Файл: Ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


       Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Поэтому темой нашего собрания я определила «Как формировать самостоятельность ребёнка».

В рамках темы нашей встречи я предлагаю обсудить следующие вопросы:

  • Значение самостоятельности в жизни ребёнка

  • Формирование самостоятельности младших школьников

Понятие «самостоятельность».

Понятие «самостоятельность» рассматривается в психологии как «свойство личности, в котором проявляется способность и любовь к самостоятельной деятельности», «которую учащийся выполняет …без прямой посторонней помощи, опираясь на свои знания, мышление, умения, жизненный опыт, убеждения, и которая через обогащение учащегося знаниями, развивая и воспитывая его.

Самостоятельность младшего школьника в учебной деятельности выглядит как его способность к самоорганизации, самостоятельному выбору способов решения конкретных учебных задач и владение культурой делового сотрудничества с партнёрами по учебной деятельности.

Обсуждение вопроса «Значение самостоятельности в жизни младшего школьника»: работа по группам или фронтально «5 причин формировать самостоятельность»;

Сопоставление причин, которые выделили родители с подготовленными классным руководителем.

Вывод. Значение самостоятельности в жизни детей нельзя преувеличить. Самостоятельность важна и в школе, и дома, и даже во время игры. Ребёнку необходимо уметь отвечать за свои поступки, уметь работать в коллективе, уметь планировать свою деятельность и, конечно же, иметь своё мнение. Представьте ребёнка, который способен сам приготовиться к следующему учебному дню, который самостоятельно выполняет домашние обязанности. Это не только приятно, но и очень важно для будущего ребёнка. Обсуждение вопроса «Формирование самостоятельности младшего школьника». Работа по группам с использованием активного метода решения проблем «Ковер идей».

I этап – понимание проблемы: почему дети не самостоятельные?


Причины серьезные, но есть проблема – с каждым годом детей, у которых сформирована самостоятельность к 4-му классу, становится все меньше и меньше. И это действительно проблема. А если это проблема сначала надо найти ее причины.

Каждая группа в течение 2-х минут обсуждает причины, по которым у детей не сформировано данное качество. Свое решение родители записывают на полосках бумаги красного цвета и приклеивают к листу А4. Далее один представитель от группы озвучивает причины.

Подведение итогов. Причины проблемы мы с вами выявили, теперь надо понять, как их можно решить.

II этап – поиск решений: что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.

Каждая группа принимает решение, что можно сделать, как решить проблему формирования самостоятельности детей.

Свое решение родители записывают на полосках бумаги желтого цвета и приклеивают к листу А4. Далее один представитель от группы озвучивает способы решения проблемы.


Подведение итогов. На экран выводятся рекомендации психолога по формированию самостоятельности младших школьников.

III этап – индивидуализация деятельности: что я лично сделаю, чтобы изменить ситуацию.

Каждый записывает собственное решение (можно больше одного) на зеленых полосках, зачитывает, классный руководитель приклеивает на общий ковер. Таким образом, я считаю, что нам удалось определить план действий по формированию самостоятельности младших школьников. Дело осталось за малым, начать его выполнять.

Для того, чтобы эта работа проходила более успешно, я подготовила для вас рекомендации. Спасибо за сотрудничество! Я надеюсь, что наше собрание принесло для вас пользу!
Приложение 19

Инструкция по формированию самостоятельности

1. Давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором.

2. Закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Например, поливка комнатных растений, выполнение домашних заданий, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др. Обсудите, какую миссию ребенок хочет взять на себя: поливать цветы, кормить кошку или следить за наполнением мусорной корзины.

3. Включите ребенка в такую деятельность, в которой он может добиться успеха, а не пока еще трудного для него задания.

4. Развивайте у ребёнка «чувство времени». Можно использовать специальные игры и упражнения. Примером такого упражнения является игра «Что можно сделать за…». Предложите ребёнку узнать, что хорошего можно сделать за минуту. Например, привести в порядок рабочее место, нарисовать человека, полить цветы в комнате, решить несколько примеров и т.д. Используйте секундомер для фиксации времени.

Приложение 20

Результаты анкеты «Оценка школьной мотивации» Лускановой Н.Г.





ФИО обучающегося

Количество баллов

Уровень развития школьной мотивации

1

Мария Ж.

15

3

2

Виктория Е.

27

1

3

Варвара К.

18

3

4

Анна К.

22

2

5

Марьяна К.

19

3

6

Элина Н.

14

3

7

Злата Ю.

26

1

8

Игнат К.

11

4

9

Диана Б.

24

2

10

София З.

20

2

11

Кирилл Б.

16

3

12

Кирилл К.

10

4

13

Элина П.

24

2

14

Прохор Д.

21

2

15

Артемий М.

20

2

16

Фёдор С.

10

4

17

Андрей Г.

21

2

18

Алексей М.

24

2

19

Давид Ш.

22

2

20

Анастасия Г.

30

1

21

Артём Б.

13

4

22

Арсений К.

16

3

23

Сергей К.

22

2

24

Элина У.

15

3

25

Мирослава С.

24

2

26

Алина Ф.

17

3

27

Владимир Ч.

15

3

28

Полина М.

16

3



* Критерии оценивания


25-30 баллов – 1 уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
20-24 балла2 уровень - хорошая школьная мотивация.
15-19 баллов – 3 уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 баллов4 уровень - низкая школьная мотивация.
0-9 баллов – 5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Приложение 21

Результаты диагностики «Уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности»



ФИО обучающегося

Количество баллов

Уровень сформированности содержательно-операционного компонента

1

Мария Ж.

11

Средний

2

Виктория Е.

16

Высокий

3

Варвара К.

10

Средний

4

Анна К.

16

Высокий

5

Марьяна К.

12

Средний

6

Элина Н.

12

Средний

7

Злата Ю.

15

Высокий

8

Игнат К.

9

Низкий

9

Диана Б.

11

Средний

10

София З.

8

Низкий

11

Кирилл Б.

15

Высокий

12

Кирилл К.

6

Низкий

13

Элина П.

16

Высокий

14

Прохор Д.

13

Средний

15

Артемий М.

13

Средний

16

Фёдор С.

8

Низкий

17

Андрей Г.

10

Средний

18

Алексей М.

7

Низкий

19

Давид Ш.

8

Низкий

20

Анастасия Г.

11

Высокий

21

Артём Б.

9

Низкий

22

Арсений К.

10

Средний

23

Сергей К.

11

Средний

24

Элина У.

10

Средний

25

Мирослава С.

15

Высокий

26

Алина Ф.

15

Высокий

27

Владимир Ч.

10

Средний

28

Полина М.

10

Средний