Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)
Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)
Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)
Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)
Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)
Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)
Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)
Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)
Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)
Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)
Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)
Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)
Семья, род; семейные ценности и традиции
Родина, государство, гражданская позиция человека
Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения
Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)
Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)
Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"
Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)
Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)
Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)
Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)
Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)
Внутренний мир человека и его личностные качества
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
Познание человеком самого себя
Свобода человека и ее ограничения
Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения
Л.Н. Толстой (эгоизм)
Герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (даже его «любимые») не лишены эгоистического начала. Так, Андрей Болконский мечтает о славе, не задумываясь о том, какие страшные бедствия принесет война его народу и государству. Наташа своим тонким чутьем догадывается о состоянии брата Николая, когда он возвращается домой после страшного карточного проигрыша, «но ей самой было так весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Пленный Пьер на этапе не только сам изможден и не в силах помочь ослабевшему Каратаеву — ему «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел». Анатоль и Элен Курагины думают только о своем благополучии, на пути к которому все средства хороши.
Практически каждому герою «Войны и мира» свойственен эгоизм, однако, пройдя путь духовных исканий, одни герои избавляются от него, другие – погибают, как, например, Элен и Анатоль Курагины. Именно способность побороть в себе эгоизм является той чертой, которая отделяет положительных героев от отрицательных. На это указывает и тот факт, что в художественном мире Толстого такие законченные эгоисты, как Элен или Анатоль, ничего не оставляют после себя. А после Андрея Болконского остается сын, хотя его молодая жена умерла при родах и надежда на второй брак обернулась личной катастрофой.
Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)
Борьба добра со злом – одна из главных тем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Основной конфликт происходит в душе главного героя Родиона Раскольникова. Однако писатель в изображении столкновения доброго и злого пошел дальше: он использовал прием антитезы, создав два противоположных характера – Сони и Свидригайлова – и окружил этим людьми главного героя. Если Соня выступает в роли «доброго ангела» Раскольникова, то Свидригайлов — несомненно, демона (в традициях Мефистофеля он даже искушает героя деньгами: «...уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! <...> Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу»). Свидригайлов обладает всем, что желал бы приобрести Раскольников своим «первым шагом». Благодаря деньгам, незаурядному уму и богатому жизненному опыту он достиг той свободы и независимости от людей, о которых мечтал Раскольников. Для этого он тоже прошел через убийство, «переступив» через свою жену Марфу Петровну, и это уже не первая смерть на его совести. Из-за него покончили с собой лакей Филька и глухонемая девочка-сирота. Однако Свидригайлов совершил свои преступления гораздо «чище» и безопаснее, чем Раскольников, и, в отличие от последнего, продемонстрировал при этом душевное спокойствие, здоровье и уравновешенность. Именно этим он и привлекает к себе Раскольникова, воплощая второй возможный вариант его судьбы, противоположный покаянию: «привыкнуть» и остаться спокойно жить с преступлением на душе. Свидригайлов первый замечает внутреннее сходство между собой и Раскольниковым: «Между нами есть какая-то точка общая», «мы одного поля ягоды». Они двойники в том плане, что знают и предугадывают самые сокровенные мысли друг друга, идут по одному пути, но Свидригайлов смелее, практичнее и развращеннее Раскольникова, что Достоевский связывает, в частности, с его «барским» происхождением.
Он смеется над Раскольниковым и вскрывает его нравственное противоречие: тот «переступил», «кровь по совести разрешил», а все-таки не может до конца отречься от «высокого и прекрасного» («Шиллер-то в вас смущается поминутно... Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушек можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорей в Америку! Понимаю, какие у вас вопросы теперь в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было: нечего не за свое дело браться»).
Сам он — последовательнее: ту черту между добром и злом, которую Раскольников было переступил и сразу почувствовал себя сбитым с ног, Свидригайлов давно и окончательно для себя стер. Поэтому он неуязвим для мучений совести и не способен к покаянию. И от добрых, и от злых поступков он испытывает одинаковое наслаждение. Он — эстет, «страшно любит» Шиллера, тонко судит о красоте рафаэлевой мадонны и вместе с тем получает почти животное наслаждение, мучая своих жертв. Дело здесь не только в обыкновенном сладострастии, а в упоении грехом и «переступлением». Когда все позволено — все безразлично. Остается только мировая скука и пошлость. Мировая бессмыслица, жизнь и потустороннее существование сходятся для него в одном символе — вечном заточении в маленькой комнатке, наподобие деревенской бани, где «по всем углам пауки». Это — то, к чему приводит абсолютная свобода, — метафизическая пустота. Бесконечность, безграничная свобода оборачиваются крайним сужением жизненного пространства. Образно говоря, Свидригайлов ощущает себя навеки заключенным в ту самую каморку-гроб, откуда Раскольников мечтал выйти через преступление на бескрайние просторы.
В результате Свидригайлов «от противного», на примере своей судьбы предостерегает Раскольникова, показывая, что демонический путь ведет к скуке и отчаянью небытия. Соня же безмолвно предлагает ему иной выбор — возвратиться к Тому, Кто сказал: «Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет».
Соню Мармеладову, без преувеличений, можно назвать «ангелом-хранителем» Раскольникова, его идейным антиподом. Соня стала для Родиона образцом самопожертвования, переступив через свою чистоту, принеся всю себя в жертву ради спасения семьи. «В этом она и противостоит Раскольникову, который все время, с самого начала романа (когда он только еще узнал о существовании Сони из исповеди ее отца) меряет свое преступление ее «преступлением», стараясь оправдать себя. Именно перед Соней он с самого начала хочет сознаться в убийстве — она единственная, по его мнению, кто может его понять и оправдать. Он приводит ее к осознанию неминуемой катастрофы ее и ее семьи («С Полечкой, наверно, то же самое будет»), чтобы поставить перед ней роковой вопрос, ответ на который должен оправдать его поступок: «Лужину ли жить и делать мерзости или помирать Катерине Ивановне?» Но реакция Сони обезоруживает его: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» И роли у героев неожиданно меняются. Раскольников вначале думал добиться от Сони полного духовного подчинения, сделать ее своей единомышленницей. Он ведет себя с ней надменно, высокомерно и холодно, и в то же время пугает загадочностью своего поведения. Так, он целует ей ногу со словами: «Это я всему человеческому страданию поклонился». Этот жест выглядит чересчур надуманным и театральным, и в нем выявляется «литературность» мышления героя. Но затем он понимает, что не выдерживает несомой им тяжести смертного греха, что он «себя убил», и приходит к Соне за прощением (хоть и пытается убедить себя: «Я не прощения приду просить») и милующей любовью. Раскольников презирает себя за то, что нуждается в Соне, а следовательно, зависит от нее, это оскорбляет его гордость, и потому временами он испытывает чувство «едкой ненависти» к ней. Но вместе с тем чувствует, что в ней его судьба, особенно когда узнает о ее прежней дружбе с убитой им Лизаветой, ставшей даже ее крестной сестрой. И когда в момент признания в убийстве Соня отстраняется от Раскольникова с тем же самым беспомощным детским жестом, с каким отстранялась от его топора Лизавета, «защитник всех униженных и оскорбленных» окончательно прозревает фальшь всех своих претензий на «санкцию истины».
Раскольников мало-помалу приходит к пониманию лежащих перед ним возможностей. Одна — желанная — внутренне преодолеть содеянное, соединиться с людьми «поверх преступления». Другая — полярная ей — уйти от всех, жить на «аршине пространства». Последняя — убедившись в недостижимости двух первых, «покончить» любой ценой — самоубийством или признанием».
Вначале Раскольников изо всех сил стремится встать на первый путь, желая доказать самому себе, что «не умерла его жизнь вместе с старою старухой». Эта возможность кажется ему доступной, однако лишь в редкие моменты душевного подъема: в полицейской конторе, при осознании, что его пригласили туда вне связи с содеянным преступлением, когда на Раскольникова внезапно нападает страшная словоохотливость и откровенность, затем в первый вечер по выздоровлении от тяжелой горячки, когда Раскольников впервые после пяти дней выходит на улицу, болезненно оживляется, заговаривает с прохожими и великолепно побеждает «психологически» Заметова и
самое главное, когда ему удается помочь бедствующей семье Мармеладовых, искренне пожертвовав всеми своими скудными средствами и тем заслужив детский поцелуй Поленьки и живую благодарность Сони. Ему, однако, лишь на короткое время удается обмануть себя.
Затем Раскольников непонятной ему силой отбрасывается сначала ко второму, а затем к третьему исходу. Иначе «предчувствовались безысходные годы <...> холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства».
Один Раскольников не выбрался бы из этого тупика. Спасение могло прийти к нему только извне. Именно Соня, как олицетворение добра в романе, оказалась способной помочь герою найти и принять единственно верное решение. Добро победило в душе Раскольникова, потому финал романа окрашен в светлые тона надежды на духовное возрождение героя.
Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)
Рассказ И. А. Бунина «Слепой» можно без преувеличения назвать манифестом добра. В центре внимания автора ситуация, произошедшая с главным героем. Он дает слепому несколько сантимов, а тот в ответ благодарит его и называет «добрым братом». Эти слова пробуждают в рассказчике невероятное чувство единения с окружающими людьми. Автор приходит к выводу, что все люди друг другу братья. Такое отношение к миру можно назвать идеальным, ведь если каждый человек будет относиться к окружающим так же, как к себе или родному человеку, то мир станет гораздо справедливей.
Заканчивает свои размышления герой важной для понимания проблемы мыслью: жизнь есть любовь, доброта. Нравственный вывод из ситуации особенно ярко отражается в словах: «Взгляни и на меня, почувствуй любовь и ко мне; тебе все родственно в этом мире в это прекрасное утро - значит, родствен и я; а раз родствен, ты не можешь быть бесчувствен к моему одиночеству и моей беспомощности, ибо моя плоть, как и плоть всего мира, едина с твоей, ибо твое ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни, то есть ощущение друг друга и всего сущего!» Эти слова можно объяснить так: доброта человека проявляется в заботе о ближнем, в неравнодушном отношении к бедам и страданиям другого человека.
Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)
Несомненно, все люди разные. У каждого свой темперамент, характер, судьба. Однако, на мой взгляд, есть нечто, что нас объединяет – это способность мечтать. В пьесе М. Горького «На дне» показана жизнь людей, разучившийся мечтать, они просто проживают свою жизнь день за днём, не понимая смысла своего существования. Эти несчастные обитатели ночлежки находятся «на дне» жизни, куда не пробивается луч надежды. На первый взгляд может показаться, что их ничего не объединяет с другими людьми, они все воры и пьяницы, нечестные люди, которые способны только на подлость. Но читая страницу за страницей, можно увидеть, что жизнь каждого когда-то была другой, но обстоятельства загнали их в ночлежку Костылевых, которые сами недалеко ушли от постояльцев. С появлением нового жильца Луки всё меняется. Он жалеет их, и эта теплота будит проблеск надежды. У жителей ночлежки появляются мечты и цели: Васька Пепел хочет перебраться в Сибирь и зажить честной жизнью, Актёр желает вернуться на сцену, даже бросает пить, умирающая Анна, уставшая от мучений на земле, приободряется мыслью о том, что после смерти обретёт покой. К сожалению, мечты героев рушатся, когда Лука уезжает. В реальности они не сделали ничего, что могло бы изменить их положение. Однако сам факт того, что они хотели измениться, не может не радовать. Ночлежники не перестали быть людьми, несмотря на испытания, выпавшие им в жизни, и где-то в глубине их душ живут обычные люди, которые просто хотят радоваться жизни. Таким образом, способность метать объединяет таких разных людей, оказавшихся волею судеб в одном месте.
Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)
О том, как важно не только выжить, но и сохранить человечность, пишет А.И. Солженицын в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Главный герой произведения Иван Денисович Шухов – человек, живущий некими природными представлениями о добре и зле. Герой пытается выжить в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. Потерять его – значит погибнуть, то есть, выжив физически, перестать быть человеком, утратить не только уважение других, но и уважение к самому себе, что равносильно смерти. Однако Шухов, не желая потерять человеческое достоинство, вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни. «Это верно, кряхти да гнись, – замечает он. – А упрешься – переломишься». В этом смысле писатель отрицает общепринятые романтические представления о гордом противостоянии личности трагическим обстоятельствам. И этом смысле интересно противопоставление Шухова и кавторанга Буйновского, героя, принимающего на себя удар, но часто, как кажется Ивану Денисовичу, бессмысленно и губительно для самого себя. Наивны протесты кавторанга против утреннего обыска на морозе только что проснувшихся после подъема, дрожащих от холода людей: «Буйновский – в горло, на миноносцах своих привык, а в лагере трех месяцев нет:
– Вы права не имеете людей на морозе раздевать! Вы девятую статью уголовного кодекса не знаете!..
– Имеют. Знают. Это ты, брат, еще не знаешь».
Чисто народная, мужицкая практичность Ивана Денисовича помогает ему выжить и сохранить себя человеком – не ставя перед собой вечных вопросов и не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни, куда он попал после плена.