Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории
Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно- курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение.»
35
Также согласно статье 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
1)
«жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным
35
Федеральный закон "Об исполнительном производстве": федер. закон от 02 окт 2007 г. № 229-ФЗ :
(ред. от 22 дек. 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та
27 пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
2) земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в предыдущем пункте, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
3) предметы обихода и обычной домашней обстановки, вещи индивидуального пользования (обувь, одежда и другие), за исключением драгоценностей и предметов роскоши;
4) имущество, требующееся для профессиональных занятий должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
5) используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
6) семена, необходимые для очередного посева;
7) продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
8) топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
9) средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
10) призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.»
36
Теперь рассмотрим гражданско-правового статуса физического лица как несостоятельного субъекта.
Для начала определимся, что же такое гражданско-правовой статус физического лица.
36
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации": федер. закон от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ: (ред. от 08 дек. 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та
28
Гражданско-правовой статус состоит из имени, места жительства, правоспособности и дееспособности гражданина. Довольно подробно все элементы определяются в части 1
ГК РФ, я же остановлюсь лишь на необходимых для рассмотрения данного вопроса в рамках банкротства физических лиц.
Правоспособность – это способность субъекта иметь права и нести обязанности. Она возникает у граждан с момента рождения и прекращается моментом смерти, согласно статье 17 ГК РФ.
Содержание правоспособности граждан раскрывается в статье 18 ГК РФ:
«Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права».
37
Вторым элементом гражданско-правового статуса является дееспособность гражданина.
Дееспособность определяется в статье 21 ГК РФ следующим образом:
«Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста».
38
Говоря об особенностях гражданско-правового статуса физического лица, являющегося должником, необходимо учитывать накладываемые законом ограничения его право- и дееспособности в процессе банкротства, как на одни из последствий введения процедуры банкротства.
37
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-
ФЗ : (ред. от 31 июля. 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
38
Там же.
29
У должника сохраняются большинство предусмотренных гражданским законодательством прав и обязанностей, кроме того, возникают специфические права и обязанности, наличие которых возможно только при реализации законодательства о несостоятельности:
- право на обращение и на подачу заявления должника в арбитражный суд;
- обязанность должника по подаче заявления в арбитражный суд;
- ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве;
- право заключить мировое соглашение на любой стадии арбитражным судом дела о признании должника несостоятельным (банкротом);
-обязанность выплатить вознаграждение финансовому управляющему, утвержденному арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина;
- при введении процедуры реструктуризации долгов возникает обязанность должника уведомить в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченный орган о существенном изменении своего имущественного положения;
- при введении процедуры реструктуризации долгов у должника появляется право направить финансовому управляющему предложения о внесении изменений в план реструктуризации своих долгов;
- право оспорить оценку имущества при введении процедуры реализации имущества должника;
-право подавать в арбитражный суд ходатайство об исключении имущества из конкурсной массы;
- ограничение права распоряжения имуществом, находящимся в собственности должника после признания его банкротом;
- после признания гражданина банкротом он лишается права лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства;
- обязанность передать все банковские карты финансовому управляющему, утвержденному арбитражным судом в решении о признании гражданина банкротом;
- право разрешать разногласия в арбитражном суде возникшие между должником и финансовым управляющим.
30
Это далеко не полный перечень возникающих или ограничиваемых прав и обязанностей граждан при проведении процедуры банкротства.
Ограничение дееспособности гражданина в целях удовлетворения имущественных интересах его кредиторов никак органически не вплетается в действующее гражданское законодательство.
Складывается впечатление, что ограничения гражданина совершать сделки только после согласования с арбитражным управляющим, при прохождении процедуры банкротства является ничем иным, ни что иное как ограничения его дееспособности.
Подобные нормы требуют детального изучения и серьезного пересмотра общих норм ГК
РФ, регулирующих возможности допустимых ограничений дееспособности гражданина. На данный момент единственное изменение в ГК РФ по итогам принятия Закона о банкротстве является обновление статьи 25, косвенно упоминающая отсылку к законодательству о банкротстве, как к специальным нормам, по всем вопросам, касающимся оснований, последствий и порядка признания судом гражданина несостоятельным, очередности удовлетворения требований кредиторов, порядка процедур в деле о банкротстве гражданина. Однако, вопрос об ограничениях дееспособности гражданина не урегулирован никак, в то время как данный вопрос вовсе не является чисто "процедурным", это вопрос, затрагивающий правовые основы гражданско-правового статуса физического лица.
Полагаю, что введение на уровне отдельных федеральных законов специальных оснований для ограничения дееспособности физического лица недопустимо без изменений базовых положений ГК РФ.
Закон предусматривает для гражданина еще одно специфическое последствие введения в отношении него процедуры реструктуризации долгов. В течение срока исполнения плана и пяти лет после завершения его исполнения гражданин не вправе скрывать факт осуществления им данного плана при обращении за получением кредита, а равно и при приобретении товаров (работ, услуг), предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа согласно пункту 3 статьи 213.19 Закона о банкротстве.
Применительно к данному запрету также возникает следующий вопрос, каким образом предполагается его реализовать. По сути, задумка законодателя состояла не в установлении запрета, а позитивной обязанности сообщить соответствующим лицам о наличии, в его биографии, процедуры реструктуризации. Поскольку как запрет, данная норма не выдерживает критики: невозможно определить, что означает "скрывать", особенно с учетом, публикации данной информации как на сайте арбитражного суда, так и
31 финансовым управляющим. Но в таком случае необходимо разъяснение, в какой форме гражданин должен это сделать: написать соответствующее заявление, или сообщить устно, или иным другим образом. Возникают сомнения в ценности, требования для гражданина, раскрытия информации о реструктуризации, проводимой в отношении данного физического лица, поскольку данная информация находится в открытом доступе и является публичной. Казалось бы, уместнее обязать лица, оформляющие заём или кредит, проверять данные сведения, что и так, очевидно, будет сделано, так как банки уже имеют определенную многоуровневую систему проверки, первым уровнем которой является проверка информации размещенной на общедоступных сайтах, таких как сайт ФССП РФ и арбитражного суда, а также проверка кредитных историй в соответствующих бюро, отражающие все кредиты гражданина, как закрытые, так и те, по которым имеются просрочки и задолженность, в связи с чем, запрет "скрывать" информацию представляется декларативным. Более того, наказания за его нарушение Законом также не установлено.
С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично, то есть без участия или одобрения финансового управляющего, в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны согласно пункту 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
Гражданин не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, открывает и закрывает его счета в кредитных организациях финансовый управляющий, равно как и распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника согласно пункту 9 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
По моему мнению, нормы, касающиеся ограничений гражданина в рамках процедур банкротства, должны подлежать более развернутой регламентации в связи с многочисленностью спорных вопросов.
32
Как показывает практика, формулирование ограничений по аналогии с подобными процедурами в отношении юридических лиц, не является максимально корректным, так как в ряде случаев не отражается специфика физического лица и его правового статуса.
Кроме того, гражданин, признанный банкротом, не может быть участником товарищества в качестве полного товарища, поскольку данная организационно-правовая форма предполагает участие в управлении товариществом всеми его участниками.
В связи с чем, наблюдается ограничение не столько права на осуществление управления, сколько права на участие в юридическом лице, поскольку в данном случае весьма затруднительно отделить запрет на управление от запрета на приобретение статуса, не исключающего возможность такого управления.
В связи с этим считаю, что установленное Законом о банкротстве ограничение на участие в управлении должно быть конкретизировано во избежание чрезмерно расширительного толкования, ставящего под сомнения возможность полноценной реализации физическим лицом своих гражданских прав, не связанных с осуществлением управления, а именно в качестве профессиональной деятельности.
Интересно, что Закон о банкротстве не запрещает гражданину, признанному банкротом, осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве самозанятого лица или ИП, если статуса ИП у гражданина на момент банкротства не было.
В то же время, запрет для любого гражданина занимать должности в органах управления юридическим лицом не обусловлен «неудачным» пребыванием в подобной должности до момента банкротства.
Но если для обеих категорий граждан в интересах, очевидно, неопределенного круга лиц актуален риск причинить вред при управлении организацией, то почему вред от осуществления предпринимательской деятельности возможен только в одном из этих случаев.
Также стоит отметить, что создание юридических лиц для любого физического лица, признанного банкротом, само по себе не запрещено Законом, при том, что коммерческая организация является формой предпринимательской деятельности, но само учреждение юридического лица и участие в нем, кроме деятельности, связанной с управлением, предпринимательской деятельностью не является.
33
Таким образом, наблюдается явная неопределенность в отношении того, каково назначение норм Закона о банкротстве о гражданине-должнике, и до каких пределов применяются предусмотренные ограничения.
1 2 3 4 5 6 7