Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58

В 1054 I. князь Ярослав разделил власть в основньгх городах Руси между своими сыновьями, старший сын получил Киев. Несмотря на это, раздоры между князьями продолжаются. В XIX веке некоторые ученые считали, что раннее русское государство находилось в доправительственной стадии - царство принадлежало всей династии. Очередность власти над Киевом передавалась по старшинству. Некоторые современные исследователи считают, что старшинство велось по боковой линии от брата к брату. Но и такой порядок редко соблюдался - брат убивал брата, усобицы не прекращались. Как считает Р.Пайпс, усобицы такого рода разрушили империю Чингисхана. В Киевской Руси не было различия между частным и публичным правом. И отсутствие права первородства показывало это. Варяги смотрели на Русь, как на свою общую собственность, а не отдельного члена семьи.

Норманны, покоряя силой земли Центральной, Восточной и Западной Европы, ассимилировались, воспринимали культуру покоренных народов. Считается, что в Киеве варяги ославянились к XI веку, т.е. примерно тогда же, когда во Франции из норманнов происходят галлы. Этот процесс завершается принятием ими православия, церковно-славянского языка. Другой фактор, способствовавший ассимиляции, это браки со славянками, служба славянских воинов в варяжских дружинах. Еще в Х веке в договорах между Русью и Византией господствуют скандинавские имена, которые носили киевские князья, но уже в XII веке эти имена принимают славянскую форму. Слово “Русь” в Византии и арабских источниках 1Х-Х вв. относилось к людям скандинавского происхождения. Но в результате родственного и этнического процесса этим именем стали называться земли славян и ее народ. Та-;

кой же процесс происходит в ряде стран Западной Европы. Так, франкигерманцы дали свое имя завоеванной ими Галлии и ее населению. Варяги дали восточным славянам то, что сделало их впоследствии общей нацией, - основы политической организации, национальное имя и общую религию. Однако есть различия в формировании государственной Англии после норманнского завоевания и восточнославянских территорий.

В Англии земля плодородна и представляет ценность, поэтому она делится между норманнской аристократией, которая оседает там. В России же земля для норманнов не представляла интереса, и главную роль они отводили сбору дани. Отсюда значение Руси они оценивали не из интересов самого народа, а со стороны. Поэтому в политическом образовании Киевской Руси отсутствовало единство между правителями и народом.


Феодальное землевладение в Древней Руси возникает лишь в XII веке, появлением феодальной вотчины. Сбор дани во время полюдья некоторые ученые рассматривают не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные племена, а следовательно, не считают древнерусское государство феодальным. Среди непосредственных производителей материальных благ преобладали свободные общинники. Но все же

59

различные гипотезы объединяются тем, что тенденции развития Древней Руси связаны с феодализмом.

До середины Х века господствующей религией оставалось язычество. русь окружали страны, где господствовал феодальный строй и монотеистические религии. Князь Владимир попытался сначала реформировать язычество. Но вопрос о принятии новой религии, лучше приспособленной к национальному и государственному объединению, не был снят с повестки дня. В 988 г. христианство стало официально признанной религией. Однако далеко не сразу христианство вошло в духовную жизнь славян. Даже в XII веке языческие культы сосуществуют с христианством,

Древнерусское государство в XI веке имело политические, экономические и культурные отношения со многими народами Европы и Азии. Но всетаки Киевская Русь оказалась непрочным политическим формированием. Оно распалось в XII веке, его падению способствовали как внутренние, так и внешние причины. К внутренним можно отнести неспособность правящей династии установить порядок престолонаследия. Передача Киевского престола “по старшинству”, а затем в бессрочное владение сыновьям превращала его в собственность и не давала возможности воспринимать Русь как единое целое. Это положило начало центробежному процессу, который усугубился внешними событиями. Святослав, разрушивший столицу хазарского каганата, открыл дорогу в киевские земли печенегам, а затем половцам. В середине XII века русские князья перестали чеканить монету, происходит хозяйственное раздробление страны.

К XIII веку исчезли особые обстоятельства, которые привели восточных славян под единое правление. Страна раздробилась на замкнутые и суверен­ные княжества. Но, как и прежде, продолжала управляться членами одной династии, исповедовать одну религию. Эти тенденции со временем стали объединяющим фактором в формировании новой цивилизационной структуры - Московского государства.


Геополитический фактор оказывал свое воздействие и в период феодальной раздробленности. Православная вера отделила Русь от католических и мусульманских соседей. Но под воздействием монголо-татарского ига формируется особый вид политической власти, особый тип отношений между государством и подданными. Отношения эти определяют всю дальнейшую специфику российской цивилизации. Пропасть между князьями, находившимися у власти, и населением увеличивалась. Ни один русский князь не мог получить власть без грамоты (ярлыка) от монгольского хана. Условием княжения стало поведение, противоречащее народным интересам Вместе с войском хана князья подавляли народные выступления. Формировалось убеждение, что власть по своей природе беззаконна. За полтора столетия таких отношений народ привыкает к

60

мысли, что государству надо подчиняться, потому что за ним сила. Государство может брать у общества все, ничего не давая взамен.

Существенным, но до сих пор спорным остается вопрос о том, было ли Московское государство преемником Киевской Руси. Многие ученые склоняются к тому, чтобы признать такую преемственность. Но В. Ключевский, П. Милюков считали, что московский тип цивилизации - это самостоятельное политическое образование. Истоки формирования этих государств различны . Киевская Русь сформировалась на основе уже существовавших поселений, князья (политическая власть) пришли позже, и цели у них были отличные от целей московских князей, иным было и отношение к земле. Киевские князья имели право налагать дань, это было их привилегией. Земли между Волгой и Окой были колонизированы по инициативе князей, которые заинтересованы были в привлечении сюда населения. Переселенцы освобождались от налогов и обеспечивались защитой князя от набегов кочевников. И земли, и людей, живущих на них, князья считали своей собственностью. Собственность в феодальной России обозначалась словом “вотчина”, что включало в себя понятия земельной собственности, людей и власти, которая давала возможность брать дань, а следовательно, была материальной. Русское обычное право не знало права первородства. Наследство делилось в равных долях между лицами мужского пола. Удел, который князь получал от отца, становился его вотчиной, которая также дробилась после его смерти. Такое дробление продолжалось с середины XII до середины XV вв. Князь привлекал на свои земли богатых военно-служилых людей, монастыри, крестьян. “Черная земля”, которая принадлежала крестьянам, а иногда городам, подлежала обложению податью.


Движение за национальное объединение начинается на русских землях в начале XIV века, т.е. тогда же, когда и в Западной Европе, но процесс этошел замедленно и имел свои особенности. Новое цивилизационное возрождение начинается в бедных северо-восточных землях, так как богатые западные территории оказались к тому времени под властью Литвы. Постепенно московским князьям удалось изолировать своих соперников и стать посред

пиками между Ордой и русскими землями. Особенно же возросло значение Москвы после перенесения митрополичьего престола в Москву в 1328 г. Москва стала центром православия. Московские князья при делении вотчины стали оказывать предпочтение старшему сыну, чья доля в наследстве неуклонно увеличивалась. К XVI веку младшие сыновья имели лишь уделы в пожизненном владении. Московская администрация сохранила черты политической системы управления, которая переросла в государственную лишь при Петре I, в начале XVIII века, тогда как на Западе этот процесс завершился к XVI веку. Московский князь обращался с царством как со своим поместьем Становлению Московской Руси суверенным государством способствовали

61

два обстоятельства: распад Золотой Орды и крушение Византийской империи. Именно со второй половины XV века московские князья величают себя царским титулом. Создание национального государства и становление империи в России происходили одновременно, тогда как на Западе эти процессы разделены. На завоеванных территориях проводились массовые конфискации. Для того чтобы сохранить национальное единство и ослабить бояр, московские князья создают класс служилых людей - зависимых от государя. Они не имели вотчины, как бояре. Поместье юридически являлось царской собственностью, потомки могли владеть им лишь неся службу царю. Начиная с Ивана Ш,уже и вотчинники обязаны были служить царю, хотя земли вотчины еще наследовались и их можно было продать. На завоеванных землях вотчины конфисковывались или становились поместьями. Для всех землевладельцев вводилась обязательная служба. Этот факт свидетельствовал об упразднении частной собственности на землю, которая в России была основным источником богатства. Власть фактически экспроприировала общество. Самодержавная власть сочеталась с полным контролем над ресурсами страны. Процесс экспроприации был завершен уничтожением боярства, владевшего крупными вотчинами в центре России. Иван IV поделил страну на “земщину” (государственная часть) и “опричнину” - все остальные земли, которые поставил под свой контроль, сделав их личными дворцовыми владениями. Таким образом, он получил право покончить с оппозицией в лице бояр. Взятые в опричнину земли были в центре Московского государства. С упразднением опричнины в 1572 г. обе части страны были вновь объединены, но основа боярского могущества была разрушена. В Московской Руси расходы по содержанию местного управления были переложены на плечи населения (“кормление”). Для владельцев вотчин и поместий служба была пожизненной. Остальная часть населения, не принадлежавшая к служилому сословию или духовенству, несла повинность - “тягло”. Все носители повинности объединялись в общины и несли коллективную ответственность за “тягло”. Такой порядок сдерживал развитие частного предпринимательства в России. Сумма тягла не была постоянной и зависила от надобностей правительства и возможностей населения. Тягловое население состояло из крестьян, торговцев, ремесленников. В Западной Европе крепостное право исчезает в Х111-Х1У вв. с исчезновением феодализма. В России крепостное право устанавливается в конце XVI века с утверждением монархического строя. С развитием поместного землевладения служилый класс все больше прикреплялся к государству. Неслужилое население закрепощается с 1550 года прикреплением к земле “черных” крестьян, затем торговцев и ремесленников. Таким образом, государство создало систему, прикрепляющую все население к государству.


Монархия, распоряжаясь территорией государства как своей собственностью, а населением - как своими слугами, предотвращала складывание
62

независимых очагов богатства и власти. В таком устройстве монархия являлась источником материальных благ. Только сотрудничая с государством, отказавшись от политических притязаний, можно было иметь сколько-нибудь приемлемый материальный достаток. Созданная система отношений была застрахована от возможности изменения путем давления “снизу”. Частичные изменения, которым подвергся вотчинный строй, пришли сверху. Причины этих изменений лежали вовне - в отношениях между Россией и Западной Европой. Россия, как христианская страна, больше испытывала воздействие со стороны Запада, чем другие режимы вотчинного типа. Прочность неповоротливой системы государственного устройства особенно проявлялась в периоды военных конфликтов. Необходимость модернизации российское правительство осознает лишь во второй половине XVII века. Россия начинает процесс внутренних реформ, который, то усиливаясь, то ослабевая, продолжается по настоящее время.

63