Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   55

Глава 1. Анализ финансовых результатов
221
году (9170 : 10170
× 100) и 91,3% в прошлом году (8540 : 9350 × 100).
Несмотря на снижение доли прибыли от основной деятельности по сравнению с прошлым годом на 1,1 пункта (90,2 – 91,3) ее прирост в аб(
солютной сумме составил 630 тыс. руб., или 7,4%. Это произошло по(
тому, что темпы снижения себестоимости продукции опередили тем(
пы снижения объема продаж в отпускных ценах. Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг снизилась по сравнению с прошлым годом на 6,2% (93,8 – 100,0), а полная себестоимость реализации — на
8,6% (45020 : 49260
× 100 – 100). Наиболее значительно снизилась пере(
менная часть себестоимости — на 11,3% (32190 : 36295
× 100 – 100). В ре(
зультате этого валовая прибыль увеличилась на 495 тыс. руб., или на
2,3%. Расхождение в темпах снижения объема продаж и себестоимости объясняется сдвигами в структуре реализованной продукции в сторону увеличения удельного веса более рентабельной продукции.
Рис. 1.1. Модель формирования финансового результата

222
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Таблица 1.1
Динамика выручки от продажи продукции (работ, услуг),
ее себестоимости и прибыли
Наименование Предыдущий Отчетный Отклонение
Темп показателя год год (+, –)
дина(
тыс.
%
тыс.
%
тыс.
по мики,
руб.
к итогу руб.
к итогу руб.
струк(
%
туре
А
1 2
3 4
5 6
7
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от про(
дажи товаров, продукции,
работ, услуг (за минусом
НДС, акцизов и аналогич(
ных обязательных пла(
тежей)
57 800 54 190
–3 610 93,8
Себестоимость продан(
ных товаров, продукции,
работ, услуг
36 295 32 190
–4 105 88,7
Валовая прибыль
21 505 22 000
+495 102,3
Коммерческие расходы
3 547 3 466
–81 97,7
Управленческие расходы
9 418 9 364
–54 99,4
Прибыль (убыток)
от продаж
8 540 91,3 9 170 90,2
+630
–1,1 107,4
II. Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
110 1,2 200 2,0
+90
+0,8 181,8
Проценты к уплате


50 0,5
+50
+0,5

Доходы от участия в других организациях
400 4,3 470 4,6
+70
+0,3 117,5
Прочие доходы
850 9,1 830 8,2
–20
–0,9 97,6
Прочие расходы
550 5,9 450 4,5
–100
–1,4 81,8
Прибыль (убыток)
до налогообложения
9 350 100,0 10 170 100,0
+820 108,8
Отложенные налоговые активы
20 0,2 25 0,2
+5

125,0
Отложенные налоговые обязательства
(859)
(9,2)
(941)
(9,3)
(+82)
(+0,1) (109,5)
Текущий налог на прибыль
(2 431) (26,0)
(2 644) (26,0) (+213)

(108,8)
Чистая прибыль (убыток)
отчетного года
6 080 65,0 6 610 65,0
+530

108,7
Справочно.
Постоянные налоговые обязательства (активы)
1 026 1 118


Глава 1. Анализ финансовых результатов
223
Окончание
Наименование Предыдущий Отчетный Отклонение
Темп показателя год год (+, –)
дина(
тыс.
%
тыс.
%
тыс.
по мики,
руб.
к итогу руб.
к итогу руб.
струк(
%
туре
А
1 2
3 4
5 6
7
Базовая прибыль
(убыток) на акцию
0,40 0,45
Положительный результат, полученный от финансовой деятель(
ности, позволил предприятию увеличить сумму прибыли отчетного года по сравнению с прошлым годом на 110 тыс. руб. (90 – 50 + 70),
или на 1,2% (110 : 9350
× 100).
От реализации основных средств и иного имущества, а также от внереализационных операций получен положительный финансовый результат, обеспечивший прирост прибыли отчетного года на
80 тыс. руб. [(–20 – (–100)], или на 0,9% (80 : 9350
× 100).
Чистая прибыль в отчетном году увеличилась по сравнению с пре(
дыдущим годом на 530 тыс. руб., или на 8,7% и составила 6610 тыс. руб.
1.2. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ
Предыдущий структурный анализ прибыли до налогообложения показал, что основным источником ее формирования на рассматрива(
емом предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции,
работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельно(
сти предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обра(
щения. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции:
P
Q
= Q
P
– S – K,
(1.1)
где
Q
Р
— выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
S — себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;
К — коммерческие расходы.
Если в соответствии с учетной политикой предприятия управлен(
ческие (общехозяйственные) расходы списываются с кредита счета 26
в дебет счета 90, то они отражаются в форме № 2 по отдельной строке.
В этом случае сумма прибыли (убытка) от продаж определяется по формуле
P
Q
= Q
P
– S – K – У,
(1.2)
где
У — управленческие расходы.

224
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгруз(
ки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продук(
ции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (фак(
торинг, овердрафт).
Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализа(
ции прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних фак(
торов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров,
продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них. Для ознаком(
ления с основными показателями, характеризующими динамику реа(
лизации товаров, продукции, работ, услуг и прибыли, следует обра(
титься к данным формы № 2 (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Анализ динамики объема реализации и прибыли

Показатели
Предыдущий Отчетный год п/п год (базис)
по ценам фактически и себестои(
мости предыдущего года
1
Выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг
(без НДС и акцизов), тыс. руб.
57 800 53 750 54 190 2
Полная себестоимость продан(
ных товаров, продукции, работ,
услуг, тыс. руб.
49 260 45 320 45 020 3
Результат: прибыль, тыс. руб.
8 540 8 430 9 170 4
Уровень рентабельности реализо(
ванной продукции
(стр. 3 : стр. 1
× 100), %
14,78 15,68 16,92 5
Уровень рентабельности затрат
(стр. 3 : стр. 2
× 100), %
17,34 18,60 20,37
Сравнение динамики объема продаж продукции, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости, показывает, что при сни(
жении объема реализации в оптовых ценах на 6,25% (54190 : 57800
×
× 100 – 100) объем реализации в оценке по полной себестоимости сни(
зился на 8,61 % (45020 : 49260
× 100 – 100).


Глава 1. Анализ финансовых результатов
225
Это привело к увеличению суммы прибыли от продаж по сравне(
нию с прошлым годом на 630 тыс. руб. (9170 – 8540), или на 7,38%.
На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние изменение объема и структуры реализованной продукции, ее полной себестоимости и оптовых цен.
Между изменением объема реализации и размером полученной при(
были существует прямая пропорциональная зависимость при реализа(
ции рентабельной продукции и обратная зависимость при реализации убыточной. Увеличение объема реализации рентабельной продукции при(
водит к увеличению массы прибыли. Влияние изменения объема реали(
зации на сумму прибыли можно определить по следующей формуле
∆P
QP
= P
0
× K
1,2
– P
0
, или
∆P
QP
= P
0
× (K
1,2
– 1),
(1.3)
где
∆P
QP
— прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реа(
лизации;
P
0
— прибыль за предыдущий год;
K
1,2
— коэффициент изменения объема реализации.
Этот показатель может определяться путем отношения объема реализации отчетного года к объему реализации предыдущего года в со(
поставимых ценах (в ценах предыдущего года) по формуле
P
1,0 1
P
0
Q
K
,
Q
=
(1.4)
где
P
1,0
Q
— фактический объем реализации за отчетный год в ценах преды(
дущего года;
P
0
Q
— объем реализации за предыдущий год.
Либо он может определяться исходя из объема реализации в оцен(
ке по полной себестоимости предыдущего года по формуле
1,0 2
0
S
K
,
S
=
(1.5)
где
S
1,0
— полная себестоимость фактически реализованных товаров, про(
дукции, работ, услуг за отчетный год в ценах и тарифах предыду(
щего года;
S
0
— полная себестоимость реализации предыдущего года.
В нашем примере коэффициент изменения объема реализации в сопоставимых оптовых ценах по сравнению с прошлым годом
К
1
= 53750 : 57800 = 0,9299,
а в оценке по полной себестоимости предыдущего года:
К
2
= 45320 : 49260 = 0,9200.
Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценке реализации продукции в оптовых ценах составит

226
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
∆P
QP
= P
0
× К
1
– P
0
= 8540
× 0,9299 – 8540 =
= 7941 – 8540 = –599 тыс. руб., или
P
P
Q

= 8540 (–0,0701) = –599 тыс. руб.,
а при оценке реализации продукции по полной себестоимости составит:
∆P
QP
= P
0
× К
2
– P
0
= 8540
× 0,9200 – 8540 =
= 7857 – 8540 = –683 тыс. руб., или
P
P
Q

= 8540
× (–0,08) = –683 тыс. руб.,
Таким образом, за счет падения объема реализации в отчетном году по сравнению с прошлым годом в оптовых ценах на 0,0701 и в оценке по полной себестоимости на 0,08 пункта прибыль от реализации про(
дукции уменьшилась соответственно на 599 тыс. и 683 тыс. руб.
На прибыль от реализации оказывают влияние сдвиги в структу(
ре и ассортименте реализации товаров, продукции, работ, услуг. Из(
менение структуры и ассортимента реализации влияет на прибыль по(
тому, что рентабельность различных изделий и видов работ, услуг неодинакова. При увеличении в составе реализации доли изделий и ви(
дов работ, услуг с рентабельностью выше средней по предприятию сум(
ма прибыли увеличивается, и наоборот. Влияние на прибыль измене(
ния против прошлого года ассортимента и структуры реализации
(оборота) можно определить по формуле
∆Р
С
= Р
1,0
– Р
0
· К
1,2
, или
∆Р
С
= (P
1,0
– P
0
) –
∆P
QP
,
(1.6)
где
∆P
C
— прирост прибыли в результате изменения структуры и ассорти(
мента реализации продукции;
Р
1,0
— прибыль, полученная от фактически реализованной продукции в отчетном году в ценах и по себестоимости предыдущего года.
Влияние этого показателя в нашем примере при оценке объема реализации в оптовых ценах составит:
∆Р
С
= 8430 – 8540 · 0,9299 = +489 тыс. руб., или
∆Р
С
= 8430 – 8540 – (–599) = +489,
а при оценке по полной себестоимости составит:
∆Р
С
= 8430 – 8540 · 0,9200 = +573 тыс. руб., или
∆Р
С
= 8430 – 8540 – (–683) = +573 тыс. руб.
Следовательно, благодаря увеличению доли более рентабельной продукции в общем объеме реализации прирост прибыли составил 489,
или 573 тыс. руб. Существенное влияние на сумму прибыли может оказать изменение полной себестоимости реализации товаров, продук(
ции, работ, услуг. Между уровнем себестоимости и прибылью наблю(
дается обратная зависимость. Снижение себестоимости реализации


Глава 1. Анализ финансовых результатов
227
приводит к увеличению суммы прибыли, и наоборот. Это связано с тем,
что сумма прибыли определяется как разность между стоимостью реализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах и их полной себестоимостью.
Влияние изменения себестоимости реализации на сумму прибы(
ли определяется путем сравнения фактической полной себестоимости реализации отчетного года с фактическим объемом реализации от(
четного года, но по себестоимости предыдущего года по формуле
∆S = S
1
– S
1,0
,
(1.7)
где
∆S — прирост (уменьшение) полной себестоимости реализации;
S
1
— фактическая полная себестоимость реализации отчетного года;
S
1,0
— известно.
В нашем примере полная себестоимость реализации в отчетном году составила 45 020 тыс. руб., а по себестоимости предыдущего года —
45 320 тыс. руб., т.е. получена экономия в сумме 300 тыс. руб.:
∆S = 45 020 – 45 320 = –300 тыс. руб.,
а
∆Р
S
= +300 тыс. руб.
Следовательно, прибыль (
∆Р
S
) увеличилась на 300 тыс. руб.
Величина прибыли находится в прямой зависимости от измене(
ния оптовых цен на товары, продукцию и тарифов на работы и услуги,
поскольку представляет собой разницу между стоимостью реализации в оптовых ценах и ее полной себестоимостью.
Влияние на прибыль изменения оптовых цен и тарифов опреде(
ляется путем сравнения объема реализованных в отчетном году това(
ров, продукции, работ, услуг в действующих ценах с объемом реа(
лизованных в отчетном году товаров, продукции, работ и услуг в ценах и тарифах предыдущего года по формуле
∆Q
Z
= Q
р
1
– Q
р
1,0
,
(1.8)
где
∆Q
Z
— прирост (уменьшение) выручки от продажи за счет изменения цен и тарифов;
Q
р
1
— фактический объем реализации за отчетный год в действующих ценах;
Q
р
1,0
— известно.
В нашем примере в результате повышения цен и тарифов выруч(
ка увеличилась на 440 тыс. руб.:
∆Q = 54190 – 53750 = +440 тыс. руб., а ∆Р
Z
= +440 тыс. руб. Следо(
вательно, прибыль (
∆Р
Z
) возросла также на 440 тыс. руб.
Выполненные расчеты влияния факторов на изменение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг против предыдущего года можно обобщить в табл. 1.3.

228
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Таблица 1.3
Обобщение результатов факторного анализа прибыли
Факторы изменения прибыли от продажи
Сумма прироста (уменьшения)
товаров, продукции, работ, услуг прибыли по сравнению с прошлым годом, тыс. руб.
I вариант
II вариант
Изменение объема реализации товаров, продукции,
работ, услуг
–599
–683
Изменение структуры и ассортимента
+489
+573
Изменение полной себестоимости объема реализации
+300
+300
Изменение оптовых (отпускных) цен и тарифов
+440
+440
Итого
+630
+630
Фактический прирост прибыли по сравнению с прошлым годом составил 630 тыс. руб. Он образовался благодаря снижению полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг (300 тыс.
руб.), повышению оптовых (отпускных) цен (440 тыс. руб.) и сдвигам в структуре продукции (489 тыс. руб., или 577 тыс. руб.) при одновре(
менном уменьшении прибыли за счет снижения объема реализации
(599 тыс. руб., или 683 тыс. руб.).
Факторный анализ динамики прибыли от продаж можно выпол(
нить также с помощью способа цепных подстановок (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли (убытка)
от продажи товаров, продукции, работ, услуг
Подстановки
Взаимодействующие факторы
Сумма
Влияние прибыли, фактора
Объем
Струк(
Себе(
Цены тыс. руб. на сумму продаж тура стоимость продаж прибыли,
продаж продаж тыс. руб.
Исходные данные
Преды(
Преды(
Преды(
Преды(
8 540

дущий дущий дущий дущий год год год год
Объем продаж
Отчет(
Преды(
Преды(
Преды(
7 940*
–600
отчетного года ный год дущий дущий дущий год год год
Структура продаж
Отчет(
Отчет(
Преды(
Преды(
8 430
+490
отчетного года ный год ный год дущий дущий год год
Себестоимость
Отчет(
Отчет(
Отчет(
Преды(
8 730**
+300
отчетного года ный год ный год ный год дущий год