Файл: Анализ социальноэкономического развития Ивановской области до 2024 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сохранение до 2024 года:

- лесистости территории Ивановской области на уровне 46,1%;

- объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда до 207,1 руб./га;

- доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства – 100%.

Увеличение к 2024 году отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 100 га.

Проекты-драйверы:

– Паспорта особо охраняемых природных территорий и положения об особо охраняемых природных территориях;

– Реконструкция защитной дамбы инженерной защиты г. Юрьевец Ивановской области.
5.13. Пространственное развитие Ивановской области.

Формирование агломераций и территорий развития.

Стратегическая цель – повышение эффективности управления развитием территорий городских округов и муниципальных районов Ивановской области за счет перераспределения производительных сил, формирования агломераций и зон опережающего роста, которые будут способствовать:

- улучшению условий жизнедеятельности населения и экологической обстановки, эффективному развитию инженерной, транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, сохранению историко-культурного и природного наследия, обеспечению устойчивого градостроительного развития территории;

- решению стратегических задач планирования развития региона с учетом особенностей и проблем его пространственной организации;

- взаимному согласованию интересов городских округов и муниципальных образований Ивановской области во взаимосвязи с интересами региона, государства в целом.

Основные задачи:

1. Обоснование рациональной структуры размещения производительных сил, природопользования, обеспечивающей условия устойчивого развития региона.

2. Формирование функциональных зон развития (агломераций, точек роста, зон опережающего развития и др.).

3. Использование эффективных инструментов управления, позволяющих максимально результативно вовлекать имеющиеся в регионе ресурсы.


Принципы региональной политики «сфокусированного развития»:

1. Принцип дифференцированной региональной политики, основанный на разделении совокупности территориальных субъектов региона на группы по их роли в пространственном развитии.

2. Принцип «преференций за результативность».

3. Принцип синхронизации действий (принцип синергии, требующий координации деятельности территориальных образований и отраслей региона).

4. Принцип субсидиарности.

Проекты-драйверы:

Стратегические проекты-драйверы консолидируют различные мероприятия и механизмы Стратегии для достижения общих, хотя и сравнительно «локальных» результатов и выступают эффективным инструментом их согласования.

К их числу можно отнести:

- «Путешествие по Губернии»;

- «Электронный муниципалитет».

Моделирование развития.

Стратегическое планирование в современных условиях урбанизации, роста конкуренции среди муниципальных образований за привлечение инвестиций, интеллектуальных ресурсов, туристов является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия органов власти и общества в решении проблем социально-экономического характера.

Стратегия учитывает не только направления развития экономики Ивановской области в целом, но также и развитие отдельных муниципальных районов и городских округов, входящих в ее состав.

В настоящее время большая часть муниципальных образований Ивановской области - малые города с населением до 100 тысяч человек, половина из которых имеет ярко выраженный монопрофильный характер, вследствие чего их производство адаптировано к какому-либо одному сегменту рынка. Указанные обстоятельства негативно влияют на мобильность трудовых ресурсов: население большей части моногородов привязано к своим местам проживания, не имеет стимулов для саморазвития и активности, в связи с этим возможности для восстановления его потенциала нет. Из-за малой экономической привлекательности число жителей моногородов не растет, институты социализации (школы, институты, театры, музеи) почти отсутствуют, либо находятся в состоянии упадка.

Выходом из данной ситуации является обеспечение мобильности трудовых ресурсов путем создания агломераций и территорий развития.


С целью обеспечения развития муниципальных образований Ивановской области, увеличения темпов их экономического роста, повышения качества жизни жителей и формирования положительной туристской привлекательности региона в разрезе каждого муниципального образования Ивановской области разработаны планы мероприятий по созданию рабочих мест и развитию предпринимательской инициативы.

Данные планы содержат мероприятия, направленные на формирование положительного инвестиционного имиджа муниципалитетов, их туристской привлекательности, поддержку СМСП и создание новых рабочих мест.

Кроме того, в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Ивановской области, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения федеральным законодательством предусмотрена возможность создания в их границах ТОСЭР.

На территории Ивановской области 10 населенных пунктов признаны монопрофильными (г. Вичуга, г. Наволоки (Кинешемского района), г. Приволжск, г. Тейково, г. Фурманов, г. Южа, пос. Петровский (Гаврилово-Посадский район), пос. Каменка (Вичугский район), пос. Савино, пос. Колобово (Шуйский район)).

Правительство Ивановской области, начиная с 2017 года, активно работает над созданием ТОСЭР в границах монопрофильных населенных пунктов (моногородов) в целях формирования условий, благоприятных для привлечения инвесторов и развития социально-экономической сферы ускоренными темпами.

В настоящее время в моногородах Ивановской области Наволоки и Южа создано две территории опережающего социально-экономического развития.

В целях привлечения инвестиций для резидентов ТОСЭР в Ивановской области по налогу на прибыль организаций (в части налога, подлежащего зачислению в областной бюджет) установлена пониженная налоговая ставка в размере 3% - в течение первых пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль, и 11% - на последующие пять налоговых периодов. По налогу на имущество организаций и земельному налогу предусмотрено освобождение от уплаты на 10 лет.

В целях привлечения новых резидентов в ТОСЭР необходима реализация следующих мер:

а) увеличение периода действия по предоставлению льготного тарифа (7,6%) страховых взносов в отношении всех резидентов ТОСЭР, то есть предоставление права использовать данную льготу независимо от времени получения статуса резидента ТОСЭР в моногороде;


б) снижение сроков согласования новых видов экономической деятельности до 1 месяца либо отмена ограничений по видам экономической деятельности в действующих ТОСЭР;

в) расширение перечня лиц, которые могут стать резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых в моногородах, а именно предоставить право индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории моногорода, стать резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых в моногородах (сейчас могут только юридические лица).

Реализация данных мер позволит увеличить количество инвесторов (резидентов), готовых реализовывать инвестиционные проекты в различных сферах деятельности. Приход новых инвесторов позволит развивать все отрасли экономики моногорода, снизить риски ухода потенциальных резидентов на другие ТОСЭР, а также увеличить количество создаваемых рабочих мест в моногородах, тем самым снять напряженность на рынке труда.

Начиная с июня 2020 года, ведется работа по созданию в Ивановской области компанией Wildberries (ООО «Вайлдберриз») промышленно-логистического технопарка, направленного на локализацию производителей товаров легкой промышленности и интеграцию с продажей и логистикой ведущего российского маркетплейса (далее – технопарк Вайлдберриз).

Эффектами от реализации проекта будет создание новой индустрии современных швейных производств, обеспечивающей импортозамещение и локализацию производств иностранных брендов, выведение швейной промышленности из сегментов «серой» занятости, стимулирование экспорта текстильной продукции. Общий объем инвестиций в проект составит около 2,5 млрд. рублей, планируется обеспечить занятость свыше 2000 человек.

В целях реализации проекта на территории Ивановской области необходимо обеспечить создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее – ОЭЗ ППТ).

ОЭЗ ППТ возможно разместить на земельном участке, расположенном на территории городского округа Иваново, а также на территории Родниковского муниципального района.

Такое «сфокусированное развитие» отвечает не только экономическим потребностям, но и изменениям действующего законодательства в сфере местного самоуправления.

Процесс реформирования территориальной организации местного самоуправления проходил в весьма сжатые сроки и на основе советской системы административно-территориального деления. Определенные предпосылки для развития такой ситуации создал Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положив в основу территориального деления муниципалитетов географические, а не экономические факторы. В результате было создано множество финансово и экономически несостоятельных территорий, особенно в сельской местности.


Последние изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ позволяют решить данные проблемы, упростив территориальные преобразования за счет использования опосредованного учета мнения населения через позицию представительного органа. Прежде всего, это касается укрупнения муниципальных образований, обусловленного следующими обстоятельствами:

- необходимостью сокращения количества дотационных поселений, большей частью в сельской местности;

- уменьшением расходов на содержание аппаратов управления на местах, оптимизацией местных бюджетов;

- стремлением выстроить структуру органов местного самоуправления в соответствии с изменениями в размещении производства, трудовых ресурсов, транспортной сети, логистике.

С учетом инвестиционного потенциала городских округов и муниципальных районов на территории Ивановской области формируются две основные агломерации:

1) Иваново с близлежащими городскими округами Кохма, Тейково, Шуя и муниципальными районами (Ивановский, Комсомольский, Лежневский, Приволжский, Родниковский, Савинский, Тейковский, Фурмановский, Шуйский). Субъекты, входящие в данную агломерацию, с одной стороны, имеют общие производственные, инфраструктурные, сельскохозяйственные, социальные, образовательные, культурные и исторические связи, с другой - наиболее емким рынком сбыта их продукции является городской округ Иваново, поэтому все остальные участники тяготеют к нему. На основе объединения инвестиционного и инновационного потенциалов возможно решение совместных проектов, направленных на сглаживание существующей дифференциации в уровне доходов и улучшение качества жизни населения региона;

2) Кинешма с близлежащим городским округом Вичуга и муниципальными районами (Вичугский, Заволжский, Кинешемский, Пучежский и Юрьевецкий). Похожие, а в некоторых случаях единые, составляющие (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, рекреационные) образуют тесные связи и взаимосвязи между этими субъектами, делая их единым целым.

Кроме того, выделяются две территории развития, имеющие конкурентные преимущества в плодородии земель, рекреационных ресурсах, культурно-исторических традициях и народных промыслах, но требующие активных вложений в их развитие: