Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)

Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм)

Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)

Аргумент по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (связь времен, ответственность человечества перед потомками, опасность беспамятства, роль памяти)

Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)

Семья, род; семейные ценности и традиции

Человек и общество

Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)

Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)

Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)

Л.Н. Толстой (эгоизм)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)

Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)

Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)

Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)

Внутренний мир человека и его личностные качества

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Познание человеком самого себя

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

Наука и человек

Искусство и человек



Выхода из создавшегося положения она не видит. Предложение Лопахина об отдаче земли в аренду под дачи она отвергает: «Дачи и дачники – это так пошло, простите». Раневская и мыслями и душой находится за пределами усадьбы, которую будут продавать, в её репликах заключено неосознанное желание отбросить от себя решение вопроса, нежелание принимать перемены. Наступает день, когда откладывать нельзя, но Раневская медлит. Трагичен финал жизни Раневской: она уезжает в Париж, где будет жить за счёт денег, отправленных бабушкой, которых надолго не хватит. В финале пьесы Раневскую ожидает разочарование и жизненный крах.

Еще печальнее судьба Фирса – лакея в имении Раневской, старика 87 лет. Фирс Николаевич – слуга в имении Раневской и Гаева, он служил ещё их отцу и деду. После отмены крепостного права, по его словам, не согласился на волю («...воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах... И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают»). Дореформенная жизнь Фирса вполне устраивала. «...Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего». Отмена крепостного права для него – несчастье. Замирающий, печальный звук лопнувшей струны напоминает Фирсу время перед отменой крепостного права: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь». Герой не признает перемены, не может к ним приспособиться. В итоге больной старик остается в запертом доме, который все покидают, забыв о нем.

Иначе воспринимает перемены Петя Трофимов. Кажется, что он понимает, как они необходимы, но на деле оказывается, что он не готов жить по-новому, действовать, приспосабливаться, герой ограничивается лишь мечтами о светлом будущем. Петя Трофимов – «вечный студент», бывший учитель Гриши, погибшего сына Раневской, представитель демократической интеллигенции. Он активно проповедует идею честного труда. Однако герой не способен к какой-либо серьёзной деятельности. Это человек без определённых занятий, «облезлый барин», как его дразнит Лопахин.

Петя Трофимов искренне убеждён: надо жить и трудиться во имя России, во имя человечества. Понятия «Россия» и «человечество» стоят рядом в его взволнованных и пространных монологах:


«Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда- нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие» «Человечество идёт к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»

Петя Трофимов склонен к рассуждениям абстрактно-возвышенного толка: он оценивает прошлое, настоящее, будущее, делает обобщения. Обращаясь к Ане, он говорит о дворянстве: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостниками, владевшими живыми душами, неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живёте в долг, на чужой счёт, на счёт тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет ещё ровно ничего, нет определённого отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом...»

Планы переустройства русской жизни на буржуазный лад Петя не принимает. Из реплик действующих лиц можно судить о темах бесед, в которых участвует Петя Трофимов: «о планетах», «о гордом человеке». Трофимова волнует судьба интеллигенции, ее роль в переустройстве России. «Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят "ты", с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьёзно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьёзны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажите мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читальни? О них только в романах пишут, на самом деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчина... Я боюсь и не люблю очень серьёзных физиономий, боюсь серьёзных разговоров. Лучше помолчим!»


Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)


Личность человека формируется под влияем среды, общества, в котором он живет. Так, личность Евгения Онегина, главного героя одноименного романа А.С. Пушкина, сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер героя: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пёстрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обременённого службой, – суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.

Однако человек, обладающий сильным характером, способный анализировать свои поступки, поведение окружающих, может противостоять влиянию общества, освободиться от его оков. Не случайно характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность. Герой чувствует, что должен отгородиться от окружения, чтобы понять себя, свое место в мире. Потому затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков – только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчёркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.

Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину лёгким оброком.

Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершённым в произведении. Однако герой проделывает большую работу: Онегин освобождается от старых представлений о жизни, меняет свой образ жизни и принимает ответственность за свою судьбу.

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)


В повести «Шинель» Н. В. Гоголь поднимает общественные, этические и эстетические проблемы, в том числе проблему потребности человека во внимании. Главный герой произведения Акакий Акакиевич представлен читателю как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия общества. Когда, не сумев перенести оскорбления от значительного лица, Башмачкин скончался, сослуживцы даже не заметили его отсутствия. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное... существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира...»

Возможно, если бы «значительное лицо» или кто-либо из коллег поддержал несчастного Башмачкина, то не случилось бы трагедии. Н. В. Гоголь подчёркивает типичность судьбы «маленького человека», говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека – жертвы общественной системы – доведена до логического конца.

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)


Человек, которого не понимают, не принимают окружающие, зачастую чувствует себя одиноким, становится озлобленным, конфликтует с окружающими, со всем обществом. Примером такого человека можно назвать главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина. Одна из причин душевного очерствения Печорина – непонимание, одиночество, с которым столкнулся герой в детстве. Печорин рассуждает об этом в своём монологе, обращённом к княжне Мери: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом...»