Файл: Вологодский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее более подробно проанализируем тенденции рынка автострахования.

На первом этапе проанализируем показатели ОСАГО.

На рисунке 8 представлена динамика страховых премий по рынку ОСАГО.



Рисунок 8 – Динамика страховых премий по рынку обязательного страхования ОСАГО, млн. руб.25
Данные рисунка 8 дают возможность проследить рост страховых премий по автострахованию ОСАГО с 165956 млн. руб. в 2016 году до 180959 млн. руб. в 2017 году.

Далее в 2018 году отмечается снижение объемов страховых выплат до 142145 млн. руб. В 2019 году вновь отмечается рост до 150178 млн. руб. с последующим сокращением в 2020 году до 135835 млн. руб.

В целом за анализируемый пятилетний период страховые премии по рынку автострахование ОСАГО снизились в абсолютном выражении на 30121 млн. руб., а в относительном – на 18,15%.

На рисунке 9 представлены страховые выплаты по ОСАГО.



Рисунок 9 – Страховые выплаты по ОСАГО, млн. руб.26
За анализируемый трехлетний период страховые выплаты по договорам ОСАГО уменьшились с 235579 млн. руб. до 231728 млн. руб.

В целом за анализируемый пятилетний период страховые выплаты по ОСАГО снизились в абсолютном выражении на 3851 млн. руб., а в относительном – на 1,6%.

Минимальный уровень страховых выплат по ОСАГО можно констатировать в 2019 году, а максимальный – в 2016 году.

Динамику реализации сертификатов «Зеленая карта» в 2020 году предопределили меры по закрытию границ в связи с пандемией.

На рисунке 10 представлена динамика договоров по автострахованию «Зеленая карта».



Рисунок 10 – Динамика договоров по автострахованию «Зеленая карта», ед.27
На протяжении четырехлетнего периода (2016-2019 гг.) отмечается рост страховых договоров по автострахованию «Зеленая карта» с 1163473 ед. до 1345396 ед., а вот в 2020 году можно констатировать стремительное падение показателя до 442708 ед., что в основном обусловлено пандемией COVID-19 и закрытием границ.

На рисунке 11 представлены показатели по страховым премиям КАСКО.



Рисунок 11 – Динамика страховых премий КАСКО, млн. руб.

Страховые премии по КАСКО за анализируемый пятилетний период снизились с 170672 млн. руб. до 164905 млн. руб. При этом на протяжении 2016-2017 гг. можно
констатировать тенденцию снижения страховых премий, то на протяжении 2018-2019 гг. отмечается рост показателя с последующим снижением в 2020 году.

Динамика страховых премий по КАСКО представлена на рисунке 12.



Рисунок 12 – Динамика страховых премий по КАСКО, млн. руб.
Страховые выплаты по КАСКО в анализируемом пятилетнем периоде снизились с 97473 млн. руб. до 85035 млн. руб. В целом за период 2016-2020 гг. данный показатель в абсолютном выражении снизился на 12438 млн. руб., а в относительном – на 12,76%.

Следовательно, основные показатели страхового сегмента в России находится на недостаточном уровне, что требует разработки и принятия мер для обеспечения их положительной динамики. В современных условиях имеет место ряд проблем: недостаточная страховая грамотность и платежеспособность населения, слабый уровень ИТ технологий в страховании, высокий уровень страхового мошенничества.

Кроме того, пандемия коронавируса способствовала переходу на использование новых технологий в таких направлениях, как регулирование убытков, андеррайтинг и тарификация, постпродажное обслуживание и др.

Вместе с тем следует отметить неготовность страхователей покупать страховые полисы и взаимодействовать со страховщиками онлайн, но в дальнейшее развитие отрасли в данном направлении неизбежно.

Страховое мошенничество продолжает оставаться одной из основных проблем отрасли. Уровень убытка от этого явления в страховом бизнесе колеблется от 2 до 10%. К видам мошенничества, причиняющим наибольший ущерб, относятся:

  • манипулирование страхователем данными о страховом случае;

  • хищение страховых премий агентами;

  • хищение или раскрытие персональных данных и конфиденциальной информации;

  • подделка страховых плисов и подкуп сотрудников.

В решении данной проблемы наметилась положительная тенденция, например, за счет применения автоматизированных аналитических систем, проведения углубленного анализа страховых случаев и клиентов при заключении договоров, обновления бизнес-процессов по противодействию мошенничеству и регулированию убытков
28.

Основными причинами неустойчивости страхового сектора являются:

  • отсутствие стабильной клиентской базы у страховщиков;

  • приверженность страхователей к определенным страховщикам;

  • зависимость страхового сектора от конъюнктурных изменений на рынке;

  • низкая капитализация страховщиков.

По данным проведенного анализа можно констатировать рост страховых премий по автострахованию ОСАГО. В целом за анализируемый пятилетний период страховые премии по рынку автострахование ОСАГО снизились в абсолютном выражении на 30121 млн. руб., а в относительном – на 18,15%. Страховые выплаты по договорам ОСАГО уменьшились. Минимальный уровень страховых выплат по ОСАГО можно констатировать в 2019 году, а максимальный – в 2016 году. Динамику реализации сертификатов «Зеленая карта» в 2020 году предопределили меры по закрытию границ в связи с пандемией. На протяжении четырехлетнего периода (2016-2019 гг.) отмечается рост страховых договоров по автострахованию «Зеленая карта», а вот в 2020 году можно констатировать стремительное падение показателя, что в основном обусловлено пандемией коронавируса COVID-19 и закрытием границ. Страховые премии по КАСКО за анализируемый пятилетний период снизились. При этом на протяжении 2016-2017 гг. можно констатировать тенденцию снижения страховых премий, то на протяжении 2018-2019 гг. отмечается рост показателя с последующим снижением в 2020 году. Страховые выплаты по КАСКО в анализируемом пятилетнем периоде также снизились. В целом за период 2016-2020 гг. данный показатель в абсолютном выражении снизился на 12 438 млн. руб., а в относительном – на 12,76%.

Таким образом, основные показатели страхового сегмента в России находится на недостаточном уровне, что требует разработки и принятия мер для обеспечения их положительной динамики. Основные проблемы, существующие в страховом секторе, тормозящие его развитие:

  • низкий уровень страховой грамотности населения;

  • слабый уровень развития новых технологий в страховании;

  • низкая платежеспособность потенциальных страхователей;

  • монополизация страхового рынка;

  • финансовая и рыночная неустойчивость страхового сектора;

  • страховое мошенничество.

Распространение коронавирусной инфекции вскрыло проблему слабого уровня развития новых технологий в страховании и одновременно стало катализатором в ее решении.

Большинство страховщиков в сложившихся условиях были вынуждены перейти на использование новых технологий в таких направлениях, как регулирование убытков, андеррайтинг и тарификация, постпродажное обслуживание и др.


1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития страхования автотранспортных средств


Автострахование в России набирает большую популярность. В связи с развитием автомобильной промышленности, потребность в автостраховании стала увеличиваться. За всю историю автомобиль ещё никогда не был так популярен для потребителя, одновременно с этим автотранспорт таит в себе множество опасностей.

Система автострахования имеет длинную историю. Впервые система обязательного страхования автомобилей была введена в Великобритании в 1930 в соответствии с законом о дорожном движении. За ней последовала и Германия, приняв похожий закон в 1939 году29. На данный момент в Великобритании обязательное страхование автомобилей регулируется Дорожным Актом 1988 года. Согласно этому, каждый водитель обязан либо застраховаться, либо внести специальный депозит и получить, соответственно, либо свидетельство о покрытии или сертификат страхования. Застраховать свою ответственность на дороге можно с помощью стандартного страхового договора, либо получить сертификат и на минимальную защиту. Во втором случае компенсироваться будут только имущественные расходы. Управление автомобилем без наличия хотя бы самой минимальной страховой защиты считается в Великобритании преступлением. В обязательный пакет документов, который должен находиться в каждой машине входят водительские права, документ о регистрации транспортного средства и договор страхования. Однако, данное требование, как ни странно, распространяется только на государственные трассы и не относится к дорогам, проложенным по частным владениям.

Водители в Германии предпочитают избегать обращения в страховую компанию, так как от этого зависит взнос. Сумма взноса зависит от стажа водителя. Однако возрастная категория 18-40 для всех едина и составляет 240% от базовой суммы страховки, которая колеблется в различных компаниях от 550 до 750 евро в год, или 25-30% от среднемесячной зарплаты30. Через год после получения водительских прав новичок, отъездивший без аварий, платит стандартный базовый взнос. Еще через пару лет безаварийной езды он будет платить всего 85%, при этом с увеличением безаварийного стажа скидка будет возрастать. Самый маленький годовой взнос составляет всего 30% от базовой суммы, что означает, как минимум, 22 года безупречного вождения. Однако если же водитель становится виновником ДТП, его страховка весьма ощутимо дорожает.