Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а указания прокурора – вышестоящему прокурору

Для понимания места и роли органов дознания в системе органов досудебного производства надо также учитывать следующее. Органы предварительного следствия созданы и функционируют ради одной цели - процессуальной, поэтому назначение следователя заключается в расследовании уголовных дел. Органы же дознания созданы не для уголовного процесса, а для иной, назовем ее производственной, цели. Так, назначение полиции - охранять общественный порядок, органов ФСБ - обеспечивать государственную безопасность и т.д. Но поскольку эти органы приближены к преступным проявлениям, то наряду с основной (производственной) функцией они наделяются дополнительной (процессуальной) - расследованием уголовных дел в форме дознания.

*Соотношение очень сложное… в УПК нормально не отрегулирован этот вопрос, многие теоретики высказываются по-разному как соотносить Начальника органа и подразделения… я пыталась разобраться, но все равно слишком много вопросов осталось:

НАЧАЛЬНИК ОРГАНА ДОЗНАНИЯ

НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ

ДОЗНАВАТЕЛЬ

П.17 ст.5 УПК: это ДЛ, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.
*возглавляет орган дознания.

ДЛ органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

*такая должность учреждается в некоторых органах дознания, где в форме дознания расследуется большое количество дел, поэтому и создаются специализированные подразделения. То есть не все органы дознания имеют такое подразделение и соответственно начальника… в отличии от начальника органа дознания, который «обязателен».
*возглавляет специализированное подразделение (отдел,

управление) органа.


должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Руководитель и дознавателя и начальника подразделения дознания.
Ст. 41 УПК: Полномочия органа дознания, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

Указания начальника подразделения обязательны для дознавателя, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору.

эта норма отражает, во-первых, тот факт, что дознаватель находится в «подчинении» у начальника подразделения, а во-вторых косвенно определяет статус начальника органа дознания как вышестоящий орган, ведь именно ему дознаватель может обжаловать действия начальника подразделения.


Производство дознания осуществляется дознавателем под руководством

начальника органа дознания, начальника подразделения дознания.


Имеет полномочия как у начальника подразделения дознания: Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания (ч.2 ст. 40.2 УПК).
+ обладает собственными процессуальными возможностями.

Исключительные права начальника:

- продлевать срок проверки сообщения о преступлении

- рассматривать письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания

- принимать решение о производстве дознания группой дознавателей

- возвращать уголовное дело дознавателю со своими указаниями

- утверждать обвинительный акт/постановление
То есть полномочия начальника органа охватывает все полномочия начальника подразделения + имеет свои à характеризуется большим кругом полномочий, что так же указывает на «преимущество»


в соответствии со ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания уполномочен на осуществление процессуального контроля только в отношении дознавателя, в то время как, по смыслу ст. 40.2, начальник органа дознания уполномочен осуществлять процессуальный контроль за всеми должностными лицами органов дознания, перечень которых содержится в ст. 40 УПК РФ. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что в соответствии с ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, очевидно, что полномочия начальника органа дознания шире полномочий начальника подразделения дознания.



Ст. 41 УПК: Полномочия органа дознания, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.
Дознаватель обладает правом самостоятельно производить следственные или

процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением

случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Тем самым, за начальником органа дознания закреплены контрольные полномочия в отношении деятельности дознавателя.

Сравнивая полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, мы можем увидеть, что некоторые из них дублируются, в частности, поручение проверки сообщения о преступлении и контроль за ее осуществлением, а также поручение производства дознания по уголовному делу, проверка материалов уголовного дела







119. СЛЕДОВАТЕЛЬ И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС. РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Согласно п. 41 ст. 5 и ч. 1 ст. 38 УПК РФ под следователем понимается должностное лицо, уполномоченное в пределах установленной для него компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

К следственным органам относится Следственный комитет РФ (СК России), а также следственные подразделения Министерства внутренних дел РФ (МВД России) и Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России).

На основании полномочий, предусмотренных ст. 38 УПК РФ, следователь вправе:

1) возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству или передавать руководителю следственного органа для направления по подследственности;

2) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных уголовно процессуальным законом, обязательные для исполнения письменные поручения:

- о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- о производстве отдельных следственных действий;

- об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте имущества;

- о производстве иных процессуальных действий.

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

Кроме того, он имеет право рассчитывать на получение содействия от органа дознания при осуществлении тех или иных процессуальных действий, в том числе следственных.

С целью получения необходимой информации в рамках проверок сообщений о преступлениях или расследования уголовных дел следователь направляет множество различных запросов. В силу ч. 4 ст. 21 УПК РФ они обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и даже гражданами.

Следователь является относительно самостоятельным в процессуальном отношении должностным лицом. Так, все решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимает самостоятельно. Однако, как отмечалось выше, обязательным условием производства тех из них, которые способны наиболее существенным образом затронуть конституционные права личности, проводятся на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).


Существенным образом ограничивается процессуальная самостоятельность следователя полномочиями руководителя следственного органа по контролю и руководству, осуществляемых в отношении его процессуальной деятельности, таких как дача указаний, отмена решений и др. Закон требует, чтобы следователь получал согласие на совершение целого ряда процессуальных действий и принятие ряда решений.

Кроме того, за законностью и обоснованностью его процессуальных действий и решений следователя осуществляется прокурорский надзор, в рамках которого производится их проверка, принимаются меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства. Прокурор вправе отменять некоторые выносимые им постановления, а при возвращении оконченного расследованием уголовного дела – давать ему указания. Однако законом установлены некоторые гарантии, направленные на обеспечение процессуальной самостоятельности следователя. Он наделен правом обжалования указаний своего руководителя руководителю вышестоящего следственного органа посредством представления на них возражений. Но их исполнение приостанавливается только в случаях, когда они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются исключительно на основании судебного решения, направления дела в суд либо его прекращения (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).

С согласия руководителя следственного органа следователь имеет возможность обжаловать постановления прокурора об отмене решений о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Он может не согласиться и с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства и представить свои письменные возражения на него руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 38 УПК РФ).

В качестве одной из правовых гарантий процессуальной самостоятельности следователя является отнесение его к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (п. 7 ч. 1 ст. 447 УПК РФ). Закон наделяет следователя возможностью принятия мер, направленных на предупреждение совершения преступных деяний. Он вправе вносить в те или иные организации или тем или иным должностным лицам представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений или допущению других нарушений законности (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).


Рассмотренные полномочия составляют основу процессуального статуса следователя. В уголовно-процессуальном законе предусмотрены и иные его полномочия, регламентированные правовыми нормами, содержащимися в различных его разделах и главах, где регламентируются вопросы, связанные с применением мер процессуального принуждения, возбуждением уголовного дела, привлечением лица в качестве обвиняемого, производством следственных и иных процессуальных действий, приостановлением и окончанием предварительного расследования, прекращением уголовного дела, а также отражающим особенности досудебного производства по отдельным категориям уголовных дел.
Руководитель следственного органа.

Под данными участниками уголовного судопроизводства понимаются должностные лица, возглавляющие следственные подразделения органов государственной власти, а также их заместители (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ). Они обладают высшей следственной властью на досудебных этапах уголовного судопроизводства. К ним относятся Председатель СК России, заместитель Министра – начальник Следственного департамента МВД России, руководитель Следственного управления ФСБ России, их заместители, а также руководители территориальных и специализированных (в войсках, на транспорте и др.) органов данных ведомств на уровне федеральных округов, субъектов РФ, административных округов, районов и городов.

Конкретизация полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, и их распределение среди руководителей следственных органов предусматриваются в соответствующих ведомственных нормативно-правовых актах.

Основные полномочия руководителя следственного органа, характеризующие его процессуальный статус, определены ст. 39 УПК РФ. Значительная их часть обеспечивает реализацию функций контроля и руководства, осуществляемых в отношении процессуальной деятельности подчиненных ему следователей. Кроме того, он вправе самостоятельно возбуждать уголовные дела и расследовать их в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

Следует обратить внимание на то, что Председатель СКР и руководители СКР по субъектам РФ наделены исключительным правом возбуждения уголовных дел в отношении большинства лиц особой категории, названных в ст. 447 УПК РФ, а также принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления.


Процессуальное руководство осуществляется руководителем следственного органа, прежде всего, посредством дачи следователям письменных указаний по таким вопросам как:

- направление расследования;

- производство отдельных следственных действий;

- привлечение лица в качестве обвиняемого;

- избрание в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения;

- уголовно-правовая квалификация преступления;

- объем обвинения.

Даваемые следователю указания обязательны для исполнения. Однако, как уже отмечалось, он вправе их обжаловать вышестоящему руководителю следственного органа. В рамках рассмотрения гарантий процессуальной самостоятельности следователя выше были приведены случаи, в которых исполнение обжалуемых указаний приостанавливается.

Руководитель следственного органа наделен правом поручения производства предварительного следствия тому или иному подчиненному следователю либо нескольким следователям. Он вправе изымать уголовное дело у одного следователя и передавать его другому с обязательным указанием оснований такой передачи. Кроме того, закон предоставляет ему право создавать следственные группы и изменять их состав, возглавлять их деятельность в качестве руководителя с принятием уголовного дела к своему производству.

На руководителя следственного органа возложена обязанность рассмотрения возражений следователя на письменные требования прокурора об отмене вынесенных им постановлений как незаконных или необоснованных, а также устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства. В случае не согласия с такими требованиями он выносит соответствующее постановление, которое направляет прокурору.

Процессуальный ведомственный контроль руководитель следственного органа осуществляет посредством проверки находящихся в производстве следователей материалов проверок сообщений о преступлениях и материалов уголовных дел.

Он вправе:

1) отменять любые незаконные или необоснованные постановления подчиненных следователей и руководителей нижестоящих следственных органов, а также постановления руководителей, следователей (дознавателей) других органов предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве возглавляемого им следственного органа;

2) давать согласие следователям на: