Файл: Бухгалтерский учет и аудит основных средств в организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита основных средств

1.1. Сущность, классификация, учет и оценка основных средств

1.2. Бухгалтерский учет и документальное оформление движения основных средств

1.3. Методика проведения аудита основных средств

1.4. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита основных средств в РФ

Глава 2. Бухгалтерский учет и анализ движения основных средств в ООО «Континент»

2.1. Общая организационно-экономическая характеристика организации

2.2. Бухгалтерский учет движения основных средств в организации

2.3. Анализ движения основных средств в организации и проведение инвентаризации

Глава 3. Совершенствование учета и аудита основных средств ООО «Континент»

3.1. Планирование аудиторской проверки основных средств и проведение процедуры проверки операций с основными средствами

3.2. Рекомендации по совершенствованию учета основных средств

3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1



В таблице 18 проведен расчет показателей для анализа эффективности использования основных фондов.
Таблица 18

Эффективность использования основных фондов

Показатель

Анализируемый период

Изменение

2018

2019

Выручка от реализации, тыс. руб.

5602414

6090585

488171

Средняя величина основных средств, тыс. руб.

107592

107328

-264

Среднсписочная численность, чел.

43

46

3

Фондоотдача, руб./руб.

52,07

56,75

4,68

Фондоемкость, руб./руб.

0,02

0,02

0,00

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

2502

2333

-169


Каждый рубль, вложенный в основные средства в 2018 году, обеспечивал 52,07 рубля выручки от реализации. За период наблюдается рост фондоотдачи до 56,75.

В 2018 году каждый рубль выручки от реализации обеспечивал 2 копейки основных средств. За период фондоемкость не изменилась. В 2018 году на одного работника приходилось 2502 тыс. рублей на человека, за 2019 год фондовооруженность снизилась на 169 тыс. рублей на человека.

Проведенный анализ позволил сделать выводы. Имущество предприятия на 95% состоит из оборотных активов, что является характерным для торговых предприятий. Отмечается рост имущества предприятия
, что является положительным моментом. Однако рост дебиторской задолженности на фоне снижения запасов и денежных средств, позволяет сделать вывод об отвлечении средств из оборота предприятия и использования их дебиторами. Структура источников формирования имущества предприятия является оптимальной.

Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия оценивается как удовлетворительная и отмечается ее усиление в анализируемом периоде. Однако, предприятию необходимо рассмотреть варианты снижения зависимости от краткосрочных источников финансирования, например, перевести часть краткосрочной задолженности в долгосрочную.

Для роста чистой прибыли ООО «Континент» необходимо найти пути снижения управленческих и коммерческих расходов. С целью не допущения получения убытка от прочей деятельности необходимо снизить прочие расходы. Также предприятию необходимо провести дополнительные расчеты по текущему налогу на прибыль, показатель которого не удовлетворяет контрольному соотношению.

Необходимо отметить снижение коэффициента устойчивости экономического роста, что свидетельствует о неэффективном использовании собственного капитала.

Рост скорости оборачиваемости свидетельствует об усилении деловой активности предприятия.

Внеоборотные активы ООО «Континент» полностью состоит из основных средств. Отмечается обновление основных средств на предприятии в 2019 году за счет обновления торгового оборудования. За анализируемый период отмечается рост эффективности использования основных средств.

Глава 3. Совершенствование учета и аудита основных средств ООО «Континент»

3.1. Планирование аудиторской проверки основных средств и проведение процедуры проверки операций с основными средствами



Целью аудита основных средств ООО «Континент» является проверка правильности введения учета основных средств и подтверждение отчетных данных о наличие основных средств на исследуемом предприятии.

С целью изучения эффективности работы организации и оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета был сформирован тест опросник, предоставленный в таблице 19.

Таблица19

Тест опросник

п/п

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

Утверждена ли на предприятии учетная политика

Да




2

Осуществляется ли учет в соответствии с учетной политикой

Да




3

Закреплены ли положения об учете основных средств в учетной политике

Да




4

Соответствует ли рабочий план счетов потребностям организации

Да




5

Санкционируются операции по движению основных средств

Да




6

Обеспечен аналитический учет основных средств

Да




7

Оформляются инвентарные карточки основных средств




Нет

8

Все хозяйственные операции в учете проводятся на основании имеющихся первичных документов

Да




9

Выбраны ли варианты начисления амортизации основных средств

Да




10

Обоснованы способы начисления амортизации по вновь поступившим основным средствам

Да




11

Все ли объекты приняты в расчет при начислении амортизации

Да




12

Учитывается ли движение основных средств при начислении амортизации

Да




13

Применяется ли метод ускоренной амортизации по отдельным объектам основных средств




Нет

14

Соблюдается график документооборота по движению основных средств




Нет

15

Осуществляет ли главный бухгалтер контроль соблюдения графика документооборота

Да




16

Организован ли раздельный синтетический и аналитический учет в организации

Да




17

Все ли объекты основных средств отражены в аналитическом учете

Да




18

Фиксируется ли в учетных регистрах место размещения и эксплуатации основных средств

Да




19

Обоснованы списания основных средств на расходы организации

Да




20

Применяется сплошная нумерация документов по приобретению и списанию объекта основных средств

Да




21

Первичные документы оформляются в день совершения операции




Нет

22

Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются руководителем акты приёма-передачи и списания основных средств

Да




23

Осуществляется учет арендованных основных средств

Да




24

Отражается ли в учете факт сдачи основных средств в аренду




Нет

25

Уровень компетентности бухгалтера, осуществляющего учет основных средств

Да




26

Учет основных средств автоматизирован

Да




27

Соответствует ли данные регистра учёта основных средств данными Главной книги

Да




28

Разработаны должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с основными средствами




Нет

29

Производится проверка расчетов на арифметическую точность




Нет

30

Проводится проверка полноты оприходования основных средств




Нет

31

Определены материально-ответственные лица, обеспечивающие сохранность основных средств

Да




32

Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств

Да




33

Осуществляется ли контроль над операциями с основными средствами со стороны руководства организации

Да




34

Выявляются лица, виновные в повреждении основных средств

Да




35

Наличие документов, характеризующих состояние основных средств




Нет

36

Всем основным средствам присваиваются инвентарные номера

Да




37

Проверяется качество ремонта объекта основных средств

Да




38

Выбран ли вариант учёта и финансирования затрат на ремонт основных средств в учётной политике

Да




39

Застрахованы ли объекты основных средств на случай пожара, стихийных бедствий

Да




40

Проводятся инвентаризации основных средств

Да




41

Имеется приказ о назначении комиссии по инвентаризации основных средств

Да




42

Определены ли сроки проведения инвентаризации основных средств в приказе по учетной политике

Да




43

Выявлены расхождения по основным средствам учета с фактическим наличием




Нет

44

Отражаются результаты инвентаризации основных средств в бухгалтерском учете

Да




45

Проводится инвентаризация основных средств при смене материально-ответственных лиц

Да




46

Соблюдаются сроки проведения инвентаризации основных средств




Нет

47

Определены в учетной политике сроки проведения инвентаризации основных средств

Да




48

Имеется постоянно действующая инвентаризационная комиссия




Нет



В целом система внутреннего контроля характеризуется как надежная. По результатам опроса обнаружены следующие негативные моменты в учете основных средств:

  • не оформляются инвентарные карточки основных средств;

  • не соблюдается график документооборота по движению основных средств;

  • не все первичные документы оформляются в день совершения операции;

  • не разработаны должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с основными средствами;

  • не производится проверка расчетов на арифметическую точность;

  • не проводится проверка полноты оприходования основных средств;

  • нет полного наличия документов, характеризующих состояние основных средств;

  • не выявлены расхождения по основным средствам учета с фактическим наличием;

  • не соблюдаются сроки проведения инвентаризации основных средств;

  • не имеется постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Аудит основных средств – важная часть проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита операций с основными средствами определяется достоверностью оценки имущественного состояния.

Целью аудита является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.

Программа аудиторской проверки может включать в себя следующие этапы:

  • проверку правильности постановки на учет;

  • оценку наличия основных средств и эффективности их сохранности;

  • оценку состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;

  • проверку соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;

  • проверку правильности начисления амортизации;

  • проверку результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;

  • проверку действующего порядка учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;

  • проверку учета капитальных вложений;

  • проверку обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

  • оценку эффективности использования основных средств в случаях, если это предусмотрено условием договора возмездного оказания аудиторских услуг.


В ходе аудита сохранности, учета и использования основных средств независимый аудитор проверяет:

  • наличие эффективного контроля за наличием и сохранностью основных средств;

  • правильность отнесения предметов к инвентарным объектам основных средств, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

  • правильность оценки основных средств в учете;

  • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

  • правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

  • правильность и эффективность использования основных средств;

  • правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

С учетом поставленных задач аудитор проверяет:

  • меры по обеспечению сохранности основных средств на хозяйствующем субъекте; наличие приказа руководителя предприятия о материально ответственных лицах, отвечающих за сохранность инвентарных объектов основных средств; наличие письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с требованиями Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию;

  • соответствие должностей материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;

  • условия, созданные материально ответственным лицам, для обеспечения сохранности материальных ценностей. Наличие специальных помещений для хранения, например несгораемых шкафов, сейфов и т.п.;

  • наличие пожарно-охранной сигнализации в соответствующих помещениях;

  • организацию и порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;

  • наличие приказа руководителя о постоянно действующей комиссии для проведения проверки сохранности материальных ценностей;

  • наличие актов инвентаризации и выборочных проверок сохранности основных средств. 

В случае выявления фактов хищений, безответственности и халатности в ходе проводимых инвентаризаций и выборочных проверок – наличие мер воздействия к виновным.