Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению религиозных мыслителей, сфера религии имеет универсаль­ное и неоспоримое значение перед всеми остальными как сила, задающая начало всему бытию людей. В последней инстанции, писал в начале XX века Е.Н. Трубецкой, ход истории определяется не экономическими причинами, а "той горней сферой должного, тем царством целей, которое, возвышаясь над
16

человеком, даст направление его сознанию и деятельности" (цит. по: Приро­да и дух: Мир философских проблем. Кн.1СПб. 1995. С.68-69).

2. С точки зрения христианства, история имеет вполне определенный смысл и назначение. Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев писал в связи с этим: "История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец ис­тории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности, если хронологиче­ский ряд истории вытянется в одну линию и для .всего найдется окончатель­ное место...". Таким образом, религия задает смысл человеческой жизни, ко­торая является как бы приготовлением к другой, загробной райской жизни. Но эту последнюю надо заслужить. В трактовке выдающегося теолога сред­невековья блаженного Августина род человеческий делится "на два разряда: один тех людей, которые живут по человеку, другой тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя об­ществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Бо­гом, а другому подвергнуться вечному наказанию с диаволом..." (подробнее см.: Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М. 1994.С. 10-13,20-23,220-262; Большакова А.В., Грехнев В.С., Доб­рынина В.И. Основы философских знаний. М 1994. С. 89; Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М. 1991. С. 20-21; Природа и дух: мир философских проблем СПб. 1995. С. 68-69). Таким образом, смысл истории, по христианству, сводится к освобождению челове­ка от первородной греховности и переходу на основе этого в состояние за­гробного вечного блаженства.

3. Согласно христианской концепции, история развития человеческого общества с момента Сотворения до Страшного Суда и финального спасения представляет из себя единый, целостный процесс, к которому в конечном итоге сводится все многообразие социальных изменений. Этот вывод выте­кает из следующих аксиом: единство происхождения всех людей от Адама; единый путь к спасению через очищение от греховности; единый финал ис­торического развития для всего человечества в виде Страшного Суда.


4. Если оставить "за скобками" религиозную фразеологию, то христиан­скую концепцию исторического развития можно, несомненно, отнести к про-грессистской интерпретации истории, поскольку общая направленность из­менений в человеческом обществе содержит в себе постоянное совершенст­вование как самого человека, так и мира, в котором он существует.

Завершая краткую характеристику религиозного типа исторического сознания, предлагаем вам задуматься над следующей проблемой: почему ре­лигиозный тип исторического сознания в отличие от многих других интер­претаций истории воспроизводится на протяжении многих веков и имеет столь большое распространение в мире?
17

Начиная с ХIХ века, широкое распространение в мире получил так назы­ваемый позитивистский тип исторического сознания (от латинского positius - положительный). Данный тип исторического сознания назван так, потому что исходит из двух посылок-оснований в своем отношении к историческому развитию, которые сформировались в лоне позитивистского направления в философии, Во-первых, подлинным знанием можно считать лишь то, что проверяется эмпирически, т.е. опытным путем. Во-вторых, ценность знаний заключается не столько в них самих, сколько в их полезности для решения актуальных проблем человека и человечества. На этой основе формируются ответы на перечисленные четыре вопроса.

  1. Коль скоро мы не имеем эмпирически достоверной информации обо всем историческом процессе (т.е. мы не знаем точно, как возникли человек и человечество, к какому, финалу в конечном итоге придет история), все наши рассуждения о том, что или кто "делает" историю, являются лишь умозри­тельными, произвольными догадками, достоверность которых доказать не­возможно.

  2. Столь же пессимистичен позитивистский тип исторического сознания и в отношении поиска смысла истории. И здесь опять-таки человек, ограни­ченный лишь локальным контекстом доступной ему исторической данности, не в состоянии определить смысл и назначение истории в целом. Поэтому для каждой эпохи, для каждого поколения история имеет свой уникальный, а не всеобщий смысл. Один из наиболее авторитетных выразителей позитиви­стского воззрения на историю Р. Арон полагает, что нельзя искать смысл ис­тории в некоторой конечности исторической цели. Он критикует тех ученых, которые строят планы будущих мировых цивилизаций. Эти философы в своих планах исходят из строгой детерминированности исторических событий. Но в реальности, отмечает он, в обществе отсутствует жесткая необходимость появления или смены определенных событий. Поэтому невозможно заранее построить теорию истории. Поэтому смысл истории необходимо связывать с человеком, решающим в соответствии со своим разумом и кон­кретными обстоятельствами задачи, поставленные перед ним текущей жизнью (подробнее см.: Поппер К.Р. Нищета историзма. М.1993).

  3. Отсюда же представления о характере, "траектории" исторического развития являются относительными, ибо в известной нам исторической ре­альности мы можем наблюдать как прогрессивные изменения, явления круговорота и повторяемости, так и попятные, регрессивные изменения. Дейст­вительно, как показывает историческая практика, человечеству постоянно приходится "расплачиваться" за любые прогрессивные достижения. Вспом­-
    ним хотя бы связанную с данным выводом глобальную проблематику
    современности, которая поставила мировое сообщество на грань пол-­
    ного физического самоуничтожения.



18

4. Оригинален ответ позитивизма и на вопрос о целостности историче­ского развития. С его позиций единство истории можно обнаружить не столько в хронологическом, сколько в горизонтальном аспекте. Иными сло­вами, история едина лишь в рамках определенных эпох, имеющих свой еди­ный смысл. И, наоборот, различные исторические эпохи дифференцированы, ибо не столько повторяют, сколько отрицают сущностные элементы предше­ствующего развития. Поэтому история, состоящая из эпох и периодов, отри­цающих друг друга, не является целостной и единой.

Своеобразной антитезой позитиву выступает материалистически-прогрессистский тип исторического сознания. Одним из его характерных выразителей является марксизм.

  1. С его точки зрения, истинным творцом истории выступают народные
    массы. По словам К. Маркса, история есть история преследующего Свои цели
    человека. Главным императивом исторического развития выступают посто-­
    янно возрастающие потребности человека, которые он удовлетворяет на ос­
    нове совершенствования способов воспроизводства своего существования,
    т.е. средств производства и производственных отношений.

  2. Смысл истории, по марксизму, выражается в сознательном движении
    человечества к воплощению коммунистического идеала, отрицающего не­
    свободу и отчуждение человека: Эта цель достигается путем познавания и
    использования объективных законов истории, т.е. исторической необходи-­
    мости.

  3. С точки зрения марксизма, история - единый и целостный процесс,
    т.к. все народы так или иначе проходят одинаковые этапы в своей эволюции
    (общественно-экономические формации), а также находятся под влиянием
    универсальных естественно-исторических законов, всех их ждет единое ком-­
    мунистическое будущее.

  4. Историческое развитие имеет спиралевидный прогрессивный харак-­
    тер. Каждая общественно-экономическая формация, повторяя некоторые
    черты прошлых общественных отношений, в то же время выводит общество
    на более высокий уровень свободы по векторам отношений "человек – при-­
    рода", "человек - общество", "человек - человек".

И, наконец, краткая характеристика иррационально-пессимистического
типа исторического сознания.

  1. С его позиций, существование человека и человечества определяется
    игрой непостигаемого разумом фатума - судьбы. Изначально людям не дано
    определить то, что определяет их судьбу. Подобная позиция обосновывается
    таким философским течением, как экзистенциализм.


  2. Понять смысл истории и ее направленность также невозможно, как и Говорить о каком-либо прогрессе в истории человечества также бес-­
    смысленно, ибо при внимательном рассмотрении исторической реальности
    нетрудно прийти к выводу, что в конечном итоге соотношение "добра" и
    "зла" не меняется (подробнее см.: Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле
    жизни (Квинтэссенция : Филос. альманах. М.1990. С. 371-414; Философия
    истории: Антология. М. 1994. С. 131-144, 158-187).


  3. понять смысл жизни отдельного человека. Единственно, что нам доподлинно
    известно, так это то, что с момента рождения мы начинаем двигаться к не­
    минуемой смерти. Поэтому "жизнь и история абсурдны в самом своем



19

основании". "Человек рождается, чтобы умереть" - вот первая и последняя целесообразность человеческой жизни и в то же время единственно надеж­ная ее достоверность, с точки зрения самой объективной и строгой науки.

  1. Поэтому о единстве истории можно говорить лишь в смысле ее все­
    общей абсурдности. Трагизм и безысходность - вот что объединяет челове-­
    чество.

Итак, мы видим, что даже этот краткий обзор говорит о широчайшем многообразии и противоречивости типов исторического сознания. Подумай­те в связи с этим, над проблемой: какое влияние на развитие общества оказы­вает каждый из перечисленных типов исторического сознания? Какой тип исторического сознания, по вашему мнению, доминирует в современном российском обществе?

IV. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ»

У многих возникает естественный вопрос: в чем особое предназначение курса истории в вузе, тем более в техническом? Ведь всем хорошо известно, что школьные программы, которые вы уже освоили, предполагают довольно подробное и систематическое изучение исторического развития человечест­ва и России, начиная с древних времен вплоть до наших дней. А если это так, то не является ли предлагаемый учебный курс лишь кратким повторением уже пройденного и, следовательно, каким-то формальным излишеством?


Постараемся показать, что это первое впечатление на поверку оказыва­ется несостоятельным. Дело в том, что по целому ряду причин школьные программы не формируют научно-теоретического отношения к историче­скому прошлому, а также навыки самостоятельного его постижения. В чем же конкретно выражаются отличия "школьной" и "университетской" исто­рии?

Специфика объекта изучения. В самом общем виде под объектом по­нимается определенная область объективной реальности, на которую чело­век обращает свою деятельность или направляет свое познание. В этом смысле объект у всех исторических наук одинаков - прошлая социальная ре­альность. Однако в отличие от школьных исторических дисциплин, объект нашего учебного курса значительно шире как в хронологическом, так и в пространственном отношении. Вспомните, что в школе общий объект