Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   55

Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
125
предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем.
К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической се(
бестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков ра(
бочих и др.).
По калькуляционным признакам затраты классифицируют по эко(
номическим элементам и статьям калькуляции.
Экономическим элементом принято называть однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат: матери(
альные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.
Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произве(
дено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за опреде(
ленный период времени.
Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислять себестоимость отдельных видов продукции, ус(
танавливать объем затрат структурных подразделений предприятия.
Для решения этих задач применяют классификацию затрат по стать(
ям калькуляции. Она позволяет определять назначение расходов и их роль, организовывать контроль над ними, выявлять качественные по(
казатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений.
Для осуществления мониторинга и управления затраты целесо(
образно также группировать и учитывать в разрезе производств, це(
хов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т.е. по местам формирования затрат и центрам ответ(
ственности. Такая группировка затрат позволяет организовать внут(
ренний коммерческий расчет и определить производственную себе(
стоимость продукции.
Анализ себестоимости проводится по следующим направлениям:
анализ затрат на 1 руб. объема продукции; анализ себестоимости про(
дукции по элементам и статьям затрат; факторный анализ себестоимо(
сти продукции методом главных компонент; анализ себестоимости важ(
нейших видов изделий.
Анализ затрат на 1 руб. объема продукции включает в себя изу(

чение динамики затрат по сравнению с предыдущим периодом, опре(
деление факторов и причин отклонений фактических затрат отчетно(
го периода от данных за предыдущий период и их количественное измерение.

126
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
При анализе себестоимости важнейших видов изделий опреде(
ляется размер абсолютных отклонений от плановой себестоимости и себестоимости прошлого года, изучается структура затрат по каль(
куляционным статьям, выявляются причины отклонений.
6.2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА 1 РУБ. ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ)
Затраты на 1 руб. объема продукции занимают в настоящее время одно из центральных мест среди показателей себестоимости продук(
ции. Показатель затрат на 1 руб. объема продукции является универ(
сальным, обобщающим показателем себестоимости продукции.
Он может быть рассчитан для любого предприятия, что очень важно при сравнительном анализе уровня себестоимости различных предпри(
ятий.
Снижение затрат на 1 руб. объема продукции характеризует ус(
пешность работы предприятия по внедрению новой техники, по(
вышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выяв(
лению и использованию внутренних резервов.
Затраты на 1 руб. показывают себестоимость одного рубля обез(
личенной продукции и определяются делением полной себестоимо(
сти отгруженной продукции на стоимость этой продукции в действу(
ющих ценах (без НДС и акцизов). Формула расчета этого показателя имеет следующий вид:
n
1
n
1
Sq
З
100,
Zq
=
×


(6.1)
где
З — затраты на 1 руб. объема продукции, коп.;
q — количество изделий каждого вида;
S — себестоимость единицы отдельных видов изделий;
Z — цена единицы изделия;
n — число наименований изделий.
В процессе анализа затрат на 1 руб. объема продукции необходимо выяснить, как они изменяются по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Уровень затрат на 1 руб. объема продукции за предыдущий и отчетный период можно исчислить по данным формы № П(1, 5(3,
1(предприятие и бухгалтерского учета. Методика анализа изменения затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим пе(
риодом представлена в табл. 6.2.

Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
127
Таблица 6.2
Динамика затрат на 1 руб. объема продукции
Показатель
Предыду( Отчетный Изменение (+, –)
щий год год в абсолют(
в %
ной сумме
А
1 2
3 4
Себестоимость отгруженной продук(
ции (работ, услуг), тыс. руб.
41 320 48 640
+7 320
+17,72
Стоимость отгруженной продукции
(работ, услуг) в действующих ценах
(без НДС, акцизов), тыс. руб.
44 540 54 500
+9 960
+22,36
Затраты на 1 руб. объема отгружен(
ной продукции (работ, услуг), коп.
92,77 89,25
–3,52
–3,79
Как видно из табл. 6.2, темпы прироста объема продукции в опто(
вых ценах опережают темпы прироста себестоимости продукции на
4,64 процентных пункта (22,36 – 17,72). В связи с этим затраты на 1 руб.
продукции снизились по сравнению с прошлым годом на 3,52 коп., или
3,79%. В результате снижения затрат на 1 руб. продукции предприя(
тие получило экономию по себестоимости в сравнении с предыдущим годом в размере 1918,4 тыс. руб. (3,52
× 54 500 : 100).
На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут оказать влияние следующие факторы: изменение структуры и ассортимента отгруженной продукции, изменение себестоимости отдельных видов продукции, изменение оптовых цен на продукцию. Влияние этих фак(
торов на изменение затрат на 1 руб. продукции можно установить спо(
собом цепной подстановки. С этой целью производится следующий расчет (табл. 6.3).
Таблица 6.3
Факорный анализ затрат на 1 руб. продукции (работ, услуг)

Показатель
Расчетные
Сумма п/п формулы
А
Б
1 2
1
Себестоимость отгруженной продукции
(работ, услуг) за предыдущий год, тыс. руб.
41 320 2
Фактически отгруженная в отчетном году товарная продукция, тыс. руб.:
а) по себестоимости предыдущего года
48 550
б) по себестоимости отчетного года
48 640
n
0 0
1
S q

n
0 1 1
S q

n
1 1 1
S q



128
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Окончание

Показатель
Расчетные
Сумма п/п формулы
А
Б
1 2
3
Объем продукции (работ, услуг) за предыду(
щии год, тыс. руб.
44 540 4
Объем продукции (работ, услуг) отчетного года в ценах предыдущего года, тыс. руб.
53 220 5
Объем продукции (работ, услуг) отчетного года в ценах, действовавших в отчетном году,
тыс. руб.
54 500 6
Затраты на 1 руб. продукции (работ, услуг)
в предыдущем году, коп. (стр. 1 : стр. 3)
92,77 7
Затраты на 1 руб. фактически выпущенной в отчетном году продукции:
а) по себестоимости и в ценах предыдущего года (стр. 2а : стр. 4), коп.
91,23
б) по себестоимости отчетного года в ценах на продукцию предыдущего года
(стр. 2б : стр. 4), коп.
91,39
в) по себестоимости и в ценах отчетного года (стр. 2б : стр. 5), коп.
89,25
Примечание. «0» и «1» — базисные и отчетные показатели.
Сущность влияния изменения структуры и ассортимента про(
дукции состоит в том, что рентабельность изделий, вырабатываемых предприятием, не одинакова. Следовательно, выпуск продукции с от(
носительно высокой рентабельностью в большем размере, чем это име(
ло место в прошлом году, вызовет снижение затрат на 1 руб. объема продукции, и наоборот, увеличение отгрузки менее рентабельной про(
дукции приведет к увеличению уровня затрат.
Для измерения величины влияния этого фактора необходимо оп(
ределить разницу между затратами на 1 руб. фактически отгруженно(
го объема продукции в отчетном году по себестоимости и в ценах пре(
дыдущего года и затратами на 1 руб. продукции предыдущего года.
n
0 0
1
Z q

n
0 1 1
Z q

n
1 1 1
Z q

n
0 0
1
n
0 0
1
S q
100
Z q
×


n
0 1
1
n
0 1
1
S q
100
Z q
×


n
1 1 1
n
0 1
1
S q
100
Z q
×


n
1 1 1
n
1 1 1
S q
100
Z q
×



Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
129
Влияние фактора структуры и ассортимента продукции на из(
менение затрат на 1 руб. продукции определяется по формуле n
n
0 1 0
0 1
1 1
n n
0 1 0
0 1
1
S q
S q
З
100 100.
Z q
Z q
∆ =
×

×




Под влиянием изменения структуры и ассортимента продукции затраты на 1 руб. продукции снизились на 1,54 коп. (91,23 – 92,77),
а сумма экономии на весь объем продукции составила 839,3 тыс. руб.
(1,54
× 54500 : 100).
Снижение себестоимости отдельных изделий является основным фактором снижения уровня затрат на 1 руб. продукции. Однако этот ресурсосберегающий фактор на многих предприятиях еще не занял преобладающего места в обеспечении роста прибыли и повышения рен(
табельности производства. Величина влияния этого фактора на изме(
нение уровня затрат на 1 руб. продукции исчисляется путем со(
поставления фактических затрат на 1 руб. продукции отчетного года в оптовых ценах предыдущего года с затратами на 1 руб. продукции предыдущего года, пересчитанными на фактический объем и ас(
сортимент продукции отчетного года, по формуле n
n
1 1 0 1 1
1 2
n n
0 1 0 1 1
1
S q
S q
З
100 100.
Z q
Z q
∆ =
×

×




Под влиянием повышения себестоимости отдельных видов из(
делий затраты на 1 руб. продукции выросли на 0,16 коп. (91,39 – 91,23),
а себестоимость продукции увеличилась на 87,2 тыс. руб. (0,16
×
× 54 500 : 100).
На уровень затрат на 1 руб. продукции оказывает влияние измене(
ние цен на готовую продукцию. Причем зависимость здесь обратная.
При снижении оптовых цен на продукцию при прочих равных усло(
виях увеличиваются затраты на 1 руб. продукции, и наоборот, при их увеличении уровень затрат снижается. Величина влияния фактора из(
менения цен на уровень затрат определяется путем сопоставления за(
трат на 1 руб. фактически отгруженной продукции в ценах, действу(
ющих в отчетном году, с затратами на 1 руб. той же продукции в ценах предыдущего года. Расчет выполняется по формуле


130
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
n n
1 1 1 1 1
1 3
n n
1 1 0 1 1
1
S q
S q
З
100 100.
Z q
Z q
∆ =
×

×




Под влиянием повышения цен на продукцию затраты на 1 руб.
продукции снизились на 2,14 коп. (89,25 – 91,39).
Совокупное влияние рассмотренных факторов на изменение уров(
ня затрат на 1 руб. продукции и себестоимости продукции представлено в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Результаты влияния факторов
Причины изменения затрат
Размер
Сумма на 1 руб. продукции изменения экономии или затрат повышения на 1 руб. про(
себестоимости,
дукции, коп.
тыс. руб.
А
1 2
Изменение структуры и ассортимента продукции
–1,54
–839,3
Повышение себестоимости отдельных видов продукции
+0,16
+87,2
Повышение оптовых цен на продукцию
–2,14
×
Итого
–3,52
–752,1
Как видно из таблицы, снижение уровня затрат на 1 руб. продук(
ции было обусловлено увеличением доли отгрузки более рентабель(
ных изделий и повышением оптовых цен на продукцию. Повыше(
ние себестоимости изделий привело к росту затрат на 1 руб.
продукции.
При отсутствии данных о показателях объема продукции (работ,
услуг) отчетного года, пересчитанных по себестоимости, ценам и та(
рифам предыдущего года, факторный анализ уровня затрат на 1 руб.
объема продукции можно выполнить другим способом, используя дан(
ные форм № 1(предприятие и № 5. Исходная формула расчета затрат на 1 руб. продукции имеет следующий вид:
З = ОЗ : Q,
(6.2)
где
З — затраты на 1 руб. объема, коп.;
ОЗ — общие затраты на производство и реализацию продукции;
Q — объем продукции (работ, услуг).

Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
131
Исходную формулу расчета затрат на 1 руб. объема продукции можно преобразовать, представив общую сумму затрат на производ(
ство и реализацию продукции ее слагаемыми в поэлементном разрезе:
ОЗ
М
U
О
А
ПЗ
З=
,
Q
Q
Q
Q
Q
Q


=
+
+
+
+




где
М — материальные затраты;
U — затраты на оплату труда;
О — отчисления на социальные нужды;
А — аммортизация;
ПЗ — прочие затраты.
Из этой факторной модели следует, что на уровень затрат на 1 руб.
объема продукции оказывают влияние следующие факторы: измене(
ние материалоемкости, зарплатоемкости и амортизациоемкости про(
дукции, а также величина отчислений на социальные нужды и прочих затрат на 1 руб. объема продукции. Результаты влияния этих факто(
ров на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции приведены в табл. 6.5.
Таблица 6.5
Результаты влияния факторов

Показатель
Обозна(
Предыду( Отчетный Изменение п/п чение щий год год
(+, –)
1
Материалоемкость продукции,
коп.
M : Q
55,66 56,70
+1,04 2
Зарплатоемкость продукции,
коп.
U : Q
31,65 27,28
–4,37 3
Отчисления на социальные нужды на 1 руб. продукции, коп.
O : Q
3,82 3,52
–0,30 4
Амортизациемкость продук(
ции, коп.
A : Q
1,21 1,32
+0,11 5
Прочие затраты на 1 руб.
продукции, коп.
ПЗ : Q
0,61 0,63
+0,02 6
Общие затраты на 1 руб.
продукции, коп.
OЗ : Q
92,95 89,45
–3,50
Как видно из таблицы, затраты на 1 руб. объема продукции в от(
четном году снизились по сравнению с предыдущим годом на 3,50 коп.
Это было обусловлено снижением затрат на оплату труда на 4,37 коп.
и отчислений на социальные нужды на 0,30 коп. на 1 руб. объема про(
дукции. Вместе с тем повышение материальных затрат на 1,04 коп.,