Файл: Анализ социальноэкономического развития Ивановской области до 2024 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем во многих образовательных учреждениях требуется проведение капитальных ремонтов и укрепление материально-технической базы. Учреждения дополнительного образования недостаточно включены в систему профессиональной ориентации школьников.

В Ивановской области действует развитая сеть учреждений среднего и высшего профессионального образования.

В целях повышения качества и доступности профессионального образования на базе профессиональных образовательных организаций действуют 5 ресурсных центров по профессиям машиностроения, энергетики, строительства, легкой промышленности, торговли, общественного питания и сферы услуг и 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций. В регионе аккредитовано 4 специализированных центра компетенций.

Ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций показывает, что более 55% выпускников трудоустраиваются по полученной профессии и специальности. При этом около 25% выпускников ежегодно призываются в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.

Проводимая профориентационная работа увеличивает популярность современных профессий рабочих и специалистов среднего звена среди обучающихся общеобразовательных организаций. Этому во многом способствует активное участие региона в движении «Молодые профессионалы «WorldSkills Russia». Ежегодно почти половина выпускников 9-х классов общеобразовательных школ делают выбор в пользу получения рабочей профессии или специальности среднего звена.

Моделирование развития:

- строительство 6 детских садов – 1010 мест (из них ясли – 398), двух пристроек к двум действующим детским садам – 147 мест (117 - ясли), капитальный ремонт и перепрофилирование свободных помещений в детских садах – 642 мест (ясли),

- развитие и государственная поддержка негосударственного сектора в дошкольном образовании – 150 мест;

- совершенствование образовательной среды во всех образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

- строительство новых зданий школ - 8, капитальный ремонт - 45 зданий общеобразовательных организаций;

- введение во всех образовательных организациях, реализующих программы общего образования, ФГОС среднего общего образования;

- организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников в условиях введения ФГОС;

- оснащение общеобразовательных организаций современным цифровым учебным оборудованием, создание на базе сельских школ и школ малых городов Центров образования «Точка роста»;


- поддержка развития профильного обучения и профессиональной подготовки с приоритетным развитием подготовки школьников в сфере современных технологий;

- переход к организации обучения в общеобразовательных школах на основе индивидуальных учебных планов;

- обновление содержания и технологий воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений;

- развитие дистанционных форм образования, в том числе для детей-инвалидов;

- формирование сети базовых образовательных организаций с универсальной безбарьерной средой, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов;

- обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и консультационных пунктов для детей, испытывающих трудности в развитии;

- совершенствование нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение качественного образования;

- внедрение и отработка моделей сетевого взаимодействия учреждений, предоставляющих образовательные услуги;

- реализация мероприятий по поддержке общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях и со сложным контингентом обучающихся, в том числе показывающих низкие образовательные результаты.

Совершенствование технологий и содержания образования:

- увеличение в образовательном процессе доли учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- совершенствование региональных информационных ресурсов, обеспечивающих учет заявлений родителей в дошкольные и общеобразовательные организации.

Создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей:

- укрепление материально-технической и учебно-методической базы учреждений дополнительного образования;

- расширение спектра направлений исследовательской и конструкторской деятельности организаций дополнительного образования;

- внедрение дистанционных форм обучения по дополнительным образовательным программам;

- создание региональной системы поддержки талантливых и одаренных детей;

- развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования;


- организация повышения квалификации руководителей и педагогических работников организаций дополнительного образования;

- разработка дополнительных образовательных программ и внедрение технологий дополнительного образования в соответствии с запросами детей и родителей и современными требованиями развития общества;

- организация профильных смен и профильных школ для одаренных детей, в том числе на базе высших учебных заведений региона;

- расширение форм взаимодействия между вузами, профессиональными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и предприятиями;

- внедрение элементов дуальной системы подготовки кадров на промышленных предприятиях;

- создание и оснащение колледжей современным учебно-производственным оборудованием под требования новых федеральных государственных образовательных стандартов;

- модернизация учебно-методической и материально-технической базы областных государственных профессиональных образовательных организаций под задачи проведения демонстрационного экзамена;

- развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития региона;

- разработка с участием работодателей профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена;

- организация стажировки в ресурсных центрах мастеров производственного обучения и преподавателей специальных предметов по профилю подготовки;

- совершенствование профориентационной работы в общеобразовательных организациях с использованием потенциала учреждений профессионального образования;

- проведение мастер-классов по ведущим профильным профессиям и специальностям с участием работодателей, специалистов ведущих образовательных организаций высшего образования;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы;

- реализация на базе профессиональных образовательных организаций набора краткосрочных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан;


- развитие управления профессиональными образовательными организациями через привлечение в их управляющие органы представителей работодателей и формирование института наставничества на производстве;

- совершенствование региональной системы оценки качества образования, процедуры внешней и внутренней оценки;

- формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики:

- проведение мониторинговых обследований обучения и социализации;

- разработка показателей для изучения уровней учебных, метапредметных, внеучебных достижений учащихся;

- разработка критериев и технологий оценки деятельности общеобразовательных организаций на основе показателей;

- разработка модели рейтинговой оценки деятельности общеобразовательных организаций;

- совершенствование управления образованием на основе региональной системы электронного мониторинга;

- профессиональное обучение граждан старших возрастов, работников организаций, женщин с детьми дошкольного возраста в рамках национальных проектов «Демография» и «Производительность труда и поддержка занятости.

В 2024 году необходимо обеспечить решение следующих задач:

- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, обновление содержания и совершенствование методов обучения;

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций;


- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

- формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;

- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);

- увеличение не менее чем в 2 раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в регионе.

Ожидаемые результаты:

Сохранение до 2024 года на уровне:

- удельного веса численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет – 99%;

- охвата молодежи Ивановской области проводимыми региональными и межмуниципальными мероприятиями по работе с молодежью – 21,7%;

- удельного веса численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение 1 года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения – 59,8%4

- доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет от потребности – 100%;

- доли сельских и отдаленных образовательных организаций, применяющих дистанционные образовательные технологии в учебном процессе – 100%;

- доли муниципальных образований субъекта Российской Федерации, обеспечивающих деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов - 100%;

- среднегодового числа студентов областных государственных профессиональных образовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета – 13340 человек;

- числа участников (конкурсантов, экспертов, тим-лидеров) Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Ивановской области – 320 человек;