Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям п. 2 ст. 15 закона о прокуратуре РФ в прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.

Коллегии в прокуратурах субъектов РФ являются совещательными органами. Решений коллегий реализуются посредством издания прокурорами субъектов РФ соответствующих приказов, обязательных для исполнения подчиненными прокурорами.

Порядок деятельности коллегий прокуратур субъектов РФ регламентируется приказами и распоряжениями председателей соответствующих коллегий. На заседаниях коллегий происходит обсуждение вопросов, имеющих принципиальное значение для организации эффективной работы как прокуратур субъектов РФ, так и городских и районных прокуратур.

Прокуроры субъектов РФ осуществляют руководство деятельностью нижестоящих прокуратур, входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают обязательные для всех подчиненных прокурорских работников приказы, указания, распоряжение. Прокуроры субъектов РФ вправе вносить изменения (в пределах численности и фонда оплаты труда) в штатные расписания прокуратур субъектов РФ и нижестоящих, подчинённых прокуратур.

Прокуратуры городов и районов. Городские, районные (межрайонные) прокуратуры являются нижнем звеном территориальных прокуратур, осуществляющие основную часть деятельности органов прокуратуры. осуществляют надзорную функцию, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, обеспечивают участие в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел судами, реализуют другие функции и направления. Они создаются по приказу Генерального прокурора РФ и возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В них устанавливаются должности заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы.


Взяв в качестве критерия разграничения видов указанных прокуратур полномочия прокуроров, все городские прокуратуры, можно разделить на четыре вида:

Первый вид: прокуратуры городов, выполняющие функции районных прокуратур. Данные прокуратуры организуются в небольших по численности населения городах РФ и, так же как районные прокуратуры районом, осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ исполнением законов действующих на территории РФ органами городского значения и всеми учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории города.

Второй вид: городские прокуратуры, выполняющие смешанные функции (то есть функции как городской, так и районной прокуратуры). Указанные прокуратуры создаются в средних по численности населения городах, имеющих деление на районы в составе города и выполняют функции как городских, так и районных прокуратур. За данным видом прокуратур закрепляется один из районов города, в котором прокурор города обеспечивает законность всеми поднадзорными органами районного значения, а также коммерческими и некоммерческими структурами, расположенными на территории района. Кроме того, прокурор, руководитель прокуратуры города выполняющей смешанные функции, обеспечивает исполнение законов всеми субъектами городского значения и осуществляют руководство другими районными прокуратурами, расположенными в городе.

Третий вид: прокуратуры городов с районным делением, обладающие однородными функциями. Эти прокуратуры образуются в крупных городах с районным делением. Они обеспечивают законность всеми поднадзорными субъектами городского значения, а также осуществляют руководство районными прокуратурами, расположенными в городе.

Четвертый вид: прокуратуры городов федерального значения, обладающие функциями прокуратур субъектов федерации. К ним относятся прокуратуры г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, и г. Севастополя.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 10 октября 2019 г. № 715 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» на прокуроров городов с районным делением возложены следующие полномочия по руководству деятельности нижестоящих прокуратур: руководство деятельностью прокуратур районов (межрайонных, окружных прокуратур) в городе, периодическое осуществление проверок их деятельности, а также совместное с работниками районных (межрайонных, окружных) прокуратур проведение надзорных мероприятий; отмена незаконных и необоснованных процессуальных решений прокуроров районов (если иное не предусмотрено приказами прокурора субъекта РФ); организация взаимодействия районных (межрайонных, окружных) прокуратур по обеспечению законности и противодействию преступности в городе; оказание им методической помощи и содействия в повышении профессиональной квалификации сотрудников районных (межрайонных, окружных) прокуратур; распространение положительного опыта; внесение предложений прокурорам субъектов РФ об улучшении организации работы, оптимизации штатной численности и совершенствовании прокурорской практики районных (межрайонных, окружных) прокуратур; подготовка аттестаций, рассмотрение и решение других кадровых вопросов в отношении подчиненных работников прокуратур городов с районным делением.


Все территориальные прокуроры осуществляют свои полномочия в соответствии с компетенцией, установленной действующим законом о прокуратуре РФ, процессуальным и административным и другими федеральными законами.

4.4. Специализированные прокуратуры Российской Федерации

В настоящее время организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена необходимостью повышения эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений, имеющих важное значение для обеспечения нормального существования общества и государства. Указанные прокуратуры вместе с территориальными входят в систему органов прокуратуры РФ. К специализированным прокуратурам относятся: военные, транспортные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административных территориальных образованиях и на особо режимных объектах.

Функционирование специализированных прокуратур обусловлена спецификой поднадзорных объектов и субъектов. Их деятельность не зависит от административно-территориального деления страны. Наличие специализированных прокуратур дает возможность решать конкретные задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть успешно решены территориальными прокуратурами РФ. Специализированные органы прокуратуры представляют собой неотъемлемым элементом всей прокурорской системы. Их организация и деятельность имеет определенные особенности, обусловленные существующими проблемами законности в специфических сферах отношений. В Российском государстве исторически сложились два типа специализированных прокуратур. Во-первых, это военные и транспортные и прокуратуры. Они в полном объеме осуществляли возложенные на них функции в определенных сферах правовых отношений. Во-вторых, природоохранные прокуратуры и прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом другие меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Военная прокуратура.

Деятельность военных прокуратур регламентируется ст. 129 Конституции РФ, законом о прокуратуре РФ и специальными нормами права, закрепляющего принципы, и формы устройства 


Вооруженных Сил РФ, вопросы военного управления, жизнедеятельности войск, систем у 

комплектовния, прохождения военной службы, прав, обязанностей и ответственности военнослужащих и других участников воинских правоотношений.

Специфика статуса военных прокуроров обусловлена тем, что они, являясь кадровым звеном всей прокурорской системы, одновременно относятся военнослужащими и включены в штатную численность Вооруженных Сил РФ и других войск. Кроме того, на них в полной мере распространяется военное законодательство. Структура, штаты и дислокация органов военной прокуратуры определяются Генеральным, прокурором РФ. Структура военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.

Военная прокуратура осуществляет свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, независимо от командования и органов военного управления.

Система военной прокуратуры состоит из трех звеньев: Главной военной прокуратуры, имеющая статус структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ; прокуратур военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, и других военных прокуратур, приравненных по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ; военных прокуратур гарнизонов, объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные по статусу к прокуратурам городов и районов.

Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор, являющийся по своему статусу заместителем Генерального прокурора РФ.

В связи с своими функциональными обязанностями военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов военнослужащими, за соответствием закону правовые акты командования, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления. Надзорные правомочия военных прокуроров распространяются также на службу внешней разведки, внутренние войска МВД, органам безопасности в войсках, ФАПСИ, военно-строительным и иным подразделениям.

Другим важнейшим направлением деятельности военной прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в воинских частях, учреждениях, подразделениях Минобороны РФ и других ведомствах, имеющих воинские формирования и службы, наделенные процессуальными полномочиями.


В Главной военной прокуратуре образуется коллегия, персональный состав которой утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

Финансовое обеспечение деятельности органов военной прокуратуры осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

министерством обороны России, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Транспортные прокуратуры. В настоящее время специализированные транспортные прокуратуры состоят из двух звеньев. Нижнее (второе) звено составляют рейные (межрайонные) транспортные прокуратуры. Верхнее звено составляют транспортные прокуратуры осуществляющие свои функции на правах прокуратур субъектов РФ. Структура транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.

Сфера деятельности указанных прокуратур распространяется на территорию нескольких субъектов РФ. Им подчинены региональные транспортные прокуратуры, приравненные к городским, районным прокуратурам, которые создаются при управлениях железной дороги, при аэропортах, морских и речных портах, при таможенных управлениях и постах. Кроме того, в Генеральной прокуратуре РФ создано управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.

Транспортные прокуратуры осуществляют: надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за законностью издаваемых нормативных правовых актов в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере; надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и в таможенных органах; координацию деятельности правоохранительных органов, действующих на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, в таможенной сфере, по борьбе с преступностью; участие в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Природоохранные прокуратуры. Во многих субъектах РФ в настоящее время действуют природоохранные прокуратуры. Указанные прокуратуры функционируют на уровне городских, районных прокуратур и подчиняются прокурорам субъектов РФ.