Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этот же период начинается борьба за политическую власть. Свои позиции укрепляет торговая и банковская буржуазия. Эти процессы наиболее ярко проявляются в нидерландской и английской буржуазных революциях. Важными вехами этого периода стали итальянское Возрождение, Великая научная революция и Реформация в Германии. В первой половине XVI века давление религиозной харизмы на общественное сознание и развитие уже сдерживало процесс становления прогрессивного типа общества

. В ходе войн и массовых разрушительных движений удалось ограничить роль церкви и духовенства. Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации: протестантизм. От католичества отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия,

Швейцария, часть Германии и др. В самом католичестве произошли существенные изменения. Зародившись в Германии в первой половине XVI века, реформация была вызвана недовольством немецкого общества феодально -крепостническим строем, засильем церковников во всех сторонах жизни людей. Движение возглавил Мартин Лютер, который провозгласил, ч то церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Основное положение Лютера: человек достигает спасения не через церковь и ее обряды, а с помощью веры, даруемой непосредственно Богу. Религиозная обрядность упростилась. Именно это направление в христианстве считается системой духовных ценностей, наиболее адекватной западному образу жизни. Протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. Католичество, римские папы вели борьбу с прибылью, опираясь на библейские каноны. Древнее библейское имущественное право не содержало понятия “собственность”, имеющиеся в текстах схожие термины означали, как правило, “имущество”. Это право запрещало ростовщичество. Протестантизм доказывал, что, стремясь к богаству,


49

можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество.

Начало промышленной революции связано с господством мануфактур, освоением каменного угля, развитием горной и металлургической промышленности. Капиталистическое производство длительное время развивалось в рамках феодального общества, частично вытесняя характерные для него формы хозяйства, которые еще долго давали основную часть общественной продукции.

Капитализм мог одержать полную победу только с созданием технической базы для крупной промышленности. Позднее средневековье и было временем научных и технических открытий. Технический прогресс наблюдается в текстильном производстве, где изменилась техника прядения, ткачества, сукноваляния. Появились новые виды сырья: шелк из Византии и Италии. Центрами шелкоткацкого производства стали Франция, Испания, Германия. Большое распространение получили различные механические приспособления, примитивные двигатели в металлургии, металлообработке, кораблестроении, строительстве, горном деле, средствах передвижения, морском транспорте. Прогресс техники ощущался и в сельском хозяйстве. Переход к трехполью и многополью приводит к повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

XVI век стал временем демографического и хозяйственного подъема, выросла международная торговля, условия жизни европейского населения улучшились.

Эпоху позднего средневековья иногда называют переходным периодом к индустриальной цивилизации. Этот период ознаменовался взлетом духовный жизни, особенно ярко проявившейся в итальянском Возрождении (XIV-XVI вв.). Складывается особый тип культуры, впитавший в себя ценности античной эпохи. Средневековый аскетизм и схоластика уступают место гуманистическим идеям. Эта эпоха имела громадное значение в становлении западноевропейской цивилизации. Античные ценности стали первоначальным духовным материалом, который значительно сократил время на разработку и освоение демократических механизмов культуры. Становление современной европейской цивилизации было облегчено усвоением опыта античности. Идейной основой культуры Возрождения являются философия и эстетика гуманизма, которые возникают на итальянской почве. Главным наследием античности в области философии оставались системы Платона и Аристотеля с господствующими взглядами материализма в виде натурфилософии. По своему значению Возрождение можно сравнить с интеллектуальной революцией У1-1У вв. до н.э. в Древней Греции. Итальянский Ренессанс Делится на проторенессанс (к. Х111-Х1У), ранний (в литературе с XIV в., в изобразительном искусстве и архитектуре - XV в.), высокий (конец XV –

50

первая четверть XVI вв.) и поздний (XVI в.). В других странах Западной Европы Ренессанс развивался позднее. Гуманизм на первое место выдвинул:

Человека, который освобожден от религиозных догматов и способен к свободной творческой деятельности. Великая научная революция этого периода заложила основы современной науки. Николай Коперник совершил переворот в астрономии, его учение развивали Кеплер, Галилей, а затем и Ньютон. Основы инженерных знаний были заложены в работах Леонардо да Винчи. Свой вклад в философию внесли Э. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Бекон, Т. Кампанелла, в медицину - Вазалий и Гарвей. Интеллектуальная революция завершилась формированием науки. Больших успехов достигли литература (Данте, Петрарка, Бокаччо, Сервантес), театральное искусство, живопись, скульптура, архитектура (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан и др.). В античную эпоху научная мысль бьыа оторвана от практической жизни, тогда как в эпоху Возрождения она была связана с общетехнической революцией (Яковец Ю. История цивилизаций. М.1995. С.198).

Экономика этого периода характеризуется укреплением и расширением рынка, который охватил все материки. Постепенно черты капитализма проявляются в торговле, промышленности, сельском хозяйстве. Экономическая власть переходит от земельной аристократии и церкви к торговому, промышленному и финансовому капиталу. Начинает распространяться наемный труд. Именно в этот период завершается процесс формирования национальных рынков, тесно связанных с мировой торговлей.

В социально-политической жизни происходят разнообразные процессы. Идеи гуманизма усиливают борьбу за политическое равенство и устранение феодальной иерархии. Нидерландская и английская буржуазные революции усилили политическое влияние “третьего сословия”. Но на уровне государства власть принадлежала монарху и аристократии, усиливался абсолютизм., Опорой абсолютной монархии являлось дворянство. Из всех западноевропейских стран лишь во Франции абсолютизм принял наиболее законченную, классическую форму. Буржуазия не являлась настолько зрелой, чтобы захватить власть в свои руки, и долгое время вынуждена была мириться с абсолютизмом. Со своей стороны абсолютизм оказывал буржуазии в период первоначального накопления неоценимые услуги, содействуя накоплению капитала, строительству мануфактур, расширению торговли. Но уже в XVI в. в ряде стран Западной Европы буржуазия вступает в конфликт с феодально-абсолютистской властью. Некоторые черты раннебуржуазной революции проявляются в германской Реформации и Великой крестьянской войне начала XVI века. Восстание нидерландских провинций второй половины XVI в. было национально-буржуазной революцией против испанского абсолютизма. В результате его в Европе образовалось первое буржуазное государство -Голландская республика.


51

Характерньми чертами абсолютизма являются усиление произвола монархической власти, упразднение сословно-представительных учреждений, опора на армию, подчиненную королю; самые важные государственные дела решает узкий круг лиц, приближенных к монарху, он же, как правило, подчиняет себе и церковь, назначая кандидатов на высшие церковные должности. Особенностью английского абсолютизма было отсутствие постоянной армии. В этот период лишь Венеция сохранила республиканский строй, да английский парламент несколько ограничивал абсолютную власть.

Социальная нестабильность этого периода проявлялась в гражданских и религиозных войнах, народных восстаниях. Первоначальное накопление капитала за счет ограбления крестьянства и ремесленников, эксплуатация рабочих привели к Жакерии во Франции и крестьянской войне в Германии.

“Утверждение буржуазного строя основывалось на насилии, уничтожении целых народов и культур. Однако в целом эта жестокая эпоха была огромным шагом вперед в мировом прогрессе”. В эту эпоху закладываются основы современного мира, возникают проблемы, ждущие разрешения в конце XX столетия.

III. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРЯО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА В ФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Черты классического феодализма - политическая раздробленность, частное право и натуральное хозяйство, основанное на несвободном труде, не всегда можно определить в таких странах, как Россия, Япония, Индия и некоторых других. Западноевропейский феодализм отличается не только политической раздробленностью, но и вассальными отношениями, условным характером землевладения. Киевское государство не прошло периода формирования централизованной власти . Здесь династии мелких и крупных князей обладали одинаковыми правами на королевский титул. Раздробление происходило на основе уменьшения уделов, а не на основе усиления отдельных территориальных владений. Западноевропейский вассалитет включал в себя взаимные обязательства между сеньором и вассалом. Сеньор предоставлял защиту и содержание, вассал - верность и службу. В России такой зависимости не существовало. Русский боярин не был обязан служить какому-либо определенному князю. Между ними не было никаких обязательств. Свобода, не опирающаяся на право, не смогла стать основой, формирующей свободное общество. Когда московские князья объединили Русь в единое государство, не осталось независимых князей, которьм могли бы служить бояре. Поэтому они вынуждены были служить московскому князю без всякого вознаграждения. Таким образом, в Западной Европе отношения вассалитета закладывали


52
правовую основу в отношения между государством и обществом, а в России - отношения беззакония.

В Западной Европе феод (собственность) являлся материальной основой феодализма. Он жаловался временно, в качестве вознаграждения за службу. Соединение феода с вассалитетом - западноевропейское явление. В России до XV века единственной формой землевладения являлась вотчина, которая не связывалась с несением службы. Таким образом, русский феодализм резко отличался от “классического” западноевропейского

Условное землевладение на Руси появилось в XV веке и не было феодальной чертой, т.к. было создано абсолютной монархией в борьбе с феодальными князьями. Все это способствовало тому, что Россия в политическом развитии обособилась от пути, по которому шла западноевропейская цивилизация. В Западной Европе феодализм способствовал укреплению власти монархов и созданию централизованных государств. В Англии, Франции, Испании, начиная с XIV века, феодализм стал основой, на которой формируется государство современного типа.

В России удельный князь был хозяином лишь в собственном поместье, и поэтому он стремился любыми путями увеличить его. Вотчинное мышление . стало основой авторитарности русских правителей, которые смотрели на русское государство как на вотчину. Отличительной чертой русской цивилизации является глубокая пропасть между властью и обществом, а также вотчинная манера правления. Все это усугубилось монголо-татарским игом, усилившим изоляцию князей от населения, укрепившим идею о беззаконности власти (1ам же. С.82). Ключевский и Карамзин не отмечают большого влияния монгольского нашествия на складывание русской цивилизации. Объединение русских земель в единое государство происходило методами, не характерными для Западной Европы.

Какие же факторы повлияли на процесс формирования российской государственности вотчинного типа, которая была далека от классического западноевропейского образца?

Многие дореволюционные исследователи исторического прошлого России влияние природной среды выделяют в качестве важного фактора, формировавшего экономическую, демографическую, социально-политическую специфику.

В период существования Римской империи славяне жили в Центральной Европе этнически однородной массой (Соловьев С.М. Сочинения в восемнадцати книгах. Книга 1. Т.1-2. С.49. М. 1993). К переселению их побудило вторжение гуннов в Европу в конце IV в. н.э. Массовый характер переселение принимает в VI веке под давлением другого азиатского племени - аваров В период с VI по Х в. н.э. выделяются три территориальные ветви славянзападные, южные и восточные. Скудность территории, на которой расселяются восточные славяне, предоставляет населению незначительную свобота