Файл: Анализ социальноэкономического развития Ивановской области до 2024 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.
Развитие отраслей социальной сферы в последние годы заложило основу для обеспечения благоприятных условий развития человеческого капитала в регионе. Этот фактор может рассматриваться как одно из ключевых конкурентных преимуществ Ивановской области в составе ЦФО и России в целом.
6.1. Цели и задачи социальной политики.
Стратегическая цель - создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации географического, промышленного, образовательно-научного и культурно-туристического потенциала региона, повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по ЦФО.
Для достижения стратегической цели необходимо решить следующие задачи:
-
создание условий для комфортной жизни в Ивановской области; роста уровня рождаемости, стимулирования третьего и последующих рождений, повышения суммарного коэффициента рождаемости; увеличения продолжительности жизни, снижения смертности населения; перехода на нулевой уровень естественной убыли населения; сокращения оттока населения и увеличения миграционного прироста; -
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, а также скорой медицинской помощи и медицинской реабилитации; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях; развитие информатизации в здравоохранении; развитие государственно-частного партнерства с учреждениями здравоохранения различных форм собственности; -
обеспечение доступности качественного дошкольного, общего образования всем детям независимо от места жительства, состояния здоровья, материального и социального положения семей; повышение качества услуг и разнообразия ресурсов дополнительного образования; повышение воспитательных функций образовательных организаций по формированию у обучающихся социальных компетенций и гражданских установок; развитие ресурсного потенциала профессиональных образовательных организаций во взаимодействии с организациями реального сектора экономики для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с перспективными потребностями регионального рынка труда; развитие системы оценки качества и информационной открытости образовательных организаций; -
развитие и содержание собственной материально-технической базы физической культуры и спорта, использование физической культуры и спорта как одного из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека; формирование потребности людей в физическом совершенстве и повышение заинтересованности в собственном здоровье; -
создание для молодежи благоприятных условий для трудоустройства, открытия собственного дела; вовлечение молодежи в волонтерскую и иную общественную деятельность, поддержка и продвижение инициатив молодежи в социальной сфере, сфере технологии и научно-исследовательских разработок; обеспечение эффективной социализации молодежи, в том числе формирование гражданственности, патриотизма и культуры здорового образа жизни; поддержка молодых семей; содействие деятельности молодежных общественных объединений и организаций; -
сохранение культурного и исторического наследия, в т. ч. развитие народного художественного творчества; реализация потребностей населения в культурном и духовном развитии, создание условий для улучшения доступа населения области к культурным ценностям, информации и знаниям; развитие творческого потенциала области, обеспечение доступности получения профессионального художественного образования; расширение межрегионального и международного сотрудничества; укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, компьютеризация и информатизация отрасли, развитие сферы культуры на селе; -
повышение эффективности социального обслуживания граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании; повышение качества и обеспечение доступности государственных услуг в сфере социальной защиты населения; оказание адресной социальной помощи и поддержки малоимущим гражданам и семьям с детьми; развитие института замещающих семей, обеспечивающего устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан; -
формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; -
оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения, а также выполнение установленных законодательством Российской Федерации о занятости населения обязательств по поддержке безработных граждан и содействию занятости населения.
6.2. Основные направления развития социальной сферы.
6.2.1. Демографическое развитие.
Стратегическая цель: улучшение здоровья населения, значительное сокращение миграции в соседние регионы.
На протяжении нескольких лет демографическая ситуация в Ивановской области характеризуется снижением общей численности населения. Это результат отрицательного сальдо естественного воспроизводства.
На 01.01.2020 удельный вес численности населения Ивановской области составил порядка 0,7% от численности населения Российской Федерации и примерно 2,5% от численности населения ЦФО. Плотность населения Ивановской области на начало 2020 года – 46,5 человек на 1 кв. км.
За 2019 год численность постоянного населения Ивановской области сократилась на 7 тыс. человек, или на 0,7%, и на 01.01.2020 составила 997,1 тыс. человек. Общее снижение численности населения региона обусловлено естественной убылью населения.
В 2020 году продолжилась основная тенденция сокращения численности населения области вследствие превышения числа умерших над числом родившихся.
По-прежнему, в Ивановской области удельный вес женщин значительно больше, чем мужчин – 54,9% и 45,1% соответственно. Неблагоприятно складывается ситуация в отношении нагрузки на трудоспособное население. На начало 2019 года доля жителей трудоспособного возраста составила 54,1%, моложе трудоспособного – 16,6% и старше трудоспособного – 29,3%.
В 2019 году число прибывших на территорию региона превысило число выбывших. На протяжении нескольких лет миграционный приток отмечается, в большей степени, из стран СНГ, а именно: из Украины, Таджикистана, Азербайджана, Армении и Узбекистана (миграционный прирост в 2019 году составил 2363 человек), из стран ближнего зарубежья (392 человека), из других регионов Российской Федерации. Миграционный отток жителей Ивановской области направлен, в основном, в другие регионы Российской Федерации (в 2019 году составил 1955 человек).
По-прежнему, в Ивановском регионе остается высоким уровень урбанизации, а именно: численность городского населения на 01.01.2020 составила 814,8 тыс. человек, или 81,7% от общей численности постоянного населения Ивановской области, сельского населения – 182,3 тыс. человек, или 18,3% соответственно.
С 2016 года в Ивановской области наблюдается ежегодное снижение уровня рождаемости, обусловленное, в первую очередь, сокращением общей численности женщин репродуктивного возраста. Так, в 2010 году число женщин в возрасте от 15 до 49 лет составляло 264981 человек, на 01.01.2020 – 222451 человек, т.е. в период с 2010 по 2019 годы сокращение произошло на 16%. Число рождений детей в 2010 году составило 11167, в 2019 году – 8023 (т.е. меньше на 25,4%).
Учитывая сложившиеся тенденции, в ближайшие годы предполагается дальнейшее сокращение численности населения области, однако масштабы его не увеличатся. Этому будут способствовать реализация мер на федеральном и областном уровнях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения области, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Принимаемые в области меры по улучшению социально-экономической ситуации будут способствовать повышению миграционной привлекательности региона.
В целях стимулирования рождаемости с 2011 года в регионе внедрена дополнительная мера поддержки граждан, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), в виде бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или организации личного подсобного хозяйства (в соответствии с Законом Ивановской области от 31.12.2002 № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации»).
Кроме того, в целях повышения суммарного коэффициента рождаемости с 2013 года предоставляется ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей, с 2017 года введены дополнительные меры поддержки молодых семей при рождении первого ребенка: ежемесячная выплата по уходу за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет женщинам, родившим первого ребенка в возрасте до 24 лет; региональный студенческий (материнский) капитал; единовременная выплата на улучшение жилищных условий при рождении первого ребенка женщиной в возрасте до 24 лет, а второго ребенка в течение трех лет с момента рождения первого ребенка.
В 2019 году на территории Ивановской области начали реализовываться региональные проекты «Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ивановской область)» и «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» «Старшее поколение» национального проекта «Демография».
Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ивановской область)» предусматривает предоставление выплат при рождении первых, третьих и последующих детей, выполнение процедур экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, в региональный проект включены региональные меры поддержки для молодых семей, в которых первый ребенок родился у матери в возрасте до 24 лет.
В целях снижения уровня смертности будет продолжена работа по совершенствованию оказания медицинской помощи населению Ивановской области, а также по улучшению оказания мер социальной поддержки нуждающимся гражданам.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Ивановской области ниже, чем по Российской Федерации, в 2019 году она составила 71,8 лет.
В целях укрепления здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности жизни граждан старшего поколения постановлением Правительства Ивановской области от 12.12.2019 № 509-п утверждена региональная программа «Активное долголетие» на 2020 - 2024 годы.
Моделирование развития
-
укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечение бесплодия; -
развитие системы ипотечного кредитования; -
дальнейшее внедрение принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки с целью стимулирования рождаемости; -
укрепление института семьи, формирование духовно-нравственных, семейных ценностей, повышение престижности материнства и отцовства, формирование у населения установок на многодетность, организация социально значимых мероприятий для семей, воспитывающих детей; -
обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязательств, создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности; -
100-процентное удовлетворение потребности в услугах дошкольных образовательных организаций; -
развитие сети временных учреждений для присмотра за детьми в различных типах учреждений; -
внедрение новых действенных механизмов по снижению числа абортов; -
развитие института замещающих семей, обеспечивающего устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан; -
функционирование системы межведомственного взаимодействия по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе технологии «ведение случая»; -
создание интегрированной системы здравоохранения, в которой обеспечивается координация действий организаций, оказывающих различные виды медицинской помощи, включение населения в качестве активного партнера при профилактике, выявлении и лечении заболеваний; -
реализация плана мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи; -
сокращение уровня смертности, прежде всего, в трудоспособном возрасте; -
создание комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики и лечения заболеваний с применением передовых технологий; -
профилактика дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) (изменение установок водителей и пешеходов, а также повышение качества транспортной инфраструктуры) и улучшение количественных, временных и качественных характеристик оказания медицинской помощи после ДТП; -
создание социально-психологического климата в обществе с установками на снижение потребления алкоголя и табакокурения; -
проведение работы по привлечению мигрантов на территориях, являющихся потенциальными «донорами» нового трудоспособного населения для Ивановской области; -
оказание содействия добровольному переселению в Ивановскую область соотечественников, проживающих за рубежом; -
проведение работы по регулированию процессов привлечения иностранной рабочей силы работодателями с учетом состояния рынка труда и прогноза потребностей организаций в кадрах; -
предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям переселенцев, в том числе работникам бюджетной сферы в сельской местности (предоставление компенсационного пакета услуг, в том числе компенсация за переезд); -
государственное содействие в обеспечении населения жильем на постоянной долгосрочной основе (через государственную программу Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» и др.); -
создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов; -
создание новых высокопроизводительных рабочих мест; -
обеспечение баланса трудовых ресурсов за счет организованной временной трудовой миграции из стран СНГ на основе четко обоснованных потребностей в рабочей силе (с учетом приоритетного права трудоустройства местного населения), создание условий для легализации временных трудовых мигрантов; -
создание имиджа Ивановской области как перспективного места для работы и жизни через специализированные сайты в сети Интернет; -
создание условий труда, направленных на сокращение масштабов выезда за границу молодежи, женщин, квалифицированных специалистов; -
привлечение учебных мигрантов в учреждения профессионального образования и создание условий для их закрепления в регионе после завершения обучения.
Ожидаемые результаты:
-
постепенное снижение числа умерших до 14,4 человека на 1 тысячу населения в год; -
сокращение уровня смертности от болезней системы кровообращения до 490 случаев на 100 тыс. населения; -
сокращение уровня смертности от злокачественных новообразований до 213 случаев на 100 тыс. населения; -
сокращение заболеваемости туберкулезом до 38 случаев на 100 тыс. населения и уровня смертности от туберкулеза до 6,2 случаев на 100 тыс. населения; -
сокращение уровня смертности от ДТП до 9,5 случаев на 100 тыс. населения; -
снижение младенческой смертности до 3 случаев на 1 тысячу родившихся живыми; -
рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,573 рождений в среднем на одну женщину репродуктивного возраста; -
увеличение положительного сальдо миграционного баланса; -
увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Ивановской области до 76,48 лет.
6.2.2. Здравоохранение.
В соответствии со Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254, решение основных задач развития здравоохранения в Ивановской области должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
1) совершенствование системы оказания медицинской помощи, предусматривающее, в том числе:
- развитие инфраструктуры и материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, в том числе детям;
- обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, в том числе путем создания фельдшерско-акушерских пунктов, использования мобильных медицинских комплексов, дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи;
- реализация программы по борьбе с онкологическими заболеваниями;
- совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других систем;
- развитие паллиативной медицинской помощи, в том числе за счет увеличения числа выездных патронажных служб и посещений пациентов на дому;
- развитие санитарной авиации;
2) формирование системы мотивации граждан, особенно детей и лиц трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни;
3) формирование эффективной системы профилактики заболеваний, обеспечивающей охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми не реже одного раза в год;