Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
181
Как видно из табл. 6.24, в предыдущем году необходимо было peaлизовать продукцию на сумму 34 852 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактичес(
кая выручка в прошлом году составила 57 800 тыс. руб., т.е. запас фи(
нансовой устойчивости составил 22 948 тыс. руб., или 39,7%.
В отчетном году запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме снизился на 359 тыс. руб., или на 1,6%, что связано с разнона(
правленным влиянием изменения порога прибыли и объема продаж продукции: при снижении объема продаж на 3610 тыс. руб. порог при(
были уменьшился на 3251 тыс. руб.
Вместе с тем относительная величина запаса финансовой устой(
чивости возросла на 2 пункта, что связано с возрастанием суммы и доли маржинального дохода в результате снижения переменных расходов на 11,3%. Предприятию необходимо постоянно следить за уровнем за(
паса финансовой устойчивости, выяснять величину порога прибыли,
меньше которого не должна снижаться выручка от реализации про(
дукции предприятия.
Связь прибыли с коэффициентом запаса финансовой устойчиво(
сти и уровнем маржинального дохода можно установить с помощью следующей формулы:
ФУ
P
МД
Р, %
З
,
Q
=
×
Р, % = (22 000 : 54 190)
× 41,7% = 16,92%.
При коэффициенте запаса финансовой устойчивости 41,7% и уров(
не маржинального дохода 0,406 организация получит прибыль в раз(
мере 16,92% выручки от продажи продукции, или 9171 тыс. руб. Сле(
довательно, увеличение уровня маржинального дохода или запаса финансовой устойчивости будет способствовать увеличению суммы прибыли.
Создание и функционирование любого предприятия представляет процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной осно(
ве с целью извлечения прибыли.
Возрастание прибыли, достигаемое в процессе управления фи(
нансовыми ресурсами, вложенными в активы предприятия, харак(
теризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа (ры(
чага).
Леверидж понимается как фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показа(
телей, в частности прибыли и рентабельности. Существует три вида левериджа: производственный (операционный), финансовый и про(

182
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
изводственно(финансовый. Наличие трех видов левериджа обусловли(
вается тем, что прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации и расходами двух типов — производственного и финан(
сового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и до(
лей каждого из этих типов расходов можно управлять.
Величина прибыли зависит от многих факторов. С позиции фи(
нансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние:
1) степень использования предоставленных предприятию финан(
совых ресурсов;
2) их структура.
Первый момент находит отражение в формировании себестоимо(
сти продукции. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется техникой и тех(
нологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение величины и структуры себестоимости, а также объема продукции су(
щественно влияет на величину прибыли. Эта взаимосвязь и характе(
ризуется категорией производственного левериджа.
Итак, производственный леверидж — это потенциальная возмож(
ность влиять на прибыль путем изменения размера, структуры се(
бестоимости и объема продукции.
Второй момент находит отражение в соотношении собственных и долгосрочных заемных средств как источников финансирования, це(
лесообразности их использования. Использование заемных средств связано с определенными, порой значительными, издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привле(
ченными долгосрочными финансовыми ресурсами, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.
Итак, финансовый леверидж — потенциальная возможность вли(
ять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры источников финансирования.
Обобщающей категорией является производственнофинансо
вый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показате(
лей:
— выручки;
— расходов производственного и финансового характера;
— прибыли.
Анализ этой взаимосвязи, т.е. количественная оценка уровня ле(
вериджа, выполняется с помощью рассмотренного выше метода, из(


Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
183
вестного в финансовом анализе как метод «мертвой точки», точки безубыточности, порога прибыли.
На основе метода определения точки безубыточности формула влияния производственного (операционного) левериджа (рычага) при(
нимает следующий вид:
— на сумму прибыли:
Р = Ц
× q – ПP
y
× q – ПЗ;
(6.24)
— на уровень рентабельности продаж (оборота):
у у
Q
Р
Ц q ПР
q ПЗ
ПР
q
Р
Ц q
ПЗ
К
Ц q
Ц q
Ц q
Ц q
Ц q
× −
× −
×
×
=
=
=


=
×
×
×
×
×
ПРу
ПЗ
1
Ц
Ц q
= −

×
(6.25)
Таким образом, три основные составляющие производственного рычага, на которые можно оказать влияние, следующие:
1) постоянные затраты;
2) переменные затраты;
3) объем продаж: цена и количество.
Все они в той или иной форме связаны с объемом реализации.
Покажем эффект на сумму прибыли и уровень рентабельности от из(
менения всех трех элементов, меняя первоначальные условия в нашем примере.
Влияние на сумму прибыли изменения величины постоянных зат(
рат устанавливается по следующей формуле
∆Р = (q
0
× Ц
0
– q
0
× ПР
у0
– ПЗ
1
) –
– (q
0
× Ц
0
– q
0
× ПР
у0
– ПЗ
0
).
(6.26)
При снижении величины постоянных затрат на 50 тыс. руб. сумма прибыли увеличилась на 50 тыс. руб.:
∆Р = (18 850 – 11 700 – 1900) – (18 850 – 11 700 – 1950) = 50 (тыс. руб.).
Анализ влияния фактора переменных издержек на величину при(
были производится по формуле
∆Р = (q
0
× Ц
0
– q
0
× ПР
у1
– ПЗ
0
) –
– (q
0
× Ц
0
– q
0
× ПР
у0
– ПЗ
0
).
(6.27)
При снижении переменных расходов на единицу продукции на
1000 руб. сумма прибыли увеличилась на 1300 тыс. руб.:
∆Р = (18 850 – 10 400 – 1950) –
– (18 850 – 11 700 – 1950) = 1300 (тыс. руб.).

184
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Влияние изменения цены на сумму прибыли определяется по фор(
муле
∆Р = (q
0
× Ц
1
– q
0
× ПР
у0
– ПЗ
0
) –
– (q
0
× Ц
0
– q
0
× ПР
у0
– ПЗ
0
).
(6.28)
В нашем примере в результате снижения цены на единицу про(
дукции на 500 руб. сумма прибыли снизилась на 650 тыс. руб.:
∆Р = (18200 – 11 700 – 1950) –
– (18850 – 11700 – 1950) = –650 (тыс. руб.).
Наконец, влияние изменения объема продаж продукции на сум(
му прибыли может быть исчислено по следующей формуле:
∆Р = (q
1
× Ц
0
– q
1
× ПР
у0
– ПЗ
1
) –
– (q
0
× Ц
0
– q
0
× ПР
у0
– ПЗ
0
).
(6.29)
При увеличении объема продаж на 200 наборов мягкой мебели сумма прибыли возросла на 1100 тыс. руб.:
∆Р = (21 750 – 13 500 – 1950) –
– (18 850 – 11700 – 1950) = 1100 (тыс. руб.).
Уровень рентабельности реализации в отчетном периоде:
Q
Р
9000 1 950 000
К
1 100 27,59%.
14 500 18 850 000


= −

×
=




Рассмотрим эффект снижения постоянных затрат. Если пред(
приятие может снизить постоянные затраты, решительно урезав на(
кладные расходы или используя имеющееся оборудование более ин(
тенсивно, величину минимального безубыточного объема можно значительно снизить и повысить уровень рентабельности реализации продукции:
1
Q
Р
9000 1 900 000
К
1 100 27,85%.
14 500 18 850 000


= −

×
=




В результате снижения суммы постоянных затрат на 50 тыс. руб.,
или на 2,6%, уровень рентабельности повысился на 0,26 пункта (27,85 –
– 27,59).
Эффект снижения переменных затрат. Если предприятие спо(
собно уменьшить переменные затраты на производство, увеличив тем самым маржинальный доход от каждой единицы продукции, то такое изменение может одновременно повлиять и на величину прибыли, и на точку безубыточности. Предположим, что переменные затраты на еди(


Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
185
ницу продукции (набор мягкой мебели) снизились с 9000 до 8000 руб.
В этом случае уровень рентабельности реализации
2
Q
Р
8000 1 950 000
К
1 100 34,48%.
14 500 18 850 000


= −

×
=




или повысится по сравнению с первоначальным вариантом на
6,89 пункта (34,48 – 27,59).
Эффект снижения цены. Изменения переменных и постоянных затрат большей частью находятся под контролем предприятия. В про(
тивоположность этому изменения цен в значительной мере зависят от конкурентной среды. В результате изменившиеся цены влияют не только на уровень рентабельности реализации, но и на объем продук(
ции. Следует ожидать вероятных изменений объема реализации в ре(
зультате колебаний цен.
Увеличение цены может негативно отразиться на объеме продук(
ции, которую предприятию трудно продать в условиях конкуренции,
и такое воздействие на цену может, фактически, вылиться в снижение суммы прибыли. И наоборот, снижение цены может скомпенсировать потерянную маржу от каждой единицы продукции и сумму прибыли за счет увеличения объема продаж.
Рассмотрим влияние изменения цены на единицу продукции (на(
бор мягкой мебели) на уровень рентабельности реализации. Допустим,
цена одного набора мебели снизилась на 500 руб. и составила 14 000 руб.
Уровень рентабельности реализации 1300 наборов мебели
3
Q
Р
9000 1 950 000
К
1 100 25,00%.
14 000 18 200 000


= −

×
=




По сравнению с первоначальным вариантом он снизился на 2,59
пункта (25,0 – 27,59).
Снижение цены привело к повышению покупательского спроса, что позволило увеличить объем продаж продукции на 500 единиц и повы(
сить уровень рентабельности реализации на 0,38 пункта (27,97 – 27,59):
4
Q
Р
9000 1 950 000
К
1 100 27,97%.
14 000 25 200 000


= −

×
=




Эффект операционного рычага (Э
ор
) принято измерять следую(
щим показателем:
Э
ор
= ТР : Tq,
(6.30)
где
ТР — темп изменения прибыли, %;
Tq — темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.

186
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Исходную формулу расчета можно представить в таком виде:
ор
TP
P : P
H P
P q
Э
:
Tq q : q q q
P
q


∆ ×
=
=
=
=


× ∆
(6.31)
Путем несложных преобразований данную формулу можно при(
вести к более простому виду. Для этого используем приведенные обозначения и иное представление формулы (6.15):
P = Ц
× q – ПP
y
× q – ПЗ,
или
P = (Ц – ПP
y
)
× q – ПЗ.
Так как значение (Ц – ПP
y
) представляет собой маржинальный доход на одно изделие (МД
y
), то формула примет вид
P = МД
y
× q – ПЗ.
Отсюда
∆Р = (МД
у0
× q
1
– ПЗ
0
) – (МД
У0
× q
0
– ПЗ
0
).
Раскрыв скобки, получим
∆Р = МД
у0
× q
1
– МД
У0
× q
0
или
∆Р = МД
у0
× (q
1
– q
1
) = МД
У0
× ∆q.
Подставим это выражение в (6.30):
0 0
у у
ор
МД
q q
МД
q
P q
МД
Э
P
q
P
q
P
Р
× ∆ ×
×
∆ ×
=
=
=
=
× ∆
× ∆
(6.32)
Экономический смысл операционного рычага состоит в том, что он показывает степень чувствительности прибыли организации к изменению объема производства. В организации с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительное изменение объема про(
изводства может привести к существенному изменению суммы при(
были.
Более высокое значение этого показателя обычно характерно для организаций с относительно более высоким уровнем технической ос(
нащенности. Точнее, чем выше уровень условно(постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше эффект опе(
рационного рычага. Таким образом, организация, повышающая свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расхо(
дов, одновременно увеличивает и эффект операционного рычага.


Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
187
Организации с относительно более высоким эффектом опера(
ционного рычага рассматриваются как более рискованные с позиции производственного риска. Под последним понимается риск недополу(
чения валового дохода, т.е. возникновения ситуации, когда организа(
ция не может покрыть свои расходы производственного характера.
Проанализируем эффект операционного рычага на примере двух предприятий исходя из следующих данных (табл. 6.25).
Таблица 6.25
Исходные данные для расчета эффекта операционного рычага
Показа(
Объем
Выручка
Перемен(
Постоян(
Полная
Прибыль тель реализа(
от реали(
ные рас(
ные затра( себестои(
руб.
ции, ед.
зации, руб. ходы, руб.
ты, руб.
мость, руб.
Органи(
30 000 90 000 60 000 20 000 80 000 10 000
зация «А»
33 000 99 000 66 000 20 000 86 000 13 000
Органи(
30 000 90 000 45 000 36 000 81 000 9 000
зация «Б»
33 000 99 000 49 500 36 000 85 500 13 500
Эффект операционного рычага при увеличении объема реализации с 30 тыс. до 33 тыс. ед. по каждой организации составит:
А) ор
[(13 000 10 000) :10 000] 100 30%
Э
3,0,
[(33 000 30 000) : 30 000] 100 10%

×
=
=
=

×
Б) ор
[(13 500 9000) : 9000] 100 50%
Э
5,0.
[(33 000 30 000) : 30 000] 100 10%

×
=
=
=

×
Приведенные расчеты показывают, что большее значение эффект операционного рычага имеет в организации «Б». Эта организация име(
ет и больший уровень условно(постоянных расходов, приходящихся на 1 руб. переменных расходов. Так, при объеме реализации в 30 000 ед.
у организации «А» этот показатель равен 0,3 (20 000 : 60 000), а у орга(
низации «Б» – 0,8 (36 000 : 45 000). Следовательно, организация «Б»
более чувствительна к изменению объема реализации продукции. Это видно и по размаху его прибыли при изменении объема реализации.
Экономический смысл показателя эффекта операционного рычага в данном случае будет заключаться в том, что если каждая из органи(
заций планирует увеличить объем реализации на 10% (с 30 тыс. до
33 тыс. ед.), это будет сопровождаться увеличением прибыли: у орга(
низации «А» на 30%, а у организации «Б» на 50%. Заметим, что ана(
логичная ситуация будет наблюдаться и в случае, если произойдет сни(
жение объема реализации по отношению к базовому уровню.

188
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Для того чтобы положительный эффект операционного рычага начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточ(
ный размер маржинального дохода для покрытия своих постоянных затрат. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать посто(
янные затраты независимо от конкретного объема реализации продук(
ции. Поэтому чем выше сумма постоянных затрат и их доля в общей сумме издержек, тем при прочих равных условиях оно позже достиг(
нет точки безубыточности своей деятельности.
Наибольшее положительное воздействие операционного рычага достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточ(
ности. По мере дальнейшего наращения объема реализации продук(
ции и удаления от точки безубыточности эффект операционного ры(
чага начинает снижаться.
Механизм операционного рычага имеет и обратную направлен(
ность — при снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли. Причем по мере прибли(
жения к точке безубыточности в обратном направлении негативный эффект темпов снижения прибыли по отношению к темпам снижения объема реализации продукции будет возрастать.
6.6. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ
ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ИЗДЕЛИЙ
В целях выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо углубленно изучить себестоимость важнейших видов из(
делий, выпускаемых предприятием, выявить соблюдение норм затрат по отдельным видам расходов и определить причины отклонений от установленных норм.
Источником информации для проведения анализа себестоимости изделия может служить отчетная калькуляция, состоящая из трех раз(
делов: в первом приводятся данные о себестоимости по статьям расхо(
дов, во втором раскрываются материальные затраты, в третьем — за(
траты по основной заработной плате.
При анализе себестоимости отдельных видов продукции фак(
тические расходы в целом и по отдельным статьям сравниваются с пла(
новыми показателями и с данными предыдущего года. В результате такого сравнения устанавливаются возможные резервы дальнейшего снижения себестоимости. Анализ себестоимости важнейших изделий целесообразно вести на основе аналитической табл. 6.26.
Данные таблицы показывают, что по сравнению с предыдущим годом себестоимость изделия «А» снизилась на 81 руб. Это произо(
шло в результате более экономного расходования материальных ре(


Глава 6. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
189
сурсов, средств на оплату труда, сокращения общепроизводственных,
коммерческих и прочих расходов. Вместе с тем повысились расходы на топливо и энергию, на содержание и эксплуатацию оборудования,
на общехозяйственные нужды.
Таблица 6.26
Динамика себестоимости изделия «А»
Отчетная калькуляция
Наименование изделия: изделие «А»
Калькуляционная единица: 1 изделие
Выпуск по плану: 100 шт.
Выпуск по отчету: 105 шт.
Оптовая цена: 5000 руб.
Наименование статьи
Себестоимость, руб.
Отклонение (+, –)
за прош( по плану факти(
от прош( от плана лый год отчетно(
чески лого года го года за отчет(
ный год
А
1 2
3 4
5
Сырье и материалы
1 792,40 1 683,10 1 773,90
–18,50
+90,80
Возвратные отходы
18,80 17,00 17,90
–0,90
+0,90
Покупные изделия и полуфабрикаты
956,10 902,00 902,00
–54,10

Топливо и энергия на техно(
логические нужды
26,00 25,00 29,00
+3,00
+4,00
Основная и дополнительная заработная плата производ(
ственных рабочих
496,60 431,00 471,20
–25,10
+40,20
Расходы по освоению
19,20 10,00 10,00
–9,20

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
432,00 390,00 438,00
+6,00
+48,00
Общепроизводственные расходы
546,00 513,30 540,00
–6,00
+26,70
Общехозяйственные расходы
422,40 394,10 466,50
+44,10
+72,40
Потери от брака
20,90
×
10,00
–10,90
+10,00
Прочие производственные расходы
58,90 40,00 50,00
–8,90
+10,00
Итого производственная себестоимость
4 751,70 4 371,50 4 672,70
–79,00
+301,20
Коммерческие расходы
14,30 13,50 12,30
–2,00
–1,20
Полная себестоимость
4 766,00 4 385,00 4 685,00
–81,00
+300,00

190
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
По сравнению с планом на отчетный год по всем статьям затрат был допущен перерасход. Сумма общего превышения фактической себестоимости изделия над плановой составила 300 руб., или 6,84%.
Постатейный анализ себестоимости изделий следует проводить с использованием дополнительных плановых и отчетных показателей.
Так, для анализа материальных затрат следует привлечь данные II раз(
дела отчетной калькуляции, в котором раскрываются затраты матери(
алов и полуфабрикатов (табл. 6.27).
Таблица 6.27
Раскрытие затрат материалов и полуфабрикатов
Наименование материалов
По плану
Фактически
Отклонение и полуфабрикатов на отчетный год за отчетный год от плана (+, –)
количе(
сумма количе(
сумма количе(
сумма ство, кг руб.
ство, кг руб.
ство, кг руб.
А. Материалы
1. Прокат черного металла
66 475,20 68 496,40
+2
+21,20 2. Прокат цветного металла
13 123,50 14 137,20
+1
+13,70
Б. Покупные полуфабрикаты
1. Чугунное литье
116 243,60 116 243,60


2. Поковки
60 174,00 60 174,00


Сумма затрат на материалы и полуфабрикаты, израсходованные на изготовление изделия, зависит от норм расхода и цен. Причиной увеличения себестоимости по материалам и полуфабрикатам может быть превышение установленных норм расхода или плановой себес(
тоимости заготовленных материалов. Нарушение норм расхода мате(
риальных ресурсов может быть обусловлено поступлением материа(
лов с отклонениями от установленных стандартов и технических условий; заменой одних видов, сортов и типоразмеров материалов дру(
гими; нарушением технологического процесса; изготовлением загото(
вок с излишне большими припусками на обработку и др.
Отклонение в заготовительной себестоимости материалов и по(
луфабрикатов может быть вызвано изменением цен и транспортно(
заготовительных расходов.
Влияние отклонения фактического удельного расхода от норм определяется путем умножения разницы между количеством фак(
тически израсходованного материала по сравнению с установленной нормой на плановую цену.
Изменения фактических затрат на материалы от установленных вследствие имевшего место в анализируемом периоде колебания цен выявляются путем умножения разницы в ценах на фактически израс(
ходованное количество материалов.