Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Вопрос № 34. СКД по формированию здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это комплекс полезных привычек, единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, улучшение здоровья людей. Здоровье – это состояние достаточно широких возможностей организма, необходимых для нейтрализации вредных факторов окружающей среды. Здоровье включает в себя культуру развлечений, психического здоровья, культуру межличностных отношений. В детстве при правильном режиме дня, нужном воспитании, и условиях здорового быта и учебы комплекс привычек ЗОЖ, вырабатывается легко и быстро, а главное прочно и на всю жизнь. Это единственное средство от всех болезней, способное обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Формирование такого стиля жизни – важнейшая задача государственного значения. На данный момент ЗОЖ включает в себя и культуру развлечения. Залогом психического здоровья является воспитание культуры межличностных отношений. Кроме того, вести ЗОЖ очень выгодно, не надо тратиться на лекарство, а на сегодняшний день это еще и модно. Массовое открытие фитнес клубов (тренажерные залы, аэробика, танцевальные клубы) , где женщинам различного возраста предлагаются не только косметические услуги, но и занятия физкультурой и спортом, улучшающие физическое состояние человека. Можно обучаться различным видам танца – танец живота стимулирует пищеварительный процесс, фламенко развивает координацию движения, ирландский степ укрепляет мышцы ног и является лучшим способом похудения.

Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Виды досуговой деятельности:

  1. Самообразование

  2. Общественная деятельность

  3. потребление культурных ценностей

  4. Занятие спортом

  5. Туризм и путешествия

  6. Развлечения

  7. Общение с людьми

  8. Общение с природой

  9. Пассивный отдых

  10. Антисоциальные виды досуга

Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.


В основе организации досуга лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
Вопрос № 35. Сценарий – основа КД программ учреждений культуры.

Сценарий – вновь созданное драматургическое произведение, подчиненное законам композиционного построения. Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие. Сценарий с латинского это предметно-изобразительная и композиционная основа театрализованного представления, в которой с прямой речью персонажей соответствует описательно-повествовательная речь. Существуют четыре важнейших элемента в выстраивании сценария – вступление (экспозиция), развитие действия, решительный момент (перелом или кульминация) и финал. Завершенная внутри себя композиционная структура культурно-досуговой программы делится на ряд циклов действия. Драма состоит из нескольких таких циклов, названия которых исторически менялось: акт, действие, часть. В сценарии акт, действие принято называть эпизодом. Первой и главной особенностью сценария является его документальная основа. Сердцевина праздника – реальное событие. Юбилей школы, города, творческий отчет коллектива и т.д. Местный факт постоянно присутствует и в традиционных гуляниях, связанных с народным календарем. Кроме того, документ является структурным элементом праздничной драматургии. Аудио и видеозаписи, кинофрагменты, выступления реальных героев, различные церемониальные действия – строительный материал сценариста. Вторая особенность сценария – его синтетический, собирательный характер. Здесь встречаются все виды исскуств (музыка, литература, театр, кино, живопись, архитектура) и различного рода документалистика. Варьирование сочетаний того и другого породило видовое разнообразие театрализованных представлений. Сценарий определяет пути реализации темы, идеи, сверхзадачи массового праздника. Определены линии, по которым должна быть направлена работа сценариста:
1. Умение выбирать пластический образ ясный и четкий, точно и максимально ярко выражающий свое содержание. 2. Умение мыслить последовательностью этих образов так, как музыкант мыслит звуками, а художник – краской и линией. 3. Овладение методом литературной композиции, последовательно заключающей в себе все переплетающиеся линии сценарного действия, иначе говоря, методом монтажа. Замысел представляет собой задуманное автором, сценаристом, режиссером построение произведения, включающего в себя разработку основной мысли (идеи), (темы) элементы творческого процесса и его воплощение. В основе сценарного замысла КДП лежит правильное определение темы – тот круг вопросов о чем автор может рассказать зрителю.
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла КДП. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария КДП в одном русле, соединяя их в единое целое, усиливая впечатление при их восприятии. Тема – основное содержание художественного произведения, выражающего его главную мысль, проблема, круг жизненных явлений, имеющих значение для конкретной аудитории и отраженных в сценарии Идея – основная обобщающая мысль художественного произведения, эмоционально выстроенная всем строем произведения. Сюжет воспроизводит развитие определенной жизненной ситуации, который вытекает из особенностей характеров и положений. Сценарный ход – художественно-педагогический прием, при помощи которого в сценарии осуществляется синтез отдельных видов деятельности участников праздника. Он не только заставляет зрителей следить за развитием действия, но и понимать и принимать логику его построения, а порой и воспринимать включенный в представление тот или иной номер с неожиданной точки зрения. Содержание и форма – еще одна важная деталь замысла. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы, искусства, документальные материалы, способные наиболее полно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы. Форма КДП активно влияет на содержание, а содержание, в свою очередь, формирует форму. Работа над содержанием и формой часто идет одновременно. Форма – это способ существования содержания. Выбранная форма, ее жанровая окраска заставляет автора сценария наиболее полно раскрыть идею с чувством меры. Многообразие форм КДП: театрализованные представления, праздники, гала-концерты, просто концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые, конкурсные программы, ток-шоу, диктует и свои законы в выборе соответствующего решения. Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы – поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющиеся основными конструктивными составляющими, несущими основной смысл концерта. В замысле сценария программы находит свое отражение основные признаки, присущие драматическому произведению:
конфликт, сюжет, композиция; драматическое действие отражает движение действительности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в КДП многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск художественного, зрелищного образа также является важной составляющей в конструкции сценарного замысла. Художественный образ может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, цвет, свет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным смыслом программы, концерта.

Можно проследить следующие этапы: 1. Социальный заказ, сбор и поиск материала.2. Определение тематической основы, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач. 3. Поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа ними и над документами. 4. Отбор художественного материала. 5 Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности. 6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов. 7. Сценарная запись. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла. В зависимости от сценарной обработки материала существуют различные уровни записи:

1) сценарный план или набросок композиционного построения с разработанной темой, идеей, задачами и целями и предполагаемой ситуацией, жанрами.

2) Либретто – развернутое краткое содержание

3) Литературный сценарий – подробная литературная разборка идейно - тематического замысла с текстом, описанием действующих лиц, местом действия, атмосферой.

4) Постановочный (режиссерский) – развернутый литературный сценарий с точным указанием сценической площадки, с разработкой текста и т.д. и т.п. и организационными моментами. Необходимо так же помнить и о картах Проппа, которые позволяют грамотно, не нарушая логики развития сюжета написать литературный сценарий будущего мероприятия. В сценарии культурно-досуговой программы художественный материал свободно взаимодействует с документальным, что и создает уникальную драматургическую ситуацию. Художественный материал – это совокупность произведений всех видов искусств. Документальный материал – это информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности. Носителем такой информации может выступать бумага, кино-, видео и аудиопленка, компьютерная дискета. Достоверность документа подтверждается собственноручной подписью составителя, различными печатями, фактом появления в научных трудах и средствах массовой информации, мнением историков, если речь идет о «делах давно минувших дней», и авторитетных современников, если речь идет о событиях нынешних. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала.