Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   55

Глава 1. Анализ финансовых результатов
251
Решение.
Разделив первое уравнение на 6, а второе на 6691, получим:
b
0
+ 1115,17b
1
= 11 424,67,
b
0
+ 1131,60b
1
= 11 342,49.
Вычтем из первого уравнения второе, получим: –16,43 b
1
= 82,18,
отсюда b
1
= –5,002.
Подставим значение b
1 в первое уравнение: b
0
– 5578,08 = 11 424,67,
отсюда b
0
= 17 002,75.
В результате получим следующую эмпирическую функцию издер(
жек:
S = 17 002,75 – 5,002q.
Теперь проведем расчеты предельного дохода и предельных из(
держек и, приравнивая их друг к другу, найдем величину оптимально(
го объема продукции:
Z = 23 258,95 – 6,762q;
S = 17 002,75 – 5,002q;
Z
× q = 23 258,95q – 6,762q
2
Возьмем производную от этого уравнения d(Z q)
dS
23 258,95 13,524q;
5,002;
dq dq
×
=

= −
23 258,95 – 13,524q = –5,002;
23 263,952 = 13,524q q = 1720 шт.
Таким образом, оптимальный объем продукции составляет
1720 наборов мебели. Зная размер объема продукции, можно опреде(
лить оптимальные цену продукта, выручку от реализации, издержки производства и прибыль.
Цена одного набора мебели:
Z = 23 258,95 – 6,762
× 1720 = 23 258,95 – 11 630,64 ≈ 11 628 руб.
Затраты (издержки) по полной себестоимости одного набора ме(
бели:
S
i
= 17 002,75 – 5,002
× 1720 = 17 002,75 – 8603,44 = 8400 руб.
Выручка от реализации продукции:
Z
× q = 11 628 × 1720 = 20 000 тыс. руб.
Затраты (издержки производства) по полной себестоимости на весь объем продукции:
S
× q = 8400 × 1720 = 14 448 тыс. руб.
Сумма прибыли: Р = 20 000 – 14 448 = 5552 тыс. руб.

252
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Таблица 1.14
Сравнительные данные об объемах продукции,
издержках и прибыли
Показатель
Фактически
Оптимальные
Отклонения за 5(й год величины
(+, –)
Производство продукции в натуральном выражении (q i
), шт.
1 300 1 720
+420
Выручка от реализации продукции
(z i
× q i
), тыс. руб.
18 850 20 000
+1 150
Затраты (издержки) по полной себестоимости (s i
× q i
), тыс. руб.
13 650 14 448
+798
Прибыль (Р), тыс. руб.
5 200 5 552
+352
Данные предельного анализа показывают, что у предприятия име(
ются возможности увеличить прибыль на 352 тыс. руб., или на 6,8%,
за счет увеличения объемов производства и реализации продукции на 32,3%. При этом затраты предприятия увеличатся на 798 тыс. руб.,
или на 5,8%, а выручка от реализации продукции увеличится на
1150 тыс. руб., или на 6,1%. Следовательно, предприятие может в пер(
спективе придерживаться стратегии, направленной на рост объемов выпуска и реализации продукции, снижение издержек производства на единицу продукции, обеспечивающей увеличение прибыли и по(
вышение рентабельности производства.
1.6. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Показатели рентабельности характеризуют относительную доход(
ность, или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества. В международной практике вся предпринимательская деятельность корпораций, фирм и других образований (кооперативов,
малых предприятий) четко подразделяется на три вида:
n операционная (текущая);
n инвестиционная — вложение средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения и т.п.;
n финансовая — получение (уплата) дивидендов, процентов и т.п.
В соответствие с этим в практике анализа применяют следующие группы показателей относительной доходности, прибыльности това(
ров, продукции, работ, услуг, производственных фондов совокупных и чистых активов предприятия, вложений (инвестиций), собственно(
го капитала и ценных бумаг. Прибыльность товаров, продукции, ра(
бот, услуг характеризуется такими показателями, как рентабельность реализации или оборота и отдельных изделий.


Глава 1. Анализ финансовых результатов
253
Уровень рентабельности реализации, или оборота, определяется отношением прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к сумме выручки от реализации в действующих (отпускных) ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов по формуле
P
Q
Q
P
P
P
Q S
К
100 100,
Q
Q

=
×
=
×
(1.24)
где
P
Q
P
К
— рентабельность реализации (оборота), % или коп.
Рентабельность реализации (оборота) показывает, сколько полу(
чено прибыли в коп. или в % на 1 руб. проданных товаров, продукции и выполненных работ, услуг.
Рентабельность отдельных видов продукции определяется отно(
шением прибыли данного вида изделия к себестоимости этого изде(
лия. Она характеризует абсолютную сумму или уровень (в %) прибы(
ли на 1 руб. затраченных средств (производственных ресурсов):
К
Р
= Р
Q
: S
× 100,
(1.25)
где
K
P
— коэффициент (процент) рентабельности отдельных видов выпу(
щенной продукции;
Р — прибыль отдельных видов продукции;
S — полная себестоимость отдельных изделий.
В мировой практике рентабельность единицы отдельных видов продукции исчисляется как отношение прибыли по данному виду из(
делия к его стоимости (цене):
К
Р
= (Z – S) : Z
× 100,
(1.26)
где
К
P
— коэффициент (процент) рентабельности изделия;
Z — цена единицы изделия;
S — себестоимость единицы изделия.
Для расчета уровня рентабельности реализации (оборота) за пре(
дыдущий период (год), по плану и фактически за отчетный период
(год), изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются следующие источники информации:
финансовый план, формы № 1 и 2 бухгалтерской отчетности предпри(
ятия, учетные регистры.
Из данных, приведенных в аналитической табл. 1.14, видно, что на анализируемом предприятии рентабельность реализации (оборо(
та) составила за прошлый год 14,78 % и фактически за отчетный год —
16,92 %. Таким образом, по сравнению с прошлым годом уровень рен(
табельности оборота повысился на 2,14 пункта (16,92 – 14,78). Несом(

254
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
ненно, рост этого показателя означает эффективное ведение хозяйства.
Вместе с тем изменение показателя доходности оборота может слу(
жить ориентиром (наряду с другими показателями) в оценке конку(
рентоспособности продукции, работ, услуг. Увеличение рентабельно(
сти оборота может означать повышение спроса на продукцию, работы,
услуги.
Таблица 1.15
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности
продаж товаров, продукции, работ, услуг
Подстановки
Взаимодействующие
Уровень
Влияние факторы рентабель(
фактора ности,
на уровень
Струк(
Себе(
Цены продаж рентабель(
тура стоимость продаж
%
ности,
продаж продаж пункты
А
1 2
3 4
5
Исходные данные
Преды(
Преды(
Преды(
14,78

дущий дущий дущий год год год
Структура продаж
Отчет(
Преды(
Преды(
15,68
+0,90
отчетного года ный дущий дущий год год год
Себестоимость продаж
Отчет(
Отчет(
Преды(
16,24*
+0,56
отчетного года ный ный дущий год год год
Цены продаж отчетного
Отчет(
Отчет(
Отчет(
16,92
+0,68
года ный ный ный год год год
Итого:
+2,14
*
P
1,0 1,0 1
P
Q
S
=
− = 53 750 – 45 020 = 8730;
P
1,0
Q
P
К
= 8730 : 53 750
× 100 = 16,24%.
Колебания в уровне показателей рентабельности реализации (обо(
рота) могут происходить при изменении структуры реализации, себе(
стоимости, цен и тарифов отдельных видов продукции, работ и услуг.
Для оценки влияния указанных факторов используется способ цепных подстановок и данные табл. 1.2.
В нашем примере (см. табл. 1.15) при изменении структуры и ас(
сортимента реализации уровень рентабельности по сравнению с про(
шлым годом повысился на 0,9 пункта (15,68 – 14,78). В результате сни(


Глава 1. Анализ финансовых результатов
255
жения себестоимости изделий уровень рентабельности повысился по сравнению с прошлым годом на 0,56 пункта (16,24 – 15,68). Повыше(
ние оптовых цен на реализуемую продукцию привело к росту рента(
бельности на 0,68 пункта (16,92 – 16,24).
При отсутствии данных о показателях объема продажи товаров,
продукции (работ, услуг) отчетного года, пересчитанных по себестои(
мости, ценам и тарифам предыдущего года, факторный анализ уровня рентабельности продаж можно осуществить другим способом, исполь(
зуя данные табл. 1.1.
Формула рентабельности продаж (1.24) может быть преобразова(
на таким образом:
P
P
Q
Р
P
Q
S K У
К
100%,
Q
− − −
=
×
(1.27)
где обозначения известны.
Из этой факторной модели следует, что на уровень рентабельно(
сти продаж оказывают влияние следующие факторы: изменения вы(
ручки, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расхо(
дов.
Расчет влияния указанных факторов на изменение уровня рента(
бельности продаж имеет следующий вид.
1. Влияние изменения выручки от продаж:









=

×




P
P
P
Q
1 0
0 0
0 0
0 0
Р
P
P
1 0
Q
S
K
У
Q
S
K
У
К
100%;
Q
Q
(
)
P
Q
Р
54190 36 295 3547 9418
К
54190 57 800 36 295 3547 9418 100%
57 800 4930 8540 100 0,0909 0,1478 100 5,69% пункта
54190 57 800





=








×
=




=

×
=

×
= −




2. Влияние изменения себестоимости продаж:
P
P
P
Q
1 1
0 0
1 0
0 0
Р
P
P
1 1
Q
S
K
У
Q
S
K
У
К
100%;
Q
Q


− −





=

×





256
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
(
)
P
Q
Р
54190 32190 3547 9418
К
54190 54190 36 295 3547 9418 100%
54190 9035 4930 100 0,1667 0,0909 100 7,58% пункта.
54190 54190





=








×
=




=

×
=

×
= +




3. Влияние изменения коммерческих расходов:
P
P
P
Q
1 1
1 0
1 1
0 0
Р
P
P
1 1
Q
S
K
У
Q
S
K
У
К
100%;
Q
Q









=

×




(
)
P
Q
Р
54190 32190 3466 9418
К
54190 54190 32190 3547 9 418 100%
54190 9116 9035 100 0,1682 0,1667 100 0,15% пункта.
54190 54190





=








×
=




=

×
=

×
= +




4. Влияние изменения управленческих расходов:
P
P
P
Q
1 1
1 1
1 1
1 0
Р
P
P
1 1
Q
S
K
У
Q
S
K
У
К
100%;
Q
Q









=

×




(
)
P
Q
Р
54190 32190 3466 9364
К
54190 54190 32190 3466 9418 100%
54190 9170 9116 100 0,1692 0,1682 100 0,10% пункта.
54190 54190





=








×
=




=

×
=

×
= +




Проверка:
P
Q
Р
К
5,69 7,58 0,15 0,1 2,14% пункта;

= −
+
+
+
= +
P
Q
Р
К
16,92 14,78 2,14% пункта (табл. 1.2).

=

= +


Глава 1. Анализ финансовых результатов
257
Таким образом, предприятие добилось повышения уровня рента(
бельности продаж на 7,83% пункта путем снижения себестоимости продаж и расходов периода. Однако уменьшение объема реализации продукции вследствие замедления темпов ее обновления привело к снижению рентабельности продаж на 5,69% пункта.
В целом вследствие влияния рассмотренных факторов уровень рентабельности продаж повысился на 2,14% пункта (7,83 – 5,69).
Анализ рентабельности товарного выпуска отдельных изделий проводится на основе данных плановых и отчетных калькуляций с по(
мощью аналитической табл. 1.16.
Таблица 1.16
Рентабельность отдельных видов продукции за отчетный год
Вид
Товарный выпуск, тыс. руб.
Рентабельность продукции
В оптовых
Себестоимость
Прибыль в % к себе(
ценах (без продукции стоимости
НДС и акцизов по факти(
по факти(
по факти(
плану чески плану чески плану чески
А
1 2
3 4
5 6
7
Изделие А
16 200 14 350 14 120 1 850 2 080 12,9 14,7
Изделие Б
6 900 6 450 6 400 450 500 7,0 7,8
Изделие В
23 300 17 640 17 240 5 660 6 060 32,1 35,2
Изделие Г
7 800 7 200 7 100 600 700 8,3 9,9
Рентабельность отдельных видов продукции резко колеблется в зависимости от материалоемкости и трудоемкости их изготовления.
По всем изделиям рентабельность за отчетный год возросла по срав(
нению с планом:
n по изделию А на 1,8 пункта (14,7 – 12,9);
n изделию Б на 0,8 пункта (7,8 – 7,0);
n изделию В на 3,1 пункта (35,2 – 32,1);
n изделию Г на 1,6 пункта (9,9 – 8,3).
При неизменной оптовой (отпускной) цене повышение уровня рентабельности товарного выпуска отдельных видов продукции обу(
словливается снижением уровня затрат (себестоимости).
Для оценки динамики уровней рентабельности выпуска отдель(
ных видов продукции сопоставляются фактические показатели отчет(
ного года с прошлогодними или за несколько лет.
Представим себе, что имеются следующие данные по изделию «Д»
(табл. 1.17).

258
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Таблица 1.17
Исходные данные для расчета рентабельности изделия «Д»
Показатель
За предыдущий
За отчетный
Отклонение год год
(+, –)
А
1 2
3
Продажная цена, руб.
25 000 26 000
+1 000
Полная себестоимость, руб.
22 780 22 820
+40
Прибыль, руб.
2 220 3 180
+960
Рентабельность, %
8,88 12,23
+3,35
Как видим, рентабельность изделия «Д» по сравнению с предыду(
щим отчетным периодом повысилась на 3,35 пункта. На это отклоне(
ние оказали влияние два фактора: изменение цены и себестоимости изделия. Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить условный показатель рентабельности при отчетной цене и базисной себестоимости (26 000 –
– 22780) : 26000
× 100 = 12,38 %.
Следовательно, изменение продажной цены привело к повыше(
нию рентабельности на 3,5 пункта (12,38 – 8,88), а повышение себес(
тоимости снизило рентабельность на 0,15 пункта (12,23 – 12,38).
Для оценки деятельности предприятия важнейшее значение име(
ет показатель рентабельности производственных фондов, который так(
же может служить ориентиром при изучении спроса на продукцию.
Рентабельность производственных фондов определяется как от(
ношение прибыли до налогообложения к средней стоимости основ(
ных производственных фондов и материальных оборотных активов.
Этот же показатель можно оценивать и по чистой прибыли. На изме(
нение рентабельности производственных фондов влияют изменения фондоотдачи, оборачиваемости материальных оборотных активов,
а также рентабельности реализованной продукции. Для определения количественного влияния этих факторов можно рекомендовать сле(
дующую формулу:
M
Н
H
M
H
M
ПФ
M
P
P
P
P
P
M
E
F
Р
P
F E
P
F
E
Кр
:
:
F E
Q
Q
Q
Q
Q
F
E




+


=
=
=
+
=
+






P
H
Q
P
об об
P
1 1
1 1
:
Кр
:
,
f f
Q
К
К




=
+
=
+








(1.28)