ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Основные географические точки, линии и круги на земном шаре
3. Системы координат, применяемые в воздушной навигации
4. Масштаб карты. Виды масштабов, их определения.
5. Основные виды картографических проекций
6. Магнитное склонение. Причины возникновения
7. Девиация магнитного компаса. Порядок учета
8. Взаимозависимость курсов ик, мк, кк
9. Путевые углы и способы их определения
10. Назначение и устройство навигационной линейки
11. Классификация высот полета по уровню начала отсчета
12. Основные способы измерения высоты полета
13. Погрешности барометрических высотомеров и их учет
15. Погрешности измерения воздушной скорости и их учет
16. Классификация ориентиров и их главные отличительные признаки
17. Правила ведения визуальной ориентировки
18. Порядок ведения визуальной ориентировки
19. Общая характеристика и виды радиотехнических систем
20. Основные радионавигационные элементы (курсовые углы и пеленги)
21. Ветер и его характеристики
22. Элементы навигационного треугольника скоростей
27. Расчет направления и скорости ветра в полете
28. Время местное, поясное и всемирное скоординированное (utc)
29. Полет на радиостанцию пассивным и активным способами
30. Активный полет от радиостанции
31. Контроль пути по дальности по боковой радиостанции
32. Задачи свж, решаемые с помощью наземных радиопеленгаторов
33. Контроль пути по направлению по арп
34. Истинный пеленг и взаимозависимость пеленгов
35. Расчет элементов разворота
36. Схемы снижения вс и захода на посадку
37. Характеристика маневров снижения и захода на посадку
38. Основные элементы малого прямоугольного маршрута (штилевые данные)
39. Горизонтальное эшелонирование вс
40. Расчет элементов предпосадочной прямой
41. Расчет безопасной высоты круга
42. Расчет безопасной высоты аэродрома
43. Расчет нижнего (безопасного) эшелона
44. Действия экипажа в случае потери ориентировки
45. Предотвращение случаев попадания вс в зоны опасных для полета метеоявлений
46. Вертикальное эшелонирование вс
47. Структура службы аэронавигационной информации (ани)
48. Документы аэронавигационной информации
49. Структура и содержание сборника ани (россджеп)
Часть 1. «Общие положения (gen)» состоит из пяти разделов:
Часть 2. «Маршрут (enr)» состоит из семи разделов:
Шкала 1а – углы разворота. Шкала 1а используется совместно со шкалами 1 и 2 для определения времени разворота самолета на заданный угол.
Шкала 3 – синусы, шкала 4 – тангенсы и шкала 5 – радиусы разворота, расстояний и высот. На шкале 4 нанесены треугольный и круглый индексы с буквой R. Эти шкалы предназначены для определения тригонометрических функций углов и для выполнения действий с тригонометрическими функциями (решаются прямоугольные и косоугольные треугольники).
Шкала 6 является дополнительной и используется совместно со шкалами 4 и 5 для определения радиуса разворота, извлечения квадратных корней из чисел и возведения чисел в квадрат.
Шкала 7 – суммы температур у земли и на высоте полета, шкала 8 – исправленные высоты и шкала 9 – высоты по прибору. Эти шкалы предназначены для учета методических температурных поправок в показания барометрических высотомеров.
Шкала 10 – температуры воздуха для высот более 12 000 м, шкала 11 – температуры воздуха на высоте для определения скорости, шкала 12 – высоты по прибору, шкала 13 – высоты по прибору для КУС, шкала 14 – исправленные высоты и скорости, шкала 15 – высоты и скорости по прибору. На шкале 14 нанесено три индекса: AM, MM и ФУТЫ. Шкалы 10, 11, 12, 13, 14 и 15 предназначены для пересчета высот и скоростей полета, а шкалы 14 и 15, кроме того, для перевода морских и английских миль в километры и футов в метры и обратно.
Шкала 16 – поправки к показанию термометра наружного воздуха типа ТУЭ.
Шкала 17 – масштабная миллиметровая шкала, предназначенная для измерения расстояний на карте.
11. Классификация высот полета по уровню начала отсчета
Высотой полета называется расстояние до самолета, отсчитанное по вертикали от некоторого уровня, принятого за начало отсчета.
В зависимости от уровня начала отсчета различают истинную, абсолютную и барометрическую высоты полета.
Истинной высотой (Ни) называется высота полета, измеряемая относительно точки на местности, находящейся под ВС.
Абсолютной высотой (Набс) называется высота полета, измеряемая относительно уровня Балтийского моря.
Барометрической высотой (Нб) называется высота, измеряемая относительно изобарической поверхности атмосферного давления, установленного на шкале барометрического высотомера.
Барометрическая высота может быть:
– относительной (Нотн), если она измеряется относительно давления аэродрома вылета или посадки (QFE). Относительная барометрическая высота используется при полетах ниже эшелона перехода;
– приведенной (Нприв), если она измеряется относительно минимального давления по маршруту (участку) полета, приведенного к уровню моря. Приведенная барометрическая высота используется при визуальных полетах ниже нижнего эшелона.
12. Основные способы измерения высоты полета
Основными способами измерения высоты полета являются барометрический и радиотехнический.
Барометрический способ измерения высоты основан на принципе измерения атмосферного давления, закономерно изменяющегося с высотой.
Радиотехнический способ измерения высоты основан на использовании закономерностей распространения радиоволн. Известно, что радиоволны распространяются с постоянной скоростью и отражаются от различных поверхностей. Используя эти свойства радиоволн, можно определять высоту полета самолета.
13. Погрешности барометрических высотомеров и их учет
Барометрическим высотомерам присущи инструментальные, аэродинамические и методические погрешности.
Инструментальные погрешности (ΔHинст) возникают вследствие несовершенства изготовления механизма высотомера, износа деталей и изменения упругих свойств чувствительного элемента. Они определяются в лабораторных условиях. По результатам лабораторной проверки составляются таблицы, в которых указываются значения инструментальных поправок для различных высот полета.
Аэродинамические погрешности (ΔНа) являются результатом неточного измерения атмосферного давления на высоте полета из-за искажения воздушного потока в месте его приема, особенно при полете на больших скоростях. Эти ошибки зависят от скорости полета, типа приемника воздушного давления и места его расположения. Они определяются при испытаниях самолетов и заносятся в таблицу поправок. В целях упрощения инструментальные и аэродинамические поправки суммируются, и составляется таблица показаний высотомера с учетом суммарных поправок, которая помещается в кабине самолета.
Методические погрешности (ΔНм) обусловлены несовпадением фактического состояния атмосферы с данными, положенными в основу расчета шкалы высотомера.
14. Виды скоростей полета
Воздушная скорость (V) – скорость перемещения воздушного судна относительно воздушной среды.
Истинная скорость (Vи) – действительная скорость самолета относительно воздушной среды на любой высоте. От нее зависит дальность, продолжительность и экономичность полета. Истинная скорость используется для решения многих навигационных задач, в частности, является элементом навигационного треугольника скоростей.
Приборная скорость (Vпр) – воздушная скорость, измеренная по прибору без учета погрешностей.
Путевая скорость (W) – скорость перемещения воздушного судна относительно земной поверхности.
15. Погрешности измерения воздушной скорости и их учет
Инструментальные погрешности (ΔVинстр) возникают из-за несовершенства конструкции прибора и неточности регулировки. Они определяются при лабораторной проверке путем сличения показаний указателя скорости с показаниями точно выверенного прибора, заносятся в график или таблицу и учитываются при расчете скорости.
Аэродинамические погрешности (ΔVа) возникают из-за искажения воздушного потока в месте установки приемника воздушного давления. Характер и величина этих погрешностей зависят от типа ВС, места установки ПВД, скорости и высоты полета, конфигурации ВС.
На некоторых типах воздушных судов для упрощения учета поправок указателя скорости составляются таблицы суммарных поправок ΔVΣ, учитывающие как инструментальные, так и аэродинамические погрешности.
Погрешность из-за изменения сжимаемости (ΔVсж) вызвана тем, что при полете на скоростях более 350–400 км/ч воздух перед ПВД сжимается и его плотность увеличивается. Это вызывает увеличение скоростного напора и, следовательно, завышение показаний указателя скорости, поэтому поправка на изменение сжимаемости всегда отрицательна. График зависимости поправки на изменение сжимаемости от высоты и скорости полета приводится в РЛЭ.
Методические погрешности (ΔVм) возникают из-за изменения плотности воздуха в результате несоответствия условий, принятых при расчете шкал приборов, фактическому состоянию атмосферы.
16. Классификация ориентиров и их главные отличительные признаки
Визуальной ориентировкой называется обзорно-сравнительный метод определения местонахождения ВС, основанный на сравнении изображения местности на карте с фактическим видом земной поверхности.
Навигационные ориентиры – естественные или искусственные объекты на земной поверхности, имеющие известные координаты (положение на карте) и индивидуально опознаваемые с ВС.
Линейными называют ориентиры, которые при незначительной ширине имеют большую протяженность (реки, дороги, каналы, берега морей, и т. д.).
Площадные ориентиры занимают относительно большую площадь и выделяются своими контурами на фоне местности (крупные населенные пункты, большие озера, леса в степных районах и т. д.).
Точечные ориентиры – перекрестки дорог, мосты, мелкие населенные пункты, характерные вершины гор, отдельные сооружения и т. п.
Железные дороги на местности отличаются правильными линиями темного цвета, плавно изменяющими свое направление. В безлунную ночь они не видны, заметны только освещенные железнодорожные станции и огни тепловозов и электровозов.
Шоссейные дороги видны на местности как полосы серого цвета. От железных дорог их отличают более крутые повороты. Зимой в зависимости от снежного покрова и наезженности они черного или темно-серого цвета.
Большие и средние реки наблюдаются летом в виде темной извилистой ленты, выделяются характерными изгибами, растительностью по берегам и отблеском воды при солнечном или лунном освещении.
Малые реки выделяются темными узкими извилистыми полосами с более темной растительностью по берегам.
Береговая черта морей и крупных озер видна на большом расстоянии как резко очерченная линия, отделяющая сушу от темной поверхности воды. Хорошо выделяются бухты, заливы и мысы.
Озера хорошо опознаются летом с больших расстояний. Они выделяются на местности темной ровной поверхностью с резко очерченными берегами. При солнечном или лунном освещении издалека хорошо виден отблеск воды.
Крупные населенные пункты выделяются своей конфигурацией на общем фоне местности, хорошо видны с больших расстояний. При наблюдении с близких расстоянии видны улицы и дома. Над промышленными городами обычно наблюдается густая дымка. Ночью крупные населенные пункты различают на большом расстоянии по огням.
Средние населенные пункты выделяются пестрой окраской стен, домов и крыш. В зимнее время наблюдаются в виде серых пятен на белом фоне местности.
Мелкие населенные пункты хорошо видны в открытой местности, опознаются главным образом по направлению дорог и их расположению относительно других ориентиров. Ночью они представляют собой отдельные световые точки.