Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наибольший интерес для нас представляет программа «Музыка. Начальная школа. 1 - 4 класс». Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (представлена в сборнике программ к комплекту учебников «Школа России») [22].
Цель данной программы – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувственного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Основные методические принципы программы:
- увлечённости,
- триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя,
- принцип «тождества и контраста»,
- интонационность.
В систему творческих заданий входят размышления, импровизация, рисунки, составление художественных коллажей, программ концертов, сочинения о музыке.
Структуру программы составляют разделы. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Программа «Музыка» Е.Д. Критской построена на 7-ми разделах, которые сохраняются на протяжении 2-4 классов. Эта система очень удобна, так как прослеживается постоянное движение в процессе обучения школьников.
В программе «Музыка» Е.Д. Критской акцент сделан на классические произведения.
Итак, проанализировав учебные программы, мы делаем следующие вывод:
Все вышеописанные учебные программы отчасти направлены на равитие музыкально-слушательской культуры.
1.3 Особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки
Весь музыкально-педагогический процесс, вся деятельность учителя музыки должны быть сфокусированы на личности ребёнка, на его воспитании, обучении, развитии в процессе общения с музыкой. В последние годы такая позиция в педагогике музыкального образования всё более утверждается. Свидетельством тому является тот факт, что в качестве приоритетной цели музыкального образования выдвигается развитие ребёнка; при этом ребёнок, как подчёркивает Г.М. Цыпин, характеризуется не как «маленький взрослый, а психологически своеобразное существо» [50, с.35].
В настоящее время важной задачей учителя музыки является приобщение своих воспитанников к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, эмоционально, эстетически откликаться на музыкальное произведение.
В теории и практике музыкального образования существуют различные подходы к трактовке термина «виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки». Если обратиться к традициям отечественной педагогики музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить: слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми.
Многие педагоги и исследователи выделяют свою классификацию, в частности педагоги Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева в учебнике «Теория музыкального образования» выделяют следующее виды музыкальной деятельности: собственно музыкальная деятельность, музыкально-теоретическая деятельность, музыкально-историческая деятельность, музыкально ориентированная полихудожественная деятельность, музыкально опосредованная деятельность [1, с.8].
Развитие музыкально-слушательской культуры на уроке музыки происходит в собственно музыкальной деятельности. В процессе музыкально-слушательской деятельности у школьников развивается эмоциональная отзывчивость, воображение, музыкальный слух, память. Встреча с произведениями разных жанров, вызывает у детей положительные эмоции. В процессе музыкально-слушательской деятельности на уроках музыки, наряду с музыкальными навыками, развиваются все виды универсальной учебной деятельности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Непременным условием эффективности процесса развития музыкально-слушательской культуры детей младшего школьного возраста является учет их психофизических особенностей и познавательных возможностей, так как каждый учащийся отличается присущими только ему особенностями характера, эмоциями, поведением, а также способностями впознании [52, с.101]. В психологическом словаре определение младшего школьного возраста соответствует возрасту от 7 до 8 лет. В этом возрасте одной из важных проблем является развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. Они быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные события, сведения, предметы, лица, факты, чем определения, объяснения, описания. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен.По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны, однако для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале.Мышление становится главной функцией в младшем школьном возрасте.За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.Согласно терминологии Ж. Пиаже, начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [30, с.96].
Возрастной особенностью младших школьников является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать свои чувства, очень непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, горя, страха. Частая смена настроения, склонность к аффектам. С годами все больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [20, c.107]. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. К концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться и верить в свои силы. Основная задача взрослых в работе с детьми – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка [18, с.57].
Наряду с активным развитием таких психологических особенностей, таких как память, воображение, мышление и т.д., происходит развитие творческих способностей ребенка, в том числе, музыкальных. Развитие и совершенствование основных, специальных музыкальных способностей, происходит в данном возрасте в первую очередь на уроках музыки в школе [31, с.49].
Развитие музыкальных способностей нельзя р ассм атр ив ать отдельно от л ичност и, от с амовосп ит ан ия и с амор азв ит ия с амого ребенк а. В процессе музык ально-творческой деятельност и ребенок р азв ив ается не только к ак музык ант, но и к ак л ичность. Музык альное творчество – неотъемлем ая ч асть интеллекту альной деятельност и мл адшего школьн ик а.
Одной из проблем музык ально обр азов ан ия мл адш их школьн иков является форм иров ан ие слуш ательской компетенц и и, котор ая предст авляет собой культуру «слуш ан ия музык и», то есть эмоц ион ально-рефлекс ивного откл ик а (душевной отзывч ивост и) н а музык альное искусство, оп
ир ающегося н а комплекс музык альных способностей, музык альных предст авлен ий, творческого вообр ажен ия, вкус а, чувств а целого, эмоц ион ально-эстет ического опыт а, эстет ической эмп ат и и и кре ат ивност и. Особенность воспр ият ия музык и з аключ ается в том, чтобы в сочет ан и и звуков р азл ичной высоты, дл ительност и, с илы, тембр а услыш ать кр асоту созвуч ий, их выр аз ительность, целостные художественные обр азы, вызыв ающ ие н астроен ие, чувств а, мысл и. Под воздейств ием музык и у мл адшего школьн ик а постепенно возн ик ает особ ая слухов ая и эмоц ион альн ая воспр и имч ивость, котор ая в процессе музык ального р азв ит ия все более углубляется и д ифференц ируется.
Пс ихолог ическ ий мех ан изм воспр ият ия музык альной предметност и представлено на р исунке 1.
Первоначально музыкальная информация проникает в сознание человека через слуховые анализаторы, перцептивно обрабатыватся, в результате чего рождается художественный образ, т.е. возникаетэмоциональный отклик науслышанное.
Р исунок 1 - Пс ихолог ическ ий мех ан изм воспр ият ия музык альной предметност и
Музык ально-слуховую (слуш ательскую) компетенц ию сост авляют тр и основных компонент а:
- эмоц ион ально-обр азн ая сфер а л ичност и;
- музык ально-слухов ая эруд иц ия слуш ателя;
- опыт музык ально-слуховых предст авлен ий.
Кр итер и альным и пок аз ателям и слуш ательской компетенц и и выступ ают:
- ценностное отношен ие л
ичност и к музыке;
- эстет ическ ая (эмоц ион альн ая) эмп ат ия;
- музык альные предст авлен ия слуш ателя.
Н а иболее сложным в музыкозн ан и и и музык альной пед агог ике является вопрос о том, к ак про исход ит осозн ан ие музык ального смысл а рец ип иентом, в том ч исле слуш ателем-школьн иком. М.Ш. Бонфельдом, поддерж ив ается мнен ие ( и мы будем н а него оп ир аться), согл асно которому мысль слуш ателя (зр ителя, ч ит ателя) пр и р аскрыт и и смысл а художественного про изведен ия дв ижется от общепонятных зн ачен ий к глуб инному смыслу художественного текст а [11, с.12]. Уст ановлено, что пр и т аком дв ижен и и з адействов аны р азные уровн и музык ального созн ан ия: бессозн ательное и созн ательное, телесность и прошлый опыт, переж ив ан ие и вслуш ив ан ие, эмоц и и и мышлен ие, целостное воспр ият ие и ан ал из. Тем не менее, ул авл ив ан ие сем ант ическ их зн ачен ий элементов музык ального язык а является основным услов ием пон им ан ия мл адш им школьн иком смысл а музык ального про изведен ия.
Г.С. Т ар асов подчерк ив ает, что слуш атель в процессе музык ального воспр ият ия не просто ф икс ирует звуковые последов ательност и, он ор иент ируется «в сем ант ическ и н аполненном субъект ивном времен и, р аспозн ает не столько простр анственно-временные особенност и с амого звукового объект а, сколько лог ику интон ац