Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Компетенция прокуроров согласно приказу ГП №744:
-
Средствами прокурорского надзора обеспечить соответствие законодательству региональных и муниципальных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и законные интересы детей.
Не реже одного раза в полугодие анализировать соблюдение законов при разработке, утверждении и исполнении региональных и муниципальных целевых программ (подпрограмм), направленных на обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений.
Оценивать полноту исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в сферах профилактики, раннего выявления и лечения заболеваний детей, снижения материнской и младенческой смертности, формирования мотивации к здоровому образу жизни и законопослушного поведения детей, их физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития, приобщения подростков к добровольческой (волонтерской) деятельности, предупреждения вовлечения их в деструктивную деятельность, профилактики девиантного поведения (употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, новых потенциально опасных психоактивных и одурманивающих веществ, табачных изделий и никотинсодержащей продукции, суицидальное поведение, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни или здоровья поведение).
-
Систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, соблюдение их прав на бесплатное, своевременное и качественное оказание медицинской помощи, обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями. -
Осуществлять системный надзор за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, добиваясь ограничения в установленном порядке доступа к такой информации и привлечения виновных в ее распространении лиц к предусмотренной законом ответственности. -
При организации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних исходить из того, что обеспечение их занятости во всех законных формах, в том числе в образовательной, творческой, добровольческой (волонтерской) деятельности, является важнейшей мерой профилактики безнадзорности и правонарушений. -
Усилить надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на получение образования, в том числе во время их нахождения в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа. Отдельное внимание обращать на организацию и осуществление воспитания обучающихся в рамках образовательного процесса, а также на соблюдение законодательства частными образовательными организациями.
Оценивать достаточность принимаемых уполномоченными органами мер по решению проблемы дефицита мест в дошкольных и общеобразовательных организациях, обеспечению надлежащего качества образования. Средствами прокурорского надзора пресекать случаи незаконного отказа в приеме детей в образовательные организации, неправомерного их отчисления, взимания не предусмотренной законодательством платы, проявления дискриминации в сфере образования.
Активнее использовать в качестве источника информации о нарушении законов об образовании, в том числе при проведении единого государственного экзамена, тематические приемы граждан и встречи с советами родителей (законных представителей) обучающихся.
-
Проверять соблюдение прав несовершеннолетних на творческое развитие, в том числе на участие во всероссийской олимпиаде школьников, а также на надлежащее исполнение уполномоченными органами и организациями задач по вовлечению детей в систему дополнительного образования, организации их досуга, обеспечению доступности отдыха и оздоровления. -
При осуществлении надзора за исполнением законов о труде подростков учитывать установленные Трудовым кодексом Российской Федерации ограничения и дополнительные гарантии при привлечении их к работе, в первую очередь в сфере охраны труда. Выявлять и пресекать факты допуска детей к работе без оформления трудовых отношений, несоблюдения запрета на привлечение их к определенным работам, невыплаты им заработной платы, добиваясь незамедлительного устранения нарушений и привлечения виновных юридических и должностных лиц к ответственности. -
Осуществляя надзор за исполнением законодательства о социальной защите несовершеннолетних, уделять внимание своевременности оказания помощи и поддержки детям из малообеспеченных и многодетных семей, детям, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. -
Обеспечить действенный надзор за соблюдением жилищных, иных имущественных прав несовершеннолетних, обращая внимание на обеспечение особого режима сделок с имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему, в том числе с жильем. -
С учетом национальных, культурных и иных особенностей регионов организовать надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на свободу совести и вероисповеданий. Во взаимодействии с органами Министерства юстиции Российской Федерации, правоохранительными органами проводить работу по выявлению религиозных объединений и пресечению их деятельности, нарушающей права несовершеннолетних на охрану здоровья и медицинскую помощь, выбор места жительства, получение образования, а также связанной с вовлечением детей в противоправные и иные деструктивные действия.
Их там 17 штук, думаю достаточно будет запомнить эти.
При ежедневном изучении сводок о происшествиях с участием несовершеннолетних в целях предупреждения вынесения незаконных решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях брать под личный контроль проведение по ним проверок.
Особое внимание уделять рассмотрению сообщений о смерти несовершеннолетних, об их сексуальной эксплуатации, о торговле ими, о посягательствах, получивших широкий общественный резонанс, а также о безвестном исчезновении
Из учебника Воронина О.В. (2021 г.):
В предмет прокурорского надзора традиционно включают:
-
соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в различных областях государственной, экономической, культурной и семейной жизни со стороны поднадзорных лиц; -
соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних со стороны родителей и лиц, осуществляющих воспитание несовершеннолетних; -
соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних при расследовании и судебном рассмотрении дел о совершенных ими преступлениях, правонарушениях или дел о защите их интересов; -
выявление причин и условий, которые, являясь нарушением законов, способствуют совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений либо преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних.
Что может потребовать/сделать прокурор? (аки методика и тактика)
-
Истребование и проверка законности правовых актов, издаваемых учреждениями, предприятиями и организациями в отношении несовершеннолетних. Применяется регулярно, независимо от поступления сигналов о нарушении законов, в учреждениях, осуществляющих обучение, воспитание несовершеннолетних и молодежи и охрану и обеспечение их прав, – не реже одного раза в год. Истребование правовых актов может производиться напрямую в прокуратуру или же возможно проведение проверки их содержания непосредственно на месте в соответствующей организации и учреждении. -
Требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о проведении проверок и ревизии деятельности подконтрольных и подведомственных им органов и должностных лиц. -
Требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о выделении специалистов для выяснения вопросов, возникающих в ходе надзора. Подобное требование прокурор вправе ставить независимо от наличия сигналов о нарушениях законов. Специалист может привлекаться для непосредственного участия в проводимой прокурором проверке, а также для консультирования в ходе выявления и устранения нарушений законов в иных случаях. -
Проверки исполнения законов. Как правило, в ходе осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних проводятся специализированные и комплексные проверки. К примеру, при проверке исполнения законов об образовании может быть проверено соблюдение законов при приеме учащихся в конкретное учебное заведение или во все учебные заведения района.
Проверке может подлежать одна сфера деятельности либо вся деятельность учебного заведения.
При комплексной проверке проверяются основные функции учреждения либо какая-то основная функция (к примеру, работа с родителями) во всех имеющих отношение к делу организациях района или города (образование, дошкольное воспитание, внешкольные учреждения и пр.). Относительно состояния здоровья несовершеннолетних проверки проводятся в органах здравоохранения и физического воспитания. Вопросы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних – функции комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав, подразделений по работе с несовершеннолетними в органах внутренних дел и других учреждениях социальной защиты населения.
-
Проверка законности административного задержания несовершеннолетних и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения. Указанные проверки носят инициативный характер, проводятся в ОВД и комиссиях по делам о несовершеннолетних и защите их прав регулярно, независимо от наличия сигналов о нарушениях законов. -
Получение от должностных лиц объяснений. Объяснения могут быть получены в ходе проверки непосредственно на проверяемом объекте либо при вызове в прокуратуру. Объяснения могут быть устные и письменные. Письменные объяснения целесообразны в тех случаях, когда в них могут содержаться сведения о нарушениях закона. Объяснения в письменной форме получают также от лиц, в отношении которых прокурором может быть поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной или административной ответственности. -
Использование материалов судебно-следственной практики и дел об административных правонарушениях подростков. Прокурор применяет меры прокурорского реагирования по результатам расследования и рассмотрения отдельных дел и материалов. -
Требование прокурора об устранении выявленных нарушений законов. Эта форма прокурорского реагирования применяется тогда, когда выявленное или ставшее известным правонарушение не является значительным, когда оно единично, а прокурор может полагать, что такое обращение (требование) повлечет за собой устранение нарушения. В практике прокурорского надзора подобные требования рассматриваются как средства оперативного реагирования.
Акты реагирования:
1. Протест
Опротестование незаконных правовых актов, издаваемых органами, предприятиями, учреждениями и организациями
, незаконных действий должностных лиц.
При осуществлении надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних прокурор может опротестовывать как незаконные письменные акты (приказы, постановления, распоряжения и т.п.), так и незаконные действия должностных лиц (отказ в приеме несовершеннолетнего на работу, временное отстранение от занятий в школе, отчисление из учебного заведения).
2. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Представление
4. Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.
5. Исковое заявление в порядке ст.45 ГПК
109. СООТНОШЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ С ИНЫМИ НАДЗОРНЫМИ И НЕНАДЗОРНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Я думаю, в данных вопросах можно будет порассуждать/сравнить с иными направлениями деятельности прокуратуры - по предмету, задачам, средствам реагирования. Расписывать все направления в этом вопросе нет смысла, если они раскрыты ранее.
110. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
-
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; -
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; -
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; -
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).