Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 381
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внимание и память
лекция 26
феноменология внимания
Т
оварищи, среди явлений перцептивной деятельности, деятельности вос- приятия, выделяется группа, которая издавна в психологии рассматривается в каче- стве особого класса явлений. Это — «явления внимания».
Есть традиционная глава в курсах психологии под тем же самым названием —
глава «внимание». Глава эта кочует. Иногда внимание рассматривается в проблеме со- знания, иногда непосредственно связывается с восприятием и, прямо скажем, ра- створяется в проблеме восприятия. Иногда выделяется в качестве особого раздела.
Что правильно? Что лучше, полнее охватывает эти своеобразные явления, ко- торые мы называем явлениями внимания и, в общем, которые мы себе представля- ем просто по обыкновенному, житейскому опыту? Я думаю все-таки, что полнее,
ближе и точнее эти своеобразные явления охватываются общим учением о восприя- тии, о перцептивной деятельности.
Началось изучение явлений внимания очень давно. И, пожалуй, изучение и исследование внимания были в числе первых вещей, которыми стала заниматься эк- спериментальная наука (экспериментальная психология, я имею в виду).
Еще с первой половины прошлого века известны наблюдения Гамильтона,
которыми устанавливался следующий простой факт: одномоментно, то есть в одну и ту же единицу времени, возможности ясного восприятия на уровне сознавания,
сознания воспринимаемых объектов — ограничены. Гамильтон применял очень не- совершенную технику — бросание шариков — для ответа на вопрос о том, схваты- вается ли в акте сознательного восприятия большое количество элементов, единиц,
из которых состоит вообще-то зрительное поле (речь шла о зрении), или ясно схва- тывается, ясно воспринимается (то есть так, что испытуемый может дать себе отчет в этом, иначе говоря — осознать эти объекты) лишь небольшая часть объектов.
Впоследствии эти опыты повторялись много раз. Последние подобные опы- ты, с подобной же несовершенной методикой, проводились в 1871 году, во второй половине XIX века, то есть в самом начале развития экспериментальной психоло- гии. Ну, и наконец, вскоре был открыт метод, техника, позволяющие изучать эти явления уже с большой точностью. Был изобретен специальный прибор, и ныне существующий в психологических лабораториях, который называется «тахистоско- пом». Прибор этот рассчитан на то, чтобы некоторое количество объектов, изо- браженных на плоскости в виде букв, значков, рисунков и т.д. или даже в виде ре- альных объектов, показывать на очень короткий интервал времени. Рассуждение,
легшее в основу изобретения этого прибора, знаменитого тахистоскопа, очень про- сто. Надо было учесть, какое минимальное время требуется для восприятия одной единицы, время-минимум, время экспозиции, то есть предъявления. Затем предъя-
феноменология внимания
Т
оварищи, среди явлений перцептивной деятельности, деятельности вос- приятия, выделяется группа, которая издавна в психологии рассматривается в каче- стве особого класса явлений. Это — «явления внимания».
Есть традиционная глава в курсах психологии под тем же самым названием —
глава «внимание». Глава эта кочует. Иногда внимание рассматривается в проблеме со- знания, иногда непосредственно связывается с восприятием и, прямо скажем, ра- створяется в проблеме восприятия. Иногда выделяется в качестве особого раздела.
Что правильно? Что лучше, полнее охватывает эти своеобразные явления, ко- торые мы называем явлениями внимания и, в общем, которые мы себе представля- ем просто по обыкновенному, житейскому опыту? Я думаю все-таки, что полнее,
ближе и точнее эти своеобразные явления охватываются общим учением о восприя- тии, о перцептивной деятельности.
Началось изучение явлений внимания очень давно. И, пожалуй, изучение и исследование внимания были в числе первых вещей, которыми стала заниматься эк- спериментальная наука (экспериментальная психология, я имею в виду).
Еще с первой половины прошлого века известны наблюдения Гамильтона,
которыми устанавливался следующий простой факт: одномоментно, то есть в одну и ту же единицу времени, возможности ясного восприятия на уровне сознавания,
сознания воспринимаемых объектов — ограничены. Гамильтон применял очень не- совершенную технику — бросание шариков — для ответа на вопрос о том, схваты- вается ли в акте сознательного восприятия большое количество элементов, единиц,
из которых состоит вообще-то зрительное поле (речь шла о зрении), или ясно схва- тывается, ясно воспринимается (то есть так, что испытуемый может дать себе отчет в этом, иначе говоря — осознать эти объекты) лишь небольшая часть объектов.
Впоследствии эти опыты повторялись много раз. Последние подобные опы- ты, с подобной же несовершенной методикой, проводились в 1871 году, во второй половине XIX века, то есть в самом начале развития экспериментальной психоло- гии. Ну, и наконец, вскоре был открыт метод, техника, позволяющие изучать эти явления уже с большой точностью. Был изобретен специальный прибор, и ныне существующий в психологических лабораториях, который называется «тахистоско- пом». Прибор этот рассчитан на то, чтобы некоторое количество объектов, изо- браженных на плоскости в виде букв, значков, рисунков и т.д. или даже в виде ре- альных объектов, показывать на очень короткий интервал времени. Рассуждение,
легшее в основу изобретения этого прибора, знаменитого тахистоскопа, очень про- сто. Надо было учесть, какое минимальное время требуется для восприятия одной единицы, время-минимум, время экспозиции, то есть предъявления. Затем предъя-
232
ВНИМАНИЕ
И
ПАМЯТЬ
ЛЕКЦИЯ
26
вить не один объект, а увеличить число объектов, много объектов предъявлять и смотреть, какое количество из них может быть схвачено в этот короткий интервал,
за время, достаточное для одномоментного схватывания.
Сделать это можно очень просто. Время это может колебаться индивидуально.
Можно определить время-минимум для экспозиции одного объекта, а затем показать ряд объектов, множество объектов, несколько объектов и посмотреть, сколько же объектов одновременно действительно схватывается.
Дело в том, что иначе различить, что вы схватываете последовательно, а что одновременно, невозможно. Потому что сейчас у меня иллюзия состоит в том, что я одновременно вижу множество лиц. В действительности я, конечно, понимаю, что я перевожу взор от одного лица к другому и фактически у меня эта картина составля- ется из ряда последовательно получаемых впечатлений, в которых я отдаю себе от- чет, которые мною сознаются на этом уровне.
Я ничего не знаю об уровнях восприятия, об объеме восприятия на том уров- не, на котором я не могу дать себе отчет о воспринятом. Оставим это в стороне. Этим как раз психология не занималась много-много лет. И классические исследования имели в виду только восприятие на уровне возможности дать себе отчет о восприня- том, то есть сознательное восприятие. Вот почему в XIX веке постоянно заменялся термин «внимание» в некотором контексте термином «сознание». Говорили «объем внимания», но говорили и «объем сознания». «Объем сознаваемого восприятия» —
вот как надо было бы сказать поточнее, чтобы избежать двойной терминологии.
Надо сказать, что это изучение объема внимания или, если хотите, объема со- знания, объема сознаваемого материала при восприятии этого материала, продолжа- лось десятилетиями, и в результате выведена закономерность, недавно получившая название «магическое число»: 7±2, то есть, попросту говоря, если одномоментно строго предъявлять некоторое количество объектов-единиц, то может быть одно- моментно воспринято, выделено вниманием, в старой терминологии, количество объектов от 5 до 9 максимум. 7±2, в среднем 7 1
. Вначале думали, что поменьше —
5, 6; обыкновенно говорили: иногда 7. Теперь немного увеличили это число. А, в об- щем, интересная сторона тахистоскопических опытов, в старых, классических фор- мах, состояла в том, что счет-то шел не на элементы, а на единицы. Не на число элементов, а на число единиц — каких-то целостностей. Поэтому нельзя подсчитать число элементов, из которых состоят буквы, а надо подсчитывать целые буквы. А
если эти буквы образуют обычные сочетания, целостные сочетания, то тогда прихо- дится считать другими единицами.
Это интересное вообще явление более всего соответствует, конечно, пози- ции с точки зрения восприятия, потому что ведь само восприятие имеет свои еди- ницы — не элементарные, а какие-то предметные. Я бы предпочел говорить здесь именно об объектах, то есть я бы предпочел ввести принцип предметности восприя- тия, из которого и вытекает необходимость не рассечения на элементы как угодно дробные, а необходимость рассечения на предметы, объекты. Пускай абстрактные —
скажем, прямоугольники, треугольники, квадраты: но ведь все-таки шестиуголь- ник — это не шесть линий, это одна предметная единица, единица абстрактная, то есть отвлечена только форма. Да еще она к тому же и плоская в обычных тахисто- скопических опытах.
1
Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология / Под ред Д.Ю.Панова,
В.П.Зинченко. М., 1964. С.192—225.
233
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ВНИМАНИЯ
Вот давайте задумаемся над этими первыми явлениями, которые именуются
«явлениями, характеризующими объем внимания» и — в терминологии, скажем, Вун- дта — «объем сознания». Одномоментный объем одномоментного акта восприятия.
Вероятно, вы теперь себе уже представляете примерно временные характе- ристики. Какое время мы можем принять как единицу одномоментности? Время эк- спозиции.
Оно вообще относительно короткое. Надо сказать, что при простейших усло- виях, при оптимальном подборе экспозиции — это примерно 30 миллисекунд. То есть три сотые секунды! Экспозиция очень маленькая. В некоторых условиях она немнож- ко уменьшается, в некоторых условиях возрастает до ста миллисекунд, то есть до одной десятой секунды.
Можно сформулировать следующее правило. Одномоментность этих процессов обычно не превышает десятой части секунды. Только в очень усложненных условиях,
когда эти цифры растут, они не могут быть устойчивыми. И вы понимаете почему.
Потому что материал очень различен, единицы очень различны, очень различны дру- гие параметры, вроде освещенности, контрастности и т.д. Некоторые сочетания па- раметров затрудняют процесс, замедляют его. Другие оптимизируют его, облегчают,
и тогда цифры этой одномоментной экспозиции падают.
Надо сказать, что метод тахистоскопического исследования восприятия (иног- да даже не говорят «внимания», прямо говорят — тахистоскопического восприятия,
то есть одномоментного восприятия), сохраняется и до сих пор. И меняется лишь техника. Конечно, сейчас старые тахистоскопы почти не употребляются в экспери- ментальной, научно-исследовательской, практике. Эти старые тахистоскопы были построены ужасно мило. Это была доска. На доске приспособление для удерживания экспонируемой карточки с нанесенными изображениями. Доска укрепляется так,
что нижняя ее часть закрывает карточку. Затем отпускается крючочек — доска пада- ет, открывает на некоторый короткий промежуток времени экспонируемый мате- риал, а затем верхней своей частью вновь его закрывает. Деревянный тахистоскоп с немудреным устройством. Потом стали его усовершенствовать — делали электромаг- ниты, которые удерживают металлическую ширму. Ширма падает. Затем сделали крыльчатые тахистоскопы. Это как бы род обтуратора — открывает и закрывает эк- спонируемый материал. Затем перешли на проекционную технику. Можно проеци- ровать изображение, а затвор (самый обыкновенный, фотографический, с точной регулировкой времени экспозиции) употреблялся в качестве объектива этого про- екционного аппарата. Плюс бесшумность, легкость смены кадров.
Правда, тут всегда — я хочу обратить ваше внимание, может, вам когда-нибудь придется заниматься исследованием восприятия, и тогда это надо иметь в виду — есть одна трудность. Дело в том, что всякая проекция — это вещь особенная. Восприятие проекционной картины — это не то же самое, что восприятие реального объекта. Тут есть свои тонкие психологические особенности. Недаром же проекционные фонари на- зывались «лантерна». По-русски так и переводили — «волшебный фонарь». В этой кар- тине есть что-то волшебное, что-то нереальное. Призрачное, кажущееся — во всякой проекции. Так что здесь тоже есть свои ограничения, свои особенности.
Последнее время стали пользоваться электронными тахистоскопами широко,
то есть, попросту говоря, вместо экспозиционного аппарата стали ставить кинескоп,
электронно-лучевую лампу, на которой высвечивался соответствующий объект зада- ющего устройства. Конечно, это страшно облегчает работу, уточняет интервалы, по- зволяет вводить автоматическую программу предъявлений интервалов, то есть дли- тельности времени экспозиции и междуэкспозиционных интервалов. Это позволяет
234
ВНИМАНИЕ
И
ПАМЯТЬ
ЛЕКЦИЯ
26
вводить и движущиеся объекты, если это нужно, словом, принцип-то остается один и тот же — кратковременность экспозиции, исследование восприятия в этих особых условиях кратковременной экспозиции.
Надо сказать, что вслед за тахистоскопической методикой, таким подходом к явлениям внимания, развивались и другие некоторые подходы, давшие тоже суще- ственно интересные результаты.
Дело в том, что практически явления внимания — вот это выделение из мно- гого немногого, эти явления, иначе говоря, избирательности в поле восприятия, в воспринимаемом мире лишь некоторых объектов в силу того, что все не могут быть одновременно осознаны, восприняты на уровне возможности дать себе отчет в вос- принятом, — выступают не только в качестве отдельных актов, это же часто очень длительное действие, длительный процесс.
Я сразу описываю экспериментальные условия исследования внимания или,
вернее, одну из применявшихся техник в этой длительной работе.
Идет бумажная лента. На этой ленте нанесены некоторые значки. Они могут быть зашумлены, то есть выступать на фоне каких-то других значков, на которые вы не должны обращать внимания. Ваша задача заключается в том, чтобы отмечать всякий раз, когда проходит тот значок, который задан. Чем отмечать? Ну, есть та- кая техника: проколом ленты. У вас в руках есть приспособление для прокола, то есть устройство вроде иглы с ручкой, конечно, с держателем иглы для удобства.
Карандашом можно перечеркивать или считать, нажимать на кнопку. Это уже воп- рос технической детализации методики. Важно подчеркнуть другое — здесь нет од- ного предъявления; здесь идет ряд событий; так как требуемое для выделения со- бытие идет рядом с другими, то я говорю именно о событиях. Я употребил другой термин — «на зашумленном фоне». Но это то же самое.
Такая работа действительно происходит в жизни, и есть специальные режимы работы операторов, которые очень близко воспроизводятся этой техникой экспери- мента. Надо отмечать появление каких-то определенных объектов или определенных сигналов, можно сказать. Держать все время именно эти элементы, мы обыкновен- ным языком так и говорим: «внимательно за ними следить», «не выпускать их из поля внимания» — уж не зрения теперь, а внимания. Надо уметь их выделять, отме- чать для себя, делать в соответствии с этим что-то или не делать. Если речь идет о работе в режиме какого-нибудь слежения, то, может быть, и ничего не делать, если эти события, которые вы наблюдаете, развертываются в соответствии с установлен- ными программами или нормами. Наоборот, вы действуете, когда они нарушаются. Я
не буду на всем этом останавливаться. Это и так ясно.
В этой связи был изобретен метод, не громоздкий, но тоже работающий на ис- следование восприятия не как одномоментного отдельного и отделенного от других акта, а как длительно идущего процесса. Это изобретение Бурдона. Теперь оно извест- но под названием «тест Бурдона».
Немножко шутливое замечание. Тесту Бурдона повезло в одном отношении —
он непрерывно стал переименовываться. С моей точки зрения, без важных к тому ос- нований. Переименовывался он по следующим причинам — либо менялся просто фактический материал, используемый в этом тесте, либо его интерпретация. И то и другое давало повод переименовывать это тест. Я продолжаю его называть «тестом
Бурдона» и так вы его, наверное, знаете.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 51
Что же это такой за тест?
Страничка, испещренная строчками, помеченными в этих регулярных строч- ках значками — полукружиями, треугольниками, квадратами, окружностями и еще
235
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ВНИМАНИЯ
какими-то простейшими, очень легко различимыми между собой геометрическими фигурами. Задача заключается в том, чтобы пройти по всему этому листу, вычерк- нуть, допустим, только треугольники или только квадраты. Это надо делать как мож- но скорее, пройдя весь лист (в общем-то это длительная работа). Затем исчисляют число ошибок и время работы. Ошибки — это что значит? Неправильно зачеркнуто или пропущено. Время, понятно — от начала до конца. Это тест на внимание. Но вни- мание, здесь изучаемое не с точки зрения объекта, а с точки зрения возможности длительной избирательности.
В этой связи я не могу не упомянуть еще об одном подходе, и опять этот подход возвращает нас к проблеме восприятия. К некоторым явлениям, к некоторым аспек- там этой широкой проблемы — проблемы перцептивной деятельности на разных уров- нях ее организации и, в данном случае, на высоком очень уровне ее организации, то есть на уровне, который мы обычно называем уровнем сознания.
Мне приходит в голову сейчас один только автор и я не уверен, что он был первым, предложившим этот метод, но во всяком случае, он был одним из первых в
XX веке — это был Г.Рево д’Аллон. Смысл этого метода вот в чем заключается. Он,
собственно, не измерительный. Скорее, он демонстрирует интересную феноменоло- гию, интересные явления. Я не хочу рисовать на доске, а обращаюсь к вашему вооб- ражению. Я прошу себе представить тестовый материал, то есть то, что предъявляет- ся испытуемому в виде условий задачи. И саму задачу потом укажу.
Вы, конечно, все отчетливо представляете себе шахматную доску? Вы знаете,
что число вертикалей и, соответственно, горизонталей — она же квадратная — во- семь, правда? Теперь представьте себе ту же самую доску, но в нечетном числе гори- зонталей и вертикалей — 7. Отрезали одну полосу. Очень хорошо, если эта доска не черно-белая, а, например, светло и темно-коричневая. Или темно-серая и светло- серая. Тогда очень эффектно выступает явление, о котором идет речь.
Вам говорят: «Выделите, пожалуйста, прямой крест вот так». То есть централь- ные полосы — их у нас же семь осталось свободных; значит, четвертую по вертикали и четвертую по горизонтали. Видите ли вы теперь отчетливо выступившую фигуру?
Интересное явление заключается в том, что после указания на схему, которой вы пользуетесь, указания на то, что там содержится, вы отчетливо видите, что этот крест отделился. Он как будто ярче. То есть темные клетки темнее, чем другие темные клетки, а светлые клетки светлее, чем вы видите другие светлые клетки. Словом —
он выделен. Вы можете заменить задачу: «Посмотрите на косой крест». Тоже выходит.
Рамка тоже выходит.
Опыт очень интересный, еще и потому, что он, конечно, немедленно полу- чил свое продолжение. Возник вопрос: а что это такое? Это действие вот этого пред- варительного поискового образа? Немцы иногда этот образ называет прямо «поис- ковым» (Suchbild), «картина, которая отыскивается». Поисковая картина, поисковое представление. Что, оно действительно что-нибудь меняет или это так — иллюзия?
Неустойчивая, качающаяся? Или ее можно объективно проверить? Это не только субъективная чистая феноменология человека? Ее можно измерить?
И надо сказать, что в школе гештальтпсихологии были сделаны очень интерес- ные в этом отношении исследования. Ну, гештальтовцы в своих терминах обознача- ли, скажем, центральный крест, выделенный в качестве фигуры. Остальное — фон.
Стали исследовать пороги дифференциальной чувствительности на фигуре и на фоне и получили разные количественные характеристики порогов. Здесь применен обык- новенный психофизический метод, правда? Он подкрепил это явление, очень стран- ное, очень плохо объяснимое, потому что в борьбе за сенсорное поле — за общее