили, что учебная деятельность характеризуется сформированностью мотивационной сферы, произвольностью, устойчивостью и результативностью. Затем, мы определили, что в структуру данной деятельности входят такие компоненты, как учебная задача, учебное действие, контроль и оценка.


В результате мы пришли к выводу, что самостоятельность в процессе учебной деятельности эффективно формируется только при условии успешной реализации каждого, рассмотренного нами, компонента.

Далее, во втором параграфе теоретической главы мы рассмотрели сущность понятия «учебная самостоятельность» в психолого-педагогической литературе, а именно в трудах авторитетных ученых, и пришли к выводу, что, не смотря на наличие различных точек зрения о сути рассматриваемого понятия, все психологи под учебной самостоятельностью понимают качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять для решения различных проблем и задач.

Мы дали характеристику структуре учебной самостоятельности, выделили основные уровни проявления данного качества, а так же рассмотрели составляющие её компоненты: потребностно-мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально волевой компоненты. Далее в своей работе мы выделили показатели учебной самостоятельности и условия её формирования.

Важным для нашего исследования являлось выявление психолого-педагогических условий эффективного формирования учебной самостоятельности младших школьников как во время уроков, так и во внеклассной работе. Мы определили такие условия, как организация самостоятельных работ; игровых и проблемных ситуаций; групповой формы обучения; трудовой, творческой и прикладной деятельности. Большие возможности для развития и проявления изучаемого нами качества личности обучающихся имеет учитель во внеклассной работе, где он может организовать активную самостоятельную деятельность школьников в полной мере. Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела – всё это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу обучающихся, а дать им возможность проявить свою самостоятельность

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты изучаемой нами проблемы, далее во второй главе мы переходим к описанию опытно-экспериментальной деятельности.


ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников
Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами в период с 30.03.2022г. по 26.04.2022г. на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мальчевской средней общеобразовательной школы. В эксперименте приняли участие 28 детей – учащиеся 2 «Б» класса, из них 13 мальчиков (46,4%) и 15 девочек (53,6%).

Исследование проходило в 3 этапа:

1. Констатирующий этап эксперимента, в ходе которого нами была изучена база исследования, подобраны диагностические методики и осуществлено изучение уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников (30.03. – 04.04.2022г.).

2. Формирующий этап эксперимента, в ходе которого нами было подобрано и реализовано содержание преобразующей деятельности, направленное на формирование учебной самостоятельности младших школьников (05.04. – 24.04.2022г.).

3. Контрольный этап эксперимента, в ходе которого нами были представлены результаты повторного обследования уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников после реализации содержания преобразующей деятельности, произведен сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента, а также проведена интерпретация и графическое представление полученных данных, подведены итоги всего опытно-экспериментального исследования, сформулированы рекомендации будущему учителю начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников (25.04. – 26.04.2022г.).

В ходе констатирующего этапа эксперимента нами, прежде всего, было проведено изучение базы исследования и получена следующая информация.

Базой практики являлось МБОУ Мальчевская СОШ, 2 «Б» класс, в составе которого 28 обучающихся. Образовательный процесс в начальных классах школы строится по образовательной системе «Школа России», главная концептуальная идея которой заключается в том, что основой обучения является духовно-нравственное воспитание младших школьников. Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.