Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)

Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм)

Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)

Аргумент по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (связь времен, ответственность человечества перед потомками, опасность беспамятства, роль памяти)

Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)

Семья, род; семейные ценности и традиции

Человек и общество

Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)

Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)

Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)

Л.Н. Толстой (эгоизм)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)

Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)

Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)

Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)

Внутренний мир человека и его личностные качества

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Познание человеком самого себя

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

Наука и человек

Искусство и человек


Родина, государство, гражданская позиция человека




  • Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Одной из главных в поэме Некрасова является тема Родины. Поэт выразил свою любовь к родной стране и народу. Несмотря на то, что в произведении он изобразил бедную Русь, читатель все равно находит в ней все самое прекрасное — героическое прошлое и великое будущее. Для Некрасова Родина ассоциируется с народом. Поэт всегда переживал за судьбу родной страны и людей, которые являются ее плотью и кровью. Исследуя жизнь представителей различных слоев общества, Некрасов пытается понять, кто является самым счастливым на Руси? Несмотря на те негативные последствия, которые произошли после реформы 1861 года, автор искренне верит в светлое будущее своей Родины и находит ее вестника — счастливца Гришу Добросклонова, который черпает силы и оптимизм в любви к своей стране. По-настоящему счастлив тот, кто живет интересами и нуждами своего отчего дома, кто ощущает духовное единение с ним.

  • М.А. Шолохов, «Судьба человека». Михаил Александрович Шолохов считал связь человека и его земли священной, что отразилось в его знаменитом произведении «Судьба человека». Жизнь главного героя Андрея Соколова автор тесно переплел с судьбой Отчизны. Главный герой столкнулся со многими жизненными испытаниями, выпавшими на долю всего советского народа. Он потерял семью, годы провел в нечеловеческих условиях трудового лагеря, не раз рисковал жизнью. Что бы ни случилось, он никогда не терял веру в победу над врагом. Вместе со своей страной Соколов переживает очень тяжёлое время и делает это достойно. Главный герой является олицетворением мужества, отваги и выносливости. В жестоких условиях войны он показал истинное мужество русского солдата. Образ Андрея Соколова является собирательным. Автор утверждает, что именно на таких волевых людях держится и процветает наша страна. Некрасов продемонстрировал связь между судьбой Отчизны и жизнью человека.

  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Тема любви к Родине занимает центральное место в повести Васильева «А зори здесь тихие». В своём произведении писатель рассказал о судьбе пяти отважных женщин, которые по разным причинам попали на фронт. Однако у них одна цель — защитить свой дом. Рита Осянина после кончины супруга добровольно отправилась в полковую зенитную школу. Женя Комелькова отправилась воевать после того, как потеряла родных. Некоторым девушкам ради спасения Родины даже пришлось отказаться от желаемого. Лиза Бричкина, например, не успела закончить школу. Из-за военных событий Соня Гурвич рассталась с любимым человеком. А Галина Четвертак не смогла закончить библиотечный техникум. Женщины проявили настоящий героизм и мужество во время военных действий. Они показали свою искреннюю любовь к Родине и неравнодушие к будущему страны.

  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон». В романе-эпопее Михаил Шолохов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем народа. Тема Родины и родного дома — главная в произведении «Тихий Дон». Автор показал противостояние между донским казачеством и Красной Армией, которое запутало многих людей. Ведь одно дело — стеречь землю от врагов, другое — драться с согражданами из-за идеологических разногласий. Главным героем романа является Григорий Мелехов. Во время военных действий главный герой показал себя настоящим патриотом. Он заслужил множество почётных наград. Однако во время Гражданской войны Мелехов не может занять ни одну сторону. Главный герой никак не может понять, кто виноват в этой войне, а кто прав. Лишь светлые воспоминания о Родине позволяли Мелехову не падать духом и не сдаваться. Григорий выступает в роли правдоискателя и лишь в финале осознает истину: обе стороны воевали за одно и то же, кровопролитие было чудовищной ошибкой, которую не исправить. Но будущие поколения должны понять, что Родина — это, прежде всего, не земля, а народ, поэтому братоубийство — это преступление перед страной.

  • Н.В. Гоголь, «Ревизор». В комедии «Ревизор» Николай Гоголь показал неприглядный образ России, разоблачая пороки общества, которые сдерживают ее развитие. Действие происходит в небольшом уездном городке. Грязь, кабаки, голодные люди — вот чем может запомниться это место. Уездный город отображает проблемы целого государства. Представители власти вместо того, чтобы решать важные проблемы, занимаются взяточничеством, кумовством, казнокрадством. Даже деньги, выделенные на строительство храма, растрачены впустую. Здесь нельзя найти чиновника, который бы добросовестно исполнял свои обязанности. Таким образом, писатель показал главные России, которые остаются нерешенными по сей день и тормозят прогресс. Наша страна может опередить все остальные, только если с коррупцией, блатом, всеобщим равнодушием к правде будет покончено раз и навсегда.




Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения



Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)


Отношение к любви, понимание ее роли в жизни человека отличает героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Так, Павел Петрович Кирсанов знает не понаслышке о том, как любовь может преобразить или разрушить жизнь человека.

Влюбившись без ума в княгиню Р., Павел Петрович оставил блестящую карьеру военного. Но отношения с княгиней не принесли ему счастья, А после смерти княгини он больше не смог полюбить кого-либо. Несмотря на пережитое Павел Петрович не утратил веру в любовь как важнейшее проявление жизни.

Совершенно иначе относится к любви его оппонент – Базаров. Он смеется в начале романа над измышлениями и горем Павла Петровича, не разделяет его представлений о любви: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Однако месяц спустя он уже говорит Одинцовой: «Может быть, вы правы; может быть, точно, всякий человек — загадка. Да хотя вы, например...»

Встреча Базарова с Одинцовой является поворотным пунктом в романном действии. Анна Сергеевна Одинцова не похожа на традиционных тургеневских героинь, потому что такой тип никогда бы не смог увлечь Базарова. Она удивительно совмещает в себе аристократическое происхождение и воспитание с суровым жизненным опытом («В переделе была... хлеба нашего покушала»), равно как и совершенную внешнюю красоту с ясным и пытливым умом. Своим величавым спокойствием, граничащим с бесстрастием, и блестящей выделанностью своего каждого движения и даже чувства Одинцова являет полный контраст Базарову («Вишь как она себя заморозила!» «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить и корону на голове!»), но именно эта иноприродность, столь отталкивающая Базарова в Павле Петровиче, наоборот, привлекает его в Одинцовой. «Она поразила его достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметной улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».


Это — та самая таинственная сила, которую Базаров отрицал в природе и которой не смог противиться. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который только что отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его представлений о ней. Базаров видит, что его чувство отнюдь не исчерпывается «физиологией», и с негодованием находит в себе тот самый «романтизм», проявления которого он так осмеивал в других, расценивая как «дурь» или слабость. «До встречи с Одинцовой Базаров был убежден в своей свободе от всего, что связывает человека с другими людьми. Это убеждение придавало ему несокрушимую уверенность в себе. Любовь опровергла это убеждение просто и неотразимо. Никто и ничто не принуждает Базарова любить, свобода как будто бы полнейшая. И при всем том очевидна постоянная и мучительная зависимость от чувств, решений и поступков другого человека. Оказывается, что чувство связывает не менее крепко, чем насилие и диктат».

В любви окончательно раскрывается перед нами личность Базарова. Он разительно отличается от того типа «тургеневского мужчины» - нерешительного, не умеющего бороться за свою любовь, какой предстает перед нами в «Рудине», «Асе» или «Вешних водах». Любовь перерастает у него в страсть — «сильную, тяжелую», «похожую на злобу и, может быть, сродни ей». Но цинизм, покоробивший вначале Анну Сергеевну, оказывается наносным. Меняется сам тон его речей, оставаясь резким и грубым, но приобретая серьезность и трагичность. Вместе с тем Базаров ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного и не принимая «милостыни» в виде жалости Одинцовой.

Разрыв был обусловлен не только тем, что Одинцова в силу своей аристократической холодности не смогла ответить на чувство Базарова, но коренился и в нем самом. Отказ от «полного и беспощадного отрицания» грозил бы иссякновением той «отрицательной» энергии, которой питалась и двигалась его личность. Базаров осознает окончательно, что «создан для горькой, терпкой, бобыльной жизни».

Неразделенная любовь разрушает Базарова: он впадает в тоску, нигде не может найти себе места и начинает заниматься самокопательством, что до сих пор считал признаком слабости. Так он исследует себя до самых сокровенных глубин и доводит до последних выводов свое мировоззрение («Решился все косить — валяй и себя по ногам!»). Это уже следующая ступень его духовной эволюции: теперь он философствует и осознает безысходность своей позиции в мире: «Я вот лежу здесь под стогом... узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!»