Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
индивидуальными нравственными установками и принципами, но не ограничивается личными неприязненными отношениями. Пострадать от такого преступления может любой человек, поэтому законодатель не оставил возможности сторонам влиять на процессуальные решения органов, осуществляющих уголовное преследование, после возбуждения дела. Более того, руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 147 УПК РФ). Данное положение упоминалось как исключение для частного порядка уголовного преследования. Оно имеет одинаковое значение как для частного, так и для частно-публичного обвинения.

Также такие дела могут возбуждены прокурором, следователем, дознавателем и без согласия потерпевшего, например, если изнасилование сопряжено с убийством, пострадавшая уже не может подать заявление.

Исходя из отмеченных особенностей, можно выделить критерии, характеризующие категорию дел частно-публичного обвинения:

• объект посягательства отчуждаем, но индивидуален (интеллектуальная собственность); либо объект носит интимный характер (половая неприкосновенность);

• уголовное преследование зависит от воли потерпевшего только на стадии возбуждения уголовного дела.
Из перечисленных отчетливо различаются между собой только два вида уголовного преследования — частный и публичный. В уголовном процессе они не смешиваются и никакого нового вида не образуют. Частно-публичный порядок лишь подразумевает определенную процессуальную границу перехода одного вида в другой. Такой границей является решение о возбуждении уголовного дела.


117. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве, и наделенные федеральным законом "О прокуратуре" соответствующими полномочиями.

Прокурор в уголовном процессе выполняет две функции:

а) уголовного преследования;

б) надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст. 37 УПК РФ).

Эти функции целиком реализуются в досудебной части уголовного судопроизводства, т.е. в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В судебных стадиях действует лишь одна функция прокурора - уголовного преследования, которая проявляется в форме поддержания обвинения в суде, а также обжалования незаконных и необоснованных судебных решений, и именуется государственным обвинением.

Если прежде прокурор был полноценным субъектом уголовного преследования, обладающим всеми полномочиями по самостоятельному возбуждению и расследованию любого уголовного дела, сейчас эта сторона прокурорской деятельности претерпела существенные изменения. В связи с созданием Следственного комитета уголовные Дела, ранее подследственные органам прокуратуры, перешли в ведение следственного комитета с подчинением следователей не прокурору, а руководителю этого органа.

Прокурор наделен широким кругом правомочий по надзору за следствием и дознанием. Однако, объем таких правомочий применительно к этим органам уголовного преследования различный. Если в отношении следователя прокурор не имеет прямых и жестких средств процессуального воздействия, то в отношении дознавателя прокурор выступает как полновластный процессуальный "начальник". Он, например, вправе отстранить дознавателя от расследования уголовного дела, изъять дело у дознавателя и передать его следователю и т.п. (ст. 37 УПК РФ).
Прокурор осуществляет уголовное преследование во всех стадиях уголовного судопроизводства.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • – проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

  • – выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

  • – требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

  • – давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

  • – давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

  • – истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК;

  • – отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;

  • – рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

  • – участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания иод стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

  • – разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

  • – отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

  • – изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

  • – передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

  • – утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

  • – утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

  • – возвращать уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

  • – осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.


В ходе судебного разбирательства участие прокурора обязательно, так как он действует от имени государства и как ответственный перед ним поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом или отказывается от обвинения если в суде не нашли подтверждения доказательства положенные в основу обвинения на досудебном производстве. При этом он пользуется равными правами с другими участниками судебного разбирательства.

Отношение прокурора с другими участниками судопроизводства должны строиться на основе принципов состязательности и равноправия сторон, независимости судей и их подчинения только закону.
В стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства прокурор поддерживает представление и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности жалоб других участников процесса.
В стадии исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению. Вносит на рассмотрение суда и участвует в рассмотрении судьей вопросов, возникших в связи с исполнением приговора.

118. ОРГАН ДОЗНАНИЯ. СИСТЕМА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ. НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ, НАЧАЛЬНИК ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ДОЗНАВАТЕЛЬ. СООТНОШЕНИЕ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ.

Наряду с органами предварительного следствия досудебное производство в нашем уголовном процессе осуществляют органы дознания.

В ст. 5 УПК РФ представлены следующие понятия данных участников уголовного судопроизводства:

1) Орган дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и иные им предусмотренные полномочия (п. 24);

2) Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным законом (п. 7).

В ч. 1 ст. 40 УПК РФ названы следующие органы дознания:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;

2) органы федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;


4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

5) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а именно – органы федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, а также таможенные органы, оперативные подразделения внешней разведки Министерства обороны РФ.

В части 2 этой же статьи установлены основные процессуальные функции перечисленных органов и должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства:

1) расследование в форме дознания уголовных дел, производство предварительного следствия по которым необязательно;

2) проведение неотложных следственных действий по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

3) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий, таких как, например, проверка сообщений о преступлениях, в том числе размещенных в средствах массовой информации (по поручению прокурора), выполнение поручений следователя, исполнение его постановлений о совершении тех или иных процессуальных действий, применении мер процессуального принуждения (задержание, привод и др.).

Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ производство неотложных следственных действий осуществляется органом дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Их проведение допускается в период не более 10 суток со дня возбуждения данного уголовного дела, после чего все его материалы направляются руководителю того следственного органа, которому оно подследственно (п. 3 ст. 149 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон устанавливает компетенцию каждого органа дознания по производству неотложных следственных действий (ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Кроме них, как предусмотрено в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, полномочия по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий осуществляют:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;


3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений России – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.



Дознаватель – должностное лицо органа дознания, которое может быть:

а) штатным сотрудником подразделения дознания, правомочным в силу занимаемого должностного положения осуществлять предварительное расследование в форме дознания и иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом полномочия органа дознания;

б) не являющимся сотрудником подразделения дознания (например, участковый уполномоченный полиции), но уполномоченное на производство дознания на основании специального приказа начальника органа дознания.

Дознаватель производит расследование по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, на основании данного ему начальником органа дознания письменного поручения (ч. 1 ст. 41 УПК РФ). К подследственности органов дознания отнесены преступления, предусмотренные ч.З ст. 150 УПК рф. Это - преступления небольшой и средней тяжести, наказание за которые Не превышает пяти лет лишения свободы. Таким образом, в основе разграничения следствия и дознания как самостоятельных форм предварительного расследования, лежит общественная опасность преступлений. Тяжкие и особо тяжкие расследуют следователи, а небольшой и средней тяжести - дознаватели.

Но следует иметь в виду, что закон запрещает поручать дознавателю расследование по тем уголовным делам, по которым он проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия. По уголовным делам повышенной сложности или большого объема производство дознания может осуществляться группой дознавателей, которая создается по решению начальника органа дознания (ст. 2232 УПК РФ).

Следует заметить, что дознаватели обладают значительно меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи. Кроме начальников органов и подразделений дознания она в значительной степени ограничивается также и прокурором, надзорные полномочия которого позволяют осуществлять процессуальное руководство их процессуальной деятельностью. Указания, как начальника органа дознания, так и прокурора, обязательны для дознавателя. Однако он наделен право обжалования указаний начальника органа дознания прокурору