Файл: Банкротство физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39 кредиторов, равно как и не является основанием для признания обоснованным заявления такого кредитора о признании должника банкротом.
Еще одним дискуссионным вопросом является вопрос о праве уполномоченного органа на подачу заявления о признании гражданина несостоятельным.
В доктрине существует мнение о том, что подача такого заявления должна являться не правом уполномоченного органа, как указано в статье 213.5 Закона о банкротстве, а его обязанностью. Так по мнению А.А. Ермоленко, возбуждение дела о банкротстве несостоятельного должника не является «вопросом частного порядка. Государство, в лице соответствующего органа, при наличии у должника признаков несостоятельности, установленных Законом о банкротстве, обязано инициировать обращение в суд с соответствующим заявлением при наличии определенных условий».
53
Однако, по данному вопросу нет однозначной позиции среди отечественных цивилистов, так как существует точка зрения противоположная высказанной А.А.
Ермоленко. Авторы, придерживающиеся противоположного мнения, исходят из того, что финансовое состояние должника не всегда оказывается достаточным, чтобы удовлетворить требование кредиторов и уполномоченного органа, в таком случае обращение в суд уполномоченного органа может привести к возложению на государство дополнительных расходов, возникших в рамках дела о несостоятельности должника, в виду отсутствия у последнего какого-либо имущества, за счет которого возможно погашение задолженности.
Вот несколько общих правил сформулированных М.В. Ильяшенко, позволяющих определить целесообразность и необходимость инициирования уполномоченным органом процедуры банкротства в отношении гражданина, имеющего задолженность перед публично-правовым образованием:
«– должник имеет значительную сумму задолженности перед публично- территориальным образованием – более пятисот тысяч рублей и не исполняет ее в добровольном порядке более трех месяцев;
– попытки удовлетворения требований публично-территориального образования путем возбуждения исполнительного производства, вне процедуры банкротства не приносят необходимых результатов;
53
Ермоленко А. А. Участие государственных и иных уполномоченных органов в делах о несостоятельности (банкротстве): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.

40
– реструктуризации долга, возврат имущества, оспаривание сделок, как инструментарий института банкротства физического лица. Фискальный механизм второго уровня, позволяющий полностью или частично погасить кредиторскую задолженность перед публично-территориальным образованием;
– использование механизма банкротства физических лиц государством не имеет цели списания налоговой задолженности, нереальной к взысканию на момент подачи заявления;
– Существуют конкретные доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты как минимум расходы по делу о банкротстве».
54
Что же касается подачи самих заявлений о признании физического лица банкротом, то как указывалось выше, в арбитражный суд по месту жительства должника может обратиться сам гражданин, при этом согласно статье 213.4 Закона о банкротстве гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.
А также он может обратиться в суд, если предвидит банкротство при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и
(или) признакам недостаточности имущества.
В таком заявлении указываются адрес и наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий, а также приложенный перечень документов, поименованных в пункте 3 статьи 213.4 Закона о банкротстве.
Если говорить о заявлении конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом, то согласно статье 213.5 Закона о банкротстве в нем
54
Ильяшенко М.В. К вопросу об инициировании уполномоченными органами процедуры банкротства граждан с целью защиты публичных интересов // Предпринимательское право. Приложение
«Право и Бизнес». 2016. № 3. Электрон. версия печат. публ. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».


41 также должно быть указано наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий, а также к нему должна быть приложена выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о наличии или об отсутствии у гражданина статуса индивидуального предпринимателя либо иной подтверждающий указанные сведения документ, и иные документы, предусмотренные процессуальным законодательством.
При этом, если заявление о признании гражданина банкротом подано в арбитражный суд не самим должником, то он согласно пункту 6 статьи 213.5 Закона о банкротстве обязан направить в суд отзыв на заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании его несостоятельным с приложением следующих документов:
1.
Опись, по форме утверждённой регулирующим органом, имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога, с указанием наименования или фамилии, имени и отчества залогодержателя.;
2. сведения о полученных физическим лицом доходах за период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;
3. выданная банком справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и
(или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке, полученные не ранее чем за десять дней до направления отзыва на заявление о признании гражданина банкротом.
55
После подачи заявления о признании гражданина банкротом вне зависимости от заявителя арбитражный суд рассматривает обоснованность поданного заявления и по результатам такого рассмотрения согласно пункту 1 статьи 213.6 Закона о банкротстве выносит одно из следующих определений:
1. о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;
2. о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;
55
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ //
КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

42 3. о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Как можно заметить, законодатель, вероятно в целях установления общего порядка рассмотрения подобных заявлений, не регламентировал более детально процедуру рассмотрения данного вопроса и установил только 3 возможных варианта его рассмотрения, однако, согласно пункту 8 статьи 213.6 Закона о банкротстве, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов арбитражный суд имеет вправо на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании физического лиц банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина. Кроме того, в статье 213.1. Закона о банкротстве указано, что отношения, связанные с банкротством физических лиц, регулируются также параграфом 2 главы ХI
Закона о банкротстве, который посвящён банкротству отсутствующего должника, и статья
228 Закона о банкротстве предусматривает право суда, признав заявление о банкротстве гражданина обоснованным, ввести процедуру реализации имущества гражданина.
Таким образом, целесообразно было бы дополнить пункт 1 статьи 213.6 Закона о банкротстве еще одним результатом рассмотрения арбитражным судом вопроса об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом: «решение о признании гражданина банкротом и введение в отношении него процедуры реализации имущества», которое позволяет в исключительных случаях обойти процедуру реструктуризации долгов гражданина и перейти сразу к завершающей стадии – процедуре реализации имущества последнего.
Суд признает заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа обоснованным, если оно соответствует требованиям, установленным пунктом 2 статьи
213.3 и статьей 213.5 Закона о банкротстве, требования заявителя должником не удовлетворены на дату судебного заседания и доказана неплатежеспособность гражданина.
Если говорить о ситуации, когда заявителем является сам гражданин, то такое заявление арбитражный суд признает обоснованным если оно соответствует требованиям, установленным статьей 213.4 Закона о банкротстве.
Определение о признании необоснованным заявления о признании гражданина банкротом и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина выносится при аналогичных обстоятельствах, предусмотренных Законом о банкротстве для вынесения определения о признании необоснованным заявления о признании гражданина банкротом


43 и об оставлении указанного заявления без рассмотрения, но при отсутствии иных заявлений о признании гражданина банкротом.
1   2   3   4   5   6   7

Параграф 3 «Реструктуризация долга»
Как указывалось выше, Закон о банкротстве предусматривает несколько возможных процедур в деле о банкротстве физического лица. К таким процедурам относятся: реструктуризация долга гражданина, реализация его имущества и мировое соглашение.
В результате развития института неплатежеспособности гражданина в мировой практике сформировалась концепция восстановления его платежеспособности, а именно концепция реструктуризации долгов.
56
Процедура реструктуризации долгов гражданина является обязательной в деле о его несостоятельности, однако, согласно статистическим данным представленным Судебным
Департаментом при Верховном суде РФ за 12 месяцев 2020 года только 116 дел из 142 498 дел были окончены в связи с успешным применением данной процедуры.
57
Под реструктуризацией долгов гражданина понимается «реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. Указанная процедура вводится судом по результатам проверки обоснованности заявления о банкротстве, ее применение означает приостановление взыскания по исполнительным документам, что отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности, заключающимся в предоставлении должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами («мораторий на предъявление требований к должнику»)».
58
Как можно заметить из данного определения, целью процедуры реструктуризации долга физического лица является не только восстановление его платежеспособности, но и погашение задолженности перед кредиторами, данная позиция также согласуется с абзацем
16 пункта 1 статьи 2 Закона о банкротстве. При этом стоит отметить, что, инициируя возбуждение дела о банкротстве, гражданин, как правило, преследует одни цели, а кредитор
– другие. Для кредитора главной целью является погашение всей задолженности
56
Телюкина М. В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 305.
57
Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5670
. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
58
Попондопуло В.Ф. Критерии и признаки банкротства в свете последних изменений законодательства о банкротстве . М.: «Юстицинформ», 2015. С. 55.


44 физического лица с помощью процедуры банкротства, в то время как восстановление его платежеспособности будет для него лишь основой для достижения поставленных целей.
Критерии, которым должен соответствовать должник для того, чтобы в отношении него была введена процедура реструктуризации долгов устанавливается в статье 213.13
Закона о банкротстве. К данным требованиям можно отнести :
«
наличие у гражданина источников дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом вышел срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за умышленное уничтожение или повреждение имущества, мелкое хищение, либо за фиктивное банкротство; в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов, гражданин не должен был признаваться банкротом; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана».
59
В случае несоответствия должника хотя бы одному из вышеуказанных пунктов в отношении него арбитражным судом не может быть утверждена процедура реструктуризации его долгов.
Относительно требований об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и об истечении срока срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство в доктрине существует мнение, что данные требования являются спорными.
Так А.В. Захряпин и П.А. Фоминов считают, что такие требования являются дискриминацией граждан, имеющих судимость или подвергнутых административному наказанию, так как нет никакой очевидной связи между совершенными деяниями в прошлом, за которые гражданин уже понес соответствующее наказание, с фактом наличия у них источника дохода и возможностью погашения их задолженностей в трехлетний период. На практике получается, что данная категория граждан не имеет возможности применить процедуру реструктуризации своих задолженностей, имея при этом
59
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ //
КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.