Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наибольший интерес для нас представляет программа «Музыка. Начальная школа. 1 - 4 класс». Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (представлена в сборнике программ к комплекту учебников «Школа России») [22].

Цель данной программы – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувственного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Основные методические принципы программы:

- увлечённости,

- триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя,

- принцип «тождества и контраста»,

- интонационность.

В систему творческих заданий входят размышления, импровизация, рисунки, составление художественных коллажей, программ концертов, сочинения о музыке.

Структуру программы составляют разделы. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. 

Программа «Музыка» Е.Д. Критской построена на 7-ми разделах, которые сохраняются на протяжении 2-4 классов. Эта система очень удобна, так как прослеживается постоянное движение в процессе обучения школьников.

В программе «Музыка» Е.Д. Критской акцент сделан на классические произведения.

Итак, проанализировав учебные программы, мы делаем следующие вывод:

Все вышеописанные учебные программы отчасти направлены на равитие музыкально-слушательской культуры.
1.3 Особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки

Весь музыкально-педагогический процесс, вся деятельность учителя музыки должны быть сфокусированы на личности ребёнка, на его воспитании, обучении, развитии в процессе общения с музыкой. В последние годы такая позиция в педагогике музыкального образования всё более утверждается. Свидетельством тому является тот факт, что в качестве приоритетной цели музыкального образования выдвигается развитие ребёнка; при этом ребёнок, как подчёркивает Г.М. Цыпин, характеризуется не как «маленький взрослый, а психологически своеобразное существо» [50, с.35].


В настоящее время важной задачей учителя музыки является приобщение своих воспитанников к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, эмоционально, эстетически откликаться на музыкальное произведение.

В теории и практике музыкального образования существуют различные подходы к трактовке термина «виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки». Если обратиться к традициям отечественной педагогики музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить: слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми.

Многие педагоги и исследователи выделяют свою классификацию, в частности педагоги Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева в учебнике «Теория музыкального образования» выделяют следующее виды музыкальной деятельности: собственно музыкальная деятельность, музыкально-теоретическая деятельность, музыкально-историческая деятельность, музыкально ориентированная полихудожественная деятельность, музыкально опосредованная деятельность [1, с.8].

Развитие музыкально-слушательской культуры на уроке музыки происходит в собственно музыкальной деятельности. В процессе музыкально-слушательской деятельности у школьников развивается эмоциональная отзывчивость, воображение, музыкальный слух, память. Встреча с произведениями разных жанров, вызывает у детей положительные эмоции. В процессе музыкально-слушательской деятельности на уроках музыки, наряду с музыкальными навыками, развиваются все виды универсальной учебной деятельности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Непременным условием эффективности процесса развития музыкально-слушательской культуры детей младшего школьного возраста является учет их психофизических особенностей и познавательных возможностей,  так как каждый учащийся отличается присущими только ему особенностями характера, эмоциями, поведением, а также способностями впознании [52, с.101]. В психологическом словаре определение младшего школьного возраста соответствует возрасту от 7 до 8 лет. В этом возрасте одной из важных проблем является развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. Они быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные события, сведения, предметы, лица, факты, чем определения, объяснения, описания. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен.По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны, однако для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале.Мышление становится главной функцией в младшем школьном возрасте.За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.Согласно терминологии Ж. Пиаже, начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [30, с.96].


Возрастной особенностью младших школьников является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать свои чувства, очень непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, горя, страха. Частая смена настроения, склонность к аффектам. С годами все больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [20, c.107]. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. К концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться и верить в свои силы. Основная задача взрослых в работе с детьми – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка [18, с.57].

Наряду с активным развитием таких психологических особенностей, таких как память, воображение, мышление и т.д., происходит развитие творческих способностей ребенка, в том числе, музыкальных. Развитие и совершенствование основных, специальных музыкальных способностей, происходит в данном возрасте в первую очередь на уроках музыки в школе [31, с.49].

Развитие музыкальных способностей нельзя рассматривать отдельно от личности, от самовоспитания и саморазвития самого ребенка. В процессе музыкально-творческой деятельности ребенок развивается не только как музыкант, но и как личность. Музыкальное творчество – неотъемлемая часть интеллектуальной деятельности младшего школьника.

Одной из проблем музыкально образования младших школьников является формирование слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», то есть эмоционально-рефлексивного отклика (душевной отзывчивости) на музыкальное искусство, оп
ирающегося на комплекс музыкальных способностей, музыкальных представлений, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстетического опыта, эстетической эмпатии и креативности. Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, целостные художественные образы, вызывающие настроение, чувства, мысли. Под воздействием музыки у младшего школьника постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется.

Психологический механизм восприятия музыкальной предметности представлено на рисунке 1.


Первоначально музыкальная информация проникает в сознание человека через слуховые анализаторы, перцептивно обрабатыватся, в результате чего рождается художественный образ, т.е. возникаетэмоциональный отклик науслышанное.


Рисунок 1 - Психологический механизм восприятия музыкальной предметности
Музыкально-слуховую (слушательскую) компетенцию составляют три основных компонента:

- эмоционально-образная сфера личности;

- музыкально-слуховая эрудиция слушателя;

- опыт музыкально-слуховых представлений.

Критериальными показателями слушательской компетенции выступают:

- ценностное отношение л
ичности к музыке;

- эстетическая (эмоциональная) эмпатия;

- музыкальные представления слушателя.

Наиболее сложным в музыкознании и музыкальной педагогике является вопрос о том, как происходит осознание музыкального смысла реципиентом, в том числе слушателем-школьником. М.Ш. Бонфельдом, поддерживается мнение (и мы будем на него опираться), согласно которому мысль слушателя (зрителя, читателя) при раскрытии смысла художественного произведения движется от общепонятных значений к глубинному смыслу художественного текста [11, с.12]. Установлено, что при таком движении задействованы разные уровни музыкального сознания: бессознательное и сознательное, телесность и прошлый опыт, переживание и вслушивание, эмоции и мышление, целостное восприятие и анализ. Тем не менее, улавливание семантических значений элементов музыкального языка является основным условием понимания младшим школьником смысла музыкального произведения.

Г.С. Тарасов подчеркивает, что слушатель в процессе музыкального восприятия не просто фиксирует звуковые последовательности, он ориентируется «в семантически наполненном субъективном времени, распознает не столько пространственно-временные особенности самого звукового объекта, сколько логику интонац