Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

442
ЛЕКЦИЯ
46
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
антидифтерийную сыворотку, это ближайший ученик Пастера, знающий о нем очень много, и очерк жизни Пастера очень хорошо документирован. Вот посмотри- те, как шло целеобразование в сфере научной деятельности у того и другого круп- ного исследователя и ученого.
Дарвин. Я не буду пересказывать вам биографию, здесь много о чем можно го- ворить. Интерес к естественным явлениям. Много возникавших целей на пути ранне- го развития Дарвина. Коллекционирование, занятие натуральной естественной исто- рией. А главное — один мотив выделяется очень ярко. Его сфера есть наука. Какая?
Вероятно, естествознание. Может быть, даже теология. И есть какой-то период, ког- да Дарвин согласился с целью сделать из себя священника. Потом очерчивается дру- гая цель, не вполне теология. То да, то нет. Целеобразование идет, но цель пока не осуществляется. Как не осуществилась теология. Теология — какая-то попытка, влия- ние внешних сил, влияние внешнего окружения. И все-таки цель не выбрана. Остает- ся очень широкая зона науки. Вот теперь опять теология, почти решено. И все-таки —
нет, не фиксируется. И вот наконец биология. Это происходит поздно очень, во вре- мя путешествия на «Бигле», куда отправляется Дарвин под влиянием биологических идей; прежде занимается биологическими размышлениями, затем продолжает кол- лекционирование животных видов и еще посылает статьи на другие темы на конти- нент во время путешествия на «Бигле». Наконец, происходит целеобразование раз и навсегда. Дальше вся жизнь Дарвина – великий подвиг создания эволюционной тео- рии, великой теории эволюции животных видов. Вот такой трудный процесс.
Очень общий мотив, очень широкая, очень неопределенная зона возможных целей. Очень трудный выбор. Как будто найдена цель, потом она себя дискредити- рует. То есть она оказывается не найдена. Новые поиски. Наконец, это происходит.
И происходит поглощение, если так можно выразиться, жизни некоей целью. Вы знаете, как потом горько Дарвин жаловался на страницах своей биографии, кото- рую он писал уже в очень преклонном возрасте, на то, что он потерял вкус ко многим вещам. Что для него перестала существовать поэзия. Что его мозг превратил- ся в машину для обобщения естественнонаучных фактов. То есть он нашел всепог- лощающее его занятие. Если вы когда-нибудь читали Дарвина, хотя бы одно его со- чинение зрелого периода, когда он стал Дарвином, то вы, вероятно, обратили внимание, что, несмотря на такое поглощение жизненной целью, он оставался очень широким по воззрениям. Это и растительный мир, и животный мир, и даже проблема человека. Словом, он остался исследователем, о котором мы говорим «ис- следователь с очень широким кругозором и интеллектом». И дарвиновский дневник о развитии ребенка, и известная дарвиновская статья «Выражение чувств у живот- ных и человека», и движение растений, и, конечно, естественный отбор, и инстин- кты животных, то есть то, что мы называем сейчас этологией. Огромный круг про- блем. И знаменитые наблюдения над тем, что, когда наступила осень и гусь с обрезанными крыльями оказался тяжелым для отлета, лететь он не мог и тогда он пошел, но пошел, замечает Дарвин, на юг. Такое впечатление, что читаешь совре- меннейшего этолога. И об импринтинге он отлично знал. И даже больше: что это мгновенное запоминание, узнавание потребности распространяется и на способ.
Если вы хотите оставить корову дойной, не давайте питаться теленку, сося вымя матери. Отнимите его с самого начала, иначе он будет отказываться от ее молока,
«сервированного» ему в ведерке или в сосуде. Он будет питаться молоком только из вымени матери, никак иначе. Не делайте ошибки, господа сельские хозяева, — вот,
собственно, мораль Дарвина. Ну, а совсем современные взгляды (я всегда удивляюсь прозорливости классиков, прозорливости необыкновенной, века перешагивающей)?
Вот вы знакомы сейчас с экологическими проблемами, проблемами равновесности


443
МОТИВАЦИЯ
И
ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
в мире животных. И посмотрите, как блистательно решается вопрос, заданный Дар- вину Английским обществом охотников. Там исчезают английские вересковые тете- рева. Охотничье общество, охранители охотничьих угодий, господа спортсмены,

1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   51

охотники решили держать в сохранности этих тетеревов. Что надо делать?
Кто-то уничтожает их, их уничтожают хищные птицы. Отстреливать их или те- терева будут вымирать? А пришли к великому Дарвину, он тогда был уже очень ста- рым, и спросили, что делать с вымирающими, он расспросил обо всех обстоятель- ствах дела и сказал: «Делать нужно вот что. Опять разведите скорее хищников. Вы нарушили экологическое равновесие. У тетеревов бывают заболевания. Хищник напа- дает на отстающего в выводке птенца и уничтожает носителя болезни. Он производит отбор. И тогда тетерева будут процветать». Прогноз Дарвина подтвердился через не- сколько лет. Тетерева были восстановлены. Охотники торжествовали. Вот это понима- ние экологического равновесия, экологических механизмов — это почти что наши дни. Это великолепное предвидение будущего, потому что в середине XIX века (в дарвиновскую эпоху) просто этой проблемы не возникало.
Не было научной литературы по таким простым вещам, как инстинкты и их процесс. Их страшно очеловечивали или, наоборот, превращали по известной фило- софской схеме в машину. А это ни то, ни другое. Здесь найдено капитальное решение.
Не машины, не автоматы, не врожденная запущенная пленка, повторяющая меха- нически накопленный видовой опыт. Нет, нет. Записан полет, а можно идти пешком
(я про гуся). История узнавания потребностью себя, она сама узнает себя в объекте,
формирование фиксированных способов удовлетворения потребности.
Рядом с этим потрясающая фигура Пастера. Ученик Эколь Нормаль — это выс- ший педагогический институт во Франции. Этот институт по замыслу основателей и по реальному уровню принадлежал к числу «больших школ», то есть элитарных. Но все же Пастер остается без дела.
Общий мотив тот же. Наука, познание. А где? И дальше идет фиксация цели.
Обыкновенная фиксация на том, что попадает под руку. Я ничего не преувеличиваю.
Первое, что попало под руку, — проблема тогда не известного, не изученного струк- турного различия двух кислот — винно-каменной и винно-уксусной, которые по сво- ему химическому составу, то есть по составу элементов, образующих молекулу той и другой кислоты, были идентичны. Чарльзовская проблема — так она называлась в то время, в конце XIX века. А он не имеет возможности устроиться нигде, иначе как в лаборатории самой, наверное, скучной, которая бывает, в лаборатории или на ка- федре кристаллографии. Мне когда-то приходилось сдавать экзамен по этой дисцип- лине, так что я представляю себе очень хорошо ее большую трудность, по крайней мере, на том уровне, на котором еще я застал кристаллографию. А тот уровень со- вершенно не похож на современный. Описательный по существу, геометрический,

уровень стереометрии. Что же проделывает Пастер? Он кристаллизует обе кислоты,
рассматривает эти кристаллики в сильную лупу. Там пишут — микроскоп, но это просто сильная лупа, тубусная, то, что мы называем биологической лупой, иногда они бывают бинокулярными, с относительно небольшим увеличением. И обнаружи- вает асимметрию. Заказывает столяру две зеркальные по отношению друг к другу при- змы, изображающие кристаллы. Из дерева. И, по описанию его биографов, на извоз- чике везет их в академию, чтобы показать, чем отличаются обе кислоты.
Вот теперь, казалось бы, надо заниматься именно этой структурной химией,
так? Нет, в это время возникает совершенно другая проблема. Вино начинает кис- нуть. Возникает проблема брожения, другая задача. И решается блистательно. Он спа- сает виноделие. Возникает другая задача — самозарождения бактерий. Микробиоло- гическая проблема. Опять опыты, опять блистательное решение. Кстати, с ошибками.

444
ЛЕКЦИЯ
46
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
Кстати, когда вопрос шел о брожении, там была допущена ошибка, но проблема-то была решена.
Потом личные события. Тяжелая болезнь в семье. Ориентация на медицину. И
дальше сногсшибательное открытие, которое привело к тому, что Пастер был, ка- жется, единственным ученым, которому прижизненно ставились, во множественном числе, памятники, и при жизни Пастера его станцию называли Пастеровской. Это открытие вакцин против страшных заболеваний.
Война. Раненые умирают от гангрены. Но гангрена — это тоже процесс бро- жения. Я пересказываю идеологию Пастера. Что делать надо? Есть живые тела, ко- торые возбуждают гангрену. Надо стерилизовать материалы, обеззараживать. Эта идея передается, и от гангрены, возникающей в той обстановке, спасают. Классический случай того времени, дававший колоссальное число летальных, то есть смертель- ных, исходов. Опять — спаситель.
Попробуйте теперь составить цепочку открытий. Необыкновенное целеобразо- вание — вот что это психологически. Нет колебания в выборе. Есть зона целей. И в этой зоне всякая цель хороша. Событие — смерть, тяжелая болезнь, война разыг- равшаяся, пострадали виноделы, подвернулась химическая проблема, не правда ли?
Тотчас же фиксируется, тут же направляются действия на эту цель, и, благодаря свойствам Пастера, его особенностям, — успешное решение того, другого и третьего.
Все видел Пастер, жизнь была очень сложной. Нарушил закон, был судебный про- цесс. Умер пациент, а Пастер врачебного диплома не имел. Так врачебного диплома он, кстати, и не получил. А к целям шел очень энергично.
Ну, хорошо, вот видите, какие разные целеобразования в большой жизни. А в малой жизни? Когда мы стоим перед маленькой проблемой выбора цели, когда мо- тив наметился, когда видно, ради чего. А что именно ради этого? Здесь в микромас- штабах та же самая игра. И вот, повторяю, процесс исследования целеобразования —
это процесс малоизученный. Мне хочется думать, что экспериментально он будет изучен ближе, а сейчас можно говорить о некоторых подходах к нему, которые нам известны. Такой научной программы изучения процессов целеобразования мне не известно. Есть существенные прорывы в эту проблему, иногда в иносказаниях, в дру- гих терминах, проблему, которую, наверное, придется решать кому-то из вашего по- коления. Потому что проблема стоит.
Значит, есть положение о такой функции мотивов. Они способны определить зону целей. И через отбор из этой зоны осуществляется выбор действия. Таким обра- зом, мотивы выполняют функцию активации, включают механизмы активации.
Сами они ничего не активируют, конечно. Активируют они механизмы, толкающие действие к их реализации. Ну, а если зона мотивов возникает неопределенная, очень неопределенная? Практически даже и не возникает? Посмотрите некоторые эта- пы в жизни Дарвина. Не знаю, что делать. Не знаю, чем заняться в жизни. Ситуация не очень редкая. Не знаю, что делать в жизни вообще, какие цели перед собой ста- вить. Отсюда возникает различение, которое я хочу ввести, первое различение внут- ри мотивов.
Не всякий возникающий мотив является актуально действующим. То есть поз- воляющим осуществить целеобразование, а вместе с этим и действие. Поэтому нуж- но различать мотивы, себя не актуализировавшие, потенциальные, и мотивы ак- туальные. И, наверное, нужно допустить, что наряду с актуальными мотивами (до- пустим, что мы их знаем) есть еще один скрытый слой потенциальных мотивов. Мы их не знаем, можем не знать. Ну, а если мы очень проникновенно умеем действовать,
может, мы можем их узнавать? Нужно найти метод узнавания потенциальных моти- вов, которые не актуализированы, но которые уже существуют. Я пока могу сказать


445
МОТИВАЦИЯ
И
ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
только одно. Очень многое, что известно как возможные мотивировки человеческих действий, остается в зоне мотивов неактуализируемых, но способных к актуализации.
Вот простая иллюстрация, которую я приводил в старом-старом учебнике, давно пе- режившем себя
1
У девочки (девочка много слышит об актрисах, скажем, кино) возникает по- знавательное отношение. Во всяком случае, об этом кругом много говорят. Вы знаете все то, что рассказывают про деятелей кино, про киноактрис или про кинозвезд. Она тоже хочет быть актрисой. Но делать-то нечего. Она маленькая девочка, она учится в первом классе. Цели не выдумаешь. Ничего нельзя выбрать в ее зоне. А потом начина- ет открываться эта возможность объективно. Рождаются какие-то зоны целей и неко- торые выборы. Например, выбор участия в кружковой работе той или другой. Такая девочка куда будет направляться? Туда, где ближе к этой пока потенциальной зоне.
Ну, а потом? Потом может оказаться разное. Может оказаться, что проба этих целей, их достижение в действии приведут к разрушению самой этой потенциаль- ности, этого потенциального мотива. А может и другое произойти, очень разные судьбы мотивов, очень интересные. Может оказаться и то, что она станет поступать в соответствующий институт. Вы знаете, что там делается. Там совершенно необык- новенное количество абитуриентов собирается на каждый прием. Причем с полной внутренней убежденностью, что это как раз настоящее призвание. На самом деле там ничего нет. Следует неудача для глобального большинства. Тут какая-то мотива- ция искаженная оказалась. Потому что в искусстве нужен мотив искусства, а моти- вация известности и прочее, наоборот, скорее отведет, чем приведет, закроет так называемые способности скорее, чем откроет их.
Так что давайте пока грубо расчленим актуальные и потенциальные мотивы,
причем я буду говорить только об актуальных. Я для добросовестности отметил и потенциальные мотивы, потому что они тоже иногда выступают, и неизвестно, что с ними делать. А второе положение, которое я хотел бы ввести тоже, в качестве вспомогательного пока, — это положение, которого я отчасти касался. Это положе- ние о том, что по отношению к действию (обратите внимание), по отношению к любому действию или системе действий мотивы могут оказаться сосуществующими.
То есть осуществляющееся действие может оказаться входящим в двоякую деятель- ность и, соответственно, включенным в два или большее число мотивов. Это ис- тинное положение, об этом я говорил в прошлый раз, от нас это не зависит. Дей- ствие реализуемое, действительно, сплошь и рядом ставит нас в очень сложные разные отношения с окружающей реальностью, окружающим миром, людьми, от- ношения к обществу, к вещам, к абстрактным целям и так дальше.
И вот из этого простого положения вытекают два больших следствия. Дело в том, что действие двояко мотивировано (и вообще мотивировано N мотивов). Возьмем простой и наиболее, по-видимому, часто встречающийся случай. Мотивы вступают в этом действии в какое-то отношение друг к другу, в какую-то связь. Один, по-види- мому, реализуется, другой подчиняется тому, который является главным. Значит,
мотивы вступают, когда мы рассматриваем их по отношению к действию, в иерархи- ческие связи, в иерархические отношения друг с другом. Иерархическими называются отношения доминирования и подчинения. Сами мотивы действительно могут образо- вывать иерархии. И по отношению к действию это видно.
1
Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология: учебник для пед.
ин-тов / Под ред. А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова. М., 1956. С.358.
Во втором издании учебника (М., 1962) этот пример изменен: в нем уже идет о профессии врача, а не актрисы.