ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 4. Административное право
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки
3. Понятие и принципы государственного управления
Соотношение понятий «государственное управление» и
Теории государственного управления
Модуль 4. Административное право
Виды субъектов административного права
Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Модуль 4. Административное право
Федеральные органы исполнительной власти
Модуль 4. Административное право
1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих
Модуль 4. Административное право
Юридический состав административного правонарушения
Понятие и основные черты административной ответственности
Модуль 4. Административное право
Понятие административных наказаний, цель их назначения
Модуль 4. Административное право
Тема 1. Основы государственного управления
-
Понятиеисполнительнойвласти,еесодержаниеипризнаки. -
Основныефункцииипринципыисполнительнойвласти. -
Понятиеипринципыгосударственногоуправления. -
Соотношениепонятий«государственноеуправление»и
«исполнительнаявласть».
-
Цели, функции, формы и методы государственного имуниципального управления. -
Теориигосударственногоуправления.
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки
Исполнительнаявласть– это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Исполнительная власть – инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов.
Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.
Целиисполнительнойвласти:
-
обеспечение безопасности личности, общества, государства; -
создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства; -
создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества; -
защита человека от противоправных посягательств.
Признакиисполнительнойвласти:
-
Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти. -
Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти. -
Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию. -
Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах. -
Организующая деятельность и реализация властных полномочий. -
Применение норм административного принуждения. -
Подготовка и издание правовых актов управления. -
Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).
Сфераотношений,вкоторойдействуетисполнительнаявласть:
-
отношения власти с гражданином; -
хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов; -
отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.
Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.
2. Основные функции и принципы исполнительной властиФункция – назначение, роль, основное направление деятельности.Основныефункцииисполнительной власти:
-
исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ; -
правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; -
социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; -
обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; -
регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.; -
нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов; -
охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Принципыисполнительнойвласти– это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
Органы исполнительной власти в своей деятельностируководствуютсяследующимипринципами:
-
Принципнародовластия. -
Принципзаконности. -
Принципразделениявластей. -
Принципфедерализма. -
Принципгласности. -
Принципприоритетаигарантированностиправличности. -
Принцип централизации и децентрализации.1.Принцип народовластия.
Закрепленный в Конституции принцип народовластия означает, что народ – единственный источник власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти.
Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется как со стороны органов законодательной и судебной власти, так и со стороны народа. С этой целью установлен порядок отчетности должностных лиц органов исполнительной власти перед населением.
-
Принцип законности предусматривает обязанность всехоргановгосударственнойвласти,должностныхлицсоблюдатьКонституциюРоссийскойФедерацииизаконы.
Одной из основ поддержания законности и правопорядка является персональная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона. Принцип законности заключается также в требовании строгого соблюдения норм Конституции РФ о соотношении актов органов
государственной власти и актов, принимаемых субъектами. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.
-
Принципразделениявластейотражаетсуществованиеисамостоятельностьтрехветвейвласти– законодательной,исполнительной,судебной.
Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.
-
Принципфедерализма.
Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).
-
Принципгласности.
Конституцией Российской Федерации установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
-
Принципприоритетаигарантированностиправличности.
Права личности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.
-
Принципсочетанияцентрализацииидецентрализации.
Принцип централизации – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Централизация вытекает из единства системы исполнительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Централизованное осуществление исполнительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством. Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу.